Развитие сенсорных способностей у детей
статья

ЛогуноваТатьянаВалерьевна

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величи­не, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и тд. С развитем сенсорики (от лат. sensus — ошущения) у ребенка появляется возможность овладения эстетическими ценностями в природе и обществе. С восприятия предметов и явлений окружаюшего мира начинается познание, поэтому сенсорные спо­собности составляют фундамент умственного разви­тия ребенка. Сенсорные способности — это функциональные возможности организма, обеспечивающие ощущение и восприятие человеком окружающего мира и самого себя. В развитии сенсорных способностей важное место занимает усвоение сенсорных эталонов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_sensornyh_sposbnostey.docx24.81 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие сенсорных способностей

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и тд. С развитем сенсорики (от лат. sensus — ошущения) у ребенка появляется возможность овладения эстетическими ценностями в природе и обществе. С восприятия предметов и явлений окружаюшего мира начинается познание, поэтому сенсорные способности составляют фундамент умственного развития ребенка. Сенсорные способности — это функциональные возможности организма, обеспечивающие ощущение и восприятие человеком окружающего мира и самого себя. В развитии сенсорных способностей важное место занимает усвоение сенсорных эталонов.

Сенсорные эталоны — общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы — геометрические фигуры, величины — метрическая система мер и т.д.

Ощущения  это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств (на анализаторы зрения, слуха, осязания, обоняния и др.).

Восприятие — целостное отражение внешнего материального предмета или явления, непосредственно воздействующего на органы чувств. С помощью зрительного анализатора человек воспринимает такие свойства, как форма, цвет, величина; с помощью вкусового анализатора определяет, кислый это предмет или сладкий и тд.

Представление — чувственный образ явления или предмета, который в данный момент не воспринимается, но был воспринят ранее в той или иной форме. На основе таких представлений человек может описывать свойства предмета или явления, отсутствующего в настоящий момент.

Развитие сенсорных способностей помогает развивать воображение, память. Лучше начинать с детского возраста, но развивать у взрослых также можно, но менее актуально.
Сенсорное развитие у человека - это развитие способностей человека и формирования его впечатлений о внешних качествах предмета:
- форма;
- цвет;
- вкус;
- запах;
- размер;
- положение предмета в пространстве;

Можно еще сказать, что сенсорные способности это возможности организма, которые помогают обеспечивать ощущения человеку и принятие человеком мира, окружающей среды, а также самого себя. Уже в дошкольном возрасте дети сталкиваются с многообразием форм, красок к других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомятся они и с произведениями искусства – живописью, музыкой, скульптурой.

Каждый ребенок, так или иначе, воспринимает все это, но когда такое усвоение происходит стихийно, оно часто оказывается поверхностным и неполноценным. Следовательно, лучше, что бы процесс развития сенсорных способностей осуществлялся целенаправленно. В пять, семь лет основное внимание должно уделяться восприятию формы, величины и цвета. Правильное формирование этих понятий необходимо для усвоения многих учебных предметов в школе, и для формирования способностей ко многим видам творческой деятельности. Каждый из нас, не задумываясь, использует дарованными природой возможностями: слышать, видеть, нюхать, трогать, пробовать. Ежедневно мы используем данные, полученные от органов чувств, и делаем выводы, принимаем решения, выполняем необходимую работу. Любая деятельность человека базируется на его умении отличить форму, цвет, текстуру, запах, вкус, правильно оценить расположение предметов в пространстве, умении пользоваться общепринятыми классификациями предметов (вес, размер, длинна и т.д.). На подсознательном уровне наш мозг выискивает в памяти образ предмета, состоящий из тысячи деталей, выискивает знакомые признаки, подбирает рефлекторные движения. Сформированные на базе первых познаний о мире мышление, воображение, логика и другие умения моментально преобразуют весь объем информации и выдают нам готовый шаблон действий. Мы не задумываемся, каким образом делать простые вещи, не акцентируем внимание на самом процессе.

Например: Нам говорят нарисовать круг на листочке бумаги. В головном мозге начинается процесс, воспроизводящий из памяти предметы, соответствующие наименованию. В этот же момент включает умение держать карандаш или ручку. Зрение координирует руку, чтобы нанесенный объект соответствовал образу. Все это происходит моментально, автоматически, благодаря развитию сенсорики. Умение координировать данные органов чувств – бесценно. Оно лежит в основе всех умственных, физических навыков. Заботливые родители понимают, что оставлять сенсорное развитие у детей дошкольного возраста без внимания нельзя. Сенсорные умения, доведенные до автоматизма в дошкольный период, – залог успешного зарождения и развития более совершенных навыков: мышление; воображение; логика; речь; анализ и синтез; координация и т.д.

Специалисты уверены, что сенсорное развитие — это одна из основ последующего умственного развития детей раннего возраста. Однако если посмотреть на это под другим углом, то станет ясно, что развитие сенсорных навыков позволяет детям совершенствовать заложенные природой ощущения и восприятия. Чем младше ребенок, тем больше он поддается процессу воспитания в нем сенсорных навыков, которые копятся и со временем помогают составить полную картину окружающего мира.

Для детей от 1 до 2 лет:

разложив перед малышом разноцветные кубики, шары и элементы пирамидки, просим его выбрать и отсортировать предметы по цвету или форме;

разобрав пирамидку, и показав, как она собирается, просим кроху повторить ваши действия;

прикасайтесь к руке ребенка предметами с разной текстурой (варежка, перышко, мочалка, игрушка и т.д.), описывая свойства предмета и ощущения от его прикосновения. Затем попросите ребенка закрыть глаза, повторите прикосновения, и предложите малышу угадать предмет, опираясь на ощущения от его прикосновения; продемонстрируйте ребенку свою улыбку, прокомментировав ее словом "добрый". Сделайте гримасу злого человека, назвав ее "злой". Попросите малыша повторить вашу мимику; если ребенок знает, как выглядят овощи и фрукты, соберите набор из них и положите в непрозрачный пакет. Дайте его малышу, пусть он попробует, не глядя и не доставая, на ощупь определить и назвать осязаемый им овощ или фрукт, а также описать его форму, цвет и вкус. То же можно проделать с другими знакомыми малышу предметами.

Для детей от 2 до 4 лет:

начните учить с ребенком буквы алфавита. Прописывая или показывая ему литеры, попросите называть их. В такую же игру можно играть и с цифрами;

насыпьте попарно в непрозрачные пакеты, мешочки или воздушные шарики различные наполнители (гречку, горох, фасоль, сахар), и попросите малыша на ощупь рассортировать предметы, найдя каждому мешочку соответствующую пару с одинаковым содержанием; расскажите и покажите ребенку, как собираются пазлы. Попросите его самостоятельно собрать несложную картинку; заинтересуйте кроху ассоциациями. Попросите его назвать несколько слов, ассоциативно привязанных к названному вами слову. Например: зима (холодно, снег, мороз), ночь (сон, темно, поздно), лимон (желтый, кислый, овальный и др.).

Сенсорное развитие ребенка при правильном подходе не только формирует его сознание и способности к оценке происходящих событий. Занимаясь с малышом и приобщая его к сенсорной культуре вы открываете перед ним неограниченные возможности для проявления потенциальных талантов, а также самореализации на этапе взрослой жизни. Кроме этого, ранняя сенсорика является основой для закрепления у малыша навыков поведения в обществе, корни которых находятся в общении с родителями

Для детей 3-4 года. Обобщаем, сравниваем, ищем новые варианты Возраст 3 лет – переломный момент. Малыш выходит из младшего дошкольного возраста, проходя через первый серьезный кризис. Наступает время новых открытий и освоения ранее неизведанных форм познания. Малыш учится ролевым играм, но еще не отделяет отдельный признак от предмета. Цвет, форма и другие признаки воспринимаются как неотделимая часть объекта изучения. В три года стоит показать крохе, что предметы не только отличаются между собой по одному или нескольким признакам, но и могут быть схожими. Сделав это открытие, карапуз сможет понять, что разные вроде игрушки, могут быть объединены в один ряд. Сенсорное развитие в этот период идет быстрыми темпами. Восприятие предмета разными органами чувств с использованием уже изученных методов познания позволяет получать сложную информацию, выискивать новые неизученные грани окружающего мира. Возможность называть ощущения, объединять их в группы, анализировать позволяют крохе создавать целую базу возможных операций с каждым предметом. На основе расширяющегося выбора возможных действий формируется мышление исследователя, использующего сложные методы получения новой информации. Как развиваем сенсорное восприятие Познакомьте кроху с основами математики. Счет до 5-10, геометрические формы и их измерение при помощи других предметов, сравнение, анализ и синтез, обобщение; Расширьте его знание цветов и оттенков через творческие занятия; Показывайте и рассказывайте о различных признаках предметов, давая возможность практически изучить каждое из названных свойств (посмотри, потрогай, попробуй); Систематизируйте знания ребенка, обобщая предметы в группы по выделенному отличию; Предлагайте занятия на развитие внимания и наблюдательности (пазлы, дидактические игры по возрасту); Познакомьте с общепринятыми наименованиями признаков. Расскажите о мерах длины, веса, о времени и временах года, направлениях и т.д.; Расскажите крохе о музыкальной высоте, познакомьте с нотами и разными тембрами. Позволяйте ежедневно наслаждаться красивой классической музыкой; Ознакомьте и добейтесь чистоты звукопроизношения родного языка. Каждый новый вид исследования предлагайте ребенку в качестве игры. Старайтесь ежедневно задействовать максимально каждый из органов чувств, способствуя их развитию. Вся информация поступает к нам через органы чувств. Следует тренировать каждый из сенсорных органов, чтобы получаемые данные были полными и качественными. 5-6 лет. Готовимся к школе К пяти годам малыши начинают активно использовать известные признаки для получения нового опыта. Накладывая и прикладывая разные предметы друг к другу, получать новые, измеряя большие игрушки при помощи меньших. Идет активное изучение сложных для буквального восприятия понятий: время, пространство. Развивая собственную речь при помощи накопленного опыта, крохи учатся придумывать названия новых признаков. Знания об основных геометрических фигурах, величине, вкусе, запахе, температуре становятся четкими, структурированными. Как помочь ребенку Введите в ежедневный план занятия на развитие логики и мышления; Дидактические игры по возрасту; Познакомьте со сложными явлениями и постарайтесь ответить на все вопросы вашего крохи; Читайте и изучайте литературу, рассказывающую о свойствах окружающих предметов; Задействуйте малыша во всех доступных для него видах деятельности. Обучение через труд – одна из лучших форм восприятия мира; Способствуйте познанию мира через разнообразные поездки, посещения кружков и секций; Поддерживайте общение со сверстниками, игровое времяпровождение. Проверяйте знания крохи, ориентируясь на возрастные оценки. Пройдя сложный путь познания своих возможностей, изучение разнообразных способов получения информации, развивая свои органы чувств, к 6-7 годам малыш будет готов вступить в новый этап своей жизни – школьное обучение. Внимательное отношение, целенаправленное обучение крохи в дошкольный период позволит перейти на новую ступень с минимальными потрясениями. Зная, как получать информацию, анализировать чувства и систематизировать их, подыскивать правильное слово, малыш с легкостью освоит школьную программу. В вопросе развития сенсорных возможностей ребенка не стоит рассчитывать на природу или генетику. Качественные знания, отличные практические навыки – это исключительно результат ежедневного целенаправленного труда родителей. Стоит помнить, что проще с ранних лет правильно научить, чем исправлять позднее стихийно заложенные знания. Ребенок с развитыми сенсорными способностями счастлив. Каждый день для него – открытие, новый предмет – увлекательное путешествие. Подарите своему чаду возможность восхищаться этим миром, познавать его и развивать свой ум и тело.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста

Новорождённый появляется на свет с уже вполне сформированными органами чувств, но ещё не способными к активному функционированию. Умению пользоваться своими ощущениями ему ещё только предстоит о...

Непосредственная образовательная деятельность по развитию сенсорных способностей у детей раннего дошкольного возраста.

Непосредственная образовательная деятельность по развитию сенсорных способностей у детей раннего дошкольного возраста. Тема: «Прокати мяч в ворота» (интегрированное). НОД направлена закрепление предст...

" Развитие сенсорных способностей у детей с ОВЗ"

Актуальность.   При воспитании детей раннего возраста сенсорному развитию  принадлежит одна из ведущих ролей. Ведь именно в этом возрасте ребёнок нуждается в разнообразии внешних впечат...

Играем дома! Игры на развитие сенсорных способностей у детей раннего и младшего дошкольного возраста, для использования в домашних условиях.

Я хочу предложить очень простые, но в то же время очень интересные, а главное познавательные игры, которые можно организовать с детьми дома....

Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста

Цель: расширить представления родителей о сенсорном воспитании детей, создать атмосферу доверия и сотрудничества, повысить самосознание и ответственность родителей в воспитании своих детей.1) роль сен...

Программа кружка по развитию сенсорных способностей у детей в первой младшей группе «Сенсорное развитие детей»

В каждом возрасте надо обратить внимание на те стороны развития ребенка, к которым данный возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив.      В 3 года ребенок начи...

«Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредствам сенсорной коробки»

Универсальной вещью для тактильных игр является сенсорная  коробка.По сути, это просто емкость с наполнителем, главное назначение которой - дать ребенку возможность потрогать, пересыпать, пе...