Методическое пособие лэпбук «Зимующие птицы нашего края» для детей средней группы.
методическая разработка (средняя группа)
Дидактическое пособие лэпбук «Зимующие птицы» представляет собой папку – раскладушку формата А3, состоящую из трёх частей, в которых расположены дидактические игры по теме "Зимующие птицы". В собранном состоянии занимает мало места и находится в свободном для детей доступе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическое пособие лэпбук «Зимующие птицы нашего края» для детей средней группы. | 196.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №12 «Семицветик» комбинированного вида»
городского округа Стрежевой
(МДОУ «ДС №12 «Семицветик»)
Методическое пособие лэпбук
«Зимующие птицы нашего края»
для детей средней группы.
Выполнили воспитатели
средней группы «Василёк»:
Светлана Сергеевна Ворона,
Оксана Анатольевна Цебрик.
г.Стрежевой 2019 год
Актуальность.
Взаимоотношения человека с природой актуальный вопрос современности. Проблема нашего поколения состоит в том, что дети мало общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, поэтому наш проект начался с рассказа Эльвиры на утреннем сборе о том, что она видела в парке снегирей.
Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, дать детям элементарные знания о том, каких птиц чаще всего можно встретить на улицах нашего города, в лесах и скверах на территории детского сада, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что, мы не одни на этой планете.
В связи с внедрением и реализацией ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Вот и мы решили использовать в своей работе интересное, незаменимое дидактическое средство стимулирования познавательной активности детей – лэпбук.
Аннотация.
Дидактическое пособие лэпбук «Зимующие птицы» представляет собой папку – раскладушку формата А3, состоящую из трёх частей, в которых расположены дидактические игры по теме "Зимующие птицы". В собранном состоянии занимает мало места и находится в свободном для детей доступе.
Пояснительная записка.
Дидактическое пособие "Зимующие птицы нашего края" изготовлено в рамках тематической недели «"Птицы в городе. Акция "Покормите птиц зимой"», является продуктом проектной деятельности и предназначено для детей среднего дошкольного возраста.Создание лэпбука прошло в тесном взаимодействии: родители, дети, педагоги. Воспитанники вместе с родителями участвовали в сборе информации по теме, изготовлении игр.
Данное пособие является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, технологии проектной деятельности, игровых технологий.
Лэпбук отличный способ организации игровой, познавательной и исследовательской деятельности дошкольника, проявления творчества, возможность повторения, закрепления и систематизации знаний о зимующих птицах нашего края, увлекательный вид сотворчества и содеятельности взрослого и ребенка.
Наше пособие направлено на решение задач экологической направленности. Содержание папки способствует расширению экологических представлений и закрепление понятий по теме «Зимующие птицы».
Для наиболее эффективного решения образовательных задач использовали интеграцию содержания таких образовательных областей как: «Социально-коммуникативное», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое», «Физическое развитие».
Цель создания лэпбука:закрепление элементарных представлений о птицах Томской области, их образе жизни, характерных признаках (внешний вид, название, повадки, особенности и жилья и интересные факты) связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
Основные задачи:
1. Продолжать закреплять названия зимующих птиц наиболее распространенных в нашем регионе.
2. Развивать умение их различать, группировать, отгадывать по названным признакам.
3. Знакомить детей с особенностями жизни птиц в зависимости от среды обитания.
4. Формировать интерес к ознакомлению с животным миром родного края.
5. Закреплять знания детей о частях тела птиц, отличительных особенностей внешнего вида, интересные факты их жизни.
6. Формировать умения: наблюдать, сравнивать, анализировать и отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности (театральной, игровой, музыкальной, художественной, продуктивной).
7. Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки, любознательность.
8. Воспитывать интерес к живой природе, желания беречь и заботиться о братьях наших меньших.
9. Повышать уровень экологической культуры родителей и детей посредством привлечения к совместной деятельности: участие в подгрупповых мини- проектах, изготовлении лэпбука «Птицы нашего края».
Участники изготовления лэпбука: дети среднего дошкольного возраста, родители, воспитатели группы.
Построение системы работы с использованиемлэпбука опиралось на следующие принципы:
1. Принцип систематичности и последовательности: организация и последовательная подачаматериала («от простого к сложному»).
2. Принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображениеизучаемых объектов и понятий способствует формированию болееполных и четких образов и представлений в сознании дошкольников.
3. Принцип доступности и посильности: реализуется в деленииизучаемого материала на этапы и в преподнесении его детямпоследовательными блоками и частями, соответственно возрастным, индивидуальным особенностям и речевому развитию;
4. Принцип совместной деятельности. Вовлечение родителей вобразовательный процесс, повышая их компетентность в вопросах развития. Это выражается в том, что родителивместе со своими детьми ищут необходимый материал по определенной теме,будь то загадки или вырезанные картинки. Ребенок принимает активное участие в подборе материала, а не остаётся в стороне.В ходе совместного поиска одновременно происходит общение родителей с ребенком, а так же познавательное развитие ребенка.
Ожидаемые результаты:
• систематизация знаний детей о птицах нашего региона;
• формирование осознанного действенного отношения к птицам, желание заботиться о пернатых;
• понимание их значимости в жизни людей;
• родитель, активно участвующий в проекте, способен воспитать у детей любовь и бережное отношение к птицам.
Содержание лэпбука:
1 конверт:
Игра "Разрезные картинки".
Задание: детям предлагается сложить из частей картинку с изображением зимующих птиц.
Цель: развитие сообразительности, зрительного внимания, расширение словаря, развитие грамматически правильной связной речи.
2 конверт:
1. Игра "Назови ласково".
Цель: закрепить умение образовывать существительные при помощи ласкательных суффиксов.
2. Игра "Расскажи, кто как голос подаёт"
Цель: закрепить знание детей зимующих птиц их характерные повадки.
3. 4.Игра"Сравни", "Узнай птичку"
Цель:Закреплять знания детей о частях тела птиц, отличительных особенностей внешнего вида, интересные факты их жизни.
5. Игра "Кто, что любит"
Цель: закрепить знания о том, какой корм использовать для подкормки зимующих птиц.
6. Игра "Найди домик"
Цель:Знакомить детей с особенностями жизни птиц в зависимости от среды обитания.
7. "Найди зимующих птиц".
Цель:Развивать умение различать, группировать, отгадывать зимующих птиц по внешним признакам.
3. конверт:
1. Игра "«Найди по описанию», «Опиши, а мы отгадаем».
Задание: педагог или ребёнок даёт описание птицы: внешний вид, особенности образа жизни, некоторые повадки и т.п. Ребёнок находит птицу по картинке.
Цель:Закреплять знания детей о частях тела птиц, отличительных особенностей внешнего вида, интересные факты их жизни.
2. Игра «Кого не стало?»
Задание:Воспитатель предлагает детям посмотреть на птиц, а потом закрыть глаза. В это время педагог убирает картинку с одной из птиц. Дети по памяти называют, какой птицы не стало.
Цель: Развитие внимания, зрительной памяти.
4. конверт:
1. Игра" Найди такую же, как в квадрате"
Цель: развитие внимания.
2. Игра "Сосчитай птиц".
Цель: Упражнять в счете до пяти.
3. Игра "Один - много"
Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.
4. Игра "Четвертый лишний"
Цель: Упражнять в исключении, обобщении.
5. Игра "Кого не стало".
Цель: развитие зрительного внимания.
6. Игра "Лабиринты".
Цель:способствует развитию внимания, логического и пространственногомышления, целеустремлённости, вариативности.
5. конверт:
1. Игра «Птицы представляются».
Цель: составление описательного рассказа по картинкам.
Воробей: Я подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Мой клюв твердый и заостренный к концу. В холодную пору мы сидим, тесно прижавшись друг к другу, нахохлившись.
Синица: Я очень красивая птица. У меня на голове черная шапочка, щечки белые, а на горле черная полоска – галстучек, крылья и хвост – серые, спина – желто-зеленая, а брюшко – желтое.
Дятел: У меня красивое пестрое оперение: верх тела – черный, на голове и на шее – белые пятна, подхвостье и темя – красные, клюв прочный и острый.
Снегирь: У меня верх головы, крылья, хвост – черные, спина – голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета.
Клест: Я – небольшая птичка красного цвета, с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом.
Сорока: Голова, крылья, хвост у меня – черные, зато по бокам – белоснежные перышки. Хвост длинный и прямой, будто стрела, а клюв прочный и острый.
Ворона: У меня крупное продолговатое туловище и большие сильные ноги. Хожу большими шагами. У меня очень большой и крепкий клюв. Голова, горло и крылья – черные, а остальное тело – серое.
2. Игра «Зимующие и перелетные птицы»
Цель: закреплять умение детей классифицировать птиц по видам – перелетные, зимующие; закрепить у детей умение понимать взаимосвязь живой и неживой природы через экологические цепочки.
6. конверт:
1. Подвижная игра "Снегири"
Цель: Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи.
2. Пальчиковая гимнастика "Птичка"
Цель: Развитиемелкой моторики.
3.Физминутка "Снегири"
Цель:снятие напряжения, смена вида деятельности.
4. Упражнение на координацию речи с движением "Синичка"
7. конверт:
1. Игра "Какая птица лишняя?"
Цель: Упражнять в исключении, обобщении.
2. Игра "Лото"
Цель:развитие умственных способностей и зрительного восприятия; умения соотносить речевую форму описания птиц с их графическим изображением; воспитание самостоятельности, быстроты реакции, смекалки.
3.Игра "Какие зимующие птицы возле кормушки?"
Цель:Развивать умение различать, группировать, отгадывать зимующих птиц по внешним признакам.
4. "Где, какая птица находится".
Цель: формировать умение узнавать зимующих птиц и перелётных птиц, правильно их называть; развивать умение ориентироваться в пространстве, употребляя в речи понятия «вверху», «внизу», «слева», «справа», «между», «под», «над», «на».
Ход игры: педагог предлагает детям посмотреть на прилетевших к кормушке птиц и назвать птиц, которые находятся слева от снегиря, сидящих под крышей, на крыше, между сорокой и снегирём, находящимися под воробьём и т. д. Вариантов вопросов может быть множество.
5. Игра "Какие зимующие птицы спрятались на кормушке"
Цель: развитие зрительного внимания.
6. Игра "Чем питаются птицы зимой"
Цель: закрепить знание детей о питании птиц; устанавливать связь между исчезновением корма и отлётом птиц; знакомить с основным отличием зимующих и перелётных птиц: отличия в питании.
Рекомендации по использованию.
Дидактическое пособие предназначено как для совместной деятельности педагога с детьми средней группы, так и самостоятельной и подгрупповой. Используется при проведении специально организованных образовательных ситуациях, так и в самостоятельной игровой деятельности детей. Содержание лэпбука будет дополняться исходя из интересов воспитанников и их возрастных особенностей.
Список литературы:
1. Е.Блохина, Т.Лиханова «Лэпбук – «наколенная книга». Журнал «Обруч № 4 2015 год. 2.Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.
3. http://kuso4ek-neba.ru/materialyi-dlya-skachivaniya/chto-nekoe-lepbuk/
4. http://jimmie.squidoo.com/lapbookin
Приложение.
Лэпбук "Зимующие птицы нашего края"
Игра "Собери птицу"
Игра "Какая птица улетела?"
Игра "Четвёртый лишний"
Игра "Сосчитай птиц"
Лото "Птицы"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательный проект "Птицы нашего края" для детей средней группы.
Проект "Птицы нашего края" мною выбран для реализации с детьми средней группы, т.к.дети уже знают многих птиц, и я хочу пополнить их знания интересными сведениями о новых птицах.ЭколЭколЭкологическое ...
Презентация проекта "Зимующие птицы нашего края" для детей старшего дошкольного возраста
Данный проект направлен на формирование элементарных экологических представлений о зимующих птицах нашего края...
Проект "Птицы нашего края" для детей старшей группы
Проект позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное д...
Конспект образовательной деятельности «Зимующие птицы нашего края» с детьми средней группы.
Познакомить детей со свиристелем. Расширить представления детей о зимующих птицах. Закрепить знание зимующих птиц нашего региона: синица, снегирь, воробей, голубь, ворона, сорока. Учить раз...
ЛЭПБУК «Зимующие птицы нашего села» для детей 4-6 лет с задержкой психического развития
Участие в Муниципальном смотре-конкурсе на лучшую разработку дидактического средства развития ребёнка в технологии "Лэпбук"...
Комплект дидактических игр "Лэпбук" Тема: "Зимующие птицы нашего края" (для детей 6- 7 лет)
Важным аспектом современного российского образования является «научение учиться самому», поэтому перед педагогом стоит задача научить дошкольника ставить перед собой цели и задачи, находит...
Методическая разработка проекта "Зимующие птицы нашего края "
Данный познавательно-творческий материал разработан для экологического просвещения детей и родителей....