Проект "Библиотека на крыше у Карлсона"
проект
Цель проекта: Создание в дошкольном учреждении центра «Библиотека» для развития познавательного интереса к книжной культуре и развития инициативы, самостоятельности у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект БИБЛИТЕКА | 41.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 25 «Успех» МБДОУ № 25 663606, Россия, Красноярский край, г. Канск, мкр. 6-й Северо-Западный, 65 ИНН/КПП 2450032038/245001001 ОГРН 1152450000713 тел. (39161) 2-99-11 Библиотека в детском саду (долгосрочный проект) Экгардт Анастасия Валентиновна (воспитатель МБДОУ № 25 «Успех») Направление реализации проекта: Образовательный проект Канск, 2019 |
Актуальность проекта
Мы живем в мире развития высокотехнологичных отраслей и уже в дошкольном возрасте дети могут практически свободно обращаться с гаджетами, компьютерами, бытовой техникой. С одной стороны это хорошо, но с другой, к сожалению, дошкольники теряют интерес к книге, как источнику получения знаний. Возможно, это является одной из причин возникновения трудностей у дошкольников при переходе на последующую ступень образования. В результате снижение читательской грамотности у выпускников начальной школы: 62,42% участников диагностической работы продемонстрировали базовый уровень достижений; каждый пятый ученик (более 20%) показал уровни ниже базового (из отчёта КГКСУ «Центр оценки качества образования» по результатам диагностических работ по читательской грамотности обучающихся 4-го класса в Красноярском крае в 2019 году) https://coko24.ru/wp-content/uploads/2019/05/КДР4_ЧГ_Краткий_отчет_2019.pdf Доля учеников, испытывающих в чтении и понимании текста значительные трудности, заметно выше, чем в 2016-2018.
Педагогический коллектив нашего детского сада, заинтересован в том, чтобы наши выпускники при поступлении в первый класс имели как можно меньше трудностей в процессе обучения. В связи с этим перед нами встала проблема выбора современных методов обучения и образовательных технологий, способствующих повышению интереса дошкольников к книге, как источнику знаний.
Цель проекта:
Создание в дошкольном учреждении центра «Библиотека» для развития познавательного интереса к книжной культуре и развития инициативы, самостоятельности у детей.
Задачи:
- Развивать свободное общения со взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
- Воспитывать интерес к чтению; желание и умение слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
- Инициировать участие родителей воспитанников в оснащении «Библиотеки».
- Способствовать формированию у детей общепринятых правил поведения при посещении библиотеки. .
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
Целевая группа: воспитанники МБДОУ № 25 и их родители (законные представители), сотрудники МБДОУ № 25, студенты КГА ПОУ «Канский педагогический колледж», городская библиотека им. Аркадия и Бориса Стругацких.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА:
Подготовительный:
- обозначение цели;
- постановка задач;
- изучение методической литературы по теме проекта;
- составление перспективного плана работы по реализации проекта;
- оснащение библиотеки.
Первым шагом к реализации проекта «Библиотека» было создание творческой группы. В состав группы вошли три человека: я, учитель – логопед Дементьева Т.Н., воспитатель Михалева Ю.Н. Совместно мы составили перспективный план по реализации проекта. Изучив методическую литературу, выбрали те образовательные технологии, использование которых на наш взгляд наиболее эффективно при реализации нашего проекта:
- Игровая технология (главная цель игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей)
- Технология проектов (предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей)
- Технология «Мнемотехника» (искусство запоминания путем образования искусственных ассоциаций при помощи системы методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации)
- Квест технология (как одна из форм организации образовательного процесса, охватывающая практически все виды детской деятельности: игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, двигательную, изобразительную, восприятие художественной литературы и фольклора)
Выше указанные технологии были выбраны не случайно, все они используются в практике педагогов МБДОУ № 25.
Следующим шагом, стал выбор места для организации центра в помещении детского сада. Этим местом стал тамбур между методическим кабинетом и физкультурным залом. Выбор был обусловлен несколькими причинами:
- дверь в тамбур открыт в течение дня, что обеспечивает доступность;
- вход просматривается камерой видеонаблюдения, что в дальнейшем позволит организовать «невидимый контроль»;
- в методическом кабинете находятся взрослые, что тоже позволит организовать «невидимый контроль» во время самостоятельного посещения центра детьми.
Имеющиеся в помещении два шкафа с полками, были нами использованы как стеллажи для книг. Для наполнения библиотеки литературой на краевые субвенции были приобретены книги (Приложение 1). Приобретённых книг было недостаточно. Обсудив это с администрацией МБДОУ, мы пришли к выводу, что необходимо подключить к реализации нашего проекта сотрудников МБДОУ и родителей (законных представителей) наших воспитанников. В детском саду была объявлена акция: «Дай вторую жизнь книге». Сотрудники и родители (законные представители) охотно откликнулись на нашу просьбу наш библиотечный фонд пополнился: сказками, стихами, рассказами, энциклопедиями, журналами, сборниками загадок, потешек, детских песенок. Во время акции у нас появились не только печатные издания, но и очень интересные вещи: печатная машинка, книги издательства 40-50-х годов XX века, игрушки прабабушек наших воспитанников и многое другое. Появление этих вещей натолкнуло нас на мысль о возможности использования «Библиотеки» для организации тактильных тематических выставок, для организации экскурсий с детьми.
Для удобства учёта и отслеживания книг мы создали картотеку (Приложение 2). С детьми подготовительной группы, используя технологию «Мнемотехника», разработали правила поведения в библиотеке. Использование схематического изображения правил, позволило сделать их понятными для детей как младшего, так и старшего дошкольного возраста.
Основной
- Организация деятельности с детьми в библиотеке в взаимосвязи с другими центрами МБДОУ.
В октябре состоялось открытие библиотеки. Первыми нашими посетителями стали дети старшей группы для них мы провели небольшую экскурсию. Ребята познакомились, с правилами поведения в библиотеке, мы рассказали о том, что выбранную книгу можно взять в группу, а в следующий раз вернуть назад на полку где её взяли. Когда ребята выбрали себе книги, мы столкнулись с проблемой: как отследить кто из воспитанников взял книгу и в какой группе она находится? Решением этой проблемы стали жетоны (у каждой группы индивидуальная форма жетона и определённый цвет). На планерке мы раздали педагогам жетоны на каждого нашего воспитанника, а уже в группах каждый ребенок сам или с помощью взрослого украшали свой жетон по желанию. Жетоны позволили нам отслеживать в какой группе находятся библиотечные книги, а также выявить самую «читающую» группу. В библиотеке появилось новое правило: берёшь книгу в группу - свой жетон оставь в специальной ячейке, когда книгу возвращаешь - жетон забираешь.
Первые два месяца дети посещали центр в сопровождении взрослого (чаще всего младшего воспитателя), а в последующем они самостоятельно стали посещать цент в рамках «Часа занятий по интересам», для этого в каждой группе в режиме дня отведено специальное время (Приложение 3), когда дети могут посетить по своему выбору «Библиотеку», «Музей русской избы», «Музей космонавтики», «Художественную мастерскую», «Песочную студию» или просто остаться в группе и найти себе занятие по интересам.
«Библиотека» стала местом посещения не только детей, но и педагогов детского сада. В «Библиотеке» для них подобраны портреты детских писателей с автобиографией (Приложение 4), авторские разработки по региональному-компоненту. Наибольшей популярностью пользуется подборка исторических материалов «Женщины – герои г.Канска» (Приложение 5), предложенный материал педагоги используют для организации образовательной деятельности с детьми. Конечно, можно хранить выше указанный материал в методическом кабинете, но, мы заметили, что одновременное посещение библиотеки взрослым и детьми, позволяет организовать партнёрское общение, в процессе которого, дети даже дают рекомендации взрослым. Н-р: Какую бы книгу они хотели, чтобы им почитал их воспитатель? Какую выставку организовать следующей? Именно в процессе такого общения, появилось название нашей библиотеки - «На крыше у Карлсона». Именно дети подготовительной группы предложили из вентиляционной трубы, проходящей под потолком в тамбуре, сделать крышу, на которой будет жить Карлсон. Мы, конечно, эту идею поддержали.
Тактильные тематические выставки стали изюминкой деятельности «Библиотеки». Такие выставки интересны детям, потому что экспонаты можно брать, рассматривать, можно сесть и нарисовать (для этого в библиотеке есть карандаши, восковые мелки, бумага для рисования). Нами были организованы выставки на разные темы: «История Новогодней игрушки», «Открытки моей бабушки», «Почетные женщины города Канска» и другие. В нашем детском саду одна из любимых форм проведения итоговых мероприятий квест-игра. Всегда один из этапов квеста проходит в «Библиотеке». Наши воспитанники знают, что если они пришли в библиотеку, то задание обязательно будет связано с книгой: отгадывание загадок, решение ребусов, знание детских писателей и поэтов, печатание текстов (для этого используется пособие «Детская типография»).
Творческой группой, в состав которой я вхожу, организовываются не только выставки, но и различные конкурсы:
- Конкурс чтецов посвящённый юбилею детского писателя Бориса Заходера «Детский поэт на все времена» в котором участвовали ребята подготовительных групп №5, №6, №8. Оценивали выступления наших воспитанников студенты «Канского Педагогического колледжа», которые в это время проходили практику на базе МБДОУ. Победителям конкурса стал воспитанник группы №5, который представлял наш детский сад на городском конкурсе чтецов.
- В рамках деятельности по патриотическому воспитанию нами совместно с воспитателями групп был конкурс детского творчества «О подвиге, о доблести, о славе». В конкурсе рисунков принимали участие все группы детского сада, даже самые маленькие наши воспитанники. В группах дети рисовали рисунки на предложенные нами темы: «Салют Победы», «Поздравительная открытка», «Парад Победы» и оформляли выставки в группе. Лучшие работы, которые отобрало жюри украсили главную тематическую выставку посвящённую 9 маю.
- К конкурсу чтецов, который проходил 6 мая педагоги и воспитанники старших и подготовительных групп готовились за раннее, учили стихотворения, проводили отбор чтецов в группе. Ребята сами отбирали лучшего чтеца группы, который представлял группу на конкурсе «О подвиге, о доблести, о славе». Конкурс проходил в музыкальном зале (помещение библиотеке маленькое и не может вместить такое количество ребят) ребята читали стихотворения, жюри внимательно слушали и определяла лучшего. Победителем стал воспитанник подготовительной группы №6. Все участники конкурса «О подвиге, о доблести, о славе» были награждены сертификатами и грамотами.
Во время реализации проекта, мы заметили, что старшим дошкольникам очень интересно проводить экскурсии для детей более младшего возраста. Это помогло нам совместную деятельность старших дошкольников и детей младшего дошкольного возраста. Дети подготовительных к школе групп рассказывают малышам о правилах поведения в «Библиотеке», о том, как бережно нужно относится к книгам, читают им книги. Выше указанная деятельность, позволила нам посещать мероприятия, организованные работниками библиотеки им. А.и Б. Стругацких. Во время посещений наши воспитанники уже точно знали что можно делать в библиотеке, а что нельзя; интересовались экспонатами выставок.
Итоговый
- подготовка отчета с презентацией на педсовет;
- перспективы развития проекта.
Цель данного этапа отследить эффективность реализации проекта. В 2018-2019 учебном году, мы попытались отследить количество посещений по жетонам, но, к сожалению, при таком подсчёте допускается большая погрешность. Единственное, что нам удалось выяснить, это самая «читающая» группа (подготовительная к школе группа № 6). В настоящий момент творческой группой разрабатывается макет экрана посещений «Библиотеки». Мы надеемся, что экран поможет нам отследить не только количество посещений в каждой группе, но и увидеть детей, которые в большей степени увлечены книгами. Это нам необходимо для поддержания интереса у детей и подключения их в организацию деятельности в библиотеке в качестве экскурсоводов.
За время реализации проекта у детей старшего дошкольного возраста появилась возможность самостоятельно выходить в библиотеку под так называемым «невидимым контролем» (камеры наблюдения, подключение сотрудников учреждения). Данная форма организации деятельности с детьми позволяет не только развивать самостоятельность у детей, но и повышает у них уровень ответственности, повышает их самооценку.
Ожидаемый результат:
- Проявление самостоятельности у детей при выборе предложенных книг.
- Определение наиболее популярных у детей печатных изданий.
- Использование нашей практики другими дошкольными образовательными учреждениями.
Дальнейшее развитие проекта
В настоящий момент я работаю на ясельной группе, посещать «Библиотеку» со своими воспитанниками в силу их возрастных особенностей не могу, но дети старшего дошкольного возраста приходят к нам с детскими книжками и рассматривают с малышами; рассказывают им потешки. Проект начал жить самостоятельной жизнью. Воспитанники старших и подготовительных групп самостоятельно посещают библиотеку. Когда мои воспитанники подрастут, мы с ними обязательно сходим на экскурсию в нашу библиотеку. Мы с учителям-логопедом Дементьевой Т.Н сейчас являемся кураторами и очень надеемся, продолжать развивать интерес дошкольников к художественной литературе. Периодически пополнять фонд библиотеки новыми журналами, энциклопедиям (это оказалось самой популярной литературой в нашей библиотеки) и методическим материалом.
Ресурсное обеспечение:
- Человеческий ресурс: воспитанники МБДОУ № 25 и их родители (законные представители); студенты КГА ПОУ «Канский педагогический колледж», городская библиотека им. А. и Б. Стругатских.
- Материальный ресурс: помещение МБДОУ, помощь родителей, краевые субвенции
- Методический ресурс: методическая литература по проекта; авторские разработки педагогов МБДОУ; интернет-источники
Приложение 1
Перечень книг (краевые субвенции).
№ | Книга | Название книги | Издательство, год издания |
1 | Пушкин А.С. | Сказка о рыбаке и рыбке (стихи) | Издательство «РОСМЭН» Москва, 2015 |
2 | Пушкин А.С. | Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем боготыре князе гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеде. | Издательство «РОСМЭН» Москва, 2016 |
3 | Библиотека детского сада | Два весёлых гуся (потешки) | Издательство «РОСМЭН» Москва, 2017 |
4 | Корней Чуковский | Мойдодыр (сказки и загадки) | Издательство «РОСМЭН» Москва, 2017 |
5 | Детская энциклопедия | Животные | Издательство «РОСМЭН» Москва, 2017 |
6 | Детская энциклопедия | Детёныши животных | Издательство «РОСМЭН» Москва, 2017 |
7 | Детская энциклопедия | Животные фермы | Издательство «РОСМЭН» Москва, 2015 |
8 | Детская энциклопедия | Киты и Дельфины | Издательство «РОСМЭН» Москва, 2017 |
9 | Детская энциклопедия | Млекопитающие | Издательство «РОСМЭН» Москва, 2017 |
10 | Детская энциклопедия | Насекомые | Издательство «РОСМЭН» Москва, 2017 |
11 | Лучшая энциклопедия в картинках для малышей | Мир растений | Издательство «РОСМЭН» Москва, 2015 |
Приложение 3
График посещения центров во время «Часа занятий по интересам»
(2018-2019 учебный год)
№ | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
№1 (ясельная) | С 9.30 (по подгруппам) | ||||
№2 (ясельная) | С 9.30 (по подгруппам) | ||||
№3 (II младшая) | С 9.30 (по подгруппам) | ||||
№4 (средняя) | С 9.30 (по подгруппам) | ||||
№5 (старшая) | С 15.30 (по подгруппам) | ||||
№6 (компенсир. | С 9.30 (по подгруппам) | ||||
№7 (подгот.) | С 15.30 (по подгруппам) | ||||
№8 (подгот.) | С 15.30 (по подгруппам) |
Приложение 4
Список портретов детских писателей.
Барто Агния Леонтьевна. (4.02.1906-1.04.1981г.)
Берестов Валентин Дмитриевич. (1.04.1928-15.04.1998г.)
Бианки Виталий Валентинович. (30.01.1894-10.06.1959г.)
Блок Александр Александрович. (28.11.1880-7.08.1921г.)
Бунин Иван Алексеевич. (22.10.1870-8.11.1953г.)
Есенин Сергей Александрович. (3.10.1895-28.12.1925)
Житков Борис Иванович. (30.08.1882-19.10.1938г.)
Заходер Борис Владимирович. (9.09.1918-7.11.2000г.)
Маршак Самуил Яковлевич. (3.11.1887-4.07.1964г.)
Маяковский Владимир Владимирович. (19.07.1893-14.04.1930г.)
Михалков Сергей Владимирович. (13.03.1913-27.08.2009г.)
Некрасов Николай Алексеевич. (10.12.1821-8.01.1878г.)
Носов Николай Николаевич. (23.11.1908-26.07.1976г.)
Пришвин Михаил Михайлович. (4.02.1873-16.01.1954г.)
Пушкин Александр Сергеевич. (6.06.1799-29.01.1837г.)
Сладков Николай Иванович. (5.01.1920-28.06.1996г.)
Толстой Алексей Николаевич. (10.01.1883-23.02.1945г.)
Тютчев Федор Иванович. (5.12.1803-27.07.1873г.)
Фет Афанасий Афанасьевич. (5.12.1820-3.12.1892г.)
Цветаева Марина Ивановна. (8.10.1892-31.08.1941г.)
Чарушин Евгений Иванович. (11.11.1901-18.02.1965г.)
Чуковский Корней Иванович. (31.03.1882-28.10.1969г.)
Приложение 5
Разработка почетные женщины города Канска.
(автор учитель-логопед Дементьева Т.Н)
Васелкова Нина Михайловна. (1.05.1937-11.07.2018г.)
Верзилина Анна Петровна. (02.02.1931г.)
Зверева (Ермейчук) Полина Наумовна. ()
Меньшенина Дора Ивановна.
Мотина Роза Абрамовна. (03.10.1918-05.04.2018г.)
Оленович Ольга Иосифовна. (17.10.1912г.)
Онищенко Валентна Сергеевна. (19.08.1942-10.04.2015г.)
Ошмарина Таисия Афанасьевна. (20.01.1927г.)
Потехина Доля Ивановна.
Семенюк Мария Павловна. (20.06.1924г.)
Мацулевич Мария Тимофеевна. (28.12.1930-14.09.2017г.)
Муромская Галина Терентьевна. (06.06.1941г.)
Приложение 6
Перспективный план деятельности (2018-2019 учебный год)
месяц | мероприятие | ответственные |
сентябрь | Подборка и изучение методической литературы. Создание центра «Библиотека» Формирование картотеки литературных и изданий. | учитель- логопед Дементьева Т.Н. Воспитатели: Экгардт А.В. Михалева Ю.Н. |
октябрь | Открытие «Библиотеки» Конкурс чтецов «Детский поэт на все времена» Заходер Б.В. Разработка и оформление жетонов для воспитанников (юных читателей библиотеки) | учитель- логопед Дементьева Т.Н. Воспитатели: Экгардт А.В. Михалева Ю.Н. |
ноябрь | Выставка «Самуил Яковлевич Маршак детям» | учитель- логопед Дементьева Т.Н. Воспитатели: Экгардт А.В. Михалева Ю.Н. |
декабрь | Выставка «История Новогодней игрушки» | учитель- логопед Дементьева Т.Н. Воспитатель: Экгардт А.В. |
январь | Выставка «Открытки моей бабушки» | Воспитатель Михалева Ю.Н. |
февраль | Проведение экскурсий для младших групп. | Воспитатель: Экгардт А.В. |
март | Разработка папки «Почетные женщины города Канска» Выставка «посвящённая международному женскому дню» | учитель- логопед Дементьева Т.Н. Воспитатель: Экгардт А.В. |
апрель | Разработка положения к конкурсу чтецов и рисунков «О подвиге, о до блеске, о славе». Подготовка к конкурсу чтецов. | учитель- логопед Дементьева Т.Н. Воспитатель: Экгардт А.В. |
май | Конкурс чтецов и рисунков «О подвиге, о до блеске, о славе». | учитель- логопед Дементьева Т.Н. Воспитатели: Экгардт А.В. Михалева Ю.Н. |
июнь июль август | Инвентаризация фонда библиотеки. Ремонт книг совместно с воспитанниками. | учитель- логопед Дементьева Т.Н. Воспитатели: Экгардт А.В. Михалева Ю.Н |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итогового родительского собрания во II младшей группе «Путешествие малышей с Карлсоном, который живёт на крыше»
Конспект итогового родительского собрания во II младшей группе«Путешествие малышей с Карлсоном, который живёт на крыше»Цели: Познакомить родителей с динамикой развития детей за прошедший учебный...
Конспект итогового родительского собрания во II младшей группе «Путешествие малышей с Карлсоном, который живёт на крыше»
Конспект итогового родительского собрания во II младшей группе«Путешествие малышей с Карлсоном, который живёт на крыше»Цели: Познакомить родителей с динамикой развития детей за прошедший учебный...
"День рождения на крыше у Карлсона"
Развлечение для детей старшей группы...
Сценарий праздника в средней группе на 8 марта " Карлсон ,который живет на крыше"
Очень веселый праздник для детей средней группы,материал весь доступный возрасту....
"Карлсон, который живет на крыше и сосульки, которые с нее свисают".
Конспект интнгрированной НОД по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста....
Сценарий праздника на 8 марта «Карлсон, который живёт на крыше». (средняя группа)
Цель праздника: Создать праздничное настроение у детей, мам и бабушек; воспитывать культуру поведения на массовых праздниках; развить творческие и сценические способности детей; привить чувство ...
ВЫПУСКНОЙ НА КРЫШЕ У КАРЛСОНА
(♫) 01.МУЛЬТИМЕДИО _ ДЕТСКИЙ САД ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА_ Занавес закрыт, звучит увертюра песни. Открывается занавес, дети стоят ближе к центральной стене на ПОДИУМЕ, в руках гелиевые ...