Материалы по планированию, проектированию образовательного процесса
проект (подготовительная группа)
Материал содержит полное описание планирования воспитателем образовательной деятельности с использованием методики Свирской.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
materialy_po_proektirovaniyu_obrazovatelnogo_protsessa.docx | 48.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Материалы
из опыта работы по планированию, проектированию
образовательного процесса
С 2015 года планирование образовательной деятельности осуществляю вместе с детьми в виде разработки и реализации тематических проектов (по методике Л.В. Свирской (кандидата педагогических наук, доцента кафедры педагогики и психологии Новгородского центра развития)).
Логика планирования образовательной деятельности:
- Выявление интересов и потребностей детей (наблюдение за играми, общением; элементарные социологические опросы; инициирование разговора во время детского совета; опрос родителей и пр.формы; «вбрасывание» педагогически обусловленной темы).
- Обсуждение и принятие решения о теме и форме образовательного события (детский совет - дети принимают участие в обсуждении интересующих их вопросов с воспитателем).
- Совместное планирование (модель трех вопросов, детский совет с обязательным ведением записей идей детей).
- Обсуждение взрослыми ситуации (тема, форма, ресурсы в группе, ДОУ, местном сообществе с дополнением детских идей идеями взрослых).
- Ежедневное версионное возвращение к совместно выработанному плану (напоминание темы; анализ сделанного; презентация новых материалов; индивидуальное планирование – выбор дел и действий).
- Ежедневное версионное подведение итогов (предъявление детьми и взрослыми результатов своей деятельности; анализ действий, определение перспектив).
Совместное планирование начинаю с группового сбора. Дети располагаются по кругу на ковре или на стульчиках. Все равны – каждый часть целого. Утренний круг способствует концентрации сил и внимания у детей перед работой в центре активности, побуждает детей организовывать собственную деятельность и осознавать свой выбор. Общение в круге способствует становлению чувства команды и единства в детском сообществе.
На утреннем сборе:
- дети собираются все вместе, радуются встрече, началу нового дня;
- играют в разнообразные игры, не требующие крупных движений;
- обмениваются новостями, задают вопросы;
- определяют тему работы на неделю;
- планируют содержание и формы работы по теме, планируют свою работу в центрах активности.
Темы проектов на неделю определяю исходя из интересов и потребностей детей, по их инициативе (что они хотят узнать, что их интересует). Сначала я веду опрос: «Какую тему вы предлагаете? Кого интересует тема, предложенная Ирой/Сережей? Сколько детей из всей группы выбирают тему «Люди»? (посчитай, Сережа). Сколько детей интересуется этой темой (кто сосчитает?) Какую тему выбрали больше детей? Что мы сможем узнать? Таким образом, детям самостоятельно принимают осмысленные решения.
Например, выясняется, что детям очень интересна тема о воде. Накануне выбора новой темы (утром в каждый понедельник) в свободном общении с детьми (во время обмена новостями делюсь «своей новостью») я завожу разговор о том, что - «Я вчера смотрела новую передачу, она называется ……». Я узнала много интересного о том, что …..). Спрашиваю их, а что они знают об этом; что хотят узнать; что нужно сделать, чтобы узнать. При этом использую метод трёх вопросов. Ответы детей фиксирую в таблице.
Таким образом, получаю первичную информацию о базовом запасе знаний, представлений детей по теме, ориентируюсь сама и помогаю ориентации детей в способах получения, уточнения знаний, в возможных формах предстоящей работы. Высказывания детей записываю без адаптации, без «причесывания» фразы.
Когда тема выбрана. На чистом, достаточно большом по размеру листе бумаги, примерно формата А-3, я заранее (до утреннего сбора) наношу разметку - названия центров активности. Эта форма называется «Паутинка», она является воспитательно-образовательной основой плана. Для фиксации используются два постоянных цвета: красный - для записи идей детей, синий - для записи идей взрослых, для того, чтобы можно было анализировать и делать выводы об эффективности мой работы, о динамике развития детей.
План работы на неделю с 14.10.2019г. По 18.10.2019г. (с детьми подготовительной группы)
В предложенной модели планирования, можно увидеть:
- разнообразие образовательных областей;
- интеграцию образовательных областей;
- наличие в плане игровых и учебных действий (в том числе, динамику изменения соотношения от возраста к возрасту);
- инициативы детей (кто, в каких видах деятельности, сколько идей всего,
в каких центрах активности); - баланс инициатив детей и взрослых (в том числе динамику изменения соотношения от возраста к возрасту)
- соответствие содержания плана стартовому опросу (сопоставление
с моделью трех вопросов); - включение специалистов в планирование и реализацию плана;
- включение родителей;
- использование ресурсов местного сообщества;
- итоговое мероприятие и многое другое.
Вечером, к приходу родителей, вывешиваю заполненную модель трех вопросов в приёмной, и тогда родители узнают о:
- направлении интересов детей в группе и интересов своего ребенка,
- том, что дети уже знают и что хотят узнать,
- чем, в целом, дети будут заниматься в ближайшее время,
- каких результатов можно ожидать,
- о чем можно поговорить с ребенком дома,
- какие материалы могут понадобиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы из опыта работы по планированию, проектированию образовательного процесса.
1. Презентация «Планирование образовательной деятельности в первой младшей группе». 2. Организация тематических недель в первой младшей группе. 3. Особенности проектной деятельности в перв...
Материалы из опыта работы по планированию, проектированию образовательного процесса.
1. Презентация "Планирование образовательной деятельности в первой младшей группе". 2. Организация тематических недель в первой младшей группе. 3. Особенности проектной деятельности в первой...
Материалы из опыта работы по планированию, проектированию образовательного процесса
Материалы из опыта работы по планированию, проектированию образовательного процесса. План работы на неделю с 06.02.2017 по 11.02.2017 (с детьми средней группы)...
Материалы из опыта работы по планированию , проектированию образовательного процесса
Планирование...
Материалы из опыта работы по планированию, проектированию образовательного процесса
Материалы из опыта работы по планированию, проектированию образовательного процесса...
Материалы по планированию/проектированию образовательного процесса
Проофессиональные действия и средства по проектированию образовательного процесса...