Секрет эффективного взаимоотношения с родителями
консультация (старшая группа)
Признание приоритета семейного воспитания на современном этапе требует совершенно иных взаимоотношений семьи и ДОО. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие», «социальное партнёрство». Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при развитии игровой деятельности ребёнка - как важнейшего вида детской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sekr.effekt.vzaimotn.docx | 21.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Секреты эффективного взаимоотношения с родителями
Признание приоритета семейного воспитания на современном этапе требует совершенно иных взаимоотношений семьи и ДОО. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие», «социальное партнёрство». Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при развитии игровой деятельности ребёнка - как важнейшего вида детской деятельности.
Одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игры ребёнка, является активное включение в воспитательно – образовательный процесс родителей воспитанников. Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки, но при этом мало задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Игра — универсальный способ жизнедеятельности ребенка, его жизненная потребность и является главным средством воспитания. Отсюда и должна определяться стратегия игрового взаимодействия родителей с ребенком.
С этой целью мы разработали свою структурно-функциональную модель взаимодействия ДОО и семьи по вопросам развития дошкольника в игровой деятельности.
Структурно-функциональная модель взаимодействия ДОО и семьи состоит из трех блоков: информационно-аналитического, практического и контрольно-оценочного.
Работа с родителями в рамках информационно-аналитического блока строится по двум взаимосвязанным направлениям:
1) Просвещение родителей в области организации детской игры, передача им необходимой информации по данному вопросу. Для решения этих вопросов педагоги используют разные формы: лекции «Сюжетно – ролевая игра, как средство социализации ребёнка», «Организация игровой деятельности в семье»; индивидуальное и подгрупповое консультирование «Игра и дошкольник», «Растем, играя», «Какие игрушки нужны вашим детям?», «Правда о мультиках»; информационные листы «В какие игры играют мальчики и девочки»; стенгазеты; листы-памятки; библиотеку для родителей; видеотеку, медиотеку и т.п.
2) Организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т.е. это обмен мыслями, идеями, чувствами. Основной задачей педагогического коллектива является создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе общего дела. Для решения данной задачи выбираются и формы взаимодействия: игротеки, выставки выходного дня, традиции, театральная пятница, встреча с интересным человеком, праздники, защита семейных проектов, ведение домашних читательских дневников, дискуссии, тематические конференции по обмену опытом. Очень плодотворно проходят вечера вопросов и ответов, которые проводятся после опроса родителей и выяснения перечня проблем, которые возникают у них в процессе организации ролевых игр с приглашением специалистов (психолога, врача и др.).
Одной из интересных для родителей форм повышения уровня родительской компетенции в вопросах организации детской игры, позволяющей включить их в обсуждение актуальных проблем, способствующей формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирующей активное мышление являются диспуты.
Второй - практический блок, содержит информацию, направленную на решение конкретных задач, связанных с устранением недостатков в организации игровых моментов. Формы и методы работы зависят от той информации, какую педагоги получили при анализе ситуации в рамках первого блока. В настоящее время особой популярностью у родителей пользуются нетрадиционные формы общения.
Мы организуем их по типу телевизионных и развлекательных программ, игр. Данные мероприятия направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к игровой деятельности в детскому саду. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога.
Хорошей традицией нашей группы стало проведение детско-родительских праздников. Это хороший повод провести их вместе с родителями, а не для них. Так, родители привлекаются к подготовке утренников, пишут сценарии, участвуют в конкурсах «Зимние забавы», «Папа может всё, что угодно», «Праздник урожая». Проводятся игры с педагогическим содержанием, «Поле чудес», «Педагогический случай», «КВН», «Ток-шоу», где обсуждаются противоположные точки зрения на проблему и многое другое. Организуются выставки совместных работ родителей и детей «Очумелые ручки», «Игрушка своими руками», альбомов с фотографиями «Игры в семейном кругу», досуги «Неразлучные друзья: взрослые и дети», «Семейные карнавалы», семейные клубы, совместная разработка игровых проектов «Мой день рождения» и т.п.
Особой популярностью пользуются «Дни открытых дверей», в течение которых родители могут побывать в любой группе. Это дает возможность познакомить родителей с организацией игры во время режимных моментов, традициями группы, правилами проведения игр, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию.
В помощь родителям разработали картотеку совместных детско – родительских игр.
Успешно апробирую инновационные формы работы с родителями такие, как:
- психологический тренинг - интерактивное общение с родителями;
- «виртуальная приемная», которая предполагает виртуальное общение с родительской общественностью на сайте ДОО.
Третий блок - контрольно-оценочный решает задачу эффективного взаимодействия педагога с семьей. Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, используются следующие методы: опрос, книга отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностика и др., применяемые сразу после проведения того или иного мероприятия. В работе с родителями повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей используются и для отслеживания оценки отсроченного результата.
Работа по данной модели является отправной точкой организации гармоничного взаимодействия родители-дети-педагоги.
Опыт работы с родителями даёт положительные результаты. Позиция родителей в отношении организации образовательного процесса становится более гибкой: они активно участвуют в различных мероприятиях, ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Родители уверены в том, что ДОО всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие.
Формы работы с родителями
Наименование | С какой целью используется эта форма | Формы проведения общения |
Информационно-аналитические | Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности | Проведение социологических опросов, «Почтовый ящик» |
Досуговые | Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми | Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках |
Познавательные | Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков развития детей в игре. | Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей |
Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские | Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний об организации игровой деятельности детей | Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров игр, режимных моментов и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"СЕКРЕТЫ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ»
Памятка для педагогов....
Игры по эффективному взаимоотношению родителя и ребенка
Приобщение родителей к правильному общению со своим рбенком в процессе игровой деятельности. Игры для лучшего взаимопонимания и улучшения доверительного общения между ребенком и взрослым. ...
Секреты эффективного сотрудничества с родителями
Коммуникация — это влияние, следовательно, в случае успешной коммуникации должно произойти какое-то изменение в представлениях о мире у того человека, кому она адресована.Эти изменения могут тре...
Презентация "Эффективные формы и методы налаживания взаимоотношений с родителями в детском саду"
осознать проблемы современной семьи, воспитывающей ребенка-дошкольника; познакомиться с новыми подходами к взаимодействию детского сада и семьи, развивающими новое качество отношений воспит...
Секреты эффективного взаимодействия с родителями
Цель: передача профессионального опыта по развитию коммуникативных умений молодого педагога при взаимодействии с родителями. Задачи:1. Актуал...
Семинар-практикум для педагогов "Секреты эффективного взаимодействия с родителями"
Народная педагогическая мудрость гласит: "Не так сложно работать с детьми, как их родителями". На данном семинаре мы с коллегами попытались найти конструктивные решения конкретных педа...
Секреты эффективных взаимоотношений
Отчего же мы, нуждаясь в полезном совете, часто затрудняемся его попросить, а получив испытываем порой неловкость? Однако сами с удовольствием раздаем советы направо и налево, хотя нас нечасто ...