Использование информационно-коммуникативных технологий в детском саду.
статья

Айнетдинова Сория Исхаковна

В настоящее время невозможно себе представить развитие современного общества  без ИКТ. Используя ИКТ с детьми, можно например, отправиться в "Виртуальные экскурсию", просмотреть интересные презентации, поиграть мультимедийную игру.Это позволяет приобщить детей к миру нового и интересного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad-ikt.docx24.73 КБ

Предварительный просмотр:

Тема доклада: Использование ИКТ технологий в детском саду.

        В настоящее время уже невозможно себе представить развитие современного общества без информационно-коммуникационных технологий. И, конечно, в каждом современном детском саду педагоги используют ИКТ. Использование ИКТ в дошкольном образовании дает возможность расширить творческие способности самого педагога, что оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников.

Развитию информационной компетентности современного дошкольника могут способствовать информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), являющиеся мощным орудием развития формирующегося интеллекта ребенка - базы, лежащей в основе способности к обучению.
Ускорение раннего развития детей делает реальностью внедрение ИКТ в период дошкольного детства. Современные исследования свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте трех - шести лет, поскольку в этом возрасте интенсивно развивается мышление ребенка, и компьютер может выступать особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразных видов деятельности. Самое главное для эффективного применения компьютера - это развитое логическое, алгоритмическое и системное мышление. Все это можно сформировать у детей дошкольного возраста, при помощи детально разработанной серии развивающих игр и задач. Информационно-коммуникативные технологии целесообразно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста, в связи с тем, что особенностью ИКТ является работа с образами предметов, а это соответствует физиологически обусловленному для старших дошкольников переходу от наглядно-предметной формы мышления к наглядно-образной.

Первый компьютерный продукт, с которым знакомятся дошкольники, - это игра, в которой дети оперируют в основном символами и знаками, что положительно сказывается на развитии их интеллекта. Изображение, возникающее на дисплее, может быть наделено ребенком игровым значением в ситуации, когда он сам строит сюжет игры, оперируя образными и функциональными возможностями компьютерной программы. Согласно исследованиям ведущих специалистов существенное преимущество в использовании ИКТ перед традиционными занятиями в следующем:

  • Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука позволяет воссоздавать реальный предмет или явление;
  •  Использование ИКТ позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению;
  •  ИКТ вовлекают детей в воспитательно-образовательный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

Сегодня ИКТ  занимают особое место в воспитательно-образовательном пространстве ДОУ. Это позволяет:

  • предъявлять информацию на экране монитора в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как главный вид деятельности дошкольника – игра;
  • ярко, образно, в доступной дошкольникам форме преподнести новый материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста;
  • привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией;
  • поощрять детей при решении проблемной задачи, что является стимулом для развития их познавательной активности;
  • развивать у дошкольников исследовательское поведение;
  • расширять творческие возможности самого педагога.

Используя ИКТ, необходимо внимательно подойти к критериям отбора нововведений.

Выделяется ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие игры и занятия с использованием ИКТ для детей:

  • исследовательский характер,
  • легкость для самостоятельных занятий ребенка,
  • развитие широкого спектра навыков и представлений,
  • высокий технический уровень,
  • соответствие возрасту,
  • занимательность.

Кроме того, мы как педагоги-практики должны помнить о санитарных правилах и нормах использования ИКТ.

 Физиологические требования (быстрая утомляемость, падение зрительных функций уже через 15-20 минут нагрузки на орган зрения)

Морфологические требования (маленькая длина тела и конечностей, низкая выносливость костно-мышечного аппарата к длительным статическим нагрузкам) особенности организма дошкольника вызывают необходимость регламентировать использование компьютеров в деятельности с детьми в условиях ДОУ.

Гигиенические требования к организации занятий с использованием компьютеров, оборудованию учебных помещений, безопасности эксплуатируемых компьютеров изложены в санитарных правилах и нормативах. Можно сформулировать основные требования, которые необходимо соблюдать педагогу при проведении занятий с использованием компьютеров:

 • занятие должно быть четко организовано и включать многократное переключение внимания детей на другой вид деятельности;

 • на занятии дети должны не просто получить какую-то информацию, а выработать определенный навык работы с ней или получить конечный продукт (продукт должен быть получен за одно занятие, без переноса части работы, так как у детей происходит ослабление мотивации в процессе длительной работы);

 • на занятии не рекомендуется использовать программы, пропагандирующие применение физической силы к персонажам, программный продукт, с одной стороны, должен критически реагировать на неправильные действия ребенка, а с другой - реакция не должна быть очень острой;

 • перед занятием должна быть проведена специализированная подготовка - социально- ориентированная мотивация действий ребенка.

Система презентаций - одна из составляющих использования ИКТ на занятиях. Умелый педагог может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения детей в образовательную деятельность. Причем презентация может стать своеобразным планом занятия, его логической структурой, т.е. может быть использована на любом этапе занятия. Также можно использовать интересные презентации с использованием элементов игры. Например: «Угадай», «Сундучок загадок» и т.д. Дети отгадывают загадки, если ответ правильный, то появляется картинка. Такие дидактические задания дают возможность закрепить содержание тематической презентации, развивают логическое мышление, речь, воспитывают такие важные для дошкольника качества, как умение выслушать ответы товарищей.

Используя ИКТ с детьми, можно например, отправиться в «Виртуальную экскурсию», она даёт возможность посетить недоступные места, предложив уникальное путешествие. Любая экскурсия требует соответствующей подготовки и планирования. Они позволяют приобщить детей к миру нового и интересного, не выходя за рамки групповой комнаты.

Компьютерные игры – новый вид развивающего обучения.

Они открывают новые возможности использования педагогических приемов традиционной педагогики:

  • Подбирать материал разной степени сложности, учитывая зону ближайшего развития ребенка;
  • Делать «видимыми» проблемы в развитии ребенка, трудно обнаруживаемые при традиционном обучении, показать, как трансформировать выявленные проблемы в специальные задачи обучения.
  • Посмотреть на работу педагога с новых позиций, переосмыслить методические приемы, обогатить себя новыми знаниями и умениями;

 

В процессе использования дидактических игр решаются следующие задачи:

 Развитие интеллектуальной сферы детей:

развитие мышления, памяти, внимания, формирование предметных знаний, умений, навыков;

 Развитие мотивационной сферы:

 формирование потребности в знаниях, способах познания;

 Развитие волевых качеств:

формирование целеустремленности, умения владеть собой, уверенности в своих силах;

Развитие эмоциональной сферы;

 Формирование учебной деятельности в целом;

Образовательный процесс в дошкольном учреждении не обходится  без родителей, поэтому для  эффективной работы с родителями с применением ИКТ  можно выделить следующие формы работы;

  • Использование презентаций на родительских собраниях;
  • Оформление информационных буклетов для родителей с включением фотоматериала;
  • Кроме этого предлагается  родителям  воспитанников посетить  сайт ДОУ, где  выкладывается информация для них, различные консультации;

Таким образом, использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса:

  • увеличивается  познавательная мотивация детей,  наблюдается рост их достижений;
  • дети дошкольного возраста  овладевают элементарной компьютерной грамотностью;
  • у детей формируется самостоятельность, целеустремлённость, формируется умение ставить перед собой цель;
  • педагоги получают возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети Интернет, повышается их социальный статус;
  • родители, отмечая интерес детей к ДОУ,  прислушиваются к  советам, активнее участвуют в групповых проектах.

Интерактивные технологии прочно входят в жизнь ДОУ. ИКТ значительно расширяют возможности предъявления учебной информации, игровые компоненты, активизируют познавательную деятельность детей, усиливают воздействие изучаемого материала, способствуют развитию успешной личности.

Литература:

  1. Баловсяк Н. Компьютер и здоровье.- Санкт- Петербург, 2008 г.
  2. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., № 5
  3. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические аспекты компьютеризации
  4. Полат Е.С. Новые педагогические технологии .- М., 2000г.
  5. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. - М., Школа-Пресс, 1994.
  6. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., Владос, 1999г.
  7. Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных здоровьесберегающих технологий в детском саду

Статья доказывает педагогам как можно в детском саду решать задачи зорового образа жизни...

Использование современных здоровьесберегающих технологий в детском саду

Статья доказывает педагогам как можно в детском саду решать задачи зорового образа жизни...

Консультация "Использование информационно-компьютерных технологий в детском саду".

Консультация "Использование информационно-компьютерных технологий в детском саду" для педагогов....

Использование современных образовательных технологий в детском саду.

Консультация для педагогов "Использование современных образовательных технологий в детском саду"....

«Использование информационно коммуникативных (компьютерных) технологий в работе музыкального руководителя»

Использование ИКТ – это не влияние моды, а необходимость, продиктованная требованиям, предъявляемым к современному образованию....

Сообщение на педагогическом совете детского сада по теме: "Опыт работы по использованию здоровье сберегающих технологий в детском саду".

В дошкольном возрасте закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств. Здоровье сберегающие технологии в детском саду - это технологии, направленные на решение приоритетно...