Консультация для педагогов дошкольного образования "Новые требования, которые выдвигает ФГОС к музыкальному воспитанию в ДОО"
консультация
Консультация для педагогов дошкольного образования раскрывает основные требования ФГОС к музыкальному воспитанию в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_fgos_muzykaln_vospit.docx | 19.75 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Музыкальное воспитание –
это не воспитание музыканта,
а прежде всего воспитание человека».
(В.А. Сухомлинский)
Новые требования, предъявляемые ФГОС к дошкольному образованию, влекут за собой и изменение требований к компетентности не только воспитателей, но и музыкальных руководителей.
Исходя из вышесказанного, музыкальный руководитель в соответствии с требованиями ФГОС обязан:
- обеспечить равные условия и возможности для каждого ребенка в области музыкального развития, не зависимо от его пола, национальности, уровня образованности и развития;
- обладать высоким уровнем компетенций и применением их в практической деятельности;
- руководствоваться в своей деятельности Федеральными государственными требованиями к структуре программы и ее объему, к условиям ее реализации и к результатам освоения программы.
Музыкальное образование в ДОУ не ограничивается только музыкальными занятиями. К основным формам организации музыкальной деятельности дошкольников относятся:
• Непосредственная образовательная деятельность (музыкальные занятия);
• Использование музыки в повседневной жизни детей в ДОУ;
• Праздники и развлечения;
• Музыкальное образование детей в семье.
Но, все же, основной формой организации музыкальной деятельности в ДОУ, с помощью которой мы достигаем наиболее эффективного и целенаправленного музыкального воспитания, обучения и развития детей, являются музыкальные занятия.
С введением ФГОС ДО, музыкальное воспитание «представлено в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», наряду с изобразительным и литературным искусством. В этом есть большой плюс, поскольку разделение видов искусства на образовательные области затрудняло процесс интеграции, а по отношению к ребенку дошкольного возраста в этом вообще мало смысла, для нас важно научить ребенка общаться с произведениями искусства в целом, развивать художественное восприятие, чувственную сферу, способность к интерпретации художественных образов, и в этом все виды искусства похожи.
В соответствии с пунктом 2.6.ФГОС ДО, художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно - модельной, музыкальной и др.).
Задачи музыкального воспитания интегрируются и в другие образовательные области. Так, например, в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» речь идет о формировании представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. В образовательной области «Познавательное развитие» музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств. Образовательная область «Физическое развитие». Музыкально-двигательная активность, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-пальчиковые игры, организованные на музыкальных занятиях, развивают у ребенка физические качества, моторику и двигательные способности, помогают в становлении саморегуляции в двигательной сфере». В образовательной области «Речевое развитие» речь идёт о развитии звуковой и интонационной культуры речи. Таким образом, интеграция задач музыкального воспитания в другие образовательные области, которая предусмотрена ФГОС ДО, способствует созданию целостного образа мира, в который входит ребенок.
Меняется отношение к оцениванию детской деятельности, к освоению ребенком программных знаний. С одной стороны - требовать от ребенка дошкольного возраста на выходе конкретных образовательных достижений мы не можем. Это обуславливается спецификой дошкольного детства (то есть гибкостью, пластичностью развития ребенка, большим разнообразием вариантов его развития, непосредственностью и непроизвольностью) и тем, что дошкольное образование не является обязательным в Российской Федерации. А с другой – нам необходимо определить результаты, на которые мы должны ориентироваться в процессе реализации программы. Исходя из этого, в ФГОС ДО результаты освоения программы предлагаются в виде целевых ориентиров и «не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.»
Таким образом, главная задача музыкального воспитания в ДОУ, на мой взгляд, звучит так: «воспитывать средствами музыкального искусства чувства ребенка, его характер и волю, способствовать тому, чтобы музыка проникала в его душу, вызывала ответную эмоциональную реакцию». Отсюда музыкальное воспитание подрастающего поколения в нашей стране понимается как процесс передачи ему общественно-исторического опыта музыкальной деятельности с целью его подготовки к будущей работе во всех областях жизни. Ребенок, усваивая способы музыкально-художественной деятельности, всесторонне обогащает свою личность».
В дошкольном учреждении музыкальное воспитании детей курирует музыкальный руководитель, но, как показывает многолетняя педагогическая практика, успех зависит не только от него, но и от всего педагогического коллектива дошкольного учреждения и от родителей, так как за пределами музыкальных занятий также происходит обогащения детей музыкальными впечатлениями, как в повседневной жизни детского сада, так и в семье.
И в заключении хотелось бы отметить, что ФГОС предполагает использование инновационных технологий в музыкальном воспитание детей таких как ИКТ, квесты, импровизации, анимационные танцы и флешмобы, музыкотерапию, работу с родителями, которая предполагает проведение мастер-классов, литературных гостиных, использование ИКТ для взаимообогащения педагогического мастерства, акции, выездные конкурсы, проекты, интерактивные досуговые мероприятия.
И давайте помнить, что «Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека» (В.А. Сухомлинский).
Список литературы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс]. URL: http://bda-expert.com/2014/01/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya-minobrnauki/. (Дата доступа 06.05.15)
- Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 240с., нот.
- Головня М.Е. Особенности музыкального воспитания в условиях ДОУ. [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2014/10/22/osobennosti-muzykalnogo-vospitaniya-v-usloviyakh-dou. (Дата доступа 07.05.2015)
- Деркунская В.А. ФГОС дошкольного образования о музыкальном развитии ребёнка. [Электронный ресурс]. URL: http://www.resobr.ru/materials/45/50379/. (Дата доступа 07.05.2015)
- Профессиональный стандарт педагога. [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/3071. (Дата доступа 07.05.2015)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Метод проектов как способ реализации ФГОС дошкольного образования"
Консультация для педагогов...
консультация для педагогов "Речевое развитие дошкольников с учетом ФГОС дошкольного образования"
консультация раскрывает задачи речевого развития детей по ФГОС ДО в разрезе всех направлений по всем возрастным группам....
КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов на тему: Требования к развивающей предметно-пространственной среде Анализ предметно-пространственной среды с учетом задач воспитания.
Организация ППРСО в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активност...
Консультация для педагогов дошкольного образования НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В консультции предстлены нормативные основы ноавственно -патриотического воспитания, задачи которые решаеи педагог в ходе достижения его целей....
Консультация для педагогов и родителей "Игры, которыми управляет взрослый, оказываются для детей более развивающими, чем те, в которых участвуют только сверстники"
Наиболее ценными для развития дошкольников являются игры. Именно в них в большей мере развиваются детское творчество, фантазия, организаторские способности, происходит социализация ребенка,...
2022.Консультация для педагога по теме «Требования к демонстрационному и раздаточному материалу по развитию элементарных математических представлений детей дошкольного возраста»
Роль демонстрационного и раздаточного материала по развитию элементарных математических представлений детей дошкольного возраста...
Консультация для педагогов ДОУ «Современные требования к организации НОД детей дошкольного возраста».
С введением ФГОС к содержанию дошкольного образования меняется подход к организации и проведению непрерывной образовательной деятельности с детьми. До сих пор некоторые педагоги не умеют правильно нап...