«Использование нетрадиционных методов работы в обучении дошкольников ЭМП»
консультация

Марина Валерьяновна Горбунова
консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_netraditsionnyh.docx23.45 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование нетрадиционных  методов  работы в обучении                     дошкольников ЭМП»

         Дошкольники проявляют повышенный интерес к занятиям по математике только в том случае, когда заинтересованы и поражены чем-то неизвестным. В этом случае информация выглядит в их глазах интересной, почти волшебной.  Формирование у ребенка математических представлений легче происходит, если занятия проводятся   с использование нетрадиционных методов, в процессе которых легче усвоить весь объем знаний и умений, овладеть навыками счета, измерения, приобрести элементарную, прочную основу ориентировки в общих математических понятиях.       В процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников  используются  разнообразные методы обучения: практические, наглядные, словесные, игровые. При выборе метода учитываются  программные задачи, решаемые на данном этапе, возрастные и индивидуальные особенности детей, коррекционные задачи, наличие необходимых дидактических средств и т. д. Для того чтобы поддерживать в процессе образовательной деятельности внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. И в этом помогут нетрадиционные методы работы.

                         Метод системного анализа

Интересная для детей игра с фигурами Дьенеща. 48 геометрических фигур характеризуются четырьмя признаками: форма, цвет, величина, толщина. Игры с фигурами Дьенеща разнообразны и не ограничиваются вариантами. Часто дети самостоятельно придумывают игровые задания. Например, «составление цепочки» по правилам: чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур или одинакового размера и т. д.

                      Метод сравнительного анализа  (графического моделирования)

Игра «Круги Эйлера» или «Игры с обручами» предшествует формированию  умения  классифицировать объект и развивает логическое мышление дошкольников. Дети  учатся классифицировать предметы по 2 и 3 свойствам (цвет, величина, форма, размещать их в 4 и 8 областях, полученных от пересечения 2-х и 3-х кругов.

                      Метод моделирования

Моделирование — наглядно-практический прием, включающий в себя создание моделей и их использование с целью формирования элементарных математических представлений у детей. Прием является чрезвычайно перспективным .

- использование моделей и моделирования ставит ребенка в активную позицию, стимулирует его познавательную деятельность;

- дошкольник располагает некоторыми психологическими предпосылками для введения отдельных моделей и элементов моделирования: развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Модели могут выполнять разную роль: одни воспроизводят внешние связи, помогают ребенку увидеть те из них, которые он самостоятельно не замечает, другие воспроизводят искомые, но скрытые связи, непосредственно не воспринимаемые свойства вещей.

Широко используются модели при формировании 

·     временных представлений: модель частей суток, недели, года, календарь;

·     количественных; числовая лесенка, числовая фигура и т. д.),

     пространственных:  (модели геометрических фигур) и т. д.  

·     при формировании элементарных математических представлений применяются предметные, предметно-схематические, графические модели.

                    Метод вопросов и ответов.

Кроссворды, ребусы, такие задания как :

«Назови одним словом, а лучше двумя», «Лишнее слово», «Чем похожи и чем отличаются», «Подскажи словечко». 

Основные требования к вопросам как методическому приему:

точность, конкретность,

- логическая последовательность;

разнообразие формулировок, т. е. об одном и том же следует спрашивать по- разному

-оптимальное соотношение репродуктивных и продуктивных вопросов в зависимости от возраста детей и изучаемого материала;

давать детям время на обдумывание;

-количество вопросов должно быть небольшим, но достаточным, чтобы достичь поставленную дидактическую цель;

- следует избегать подсказывающих вопросов.

             Решение логических задач.

Развитию логического мышления, сообразительности способствуют логические задачи, упражнения, головоломки.

Например: Какая фигура лишняя? Почему? Чем отличается одна картинка от другой? Какой фигуры не хватает? Чем 6 фигур одной группы отличаются от фигур другой группы?  и т. д.

И задачи, например: Незнайка, Буратино и Винни-Пух собрались на прогулку и взяли с собой в дорогу банан, помидор, апельсин. Что взяли каждый из них? Если Незнайка взял не круглое, а Винни-Пух – не красное?

Игра  “Рамки  и  вкладыши  Монтессори” .

Рамки-вкладыши отличаются большим разнообразием – это и предметы быта,  и предметы окружающей среды. Это животные и растения, игрушки и посуда. Рамки могут быть разными по сложности, что расширяет их использование для детей всех возрастов.

1) вырабатывает умение узнавать и различать форму плоских фигур и их положение на плоскости (зрительно и на ощупь);

2) готовит детей к овладению письмом и рисованием – вырабатывает умение владеть карандашом, как говорят художники, дает “твердость руки”, умение проводить линии по линейке, по угольнику, по лекалу и на глаз, различать границы фигур и видеть линии-контуры;

3) знакомит с геометрической терминами – названиями фигур

               Метод экспериментирования и опытов.

В ходе работы  по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) представляется тем способом обучения, который помогает ребенку "открыть новое знание" за счет сравнения, измерения, выводов. Так, например, взяв, на НОД по ФЭМП два одинаковых по величине и цвету мяча, но изготовленных из разных материалов или наполненных разным материалом, ребенок проводит эксперимент, в котором он сравнивает мячи, выявляя признаки их сходства и различия. Делает вывод: масса двух одинаковых по цвету, форме и размеру предметов может быть различна из-за материала. Аналогично, можно установить, что при одинаковой форме большего размера предмет, может быть легче, меньшего; или разного размера предметы могут иметь одинаковую массу. Проводя описанного вида эксперименты, отрабатываются такие математические понятия, как форма, величина, измерение массы.

Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Детей увлекает результат – составить увиденное на образце или задуманное.

                             Игры-головоломки

«Тинграм», «Пифагор», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо»., «Сфинкс», В ходе игр дети учатся анализировать способы расположения частей, рассказывать и планировать ход составления. Игры посложнее, это: «Вьетнамская игра», «Волшебный круг», «Пентамино». Все игры результативны : получается  плоскостное силуэтное изображение предмета.  Оно условно, схематично, но образ легко угадывается по основным, характерным признакам предмета, строению, пропорциональному соотношению частей, форме.   Математические игры интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе и задаче, невозможен без активной работы мысли.  Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявить умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме.

                         Игра  Танграм

Для развития мышления и воображения ребенка можно использовать различные средства и способы, одним из которых является игра танграм. Работать с такой увлекательной и полезной головоломкой можно начинать в дошкольном возрасте. Детям будет интересно сложить домик, рыбку или котика из простых фигур, а красочные схемы помогут им не допустить ошибку.
                ЧТО ЭТО ТАКОЕ? 

Сама головоломка пришла к нам из древнего Китая, и уже тот факт, что ей более тысячи лет, говорит о том, что она увлекательна и полезна. В переводе с китайского означает «семь дощечек мастерства». Суть игры проста: из семи геометрических фигур на плоскости необходимо построить нечто, заданное схемой. Это может быть фигурка человека или животного, растений, каких-то бытовых предметов, игрушек, а дошкольникам постарше можно предложить построить цифры и буквы.

 Состав набора таков:

треугольники (их пять) различаются по размеру – больших и малых по два, средний один;

параллелограмм;

 квадрат.

Интересно, что если сложить элементы в определенной последовательности, то получится квадрат. Можно купить готовую головоломку, а еще интереснее – сделать ее самостоятельно из плотного картона, раскрашенного в разные цвета, – так малышу будет проще ориентироваться в схемах. Свободу творчества ограничивает два простых правила – нельзя накладывать один элемент на другой, а в построении должны быть задействованы они все. 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Использование ИКТ в обучении дошкольников нетрадиционным техникам рисования»

Цель:Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования, помочь реализовать себя, уметь соединять в рисунке различные материалы для получения выразител...

Семинар-практикум «Использование ИКТ в обучении дошкольников»

Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) - это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и ...

«Использование ИКТ в обучении дошкольников нетрадиционным техникам рисования»

Цель:Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования, помочь реализовать себя, уметь соединять в рисунке различные материалы для получения выразительного образа....

Семинар-практикум «Использование ИКТ в обучении дошкольников»

Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) - это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в образовательном  проце...

Использование ИКТ в обучении дошкольников английскому языку

Использование информационно - компьютерных технологий в обучении дошкольников английскому языку актуальный вопрос современного общества. Веяния и тенденции настоящего времени требуют от педагога шагат...

Использование планшетов в обучении дошкольников

Консультация для педагогов об использовании планшетов в работе....