План по самообразованию педагога в средней группе
календарно-тематическое планирование (средняя группа)

Попова Нелли Геннадьевна

План по самообразованию педагога в средней группе, включает в себя три направления - работу с детьми, работу с родителями и педагогами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл papka_po_samoobrazovaniyu.docx43.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                «Центр развития ребёнка - детский сад № 56 «Ромашка» города Рубцовска

пер. Гражданский, 14-А, г.  Рубцовск, Алтайский край 658200

телефон 8(38557)4-67-83, 8(38557)4-58-73, эл. адрес: ds56@ngs.ru

ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Попова Нелли Геннадьевна

 

(Ф.И.О.)

 воспитатель

(Должность)

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»

         (Название темы)

15.09.2019 г.

(Начало изучения темы)

 30.05.2020г.

(Окончание изучения темы)

Рубцовск, 2019


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ

Ф.И.О. педагога __Попова Нелли Геннадьевна_______________________

                                  

Дата рождения   __10 марта 1971г. ___________________________________                                                                            

                                                                         

Стаж работы в должности ___3,5 года________________________________

                                                                   

Образование (название учебного заведения и год окончания)

Профессиональная переподготовка в КГБУ ДПО АКИПКРО по программе «Основы теории и методики дошкольного образования» 2016г.                                             

Квалификационная категория, год и № приказа о присвоении__________________________________________________________________________________________________________________________

Курсы повышения квалификации за последние три года (указать вид, тему, где проходили) ___ Автономная некоммерческая образовательная организация «Дом учителя» по теме «Современные педагогические технологии обучения и развития детей в условиях реализации ФГОС ДО». 2016г.                                                                                                                   Институт дополнительного образования ФГБОУ ВО «АлтГПУ» по дополнительной профессиональной программе «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в дошкольной образовательной организации», 24 часа. 2019г.

Награды (указать год, характер награды)

Награждена почётной грамотой МКУ "Управление образования" г. Рубцовск, 2017г., приказ № 203л от 28.09.2017г. за многолетний добросовестный труд      и в связи с юбилеем сада.

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»

Испокон века книга растит человека.

(Русский народный фольклор.)

Актуальность выбранной мной темы:

     Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.   

     Период дошкольного детства наиболее благоприятен для осуществления духовно-нравственного воспитания ребёнка. Конечно, первые уроки нравственности ребёнок получает в семье. Именно в семье у ребёнка начинает формироваться отношение к окружающему миру, другим людям, любовь к родным. Задача взрослых - указать направление развития и помочь развить высокие нравственные качества у ребёнка.

     Ребёнок 3-4 лет становится способен сочувствовать, сопереживать. Развитие наглядно-образного мышления служит основой для формирования представлений о последствиях того или иного поступка. Кроме этого, наглядно-образное мышление позволяет детям удерживать в сознании представления о правилах поведения.

     Художественное слово – хороший помощник в формировании правильных установок в поведении ребёнка. С помощью сказок ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, у маленького человека начинает складываться представление о добре и зле. Не только сказки, но и рассказы, стихи могут помочь в воспитании духовно-нравственной личности.

     Воспитателям, также, как и родителям, важно осознавать, насколько велико значение чтения ребёнку художественной литературы, обсуждение с детьми прочитанных произведений. Ведь зачастую правильно подобранные произведения помогают формированию у детей представлений о том, как нужно заботиться о своих близких, как дружить, как быть вежливым и т.д.

Цель работы по теме самообразования: способствовать формированию духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством чтения художественных произведений.

Задачи:

- проанализировать методическую литературу, другие источники и повысить свой уровень знаний по данной теме;

- подобрать художественную литературу, способствующую духовно-нравственному воспитанию детей;

- развивать у детей умение думать, сравнивать, анализировать поступки литературных героев, учить давать оценку своему поведению;

- вызвать интерес у родителей к совместной работе в данном направлении.


Предполагаемый результат:

  1.  Формирование у детей ценностного отношения к книге.
  2.  Развитие у детей         интереса к чтению художественной литературы.
  3.  Позитивное отношение детей к окружающему миру, другим людям и  

           самому себе; потребность и готовность проявлять сострадание и  

           сорадование.

  1.  Семьи воспитанников начинают уделять больше внимания чтению

           художественной литературы дома.

Срок реализации: 1 год (2019-2020 учебный год)

Содержание работы по самообразованию.

Сроки

Тема

Содержание

Практический выход

сентябрь

 Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач.

Цель работы по самообразованию: повышение своего теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности.

сентябрь

Планирование работы по самообразованию, изучение проблемы, постановка цели, задач, предполагаемого результата.

Планирование работы по следующим разделам:

-изучение методической литературы;

-работа с детьми;

-работа с семьёй;

-самореализация.

Составление плана самообразования по теме с внедрением в практику ДОУ.

В течение года

Теоретическое изучение проблемы.

1. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками, Творческий центр Сфера, Москва, 2003.               2. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Весёлый этикет, Екатеринбург, 1996.                               3. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет, Москва, 1992.                     4. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду, Мозаика-Синтез, Москва 2008.                                            5. Торшилова Е.М. Шалун или мир дому твоему. Программа и методика эстетического развития дошкольника. Москва, 1998.                                                              6. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.                                           7. Куцакова Л. В. «Нравственно - трудовое воспитание в детском саду».                                                              8. Зацепина М.Б. «Народные праздники в детском саду».                                         9. Интернет-ресурсы.

Изучение литературы по теме.

В течение года

Практическая деятельность.

1. Изучение опыта педагогов в ДОУ.

2. Использование методики на ООД, в свободной деятельнос-

ти, в игре, в индивидуальной работе с детьми.

3. Изучение методик и техноло-гий в интернете.

4. Консультация для родителей      «Роль книги в нравственном воспитании детей», «Роль и влияние общения в семье на развитие ребенка».

5. Выставка книг для родителей.

6. Консультация для педагогов «Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы».

7. Составление картотеки игр по духовно-нравственному воспитанию.

8. Создание картотеки игр-драматизаций с использованием художественных текстов.

9. Отчёт по теме самообразования.

Консультации для родителей,  консультация для воспитате-лей; составле-ние  картотек игр, драматиза-ций- игр; офор-мление выстав-ки для родите-лей.

май

Подведение итогов самообразования.

В результате работы по теме самообразования ожидаются следующие результаты:

- у детей формируется ценностное отношение к книге;

- у детей развивается интерес  к чтению художественной литера-туры;

- у детей формируется позитив-ное отношение детей к окружа-ющему миру, другим людям и  

самому себе; потребность и го-товность проявлять сострадание и сорадование;

- формирование у родителей осознания важности и необходи-мости в чтении художественной литературы детям дома.

отчёт

 

  

ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД

Месяц

Направления работы

Способы достижения

Анализ достижений

Сентябрь

Работа с документацией.

Самостоятельное изучение методической литературы по самообразованию.

Изучение литературы по теме.

Планирование работы по самообразованию, изучение проблемы, постановка цели, задач, предполагаемого результата.

Составление плана самооб-разования по теме с внедре-нием в практику ДОУ.

Работа с родителями

Анкетирование родителей «Роль книги в вашем доме»

Работа с детьми: Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам).

Чтение детям книг, беседы о прочитанном по теме: «Дары осени», «Наш ого-род», «Золотая осень», «Осень в лесу».

Октябрь

Изучение темы: «Духовно-нравственной развитие детей посредством книги»

Изучение литературы по проблеме.

Работа с детьми: Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам).

Чтение произведений по темам «Родная земля – кормилица – хлеб», «В гостях у бабушки Ульяны», «Домашние животные».

Работа с родителями

Консультация для родите-лей «Роль книги в нравст-венном воспитании детей».

Ноябрь

Посещение занятий воспитателей по раз-витию речи (Ознакомление с художествен-ной литературой).

Обмен опытом по проблеме.

Работа с детьми: Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам).        

Чтение произведений по темам «Труд взрослых в детском саду», «Поздняя осень», «Я и моя семья», «Уроки Здоровейки».

Работа с родителями

Индивидуальная работа с родителями: Практические советы «Как подружить ре-бёнка с книгой».

Декабрь

Изучение темы: «Устное народное творче-ство как средство духовно-нравственного развития личности ребенка».

Знакомство с литературой.

Работа с детьми: Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам).

Чтение произведений по темам: «Начало зимы», «Новый год», «Бытовая техника».

Работа с родителями

        

Оформление выставки для родителей: Выставка книг.

Январь

Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми». Составле-ние картотеки игр по нравственному вос-питанию.

Подбор материала по теме.

Работа с детьми: Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам).

Чтение произведений по темам: «Дикие животные зимой», «Зимующие птицы», «Предметы быта: посуда».

Дидактическая игра «Расск-ажи, дружок, потешку», «Угадай, из какой потешки прочитан отрывок?», насто-льно-печатные игры по мотивам потешек (разрез-ные картинки, лото).

Работа с родителями - сбор информации, подготовка памяток.

Памятка «С какими книгами лучше дружить дошколятам».

Февраль

Изучение темы: «Роль сказки в  воспита-нии детей».

Изучение литературы.

        

Работа с детьми: Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам).

Чтение произведений по темам: «Транспорт», «Наша Армия», «Наши папы».

Чтение детям русских наро-дных сказок. Прослушива-ние аудиозаписей сказок.

 Подготовка к открытому занятию: составление конспекта, подбор наглядного материала.

Открытое занятие для педагогов «Дорога добра».

Март

Составление картотеки игр-драматизаций для детей (по знакомым сказкам)

Изучение и подбор литературы.

Работа с детьми: Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам).

Чтение произведений по темам: «Праздник мам», «Наши добрые дела», « Вежливость», «Ранняя весна и её признаки». Дидактические игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой». Настольно – печатные игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото)

Работа с родителями

Приобрести в группу рас-краски по русским народ-ным сказкам.

Консультация для педагогов (выступление на педсовете).

Консультация «Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литерату-ры».

Апрель

Подготовка к открытому занятию: составление конспекта, подбор наглядного материала.

Открытое занятие для роди-телей на тему «В гостях у сказки».

Работа с детьми: Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам).

Изучение правил поведения по книге А.Усачёва «Уроки вежливости».                                  Чтение произведений по темам: «Уроки Здоровей-ки», «Космос».

Работа с родителями

Конкурс совместных твор-ческих  работ родителей и детей на тему «Моя люби-мая сказка».

Май

Самоанализ плана самообразования.

Обобщение  опыта

Работа с детьми: Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам).

Чтение произведений по темам: «Мой город», «Дома-шние животные».

Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры-драматизации).

Подготовка отчёта о проделанной работе за учебный год.

Презентация для родителей (на родительском собрании) «Мы читали, мы читали, очень многое узнали!»

План работы с детьми.                                                                                       Литература для чтения художественных произведений.

Месяц

Тема

Произведения для чтения

Задачи

Сентябрь

«Дары осени»

Ю. Тувим «Овощи»;                             Т. Егорова «Редиска. Тыква. Морковка».

- ознакомление детей с видами овощей;

-развитие памяти;

-привитие навыков трудового воспитания.

«Наш город»

С. Михалков «Овощи»;

Ш. Галиев «Три копейки на покупку»;

Сказка «Лисичка со скалочкой».

-развитие воображения детей;

-воспитание ответственности и порядочности.

«Золотая осень»

С. Михалков «Веселый турист»; «Осень в лесу».

-ознакомление детей с описанием красоты природы через прозу;

-развитие воображения детей;

-воспитание желания оберегать окружающую природу.

Октябрь

«Родная земля – кормилица – хлеб»

Сказка «Колосок»;

А. Мусатов  «Откуда хлеб пришел»; Я. Таяц «Все здесь», «Моя мама пахнет хлебом».

-ознакомление детей с процессом изготовления хлебобулочной продукции;

-способствование развития положительных эмоций путем сопоставления произведений с реальностью;                                               -воспитание желания трудиться.

«В гостях у бабушки Ульяны»

Сказка «Жихарка»;

Ш. Перро «Красная Шапочка».

-ознакомление с русскими народ-ными и авторскими сказками;

-развитие эмоционального отношения детей к сказочным

персонажам;

-воспитание культуры поведения с незнакомцами

«Домашние животные»

Сказка «Три поросенка»,

Т. Шорыгина «Домашние животные. Какие они?»,

М. Пришвин «Журка»,

К. Ушинский «Бишка», «Васька», «Коровка».

-ознакомление детей с рассказами о животных;

- развитие памяти;

-воспитание желания заботиться о братьях наших меньших.

Ноябрь

«Труд взрослых в детском саду»

А. Карандашова «Большая стирка», Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться»;

А. Фомин «Подружки».

-ознакомление детей с трудом взрослых;

- развитие умения делать выводы;

-содействование трудовому вос-питанию.

Поздняя осень (живая и неживая природа)

С. Воронин «Трусишка».

-углубление представлений о жизни животных;

-развитие эмоционального отно-шения детей к сказочным персо-нажам;

-воспитание в детях единства слова и дела.

«Я и моя семья»

В.Осеева «Волшебное слово».

-подвести воспитанников к пониманию правил культурного поведения;

-развитие умений делать выводы;

-воспитание чувства гордости за свои поступки.

Уроки Здоровейки

К. Чуковский «Айболит»,

Е. Зайцев «Уроки Айболита».

-продолжение ознакомления детей с произведениями К. Чуковский;

-развитие памяти;

-воспитание желания помогать другим.

Декбрь

«Начало зимы (неживая природа, растительный мир)»

Л. Воронкова «Хитрый снеговик», И. Суриков «Зима», А. Барто «Елка»,

Н. Некрасов «Мороз – воевода», З. Александрова «Птичья елка», А. Фет «Мама, глянь-ка из окошка», Я. Аким «Первый снег», И.С. Никитин «Встреча зимы».

-продолжение формирования у детей понятий смены времен года;

-способствование развитию произвольного внимания;

-воспитание желания вести себя в соответствии с нормами морали и нравственности.

«Бытовая техника»

К. Чуковский «Федорино горе», «Телефон».

-ознакомление детей с произведениями К. Чуковского;

-развитие эмоционального отношения детей к персонажам;

-воспитание желания делать рабо-ту самостоятельно и своевремен-но.

«В мире сказок»

«Лисичка – сестричка и серый волк», «Лиса и козел», «Про Иванушку дурачка».

С. Козлов «Зимняя сказка»,

А,И. Одоевский «Мороз Иванович».

-углубление представлений детей об авторских и русских народных сказках;

-способствование развитию поло-жительных эмоций путем сопере-живания сказочным персонажам;

-разъяснение сущности моральных норм.

«Новый год»

С. Дрожжина «Улицей гуляет Дедушка Мороз».

-расширение представлений детей о праздновании Нового года;

-развитие эмоционального отно-шения детей к наступающим праздникам;

-обеспечение нравственного воспитания.

Январь

«Дикие животные зимой»

С. Маршак «Детки в клетке», «Где обедал воробей», Е. И. Чарушин «Что за зверь».

-обучение детей слушанию стихо-творного текста;

-способствование развитию прои-звольного внимания;

-воспитание желания бережно относиться к живым существам.

«Предметы быта: посуда»

С. Могилевская «Поваре-нок Люли», Е. Благинина «То-то горе наше», «Почему они серые», «Обедать»;

С. Капутикян «Маша обедает».

-выявление специфики работы с посудой;

-закрепление у воспитанников культуры поведения за столом.

«Зимующие птицы»

М. Пришвин «Лесные хоромы», В. Бианки «Бесплатные столовые», Горький «Воробьишко»,

З. Александрова «Птичья елка», «Мы кормушку смастерили».

-подвести воспитанников к пони-манию необходимости подкормки птиц зимой;

-развитие эмоционального отно-шения к проблемам нехватки корма в зимнее время года;

-воспитание чувства сопережи-вания пернатым, желания помочь им в трудную минуту.

Февраль

«Транспорт»

Б. Житков «Что я видел»,

З. Александрова «Светофорчик»,

 «Маша и медведь».

-обучение детей внимательности и аккуратности через произведе-ния;

-развитие самостоятельности мышления;

-воспитание культуры поведения.

«Наша армия»

В. Маяковский «Вот какой рассеянный»,

З. Александрова «Дозор»,

 А. Барто «На заставе».

-ознакомление детей с произведениями на военную тематику;

-развитие воображения детей с помощью иллюстраций по теме недели;

-воспитание чувства гордости за свою страну.

«Наши папы»

А. Барто «Есть такие мальчишки»,

С. Сахарнов «Самый лучший пароход».

-ознакомление с проявлениями мужества у людей разного воз-раста;

-развитие умения слушать не пе-ребивая;

-воспитание патриотизма и ответ-ственности за себя и других.

Март

«Праздник мам»

Л. Квитко «Бабушкины руки», С. Михалков «А что у вас?», Е. Благинина «Вот какая мама», М. Карим «Эту песню мама пела»,

А. Аким «Кто кому кто?»

Г. Бойко «Март»,

С. Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке».

-расширение представления детей о празднике 8 марта;

-развитие желания помогать свои-м мамам;

-воспитание чувства гордости за свою маму.

«Наши добрые дела»

В. Осеева «Хорошее»,

А. Барто «Медвежонок – невежа», сказка

«Два жадных медвежонка».

-продолжение формирования у детей нравственных представле-ний о хорошем и плохом;

-развитие умений детей выражать свои эмоции;

-воспитание чувства коллективиз-ма.

«Вежливость»

В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»,

А. Барто «Младший брат»,

К. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно».

-обучение детей понятиям вежли-вости и гуманизма;

-развивать у воспитанников жела-ние помогать другим в сложных ситуациях;

-воспитывать желание поступать в соответствии с нормами морали.

«Ранняя весна и ее признаки»

И. Соколова – Микитина «Весна – красна».

-ознакомление детей с описанием природных явлений в произведе-ниях российских авторов;

-развитие фантазии воспитанни-ков;

-воспитание желания оберегать природу.

Апрель

«Уроки Здоровейки»

Р. Ротенберг «Расти здоровым»,

В. И. Мирясова «Таня и мячик».

- продолжать знакомить детей с необходимостью ведения  здоро-вого образа жизни;

-развитие желания заниматься спортом;

-воспитание чувства ответствен-ности за свое здоровье.

«Космос»

И. Левитан «Малышам о звездах и планетах»,

Е. Баруздин «Как мы на ракете летали»,

Д. Биссет «Про поросенка, который учился летать»,

«Жил был звездочет».

-продолжение ознакомления детей с космосом;

-развитие желания узнать поболь-ше о других планетах;

-воспитание чувства гордости за Ю. Гагарина.

Май

«Мой город»

В. Маяковский «Кем быть»,

С. Михалков «Дело было вечером».

-ознакомление детей с новыми профессиями;

-развивать желание трудиться;

-воспитание чувства патриотизма.

«Домашние животные»

Т. Шорыгина «Моя корова», Е. Чарушин «Собака», Е. Благинина «Щенок», Л. Толстой «Котенок»,  В. А. Сухомлинский «Старый пес», С. Маршак «Усатый – полосатый».

- ознакомление детей с жизнью животных;

-развитие желания помогать и защищать домашних животных;

-воспитание бережного отноше-ния ко всему живому.

Алгоритм работы с книгой

  1. Внесение книги в уголок книги для самостоятельного рассматривания    

иллюстраций.

2.     Чтение книги.

3.     Беседа и рассматривание иллюстраций в книге.

4.     Игра-драматизация или рисование иллюстраций к произведению.

Литература по теме самообразования

время работы с материалами

название автор

источник

(сайт; издательство,

год издания)

результат

+Какие программы, методики, технологии изучены в процессе работы над методической темой? Кто авторы? Какой передовой педагогический опыт изучен? Какие методические рекомендации использованы? Вырезки, копии, цитаты…

Анализ выполнения программы (диагностика)

Как отслеживается результат работы по теме? (Диагностика: таблицы, результаты работы, в %.)
 Выводы по теме. Есть ли положительный результат? (Приложить диаграммы, сравнительный анализ)

4.Представление опыта работы по теме.

  • способ демонстрации результата проделанной работы
  • форма отчета по проделанной работе
    Как работает выбранная тема под цель и задачи Вашего ГОУ?
    Проекция на будущее (предполагаемый результат). Что можно сделать еще, чтобы эта работа была более эффективной? Какие формы, методы работы применить?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план по самообразованию экспериментирование в средней группе (4-5лет)

план по самообразованию экспериментирование в средней группе (4-5лет)...

План по самообразованию педагога на среднюю группу на тему "Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, реч...

План по самообразованию педагога Тема: «Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»

Цель: Повышение своего теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности по вопросу развития у детей дошкольного возраста художественного творчества и активизации творческого потенци...

План по самообразованию педагога в подготовительной группы на тему «Формирование у детей подготовительной группы навыков культуры поведения»

АктуальностьВ социологии культура трактуется, как система коллективно разделяемых ценностей, образцов и норм поведения определенных групп людей. В педагогическом словаре: культура повед...

План по самообразованию педагога " Использование методов мнемотехники для развития речи детей среднего дошкольного возраста"

laquo;Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Испо...

План по самообразованию педагога для подготовительной группы№11 "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования"

Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет с...