Информационно-практико-ориентированный проект «Огонь – друг, огонь - враг»
проект (средняя группа)
Ознакомится с проектом вы можете по ссылке: https://yadi.sk/i/JBEeiXdVVr3khA
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРОЕКТЕ «ОГОНЬ – ДРУГ, ОГОНЬ - ВРАГ»
Вид проекта –краткосрочный групповой проект экологической направленности с заданным практическим результатом для детей 4-5 лет, реализованный в рамках тематической недели «Пожарная безопасность».
Воспитательно-образовательный процесс в группе реализовывается по программе «Мир открытий» под редакцией Л.Г. Петерсон, а также применяются элементы технологии группового сбора. Накануне выбора новой темы, во время проведения утреннего сбора, мы сообщили детям о том, что сегодня профессиональный праздник пожарных. В ходе познавательной беседы, мы использовали "модель трёх вопросов" (см. приложение). Все идеи (высказывания) детей записывали печатными буквами на бумаге, с указанием имени автора. В ходе и результате совместного обсуждения идей во время группового сбора в доверительной обстановке выработали план совместных действий: на весь проект, на текущий день, на перспективу. Заполненная "модель трёх вопросов" вывесили в приёмной, так, чтобы её было видно родителям. Благодаря этому, взрослые "включились" в образовательную работу группы: продолжили разговор с детьми дома, вместе смотрели нужные книги, изготовляли книжки-малышки, атрибуты для сюжетных игр.
Совместное планирование позволило нам предусмотреть собственные педагогические действия: подготовить развивающую среду, отвечающую потребностям детей (выбрать то, что им интересно), наметить методы и приёмы педагогического воздействия.
В ходе проектной деятельности дети имели возможность выбирать деятельность в разных центрах активности (см. системную паутинку). Реализовать проект предполагалось в течение тематической недели, но интерес детей сохранялся и проект продлился еще на неделю. Это дало право реализовать детям свои идеи и получить удовлетворение от действий. Потребовалось столько времени, сколько было необходимо было для достижения значимого результата.
Особый интерес дети проявили к экскурсии в пожарную часть: задавали пожарным множество интересующих их вопросов, например, как отдыхают пожарные.
Проект закончился проведением развлечения – викторины «Пожарным можешь ты не быть», в котором дети участвовали в играх-эстафетах, отгадывали загадки. В заключении дети получили медали «Юный пожарный».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_tsebrik_dergousova.docx | 174.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №12 «Семицветик» комбинированного вида
городского округа Стрежевой
(МДОУ «ДС №12 «Семицветик»)
Информационно-практико-ориентированный проект
«Огонь – друг, огонь - враг»
Разработали:
воспитательI кв. категории О.А.Цебрик,
воспитатель А.В. Дергоусова
Стрежевой 2017 г.
Содержание
- Общие сведения о проекте……………………………………………………………………3
- Примерное распределение совместных проектных действий взрослых и детей на этапах проектирования………………………………………………………………………………….6
- Условия проектной деятельности……………………………………………………………….7
- Особенности организации деятельности в ходе проекта ……………………………………..8
- Системная паутинка к проекту «Огонь – друг, огонь - враг»…………………………………9
- Практическая значимость проекта……………………………………………………………12
- Приложение……………………………………………………………………………………..14
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРОЕКТЕ «ОГОНЬ – ДРУГ, ОГОНЬ - ВРАГ»
Вид проекта –краткосрочный групповой проект экологической направленности с заданным практическим результатом для детей 4-5 лет, реализованный в рамках тематической недели «Пожарная безопасность».
Воспитательно-образовательный процесс в группе реализовывается по программе «Мир открытий» под редакцией Л.Г. Петерсон, а также применяются элементы технологии группового сбора. Накануне выбора новой темы, во время проведения утреннего сбора, мы сообщили детям о том, что сегодня профессиональный праздник пожарных. В ходе познавательной беседы, мы использовали "модель трёх вопросов" (см. приложение). Все идеи (высказывания) детей записывали печатными буквами на бумаге, с указанием имени автора. В ходе и результате совместного обсуждения идей во время группового сбора в доверительной обстановке выработали план совместных действий: на весь проект, на текущий день, на перспективу. Заполненная "модель трёх вопросов" вывесили в приёмной, так, чтобы её было видно родителям. Благодаря этому, взрослые "включились" в образовательную работу группы: продолжили разговор с детьми дома, вместе смотрели нужные книги, изготовляли книжки-малышки, атрибуты для сюжетных игр.
Совместное планирование позволило нам предусмотреть собственные педагогические действия: подготовить развивающую среду, отвечающую потребностям детей (выбрать то, что им интересно), наметить методы и приёмы педагогического воздействия.
В ходе проектной деятельности дети имели возможность выбирать деятельность в разных центрах активности (см. системную паутинку). Реализовать проект предполагалось в течение тематической недели, но интерес детей сохранялся и проект продлился еще на неделю. Это дало право реализовать детям свои идеи и получить удовлетворение от действий. Потребовалось столько времени, сколько было необходимо было для достижения значимого результата.
Особый интерес дети проявили к экскурсии в пожарную часть: задавали пожарным множество интересующих их вопросов, например, как отдыхают пожарные.
Проект закончился проведением развлечения – викторины «Пожарным можешь ты не быть», в котором дети участвовали в играх-эстафетах, отгадывали загадки. В заключении дети получили медали «Юный пожарный».
Область инновации – содержание образования.
Масштаб нововведения – локальный.
Сроки реализации нововведения – с 28 апреля по 12 мая.
Участники проекта: дети средней группы «Василек», родители, воспитатели, педагоги.
Информационно-аналитический кейс
Способность предвидеть опасности и преодолевать их без риска для жизни и здоровья, связана с важнейшей потребностью каждого человека в безопасности. В Соответствии с Законом Российской Федерации «О безопасности», безопасность – это состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, а также минимизации рисков возникновения опасности.Основы культуры безопасности личности начинают формироваться в первые годы жизни человека. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребёнка чувства опасности перед огнём, навыков умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить возгорание или сориентироваться в сложной ситуации пожара.
Актуальность разрабатываемого проекта:
Проблема пожаров и нанесение ими вреда для природы является одной из актуальных на сегодняшний день.
А возникновение пожаров из-за шалости детей, и в результате — их травмирования и даже гибель — проблема чрезвычайно острая, требующая четких скоординированных действий взрослых. Тяга детей к огню, к игре со спичками общеизвестна.
В Федеральных государственных образовательных стандартах определены основные цели и задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в разделе «Безопасность»: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира). Забота о сохранности детской жизни - важнейшая задача дошкольного учреждения, семьи и государства. По данным органов пожарной охраны, каждый 6-7 пожар возникает из-за детских шалостей; 60 % пострадавших от пожаров – дети, 3/4 из них – дошкольники. Актуальность данной темы так же связана с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на пожарную обстановку.
Нами определена следующая проблема:
экологическое воспитание детей дошкольного возраста совместно с осознанным отношением к себе как к активному субъекту(пожарной безопасности, и т. д.). Поэтому важно не просто рассказать о противопожарной безопасности, но в комплексе отработать до автоматизма правила поведения при пожаре, правила поведения на природе. Дать понять детям о пользе и вреде, который может нанести огонь природе и человеку, как части самой природы. С этой целью был разработан проект «Огонь – друг, огонь - враг».
При реализации проекта дети 4 – 5 лет в самой доступной игровой форме овладевают первоначальными знаниями по пожарной безопасности. Только конкретные эмоционально окрашенные занятия и игровые упражнения способны оставитьслед в сознании ребёнка.Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности перед огнем. Реализация данного проекта предполагает возможность рассказать и показать, как созидательную, так и разрушительную сторону одного и того же явления.
Степень разработанности проблемы:
В настоящее время имеется достаточный опыт формированию экологических основ у детей и безопасного поведения. В нашем проекте был использован опытИ. А. Лыковой «Мир без опасности», где представлена деятельность в данном направлении интегрированного содержания, а также учебно-методическое пособие В.А. Шипуновой «Детская безопасность».
Новизназаключается:
1) в содержании реализации проекта на основе интеграции разных видов детской деятельности,
2) в используемых формах организации проектной деятельности.
Содержание проектной деятельностипозволяет поддерживать детскую инициативу и индивидуальность посредством создания условий для принятия детьми решений (предоставление возможности выбора вида деятельности, материала).
В проект включены новые формы организацииобразовательного процесса, такие как, современные ИКТ-технологии, технологии личностно – ориентированного обучения (партнёрство в системе взаимоотношений ребёнок – взрослый), утренний круг (как элемент технологии группового сбора по Л.В. Свирской).
Цель проекта: создание условий для системного ознакомления детей среднего дошкольного возраста с пожарной безопасностью в процессе совместной проектной деятельности.
Задачи:
1.Изучить и проанализировать методическую литературу по теме, технологию проектной деятельности.
2.Разработать перспективное планирование.
3.Составить проект в соответствии с направлением деятельности.
4.Создать предметно-пространственную среду, соответствующую теме проекта.
6.Разработать и апробировать диагностический материалдля систематизации и анализа полученных результатов.
7.Организовать целенаправленную просветительскую работу с родителями с целью привлечения их к активному участию в проектной деятельности.
Задачи детского развития:
1.Систематизировать знания о природе родного края, дать представление о том, где и как огонь «рождается» в природе, как и для чего человек «приручил» огонь, воспитывать бережное отношение к природе.
2. Формировать у детей основы культуры пожарной безопасности, способствовать систематизации представлений и опыта воспитанников, связанных с опасной жизнедеятельностью.
3.Формировать у детей базовые познавательно-исследовательские компетенции, элементарные навыки работы с информацией, умения, связанные с выполнением знаково-символических действий.
4.Создавать условия для осмысления и применения детьми знаний, умений и навыков по проблемам безопасного поведения, использование соответствующих компетенций.
5.Развивать творческие способности детей, изобразительные, артистические, двигательные умения. Сплотить детский коллектив посредством совместного творчества.
6. Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить работу по преодолению страха перед огнем.
7. Формировать чувства ответственности за свои поступки и личное отношение к соблюдению и нарушению правил пожарной безопасности.
Гипотеза: реализация проекта позволит детям в самой доступной игровой форме овладеть первоначальными знаниями по пожарной безопасности.
Ресурсы:
Материально – технические:иллюстрации, фотографии, рисунки и поделки детей.
Информационные: педагогическая, методическая, детская литература, Интернет-ресурсы.
Нормативно-правовые: закон «Об образовании», Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования", «Конвенция о правах ребенка», санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, Устав ДОУ.
Кадровые: воспитатели группы, узкие специалисты.
Этапы проекта:
1 этап. Подготовительный
- Составление паспорта проекта.
- Подбор детской художественной литературы для чтения детям.
- Подбор презентаций для просмотра.
- Изготовление дидактических игр.
- Подбор сюжетных картинок и иллюстраций.
- Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
2 этап. Выполнение проекта
- Проведение с детьми бесед о пожарной безопасности.
- Проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр, спортивного развлечения.
- Чтение художественной литературы детям (заучивание стихов, загадывание загадок по теме).
- Рассматривание картин, рисование рисунков, выпуск стенгазеты, изготовление книжек.
- Экскурсия по детскому саду (знакомство с уголком пожарной безопасности).
- Экскурсия в пожарную часть.
3 этап. Результаты
- Выпуск стенгазеты«С огнём не шути».
- Презентация проекта в форме развлечения – викторины «Пожарным можешь ты не быть».
Примерное распределение совместных проектных действий взрослых и детей на этапах проектирования
Этапы проектной деятельности | Действия взрослых | Деятельность детей |
Подготовительный | Формулируют проблемы, определяют темы, цели (зачем?) и сроки. Планируют предстоящие дела и определяют средства. | Принимают участие в обсуждении проблемы, плана предстоящих дел, определении средств реализации. |
Аналитический | Проводят совместный поиск информации в литературе, Интернете, обращаются за помощью к специалистам. | Организуют совместный поиск информации. Задают вопросы взрослым и самостоятельно ищут ответы. Отстаивают свои позиции в дискуссии, принимают поручения, договариваются с другими участниками проектирования. |
Основной | Привлекают детей к достижению намеченного плана по заранее разработанному алгоритму. Реализуют основные совместные действия (экскурсия в пожарную часть, чтение литературы, разучивание, рассматривание, сравнение, согласование, экспериментирование, оформление, изготовление, беседы, обсуждения, корректировка, доработка и др.). | Участвуют в экскурсии, чтении литературы, беседах, обсуждениях. Обращаются за помощью тогда, когда невозможно сделать самостоятельно что-либо. |
Презентационный | В обусловленный срок участвуют в представлении (участникам проекта ) продукта проектной деятельности. | Наряду со взрослыми участвуют в представлении (участникам проекта ) продукта проектной деятельности на равных. |
Рефлексивный | Задают вопросы: Что получилось? Получилось ли то, что хотелось? Узнали ли мы что-нибудь новое? Что нас удивило и порадовало? Что нам понравилось больше всего? Что нужно изменить в следующий раз? | Отвечают на вопросы и задают их. Намечают темы следующих проектов. |
Предполагаемые результаты:
Детское развитие:
-повышение у детей уровня знаний о пожарной безопасности;
-становление готовности детей самостоятельно решать задачи безопасного и разумного поведения в непредвиденных ситуациях.
Обогащение предметно-развивающая среды группы:
- методической литературой;
- наглядным дидактическим материалом;
- материалом для сюжетной игры.
Взаимодействие с родителями:
- увеличится число родителей, принимающих активное участие в мероприятиях группы;
- повышение компетентности родителей в вопросах противопожарной безопасности.
Условия проектной деятельности:
- создание эмоционально комфортной атмосферы в детском коллективе;
- включение в педагогический процесс компонента психологического сопровождения деятельности всех его субъектов (детей, педагогов, родителей);
- вариативность мер профилактики утомления, учитывающей психофизиологические особенности конкретного ребёнка;
- разнообразие и постоянная смена видов детской деятельности, объединённых образовательной целью;
- многоуровневая интеграция разных видов детской деятельности (общение, игра, познание, экспериментирование, исследование, изобразительное творчество, театральная деятельность);
- актуализация разнообразных форм самовыражения; формирование опыта самоорганизации, самодеятельности, саморазвития;
- получение каждым ребёнком конкретного продукта как успешно достигнутого результата индивидуальной и коллективной деятельности (фиксация и презентация результата)
- наличие специально оборудованного места, включающего широкий выбор материалов, предметов для игр, инструментов, книг, пособий;
- соблюдение рекомендаций по проведению занятий с использованием ИКТ: проводить не чаще двух раз в неделю в дни наибольшей работоспособности (вторник, среда, четверг), продолжительностью не более 15 минут.
Особенности организации деятельности в ходе проекта
Механизм отслеживания результативности:
беседы,дидактические игры, наблюдения за детьми проводятся в течение проектной деятельности для того, чтобы проследить индивидуальный путь развития каждого ребёнка, соответствующий его индивидуальным особенностям и возможностям; выставки детского творчества, конкурсы; посредством общения с родителями и активность их участия в проектнойдеятельности.
Продукт проектной деятельности:
- Изготовление совместно с родителями брошюр, книжек «Что мы знаем про огонь»;
- Продуктивная деятельность рисование: «Пожарная машина», «Добрый и злой огонь»;
- Выпуск с детьми стенгазеты «С огнём не шути»;
- Папки-передвижки для детей и родителей по пожарной безопасности.
Презентация проекта:
Проведение развлечения – викторины «Пожарным можешь ты не быть».
Взаимодействие со специалистами:
Руководитель ИЗО – творческая деятельность с детьми «Пожарной машины»;
Инструктор по ФИЗО –участие в проведении развлечения – викторины «Пожарным можешь ты не быть».
Взаимодействие с семьёй:
Консультативные, информационные беседы, продуктивная совместная деятельность.
Взаимодействие с пожарной частью:
Экскурсия.
Системная паутинка к проекту «Огонь – друг, огонь - враг» | ||
Центр познания 1.Проведение с детьми бесед: «Пожароопасные предметы». Цель: формировать представление детей о пожароопасных предметах, которыми нельзя самостоятельно пользоваться. - «Ни ночью, ни днем не балуйся с огнем». Цель: углубить и систематизировать знания детей о причинах возникновения пожара; познакомить детей с номером «01», по которому необходимо звонить в случае пожара; научить звонить в пожарную часть по телефону, вести диалог, называть домашний адрес. 2.НОД (ФЦКМ) «Огонь – друг, огонь – враг». Цель: дать представление о том, что огонь может приносить не только пользу человеку, но и вред, сформировать чувство опасности огня. 3.НОД (ФЭМП) «Мы - пожарники». 4."Пожарная безопасность в лесу" с использованием интерактивной доски | Центр развития речи 1. Составление рассказа-описания по фотографии, картинке о предмете, предназначенном для тушения пожара. 2. Игра-загадка «Слушай внимательно». Цель: научить детей находить предметы по заданным признакам (отгадать загадку, продолжить стихотворение) 3.Составление рассказов по схематическим моделям «Мальчик – спички – пожар - пожарная машина». 4.Составление рассказов со словами: утюг, ткань, штора, пламя, дым, вода. 5.Составление рассказов по пословицам «Солома с огнем не дружит», «Огонь – хороший слуга, но плохой хозяин». 6.Творческий рассказ типа: «Измени рассказ, чтобы у него был хороший конец». | Центр творчества 1. Рисование «Пожарная машина». 2.Изготовление поделок: «Пожарник» (лепка). 3.Изготовление предупредительных плакатов для группы. 4. Выпуск стенгазеты «С огнём не шути». 5. Изготовление книжек-малышек «Что мы знаем про огонь». 6. Оформление в группе «Уголка пожарной безопасности». Центр занимательных логических игр «Огнеопасные предметы». «Выбери нужное». «Назови причины пожара». «Опасные игрушки». «Газ». «Доскажи словечко». «Найди опасные предметы». «Электричество». «Карточная викторина». «Можно – нельзя». Центр открытая площадка. Цель: познакомить с уголком противопожарной безопасности, пожарным щитом, системой оповещения, средствами тушения пожара. 2.Экскурсия в пожарную часть. Цель: ознакомить детей с пожарной техникой и людьми, которые работают на ней. |
Центр здоровья. «Пожарные на учениях». «Земля, вода, огонь, воздух». «Пролезь - не задень». «Кто быстрее». «Эвакуация». Центр конструирования Строительные игры: «Гараж для пожарных машин», «Тили - бом, тили – бом, загорелся кошкин дом». (Домик для кошки). | ||
Центр книги Восприятие художественной литературы: Чтение С.Я.Маршак «Кошкин дом». Цель: Закрепить знания детей о причинах возникновения пожаров, мерах предосторожности. Чтение С.Я.Маршак Пожар», Л.Н.Толстой «Пожар», «Пожарные собаки». Цель: закрепить знания детей о причине возникновения пожара и о том, как пожарные тушат огонь. Пословицы и поговорки о пожаре и огне. Рассматривание иллюстраций в книге к произведениям С. Маршака «Кошкин дом», Л Толстого «Пожар». | Центр театра и музыки Игра инсценировка «Кошкин дом». И. Кононова «Песенка про спички», «Песенка про огнетушитель», «Я стану пожарным». | Взаимодействие с семьей Изготовление совместно с родителями книжек-малышек «Что мы знаем про огонь», атрибутов к сюжетным играм. |
Центр игры Игра «Последовательные картинки» Цель: Развивать мышление детей, повторить правила поведения детей во время пожара (перед детьми лежат переставленные местами картинки, необходимо расположить их по порядку и составить рассказ). Игра «Найди ответ». Цель: закреплять знания детей о правилах пожарной безопасности (детям дается картинка – вопрос, необходимо найти пару картинку-ответ) Игра-эстафета «Отважные пожарные». Цель: учить детей быстро реагировать на опасность, преодолевать препятствия (пролезая через обручи, добраться до стены, позвонить в колокольчик и вернуться обратно) Игра «Это следует запомнить». Цель: закрепить правила поведения детей во время пожара (показать детям картинки с изображением пожара, предложить правильно ответить, как вести себя в такой ситуации, как делать нельзя) Ситуация «Что делать если…». Цель: закрепить умение вызвать пожарную машину по телефону (предложить детям набрать номер телефона пожарной части, сообщить о пожаре, назвать свой адрес) Эстафета «Кто быстрее отберет картинки с изображением предметов, необходимых для тушения пожара». Цель: закрепить знания детей о предметах, с помощью которых можно потушить пожар. Сюжетно - ролевые игры «Пожарная часть», «Дом» «Вызов пожарных», «Едем на пожар». Дидактические игры «"Огнеопасные предметы", "Добрый" и "Злой" огонь. Цель: закрепить знания детей о огнеопасных предметах. Игра «Как делать нельзя». Цель: учить самостоятельно находить решение проблемы сохранения своего здоровья при возникновении пожара (детям предлагается несколько вариантов поведения при пожаре, необходимо выбрать только правильные). |
Диагностическая карта обследования детей по пожарной безопасности
№ п/п | Имя, фамилия ребенка | Знания о причинах возникновения пожаров | Правила поведения при пожаре | Номер телефона пожарной части | Средства пожаротушения | Умение вести диалог по телефону | Знание своего Ф.И.О. домашнего адреса |
1. |
Итоги проекта и практическая значимость
В ходе проекта в группе был накоплен достаточный наглядный, методический материал по ознакомлению дошкольников с правилами противопожарной безопасности.
Проект позволил на основе интегрированного подхода реализовать идею формирования у детей осознанного отношения к себе как субъекту противопожарной безопасности.
Реализация данного проекта не только повысила знания детей о правилах пожарной безопасности (90%), но и внесла значительные изменения в развивающую среду группы, объединила усилия педагогов, родителей, чтобы уберечь детей от возможной трагедии. Возросло количество родителей, активных участников проектной деятельности (60%).
В ходе работы по проекту прослеживалось тесное взаимодействие с узкими специалистами ДОУ, что так же обогатило образовательный процесс.
Список используемой литературы:
1. И.А.Лыкова, В.А.Шипунова «Азбука безопасного общения и поведения» учебно-методическое пособие для педагогов практическое руководство для родителей, Издательский дом «Цветной мир» Москва 2014.
2. В.А.Шипунова «Детская безопасность» учебно-методическое пособие для педагогов практическое руководство для родителей, Издательский дом «Цветной мир» Москва 2013.
3. Лыкова И.А. Парциональная образовательная программа для детей дошкольного возраста "Мир Без Опасности".-М.: Издательский дом "Цветной мир", 2017.-120с., 5 Приложений.
4. Лыкова И.А., Шипунова В.А. Азбука безопасности общения и поведения. Детская безопасность: учебно-методическое пособие для педагогов, практическое руководство для родителей. - М.: Издательский дом "Цветной мир", 2013. - 96 с., илл.
5. Шипунова В.А. Детская безопасность (Образовательная область "Безопасность"): учебно-методическое пособие для педагогов, практическое руководство для родителей. - М.: ИД "Цветной мир", 2013.-96 с., илл.
6. Бережнова О.В. Проектирование основ образовательной программы дошкольной организации. Рабочая программа педагога. Методическое пособие. - М.: Издательский дом "Цветной мир", 2014.-144 с.
7. Основная образовательная программа дошкольного образования "Вдохновение "
8. Открытые мероприятия для детей средней группы. Образовательная область "Познавательное развитие ". Практическое пособие для старших воспитателей, методистов и педагогов ДОУ, родителей. - Авт.-сост.: Аджи А.В., Воронеж: ООО "Метода", 2014 - 112 с.
9. Лыкова И.А., Шипунова В.А. Опасные предметы, существа и явления. Детская безопасность: учебно-методическое пособие для педагогов, практическое руководство для родителей. - М.: Издательский дом "Цветной мир", 2013. - 96с., илл.
10. Вострухина Т.Н., Кондрыкинская Л.А. Знакомим с окружающим миром детей 3-5 лет. 2-е изд., испр. и доп. - М.: ТЦ Сфера, 2015.-128 с. (Библиотека современного детского сада).
11. Лыкова И.А., Шипунова В.А. Огонь-друг, огонь-враг. Детская безопасность: учебно-методическое пособие для педагогов, практическое руководство для родителей. - М.: Издательский дом "Цветной мир", 2013. - 104 с., илл.
12. Шорыгина Т.А. Безопасные сказки. Беседы с детьми о безопасном поведении дома и на улице. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 128 с. - (Сказки-подсказки).
13. Лыкова И.А. Конструирование в детском саду. Средняя группа. Учебно-методическое пособие к парцианальной программе "Умные пальчики". М.: ИД "Цветной мир", 2015. - 144 с.
14. Бережнова О.В., Тимофеева Л.Л. Технология проектирования образовательного процесса в дошкольной организации. Методическое пособие. - М.: ИД "Цветной мир", 2014. - 144 с.
15. Примерная общеобразовательная программа «Мир открытий», разработанная авторским коллективом (А.И. Бурениной, Е.Н. Васюковой, Т.Э. Тютюнниковой и др.) под общей редакцией Л.Г. Петерсон, А.И. Лыковой.
16. http://ped-kopilka.ru/blogs/pestova-svetlana/konspekt-obrazovatelnoi-dejatelnosti-pozhar-v-lesu-s-ispolzovaniem-interaktivnoi-doski.html.
17. http://doshkolnik.ru/vesna/11444-vesenny-les.html.
18. http://doshkolnik.ru/obzh/5771-konspekt-zanyatiya-besedy-po-obzh-dlya-deteiy-sredneiy-gruppy-na-temu-beregite-les.html.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экскурсия в пожарную часть (вторая младшая группа) в рамках краткосрочного проекта "Огонь - друг, огонь - враг"
Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человече...
Психологический проект "Огонь-друг, Огонь-враг".
Задачи:Формировать системные представления об окружающем мире, о роли и месте электрических приборов и предметов домашнего обихода в жизни человека.Формировать чувство повышенной опасности огня....
Проект "Огонь друг,огонь-враг"
Социальное партнёрство педагогов.родителей по формированию у детей страшего дошкольного возраста правил ППБ в проектной деятельности...
Проект "Огонь-друг, огонь-враг"
Работа по ЗОЖ "Все о правилах пожарной безопасности"...
проект "Огонь друг. Огонь - враг."
Любопытство детей, часто ставят их перед реальными опасностями. С каждым годом возрастает число пострадавших детей от пожара, которые происходят по их вине. Дети дошкольного возраста не знают назначен...
Проект "Огонь - друг, огонь - враг"
Проект направлен на формирование у детей навыков безопасносного поведения, умение правильно, адекватно действовать в опасных для жижни ситуациях. Обобщить, закрепить и расширить знания дете о правилах...
Презентация проекта "Огонь - друг, огонь - враг"
Презентация проекта "Огонь - друг, огонь - враг". Интегрированное занятие по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста....