Памятка для воспитателей по организации работы с детьми с целью развития моторики ребенка от 2-3 лет.
методическая разработка (младшая группа)
Предварительный просмотр:
МАДОУ детский сад «Маленькая страна»
Памятка для воспитателей по организации работы с детьми с целью развития моторики ребенка от 2-3 лет.
Выполнила: Милованова Галина Васильевна-
Воспитатель
Тамбов-2019г.
В последнее время дети 2-3 лет, которые впервые приходят в детский сад не могут себя обслуживать: держать правильно ложку, карандаш, не умеют одеваться, обуваться и так далее. Причина в том, что у таких детей недостаточно развита мелкая моторика рук. Родители, бабушки, дедушки стараются всячески опекать своих детей и внуков, не давая им никакой самостоятельности, а это очень вредно для развития ребенка.
Что же такое мелкая моторика? Это, прежде всего, ловкость рук. Чем раньше мы будем развивать двигательные способности пальцев малыша, тем лучше. Начинать можно и нужно с самого рождения, массируя пальчики младенца, его ладони. Такой массаж воздействует на активные точки, по мере взросления ребенка можно использовать пальчиковые игры.
Пальчиковые игры
Один из эффективных способов развития мелкой моторики – пальчиковая гимнастика. Ребенок за взрослым повторяет короткие стишки, сопровождая каждую фразу движениями пальчиков. Такие упражнения развивают речь ребенка, способствуют развитию воображения и памяти, а пальцы и кисти рук приобретают гибкость и податливость. А самое главное, что ребенок воспринимает пальчиковую гимнастику как игру и с удовольствием выполняет все.
Это прекрасное занятие, у ребенка сразу поднимается настроение, он забывает о том, что перед этим плакал или капризничал.
Пальчиковые игры и упражнения - прекрасное средство для развития мелкой моторики, мышления, внимания Дети быстро запоминают стихотворные тексты, их речь становится насыщенной и выразительной.
Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры – потешки. Можно использовать следующие стихи:
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья.
Или
Тук-тук молотком (кулачками стучат)
Зайка строит новый дом.
Крыша большая, вот такая (ручки вверх)
Окна большие, вот такие (ручки в стороны)
Зайка строит целый день (кулачками стучат)
Зайке строить дом не лень
Позовёт к себе гостей (машем ручками к себе)
Будет Зайке веселей (хлопают в ладошки)
Капуста:
Мы капусту рубим, рубим!(прямыми напряженными ладонями имитируем движение топора – вверх и вниз)
Мы капусту режем, режем! (энергичные движения прямыми ладонями вперед-назад)
Мы капусту солим, солим! (пальцы собрали «щепотью» и «солим»)
Мы капусту жмем, жмем! (энергично сжимаем пальцы в кулаки – одновременно на двух руках или поочередно)
Мы морковку трем, трем! (рука в кулаке – «морковка» ритмично движется вверх и вниз по ладони другой руки. Потом меняем руки.)
И в ротик кладем. (показываем, как кладем)
Очень полезны для мелкой моторики рук лепка, аппликация, конструирование, рисование, вырезание , игры в мозаику, в конструктор и другие игры, в которых задействованы ручки ребёнка. И задача воспитателя в том, чтобы заинтересовать ребенка, дать больше самостоятельности, создать условия, чтобы дети больше занимались играми, которые способствуют развитию мелкой моторики.
Правила проведения пальчиковых игр
•Надо стараться, чтобы в игры вовлекались все пальчики .
•Обязательно надо чередовать три типа движений: сжатие, расжатие, расслабление.
• Перед игрой с ребёнком нужно обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
• Выполняйте упражнение вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично, особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
• Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми.
• Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
• Никогда не настаивайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
• Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте их успехи.
Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5-7 минут.
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс (круглый стол для родителей и воспитателей) «Нетрадиционные методы работы с детьми дома по развитию мелкой моторики рук»
Цель: показать методы и приёмы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей. Подтвердить целесообразность проведения подобных заняти...
Рекомендации для воспитателей по организации работы с детьми с целью сенсорного развития
Рекомендации для воспитателей по организации работы с детьми с целью сенсорного развития, для детей раннего возраста....
Памятка для воспитателей по организации работы с детьми с целью развития моторики ребенка
Памятка для воспитателей по организации работы с детьми с целью развития моторики ребенка...
Памятка для воспитателей " Двадцать правил работы с детьми с ЗПР для воспитателя"
Памятка предназначена для воспитателей, работающих с детьми с ЗПР....
Рекомендации для воспитателей по организации работы с детьми с целью сенсорного развития
Раннее детство - это период, когда закладываются основы будущих знаний детей. От того, как ребенок видит, слышит, чувствует, зависит его умственное развитие и дальнейшие успехи в школе. Самое подходящ...
ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ Специфика организации прогулки с детьми раннего возраста в ДОУ
ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ Специфика организации прогулки с детьми раннего возраста в ДОУ СОГЛАСОВАННОСТЬ В РАБОТЕ ПЕРСОНАЛА ГРУППЫ. Во время проведения режимных процессов необходим...
Методические рекомендации для воспитателей «Организация работы с детьми по познавательному развитию, ознакомлению детей с природным миром»
Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой. Однако далеко не всѐ может быть правильно понято детьми при самостоятельном общ...