Итоги переходного периода реализации ФГОС ДО
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
С 1 января 2014 года действует новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.Стандарт является основой для разработки образовательной программы дошкольного образования и вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования, а также основой для формирования содержания профессионального и дополнительного профессионального образования педагогических работников и проведения их аттестации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fgos_doshkolnogo_obrazovaniya.docx | 19.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление старшего воспитателя
Мосарыгиной Л.Б.
«Итоги переходного периода реализации ФГОС ДО»
/тезисы/ Педагогическое совещание Протокол №2 от 22 .11.2016 г.
ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД к ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Цель ФГОС ДО--избежать потери учебной мотивации из-за перегруженности в дошкольном детстве!
ФГОС—совокупность 3-х групп требований:
-к структуре образовательной Программы;
- к условиям реализации Программы;
-к результатам освоения Программы.
ФГОС—совокупность 3-х ФГТ.
30.01 2013 г.—начало разработки ФГОС. Создана рабочая группа под руководством директора ФИРО, доктора психологических наук, профессора Асмолова А.Г.
ИДЕОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ФГОС
Ребенка ценят, а не оценивают! Дошкольное детство самодостаточный этап, а не только подготовка к школе! Ключевой принцип стандарта—поддержка разнообразия деятельности ребенка, переход от диагностики отбора к диагностике развития.
ФГОС ДО разработан на основе:
- Конвенции ООН о правах ребенка;
- Конституции РФ;
- Законодательстве РФ.
Стандарт обеспечивает возможности:
*региональных;
*национальных;
*этнокультурных и других особенностей народов РФ.
Методологическая основа ФГОС:
Работы А.Леонтьева, Л.Выготского, А.Запорожца.
ФГОС реализуется в 2-х моделях построения образовательного процесса:
*совместная деятельность взрослых и детей /партнерская/; самостоятельная деятельность детей.
Детский сад обеспечивает ОБЩЕНИЕ, нормальное психологическое состояние ребенка!
Программа ДОУ включает 3 основных раздела: целевой, содержательный, организационный / 60% обязательная часть, 40%--формируются участниками образовательного процесса/.
Нет направлений, есть 5 областей:
- ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ;
- ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ;
- РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ;
- ХУДОЖЕСТВЕННО—ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ;
- СОЦИАЛЬНО—КОММУНИКАТИВНОЕ.
ФГОС ДО НЕ ДОПУСКАЕТ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ И ИТОГОВЫХ АТТЕСТАЦИЙ, ДИАГНОСТИК ДЕТЕЙ!
FGOSREESTR.RU—реестр примерных образовательных программ в поисковике.
Образовательная программа разрабатывается с учетом Примерных Программ, а не на основе!
Условия реализации ФГОС ДО—это социальная ситуация развития ребенка! Если условия созданы—СТАНДАРТ РЕАЛИЗОВАН!
Условия реализации, требования:
*психологическо-педагогические;
*кадровые;
*материально-технические;
*финансовые;
* требования к предметно-пространственной среде.
КАДРОВЫЕ УСЛОВИЯ ЯВЛЯЮТСЯ ГЛАВНЫМИ!
Предметно-развивающая среда должна обеспечивать:
*реализацию образовательных программ;
*возможности общения;
*двигательную активность;
*возможности уединения;
*учет национально-культурных, климатических условий;
*учет возрастных особенностей;
*условия для инклюзивного образования (ограниченные возможности, если есть).
Требования к предметно-развивающей среде:
*насыщенность;
*трансформируемость;
*полифункциональность;
*вариативность;
*доступность;
*безопасность.
Трансформируемость предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды от меняющихся интересов и возможностей ребенка.
Полифункциональность—возможность разнообразно использовать различные составляющие предметной среды.
Вариативность—наличие пространства (игра, конструирование, уединенность и т.д.), периодическая сменяемость, появление новых предметов и т.д.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Для ДО прописать сложно! Основной результат—это СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ:
*результаты социализации;
*личностные результаты развития ребенка, не результаты обучения!
Результат социализации—целевые ориентиры, векторы развития, навигация для родителей, педагогов, общества.
2 группы целевых ориентиров:
*1 группа—до 3-х лет;
*2 группа—от 3 до 7 лет.
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ:
*инициативность
*самостоятельность
*уверенность в себе
*воображение
*физическое развитие
*волевые усилия
*любознательность
*интерес к окружающему
ТЕСТИРОВАНИЯ в ДОУ НЕТ! ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ—ДА!
Мониторинг для воспитателя, некий срез для выявления трудностей, коррекции работы педагога. Мониторинг теперь не является основанием для аттестации педагога. Педагог наблюдает, замечает, фиксирует, изменяет программу развития ребенка.
В ФГОС ДО прописано психологическое сопровождение, поэтому нужен ПСИХОЛОГ, только он может проводить мониторинги с разрешения родителей!
КРИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ ДОУ к введению ФГОС ДО
- Разработка и утверждение Основной Образовательной Программы в ДОУ (ООП).
- Нормативно-правовая база, приведенная в соответствие с ФГОС ДО.
- Должностные инструкции педагогов в соответствие с ФГОС ДО.
- Определен перечень парциальных программ.
- Разработаны локальные акты по заработной плате, стимулирующим выплатам.
- Определена эффективная модель ДОУ (взаимодействие с партнерами).
- Разработан план методической работы по введении. ФГОС.
- Осуществлено повышение квалификации педагогов по ФГОС.
- Обеспечены кадровые, финансовые условия.
Закон «Об образовании РФ» от 19.12.2012 г. №273-ФЗ в ступил в силу 01.09.2013 г.
Глава 2, пункт 4, ст.10 Дошкольное образование—первый уровень общего образования.
Глава 4, ст.44 Права и обязанности родителей
Глава 5, ст.46 Единый квалификационный справочник должностей (26.08.2010, №761)
Глава 5, ст. 47, 48, 49—Об аттестации педагогических работников.
Глава 6, ст.48—рабочее время работников.
Глава 7, ст.64—Дошкольное образование, ст.65—о родительской плате.
До 1 января 2016 года—переходный период к ФГОС ДО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Моделирование предметно - развивающей среды в ДОУ в условиях переходного периода к ФГОС»
Переход к ФГОС ДО требует очень тщательной работы по созданию развивающей среды в группах. В статье раскрываются требования к развитию творческих споособностей детей для получения равных в...
Проект примерной образовательной программы на переходный период ФГОС ДО
Проект примерной образовательной программы на переходный период ФГОС ДО.Примерный проект образовательной программы ДО разработан в соответствии ФГОС и с учетом проекта основной образовательной п...
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЕЙ В ПЕРИОД РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС ДО»
Организованное взаимодействие родителей и ДОУ через социального педагога позволяет обеспечить дифференцированный подход к семьям воспитанников. Реализуя себя в рамках вышеперечисленных позиций, родите...
Методические рекомендации по корректировке ООП ДО в соответствии с ФГОС в условиях переходного периода.
Структура ООП ДО представлена в ФГОС и наша задача помочь педагогическим коллективам наполнить содержанием структуру каждой части....
Методические рекомендации по корректировке ООП ДО в соответствии с ФГОС в условиях переходного периода.
Структура ООП ДО представлена в ФГОС и наша задача помочь педагогическим коллективам наполнить содержанием структуру каждой части....
Методические рекомендации по корректировке ООП ДО в соответствии с ФГОС в условиях переходного периода.
Структура ООП ДО представлена в ФГОС и наша задача помочь педагогическим коллективам наполнить содержанием структуру каждой части....
«Организация внутреннего контроля в учреждении дошкольного образования в условиях переходного периода введения ФГОС ДО»
Контроль - специфический вид управленческой деятельности, направленной на сбор, систематизацию и хранение информации о ходе и развитии педагогического процесса, т. е можно сказать, что это систем...