Родительское собрание в средней группе "Дидактическая игра как средство для умственного развития детей".
консультация (средняя группа)
Цель собрания - Познакомить родителей с понятием «дидактическая игра», дать представление, как дидактические игры влияют на развитие ребенка, показать наглядные примеры таких игр, рассказать о способах и приемах изготовления дидактических игр своими руками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobranie_dekabr.odt | 31.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание №2
Дидактическая игра как средство для умственного развития детей.
Цель: Познакомить родителей с понятием «дидактическая игра», дать представление, как дидактические игры влияют на развитие ребенка, показать наглядные примеры таких игр, рассказать о способах и приемах изготовления дидактических игр своими руками.
Само название – дидактическая игра – говорит о том, что она имеет своей целью умственное развитие детей (умение сравнивать, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения) и, следовательно, может рассматриваться как прямое средство умственного воспитания.
В процессе дидактической игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер: чтобы понять и принять замысел игры, усвоить игровые действия и правила, нужно активно выслушать и осмыслить предложение воспитателя, его объяснение.
Задачи, поставленные игрой, требуют сосредоточения внимания, активной деятельности анализаторов, процессов различения, сравнения, обобщения. Из множества задач воспитатель может оставить одну познавательную задачу и решению ее подчинить ход дидактической игры и разнообразие игровых действий.
В содержание дидактической игры входят дидактическая задача (определяется программой), игровая задача (цель конкретной игры), правила игры, игровые действия, более или менее выраженный результат игры – ее итог. Существенной стороной дидактической игры является игровой замысел. Он вызывает живой интерес детей, возбуждает их активность, желание играть.
Каждая дидактическая игра имеет правила, которые обусловлены ее содержанием, игровым замыслом. Благодаря правилам (именно правила определяют характер и способ действий) воспитатель управляет поведением детей, строит их взаимоотношения в игре, организует и руководит воспитательно – образовательным процессом. Содержание игры, игровой замысел, игровые действия и правила взаимосвязаны, и отсутствие хотя бы одного из них делает игру невозможной. Дидактическая игра имеет определенный результат (финал игры).
Для воспитателя результат игры всегда является показателем успехов детей в усвоении знаний, в умственной деятельности, в характере взаимоотношений.
Играя, ребенок приобщается к труду – у дошкольников он сводится в основном к труду по самообслуживанию, но это важная ступенька приблизиться к труду взрослых, понять его необходимость. Общество готовит его к общественно – полезному труду; учит соблюдать нравственные нормы и правила. Дидактические игры, прежде всего сюжетно – ролевые, учат детей строить отношения между собой и со взрослыми на нравственной основе, воспитывая нравственное поведение, волю, эмоционально – положительный тон в процессе эмоционально – личностного и делового общения со взрослыми, доброжелательность.
1Игра: "Бабушкин дворик".
Цель: способствовать запоминанию названия домашних животных, создать условия к игровым действиям.
2 ИГРА "Развивалочка".
Дидактическая игра с цветными крышками-способствует сенсорному развитию ребенка, развитию речи, мышлению, логики, вниманию, памяти, восприятию, мелкой моторики, расширяет кругозор у детей.
Играя, ребенок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности, принимать самостоятельные решения.
3 ИГРА "Математическое табло".
Методическая разработка игры создана в контексте реализации педагогического опыта по теме-дидактические игры, как средство коррекционного формирования у дошкольников математических навыков и умений.
Цель: Создание условий для формирования элементарных математических представлений о фигурах, цифрах, счете. Сенсорного развития через сенсорно-игровые действия с дидактической игрой.
4 Игра ""Колючки для ежей".
ИГРЫ С ПРИЩЕПКАМИ- развивают мелкую моторику, пространственное воображение, способствуют развитию интеллекта мышления и становлению речи.
6 ИГРА "Угадай что внутри".
Для игры используем пластиковые контейнеры из «Киндер-сюрпризов» в которые насыпаем разные крупы – горох, фасоль, манную и гречневую крупы, рис и т. д., предложите ребенку узнать на слух, что лежит в киндере и положить на картинку с изображением наполнителя. Дети безмерно рады когда содержимое киндера и картинка совпадают.
«Посади божью коровку на листок»
Цель игры: закрепление навыков счета в пределах 5-10; содействовать развитию умения сравнивать количество предметов
Ход игры Детям предлагают посчитать точки у Божьих коровок и положить их на нужные листочки.
Дидактическая игра «Большой, средний, маленький»
Цель игры: Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине. Содействовать формированию умения выбирать предметы с ориентировкой на его величину.
Активизировать словарь детей: произносить слова большой, средний и маленький с разной интонацией (большой – низким голосом; средний - средним голосом; маленький - высоким).
Дидактическая игра «Фигурки из палочек»
Цель: создать игровую обстановку. Содействовать закреплению навыка различать геометрические фигуры, цвета, упражнять в количественном и порядковом счете, сравнении фигур по величине, выкладывании из счетных палочек силуэтов геометрических фигур, предметов по образцу, по устной инструкции, по замыслу.
В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на 3 основных вида: игры с предметами (игрушками, природными материалами, настольно-печатные и словесные игры.
Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства, объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена). Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация, совершенствовать речь (умения называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки о них; правильно произносить звуки речи, воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания.
Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактических играх дети выполняют определённые роли, например продавца, покупателя в играх типа «Магазин» и т. д.
Игры инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, о литературных произведениях, о нормах поведения.
Разнообразные игрушки широко используются в дидактических играх. Игры с природным материалом всегда вызывают у детей живой интерес, желание играть.
Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представление детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.
Среди дидактических игр для дошкольников преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству. Подбор картинок по парам. Самое простое задание в игре – нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых; ребёнок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу.
Подбор картинок по общему признаку (классификация). Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Игра «А что было потом?»: дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учётом последовательности развития сюжетных действий.
Запоминание состава, количества и расположения картинок. Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является закрепление у детей знаний о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на столе (справа, слева, вверху, внизу, сбоку, впереди и др., умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, о их содержании.
Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет.
Описание, рассказ о картинке с показом действий, движений. В таких играх воспитатель ставит обучающую задачу: развивать не только речь, но и воображение, творчество.
В более старших группах решаются задачи посложнее: одни дети изображают действие, нарисованное на картинке, другие – отгадывают, кто нарисован на картинке, что делают там люди.
В этих играх формируются такие ценные качества личности ребёнка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.
В лото ребёнок должен к картинкам на большой карте подобрать тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото разнообразна: «Зоологическое лото», «Мы считаем», «Сказки» и т. д.
В домино принцип парности реализуется через подбор карточек при очерёдности хода. Тематика домино охватывает разные области действительности: «Игрушки», «Ягоды», «Геометрические фигуры» и др.
В играх типа «Лабиринт», используются игровое поле, фишки, счётный кубик. Каждая игра посвящена какой-либо теме, иногда сказочные («Айболит»). Эти игры развивают пространственную ориентацию, умение предвидеть результат действий.
В настоящее время популярны пазлы.
Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Словесные игры проводят в основном с детьми среднего и преимущественно старшего дошкольного возраста. Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутками, загадками, перевёртышами.
В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач.
Помимо речевого развития, формирования слухового внимания с помощью словесных игр создаётся эмоциональный настрой, совершенствуются мыслительные операции, вырабатываются быстрота реакции, умение понимать юмор.
Интересны игры, в которых дети решают игровую задачу; называют профессии в игре; определяют то или иное событие в игре при восприятии фрагментов из литературных произведений, которые читает (наизусть) воспитатель или ребёнок. Игры-загадки, игры-предложения («Что было бы, если бы?.», разработанные А. И. Сорокиной, стимулируют воображение, развивают логическое мышление, речь. В книге «Чего на свете не бывает?» (под. ред. О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаевой. - М., 1991) предоставлены словесные игры, которые помогут ребёнку сочинять сказки.
Словесные игры условно можно объединить в четыре основные группы. В первую группу входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные (главные) признаки предметов, явлений: «Отгадай-ка», «Магазин», «Радио», «Где был Петя» и т. д. Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения: «Похож – не похож».
Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: «Кому что нужно?», «Назови одним словом» и др.
В основную четвёртую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски» и т. п.
Словесные игры способствуют подготовке ребят к обучению в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
родительское собрание в средней группе "Играют дети-играем вместе".
Показать родителям значение совместных игр и правильность выбора игрушек....
Родительское собрание в средней группе «Играют дети – играем вместе» (приуроченное Дню Матери)
Описание: сценарий непринужденного игрового развлечения, приуроченного ко Дню Матери в средней группе детского сада поможет раскрепостить детей, сплотить детско-родительский коллектив. Много стихов и ...
Родительское собрание в первой младшей группе «Сенсорное воспитание — фундамент умственного развития!»
Родительское собрание в первой младшей группе «Сенсорное воспитание — фундамент умственного развития!»...
Родительское собрание в первой младшей группе «Сенсорное воспитание — фундамент умственного развития!»
Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.Задачи:— дать необходимую информацию о сенсорном воспитании детей младшего дошкольного возрас...
Родительское собрание в средней группе "Играют дети - играем вместе" (в форме квест-игры).
Родительское собрание в средней группе "Играют дети - играем вместе" (в форме квест-игры)....
Родительское собрание в средней группе «Играют дети, играем вместе»
Родительское собрание в средней группе«Играют дети, играем вместе»Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности и выборе игрушек у детей с...
Родительское собрание в средней группе "Мнемотехника-как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста"
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. На сегодняшний день - образная, богатая...