Современные дети: особенности игры и психического разития
консультация

Садекова Елена Владимировна

В игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_igry_i_psihicheskogo_razvimtiya_detey.docx23.85 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация.

Тема: «Современные дети: особенности игры и психического развития».

Подготовила:

воспитатель Садекова Е.В.

Изучая особенности развития детей, психологи и педагоги доказали, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. Обусловленные игрой изменения в психике ребенка настолько существенны, что утвердился взгляд на игру как на ведущую деятельность в дошкольный период.

В процессе игры ребёнок развивается и получает подготовку к дальнейшей деятельности. Он играет потому, что развивается, и развивается потому, что играет. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.

Различные формы деятельности взрослых служат образцами, которые воспроизводятся в игровой деятельности детей. Игры органически связаны со всей культурой народа, свое содержание они черпают из труда и быта окружающих.

Игра подготавливает подрастающее поколение к продолжению дела старшего поколения, формируя, развивая в нём способности и качества, необходимые для той деятельности, которую им в будущем предстоит выполнять.

Игра является особенно спонтанным качеством ребенка, и вместе с тем вся она строится на взаимоотношениях ребенка со взрослыми.

Основные этапы развития игры в дошкольном возрасте.

Младшие дошкольники играют одни. Игра носит предметно-манипулятивный и конструктивный характер. Во время игры совершенствуются восприятие, память, воображение, мышление и двигательные функции.

В средний период дошкольного детства ребёнку нужен ровесник, с которым он будет играть. Теперь основным направлением игры становится имитация отношений между людьми. Темы сюжетно-ролевых игр различны, вводятся определенные правила, которых ребёнок строго придерживается.

В старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевые игры отличаются разнообразием тем, ролей, игровых действий, правил.

Большое внимание изучению игры детей 3–7 лет уделял Д.Б. Эльконин. Он выделил и охарактеризовал четыре уровня её развития.

Первый уровень:

1) действия с определенными предметами, направленные на соучастника игры. Сюда входят действия «матери» или «врача», направленные на «ребёнка»;

2) роли определяются действием. Роли не называются, и дети в игре не используют друг относительно друга реальные отношения, существующие между взрослыми или между взрослым и ребёнком;

3) действия состоят из повторяющихся операций, например, кормление с переходом от одного блюда к другому. Кроме этого действия ничего не происходит: ребёнок не проигрывает процесс приготовления пищи, мытьё рук или посуды.

Второй уровень:

1) основное содержание игры – действие с предметом. Но здесь на первый план выходит соответствие игрового действия реальному;

2) роли детьми называются и намечается разделение функций. Выполнение роли определяется реализацией действий, связанных с данной ролью;

3) логика действий определяется их последовательностью в реальной действительности. Количество действий расширяется.

Третий уровень:

1) основное содержание игры – выполнение вытекающих из роли действий. Начинают выделяться специальные действия, которые передают характер отношений к другим участникам игры, например, обращение к продавцу: «Дайте хлеб» и т. д.;

2) роли ясно очерчены и выделены. Они называются до игры, определяют и направляют поведение ребёнка;

3) логика и характер действий определяются взятой на себя ролью. Действия становятся разнообразнее: приготовление пищи, мытьё рук, кормление, чтение книги, укладывание спать и т. д. Присутствует специфическая речь: ребёнок вживается в роль и говорит так, как требуется по роли. Иногда в процессе игры могут проявиться реально существующие отношения между детьми: начинают обзываться, ругаться, дразниться и т. д.;

4) опротестовывается нарушение логики. Это выражается в том, что один говорит другому: «Так не бывает». Определяются правила поведения, которым дети должны подчиняться. Неправильность выполнения действий замечается со стороны, это вызывает у ребенка огорчение, он пытается исправить ошибку и найти ей оправдание.

Четвертый уровень:

1) основное содержание – выполнение действий, связанных с отношением к другим людям, роли которых выполняют другие дети;

2) роли ясно очерчены и выделены. Во время игры ребёнок придерживается определённой линии поведения. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Речь носит чётко ролевой характер;

3) действия происходят в последовательности, чётко воссоздающей реальную логику. Они разнообразны и отражают богатство действий лица, изображаемого ребёнком;

4) нарушение логики действий и правил отвергается. Ребенок не хочет нарушать правила, объясняя это тем, что так есть на самом деле, а также рациональностью правил.

Особенности игры и психического развития детей.

Этап развития

Возраст ребёнка

Содержание

Партнёры

 по игре

Влияние игры на развитие ребёнка

Предметно-манипулятивная, сюжетно-ролевая игра

Младший дошкольный возраст

(3-4 года)

Действия осуществления роли(изображают взрослого человека, выполняющего различные функции)

Не нужны

Усваивает функции человека в обществе (мама, продавец и др.)

Сюжетно-ролевая игра

Средний дошкольный возраст

 (4-5 лет)

Содержание усложняется, разыгрывается жизненный или сказочный сюжет, роли открыты, а правила ещё скрыты

Нужен партнёр для игры. Если роль выполняется не правильно, начинается конфликт

Усваивает:

- функции человека;

- способы их осуществления;

- правила взаимоотноше-ний

Сюжетно-ролевая игра:

1.Игра с правилами

Старший дошкольный возраст

(5-7 лет)

Усвоение норм и правил выполнения роли, главное в игре – действовать по правилам

Для игры нужен партнёр. Если кто-либо не выполняет правила, его убирают из игры

Развивается саморегуляция, появляется первая форма волевого поведения - поступок

1.Игра-драматизация

Старший дошкольный возраст

(5-7 лет)

Изображение сказочных героев, усвоение морально-эстетических норм поведения (сказочные герои – носители норм)

Нужен партнёр. Здесь возникают конфликты по поводу выбора роли

Ребёнок оттачивает навыки общения, формируются задатки морали

Таким образом, в ходе игры развиваются психические процессы, в частности произвольное внимание и память. В процессе игровой деятельности развиваются умственные способности.  В ходе сюжетно-ролевой игры развивается воображение. Игра влияет и на личностное развитие ребенка. Начинает развиваться рефлексивное мышление. Рефлексия – это способность человека анализировать свои действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями. Возникает интерес к рисованию и конструированию.  Внутри игровой деятельности начинает складываться учебная деятельность. В игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности детей, также влияющие на его развитие.

Ценность игровой деятельности заключается и в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей. Она как никакая другая деятельность позволяет детям уже на самых ранних стадиях развития создавать самодеятельным путем те или иные формы общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Современные пятилетние дети: особенности игры, общения и психического развития»

Возраст пять лет, в настоящее время, как правило, является последней ступенью дошкольного периода развития: ведь многие дети уже в шесть лет переступают порог школы. В этой связи чрезвычайно важно выя...

Консультация для воспитателей « Современные дети: особенности игры, общения и психического развития»

Консультация для воспитателей « Современные дети: особенности игры, общения и психического развития»...

Статья. «Почему современные дети перестали играть…»

Данная тема актуальна, так как значение игр для детей любого возраста очень велико, поскольку именно в этот период происходят основные процессы развития ребенка. Организации игровой активности в...

Статья: «Современные пятилетние дети: особенности игры, общения и психического развития»

Возраст пять лет, в настоящее время, как правило, является последней ступенью дошкольного периода развития: ведь многие дети уже в шесть лет переступают порог школы. В этой связи чрезвычайно важно выя...

Современные пятилетние дети: особенности игры, общения и психического развития.

Пятилетний возраст - хронологическая граница перехода от младшего дошкольного возраста к старшему. В этом возрасте отмечается существенное изменение в психическом развитии ребенка. В общих чертах их с...

Современные дети: особенности игры и психического развития

Игра, может влиять на психическое развитие ребенка. Ребенок должен приобретать опыт игровых действий во взаимодействии со взрослыми, сверстниками, и стремиться познать социальную реальность, окружающу...