Современные дети: особенности игры и психического разития
консультация
В игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_igry_i_psihicheskogo_razvimtiya_detey.docx | 23.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация.
Тема: «Современные дети: особенности игры и психического развития».
Подготовила:
воспитатель Садекова Е.В.
Изучая особенности развития детей, психологи и педагоги доказали, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. Обусловленные игрой изменения в психике ребенка настолько существенны, что утвердился взгляд на игру как на ведущую деятельность в дошкольный период.
В процессе игры ребёнок развивается и получает подготовку к дальнейшей деятельности. Он играет потому, что развивается, и развивается потому, что играет. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.
Различные формы деятельности взрослых служат образцами, которые воспроизводятся в игровой деятельности детей. Игры органически связаны со всей культурой народа, свое содержание они черпают из труда и быта окружающих.
Игра подготавливает подрастающее поколение к продолжению дела старшего поколения, формируя, развивая в нём способности и качества, необходимые для той деятельности, которую им в будущем предстоит выполнять.
Игра является особенно спонтанным качеством ребенка, и вместе с тем вся она строится на взаимоотношениях ребенка со взрослыми.
Основные этапы развития игры в дошкольном возрасте.
Младшие дошкольники играют одни. Игра носит предметно-манипулятивный и конструктивный характер. Во время игры совершенствуются восприятие, память, воображение, мышление и двигательные функции.
В средний период дошкольного детства ребёнку нужен ровесник, с которым он будет играть. Теперь основным направлением игры становится имитация отношений между людьми. Темы сюжетно-ролевых игр различны, вводятся определенные правила, которых ребёнок строго придерживается.
В старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевые игры отличаются разнообразием тем, ролей, игровых действий, правил.
Большое внимание изучению игры детей 3–7 лет уделял Д.Б. Эльконин. Он выделил и охарактеризовал четыре уровня её развития.
Первый уровень:
1) действия с определенными предметами, направленные на соучастника игры. Сюда входят действия «матери» или «врача», направленные на «ребёнка»;
2) роли определяются действием. Роли не называются, и дети в игре не используют друг относительно друга реальные отношения, существующие между взрослыми или между взрослым и ребёнком;
3) действия состоят из повторяющихся операций, например, кормление с переходом от одного блюда к другому. Кроме этого действия ничего не происходит: ребёнок не проигрывает процесс приготовления пищи, мытьё рук или посуды.
Второй уровень:
1) основное содержание игры – действие с предметом. Но здесь на первый план выходит соответствие игрового действия реальному;
2) роли детьми называются и намечается разделение функций. Выполнение роли определяется реализацией действий, связанных с данной ролью;
3) логика действий определяется их последовательностью в реальной действительности. Количество действий расширяется.
Третий уровень:
1) основное содержание игры – выполнение вытекающих из роли действий. Начинают выделяться специальные действия, которые передают характер отношений к другим участникам игры, например, обращение к продавцу: «Дайте хлеб» и т. д.;
2) роли ясно очерчены и выделены. Они называются до игры, определяют и направляют поведение ребёнка;
3) логика и характер действий определяются взятой на себя ролью. Действия становятся разнообразнее: приготовление пищи, мытьё рук, кормление, чтение книги, укладывание спать и т. д. Присутствует специфическая речь: ребёнок вживается в роль и говорит так, как требуется по роли. Иногда в процессе игры могут проявиться реально существующие отношения между детьми: начинают обзываться, ругаться, дразниться и т. д.;
4) опротестовывается нарушение логики. Это выражается в том, что один говорит другому: «Так не бывает». Определяются правила поведения, которым дети должны подчиняться. Неправильность выполнения действий замечается со стороны, это вызывает у ребенка огорчение, он пытается исправить ошибку и найти ей оправдание.
Четвертый уровень:
1) основное содержание – выполнение действий, связанных с отношением к другим людям, роли которых выполняют другие дети;
2) роли ясно очерчены и выделены. Во время игры ребёнок придерживается определённой линии поведения. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Речь носит чётко ролевой характер;
3) действия происходят в последовательности, чётко воссоздающей реальную логику. Они разнообразны и отражают богатство действий лица, изображаемого ребёнком;
4) нарушение логики действий и правил отвергается. Ребенок не хочет нарушать правила, объясняя это тем, что так есть на самом деле, а также рациональностью правил.
Особенности игры и психического развития детей.
Этап развития | Возраст ребёнка | Содержание | Партнёры по игре | Влияние игры на развитие ребёнка |
Предметно-манипулятивная, сюжетно-ролевая игра | Младший дошкольный возраст (3-4 года) | Действия осуществления роли(изображают взрослого человека, выполняющего различные функции) | Не нужны | Усваивает функции человека в обществе (мама, продавец и др.) |
Сюжетно-ролевая игра | Средний дошкольный возраст (4-5 лет) | Содержание усложняется, разыгрывается жизненный или сказочный сюжет, роли открыты, а правила ещё скрыты | Нужен партнёр для игры. Если роль выполняется не правильно, начинается конфликт | Усваивает: - функции человека; - способы их осуществления; - правила взаимоотноше-ний |
Сюжетно-ролевая игра: 1.Игра с правилами | Старший дошкольный возраст (5-7 лет) | Усвоение норм и правил выполнения роли, главное в игре – действовать по правилам | Для игры нужен партнёр. Если кто-либо не выполняет правила, его убирают из игры | Развивается саморегуляция, появляется первая форма волевого поведения - поступок |
1.Игра-драматизация | Старший дошкольный возраст (5-7 лет) | Изображение сказочных героев, усвоение морально-эстетических норм поведения (сказочные герои – носители норм) | Нужен партнёр. Здесь возникают конфликты по поводу выбора роли | Ребёнок оттачивает навыки общения, формируются задатки морали |
Таким образом, в ходе игры развиваются психические процессы, в частности произвольное внимание и память. В процессе игровой деятельности развиваются умственные способности. В ходе сюжетно-ролевой игры развивается воображение. Игра влияет и на личностное развитие ребенка. Начинает развиваться рефлексивное мышление. Рефлексия – это способность человека анализировать свои действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями. Возникает интерес к рисованию и конструированию. Внутри игровой деятельности начинает складываться учебная деятельность. В игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности детей, также влияющие на его развитие.
Ценность игровой деятельности заключается и в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей. Она как никакая другая деятельность позволяет детям уже на самых ранних стадиях развития создавать самодеятельным путем те или иные формы общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Современные пятилетние дети: особенности игры, общения и психического развития»
Возраст пять лет, в настоящее время, как правило, является последней ступенью дошкольного периода развития: ведь многие дети уже в шесть лет переступают порог школы. В этой связи чрезвычайно важно выя...
Родительское собрание "СОВРЕМЕННЫЕ ДЕТИ: ОСОБЕННОСТИ ИГРЫ, ОБЩЕНИЯ И ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ"
Конспект родительского собрания...
Консультация для воспитателей « Современные дети: особенности игры, общения и психического развития»
Консультация для воспитателей « Современные дети: особенности игры, общения и психического развития»...
Статья. «Почему современные дети перестали играть…»
Данная тема актуальна, так как значение игр для детей любого возраста очень велико, поскольку именно в этот период происходят основные процессы развития ребенка. Организации игровой активности в...
Статья: «Современные пятилетние дети: особенности игры, общения и психического развития»
Возраст пять лет, в настоящее время, как правило, является последней ступенью дошкольного периода развития: ведь многие дети уже в шесть лет переступают порог школы. В этой связи чрезвычайно важно выя...
Современные пятилетние дети: особенности игры, общения и психического развития.
Пятилетний возраст - хронологическая граница перехода от младшего дошкольного возраста к старшему. В этом возрасте отмечается существенное изменение в психическом развитии ребенка. В общих чертах их с...
Современные дети: особенности игры и психического развития
Игра, может влиять на психическое развитие ребенка. Ребенок должен приобретать опыт игровых действий во взаимодействии со взрослыми, сверстниками, и стремиться познать социальную реальность, окружающу...