Консультация «Инновационные формы работы с родительской общественностью в ДОУ»
консультация (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_2.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
«Инновационные формы работы с родительской общественностью в ДОУ»
Подготовила: Офицерова Е.В.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Это может происходить по разным причинам. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Им надо научиться взаимодействовать в интересах ребёнка. Главным в этом направлении является установление доверия между семьёй и детским садом, которое позволит корректировать воспитательные позиции родителей и самих педагогов.
«При общем согласии можно и глину в золото превратить». Эта древняя пословица как нельзя лучше подчеркивает то, что если педагогам детского сада удается найти взаимопонимание с родителями воспитанников, если взрослые члены семьи включаются в педагогический процесс, эффективность воспитания ребенка возрастает.
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка»,
Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.
Кроме закона об образовании и ФГОС, работу с родителями регламентирует Устав детского сада, Положение о родительском комитете, основная общеобразовательная программа детского сада.
Родители современных воспитанников – это люди, идущие в ногу со временем. Задача педагогов детского сада - поиск новых форм взаимодействия с ними. А педагог дошкольного учреждения в свою очередь - не только воспитатель, но и партнер родителей в вопросах воспитания их детей.
Поэтому необходимо так построить работу с родителями, чтобы создать единое образовательное пространство для равноправного и заинтересованного партнерства.
Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. Нужно проводить планомерную целенаправленную работу с родителями, в которой решаются следующие приоритетные задачи:
• установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
• объединение усилий для развития и воспитания детей;
• создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
• активизация и обогащение воспитательных умений родителей;
Для решения поставленных задач и вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ проводят работу в трех направлениях:
1. Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.
2. Повышение педагогической культуры родителей.
3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.
Работа с семьями в детском саду начинается с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в ДОУ. Педагоги проводят анкетирование, личные беседы на эту тему. Затем творческой группой по организации сотрудничества с родителями на основе запросов родителей, анализа анкет составляется план работы, подбираются интересные формы взаимодействия с семьей.
Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи, педагогами активно используются инновационные формы работы.
Что такое инновация? Инновация – пер. с англ. Обновление.
С точки зрения применения инновации в образовании - это внедренное нововведение, обеспечивающее качественный рост эффективности. Но это не всякое нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность.
Инновационные формы предполагают:
- активную позицию родителей, партнерство с педагогами,
- инициативность в процессе сотрудничества и побуждения к действиям
- применение в семейной среде.
Совокупность этих составляющих дает право говорить об инновационности форм работы.
Традиционные формы предполагают пассивную роль родителя как слушателя, общение с педагогом носит формальный характер.
Использование инновационных форм:
Совместные проекты (где дети не только открывают что-то новое совместно с педагогом в ДОУ, но закрепляют свои знания благодаря экспериментированию вместе с родителями вне детского сада)
Выставки – коллекции
Дни добрых дел. (Пропаганда добра, милосердия, любви к природе у детей дошкольного возраста.)
«День самоуправления» (новая инновационная форма взаимодействия с родителями, позволяющая повысить уровень их просвещенности в вопросах воспитания, обучения и развития своих детей, дающая возможность привлечения родителей к жизни детского сада, способствующая повышению статуса и положительного имиджа дошкольного учреждения, педагогического коллектива. ( Организация мероприятий осуществляется в группе для детей среднего возраста; Во время Дня самоуправления педагоги ДОУ находятся на рабочих местах, но исполняют только роли наблюдателей)
«Родительские уроки». (Участвуя в родительских уроках, дети получают новый положительный опыт, а родителя являются не только источником информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса.)
«Родительская почта. «Сундучок-доверия» (В этот сундучок родители могут анонимно написать свои рекомендации для педагогов или пожелания.)
«Мастер-классы» (где руководителем может быть не только педагог, но и ребенок, родитель);
«Традиционные акции: Экологические: «Покормите птиц зимой!», «Город-чистюля» Социальные: «Весенняя неделя добра»
Тематические: «Осенняя фантазия», «Зимнее волшебство», «Весенний калейдоскоп», «Лето» .
Безопасность: «Осторожно, пруд замерз!», «Водители, будьте бдительны!»
«Совместная работа родителей с детьми в индивидуальных тетрадях» (помогает научиться вместе с детьми преодолевать трудности учения);
«День открытых дверей» (родители знакомятся с задачами, правилами и традициями ДОУ);
«Круглый стол» (обсуждение с родителями актуальных проблем воспитания);
«Конкурсы, викторины, выставки» дают возможность проявить всем здоровую конкуренцию, объединиться в стремлении к победе, укрепляют взаимопонимание и повышают интерес друг к другу.
«Фестиваль талантов «Семь - я» объединяет взрослых и детей одной идеей, сопровождающейся демонстрацией талантов в различных видах песенного, танцевального творчества, игре на музыкальных инструментах, достижений в различных видах искусства.
« Интерактивные – досуговые мероприятия» (всевозможные акции, праздники, мероприятия как на уровне ДОУ, так и муниципальном, участниками, которых являются дети, родители, педагоги);
«Собрание – деловая игра» (имеет своей целью выявить в ходе игры представления родителей по обозначенной проблеме, путях и способах ее решения);
«Собрание – конкурсы»(на которых, родители, получив информацию к размышлению а также могут продемонстрировать свои успехи в данных областях);
«Собрание – практикум» (обучает социальным упражнениям, помогает применить полученную информацию на практике);
«Родительские собрания-студии» (активная форма сотрудничества с родителями, дающая возможность при непосредственном общении с ними обмениваться информацией о проблемах и перспективах развития и воспитания детей. Собрание-студия – это способ педагогической и психологической поддержки родителей, объединения педагогических усилий, что даёт родителям возможность сравнить собственную позицию с позициями педагогов и других родителей. Студийная форма проведения собрания создаёт условия для активного участия родителей в обсуждении проблем. Они не просто слушают, а включаются в педагогическую деятельность в ходе дискуссии, имитационно-ролевой игры, обсуждения за «круглым столом).
«Родительская конференция (в них участвуют не только родители, но и общественность);
«Тематические консультации» (организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей);
«Семинары-практикумы» (играем с родителями вместо детей) – позволяют знакомить родителей с современным игровым оборудованием и играми, направленными на развитие и коррекцию детей.
«Клубы для родителей» (данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями – что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания делает родителей активными участниками в жизни группы и детского сада, родители выступают в роли равноправных партнеров педагогов, проявляют инициативу);
«Выставки, вернисажи детских работ» (демонстрируя родителям важных разделов программы или успехов детей по освоению программы);
«Родительская газета» (оформляется самими родителями, в ней они отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам); ящик для предложений (родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей).
«Круглый стол» на различные темы;
«Тематические выставки»;
«Семейные спортивные встречи»;
«Открытые занятия для просмотра родителей»;
«Конкурс семейных талантов»;
Сайт ДОУ
«Семейный театр»;
В результате внедрения инновационных форм воспитатели чаще выходят на контакт со всеми родителями, а не только с активистами. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник. Возрастает заинтересованность родителей в жизни группы, детского сада. Совместная деятельность родителей, педагогов положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей.
Главная задача педагогов детского сада - донести до родителей, что их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении»
работа с педагогами...
Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении.
Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Традиционным источником нравственности является, в первую очередь, семья – любовь и верность, здоровье, уваже...
Консультация «Инновационные формы работы с родительской общественностью в ДОУ»
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Это может проис...
Лекторий «Формы и методы работы с родительской общественностью на условиях партнёрства»
Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.Семья – уникальный пер...
консультация «Инновационные формы работы по реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников»
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспита...
консультация «Инновационные формы работы по развитию монологической речи дошкольников»
Консультация познакомит воспитатетлей ДОУ с инновационными формами по развитию монологической речи дошкольников...
« Инновационные формы взаимодействия с родительской общественностью»
Целью взаимодействия педагогов дошкольного учреждения с семьейявляется создание единого образовательного пространства для всехучастников образовательных отношений или алгоритма «родители &ndash...