Дидактические игры для детей старшей группы.
методическая разработка (старшая группа)

Ляцкая Наталья Николаевна

Игровая деятельность - это ведущая деятельность дошкольников, реализующая их потребности в социальных компенсациях в игровых и воображаемых ситуациях.

«Через игровую деятельность и движется ребенок. В этом смысле она является «ведущей», так как определяет развитие»                                                                           (Выготский Л.С.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_attestatsiya.docx19 КБ

Предварительный просмотр:

Ляцкая Н.Н. воспитатель

ГБДОУ детский сад№17 Василеостровского района

Санкт-Петербурга

Дидактические игры для детей старшей группы.

Игра-это форма деятельности, направленная на воссоздание и освоение социального опыта в условных ситуациях и с помощью специальных предметов.

 Игровая деятельность - это ведущая деятельность дошкольников, реализующая их потребности в социальных компенсациях в игровых и воображаемых ситуациях.

«Через игровую деятельность и движется ребенок. В этом смысле она является «ведущей», так как определяет развитие»                                                                           (Выготский Л.С.).

Игра  - это такая форма деятельности, в которой дети, создавая специальную игровую ситуацию, замещая одни предметы другими, замещая реальные действия сокращенными, воспроизводят основные смыслы человеческой деятельности и усваивают те формы отношений, которые будут реализованы, осуществлены впоследствии.

Именно поэтому игра - это ведущая деятельность, она дает возможность ребенку вступить во взаимодействие с такими сторонами жизни, в которые в реальной жизни ребенок вступить не может.

Игра возникает тогда, когда появляются нереализуемые непосредственно тенденции ребенка действовать как взрослый и вместе с тем сохраняется характерная для раннего детства тенденция к немедленной реализации желаний.

Игра - это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений.

Игра - это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования.

“Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. 

Развитие личности в старшем дошкольном возрасте характеризуется освоением новых знаний, появлением новых качеств, потребностей. В этом возрасте формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоционально-волевая.

Развитие старших дошкольников осуществляется в процессе разнообразной деятельности ребенка с взрослыми и в коллективе сверстников. Особая роль в связи с этим отводится игровой деятельности, в частности дидактическим играм.

 Использование дидактических игр отражалась в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов. По существу в каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические игры занимали и занимают особое место.

Дидактическая игра - важное средство образования ребенка. Главное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность, активность, речь детей.

 Дидактические игры помогают взрослым дать дошкольникам элементарные научные знания, которые необходимы для обучения в школе, закрепить их и научить ребят применять на практике все то, чему их научили.  Первая функция совершенствование и закрепление знаний . При этом ребенок не просто воспроизводит знания в том виде, в каком они были усвоены, а  преобразовывает их, учится пользоваться ими в зависимости от игровой ситуации. Сущность второй функции дидактической игры заключается в том, что дети усваивают новые знания и умения разного содержания.

  

Виды дидактических игр, используемых в старшей группе

  Три основных вида:

- игры с предметами (игрушками, природным материалом);

- настольные печатные игры;

- словесные игры.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы (предметы обихода, орудия труда), объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена). Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация), совершенствовать речь (умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки, правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания.

Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камешки, ракушки) позволяют закрепить знания детей об окружающей их природной среде, формируют мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация). Воспитатель организует такие игры во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, листьями, семенами.

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представление детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, кубики, пазлы.

Можно выделить основные особенности дидактических игр:

1. Это  игры, которые создаются взрослыми с целью воспитания и обучения детей.

2. Для детей, принимающих участие в игре, воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

3. Познавательное содержание дидактической игры обусловлено программным содержанием и всегда сочетается с игровой формой.

4. Дидактические игры имеют своеобразную структуру.

Дидактическая игра явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается определенная структура, основные элементы, характеризующие игру и как форму обучения и как игровую деятельность.

Большинство исследователей педагогов и психологов выделяют в дидактической игре следующие структурные компоненты:

1. дидактическая задача(цель), состоящая из игровой и обучающей;

2.содержание игры;

3. игровые правила;

4.игровые действия;

5.окончание игры, подведение итогов.

Дидактические игры так же различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей в игре, по роли воспитателя.  

По содержанию дидактические игры можно разделить на математические, сенсорные, речевые, музыкальные, природоведческие, для ознакомления с окружающим, по изобразительной деятельности.

Дети 5-6 лет проявляют в дидактических играх самостоятельность и устойчивость внимания, повышенный интерес к решению умственных задач.

Для этой возрастной группы характерно проявление сосредоточенности и целенаправленности, стремление провести деятельность наиболее точно. Возрастает желание преодолеть препятствия, справится с заданием. Это положительно влияет на качество проведения игры и вызывает желание играть самостоятельно.

Дети старшего дошкольного возраста обладают значительным игровым опытом и настолько развитым мышлением, что они легко воспринимают чисто словесные объяснения игры. Лишь в отдельных случаях требуется наглядный показ.

С детьми этого возраста проводятся дидактические игры со всей группой, с небольшими группками, индивидуально. В старшем возрасте, как правило, складываются коллективные взаимоотношения на почве совместных игр. Поэтому  уже могут быть использованы в игре элементы соревнования.

В дидактических играх детей старшего дошкольного возраста отражаются более сложные по своему содержанию жизненные явления (быт и труд людей, техника в городе и деревне). Дети классифицируют предметы по материалу, назначению (например, игра «Где что спрятано»). Широко используются в этом возрасте словесные игры, требующие большого умственного напряжения. У детей  в дидактических играх больше проявляется произвольное внимание, самостоятельность в решении поставленной задачи, в выполнении правил.

 Руководство должно быть таким, чтобы игра содействовала умственному и нравственному воспитанию и в то же время оставалась игрой. Необходимо и  сохранить эмоциональный настрой детей, переживание радости от хода игры и удовлетворения от результата, т. е. решения задачи.

Дети старшего дошкольного возраста уже умеют самостоятельно играть в дидактические игры. Они играют в настольные игры, знакомые подвижные дидактические игры, повторяют действия, которые усвоили на занятиях с воспитателем. Постепенно, осваиваясь, они играют более уверенно, придумывают дальнейшие игровые ситуации, вводят новые правила игры. Воспитатель должен расширить круг имеющихся в обиходе детей дидактических игр, продумывать перспективу их развития так, чтобы содержание становилось более интересным, вводились новые правила, изменялись игровые условия.

             В этом возрасте объяснение правил осуществляется непосредственно перед игрой, как правило, без показа их выполнения. Чаще всего это словесное объяснение, но если игра сложная или новая, то можно предложить ребятам «пробный ход».

            Воспитатель не принимает участие в играх, но следит за выполнением правил игры, за ходом игры,  

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения и навыки, готовятся к обучению в школе.

Дидактическая игра является одним из средств обучения детей дошкольного возраста, имеет свои особенности и функции, выделяется из большого количества игр своей структурой.

Обучающие игры классифицируют по разнообразным направлениям. Классификация дидактических игр помогает педагогу сделать обучение детей с их помощью более интересным и увлекательным, не допускать в работе с детьми дублирования.

Список литературы:

1. Аванесова В.Н. «Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду» - в книге «Умственное воспитание дошкольника», М., 1972.

2. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду», М., 1991.

 3. Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры для детей старшей группы

дидактические игры по математике для детей страшей группы...

Интерактивная дидактическая игра для детей старшей группы "Времена года"

Данная игра предназначена для систематизация знаний у детей о последовательности наступления времен года, для закрепления умений по существенным признакам и предметам определять времена года. Игра с...

Картотека дидактических игры для детей старшей группы

В дидактических играх  обучение носит  игровой характер...

Дидактическая игра для детей старшей группы «Опиши игрушку»

Цель: учить детей сопоставлять результаты зрительного осязательного обследования формы предмета....

Дидактическая игра для детей старшей группы «Магазин игрушек»

Цель. Дать возможность детям практически осуществить процесс купли-продажи; развивать умение «видеть» товар: материал, место производства, цену (стоимость)....

Дидактическая игра для детей старшей группы «Прятки с игрушками»

Цель данной игры — развивать у детей устойчивость внимания. Развитие способности удерживать в памяти определенную цель, не отвлекаясь на постороннее, очень важно для детей дошкольного возраста....