Профессиональная компетентность воспитателя в соответствии с профстандартом "Специалист в области воспитания"
консультация
Консультация для педагогов
Скачать:
Предварительный просмотр:
Профессиональная компетентность педагога ДО
- Понятие педагогической компетенции.
- Содержание и структура профессиональной компетентности педагога ДО;
- Основные составляющие;
- Направления профессиональной компетенции педагога ДО;
- Качества и черты характера, необходимые для успешности педагога ДО;
- Принципы профессиональной успешности педагогической деятельности;
- Шаги к успешной деятельности;
- Педагогические умения, как раскрытие структуры профессиональной компетенции педагога.
Список литературы
- Понятие педагогической компетенции
Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.
Компетенция (от лат. competentio от competo добиваюсь, соответствую, подхожу) - это личная способность педагога решать определенный класс профессиональных задач.
Ученые А.С. Белкин и В.В. Нестеров считают: «В педагогическом плане компетенция – это совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия для эффективной деятельности в образовательном пространстве».
Компетенция применительно к профессиональному образованию – это способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности.
Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого – педагогическом процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей.
Понятие компетентности педагога понимается как ценностно-смысловое отношение к целям и результатам педагогической деятельности, выражающееся в осознанном выполнении профессиональных функций. И это особенно ценно, учитывая, что такая позиция воспитателя - не врожденное качество, она формируется под влиянием всей образовательной окружающей среды, в том числе и в процессе дополнительного профессионального образования, направленного на изменение внутреннего мира, определяющего осознанность действий воспитателя детского сада.
В соответствии с определением понятия «профессиональная компетентность» оценивание уровня профессиональной компетентности педагогических работников предлагается осуществлять с использованием трех критериев:
1. Владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности.
2. Готовность решать профессиональные предметные задачи.
3. Способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.
В качестве одной из важнейших составляющих профессиональной компетентности является способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности.
- Содержание и структура профессиональной компетентности педагога ДО
Основным содержанием деятельности педагога является общение, субъектами которого в дошкольном образовательном учреждении являются педагоги, родители, дети. Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников характеризует способность педагога эффективно организовать процесс общения с родителями, с учетом актуальных образовательных потребностей и интересов родителей, современных форм и методов организации общения.
К основным составляющим профессиональной компетентности педагога относятся:
- Интеллектуально-педагогическая компетентность - умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;
- Информационная компетенция - объем информации педагога о себе, воспитанниках, родителях, о коллегах.
- Регулятивная компетентность - умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.
- Коммуникативная компетентность - значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию (качество человека характеризующимся большим интересом к внешнему миру), эмпатию (сопереживание, понимание другого).
- Умение правильно общаться с родителями воспитанников - одна из главных и может быть трудных профессиональных компетенций.
Для качественного формирования компетентности воспитателя необходимы базовые знания, умения, способности, которые будут совершенствоваться в процессе самообразования.
Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагога. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:
- воспитательно – образовательной;
- учебно – методической;
- социально – педагогической.
Воспитательно – образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога: знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.
Учебно – методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: планирование воспитательно-образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности: знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.
Кроме того, имея право выбора как основной, так и парциональных программ и пособий, воспитатель должен умело соединять их, обогащая и расширяя содержание каждого направления, избегая «мозаичности», формируя целостность восприятия ребенком. Иначе говоря, компетентный педагог должен уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка.
Социально – педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: консультативная помощь родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав. Данные критерии подкрепляются следующими показателями: знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям; умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.
Учет деятельности специалистов ДОУ (музыкальный руководитель, воспитатель физической культуры, педагог изостудии) позволяет не только переносить определенные навыки детей из одного вида деятельности в другой, но и обогащает жизнь ребенка, делает ее более осмысленной, развивает потребность поделиться накопленными представлениями с другими в иных обстоятельствах.
Сходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
- работа в методических объединениях, творческих группах;
- исследовательская, экспериментальная деятельность;
- инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
- различные формы педагогической поддержки;
- активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах;
- обобщение собственного педагогического опыта.
Качества и черты характера, необходимые для успешности педагога ДО
Для определения перспектив успешности педагога ДО необходимо определить основной базис и предпосылки. Данные аспекты могут быть выражены в форме требований и некоего эталона профессии:
- Хорошие знания человеческой натуры и межличностных отношений;
- Благородство духа;
- Чувство юмора;
- Острая наблюдательность;
- Интерес и внимание к другим;
- Заразительная увлеченность дошкольным детством;
- Богатое воображение;
- Энергичность;
- Толерантность;
- Любознательность;
- Профессиональная подготовленность и понимание того, как развивается ребенок;
- Умение составлять индивидуальные программы воспитания и обучения для возрастных групп или отдельных детей;
- Понимание процесса интеграции образовательных областей, частных методик ДО, специфических видов детской деятельности.
Опираясь на перечисленные основания, можно выделить слагаемые успешности педагога ДО.
Ниже рассмотрены главные принципы, реализуемые в организационной педагогической деятельности по позициям успешности (табл.1).
Таблица 1
Принципы профессиональной успешности педагогической деятельности
Шаги к успешной деятельности
С педагогической точки зрения успех – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и количества в целом.
Обозначим несколько сопутствующих шагов к успешной деятельности педагога.
- Перспектива деятельности и дела.
- Стимулирование.
- Благодарность.
- Помощь и поддержка.
- Тактичность.
- Ответственность.
- Творчество.
- Умение признавать и исправлять ошибки.
- «Живое участие».
- Конструктивная критика.
Способы вовлечения педагогов в процесс деятельности, способствующей успеху:
- Проектирование;
- Решение педагогических ситуаций;
- Активно – игровые методы;
- Практикумы и тренинги;
- Профессиональные конкурсы;
- Индивидуальные и микрогрупповые педагогические исследования;
- Документальный анализ;
- Написание творческих работ;
- Оформление портфолио;
- Ведение аналитического дневника;
- Дискуссионный клуб;
- Часы заинтересованного информационного обмена;
- Посещение видов детской деятельности у коллег с последующим анализом;
- Разработка и реализация профессиональных программ.
Основными субъективными источниками определения успешности педагога считают:
- Мнение администрации;
- Анализ и мнение методистов, членов ГМО и экспертных групп;
- Сложившееся представление среди коллег, родителей;
- Показательная активность педагога, желание выступить, казаться, участвовать, руководить.
Основные же источники определения успешности педагога:
- Результаты воспитанности, обученности детей в разных видах деятельности;
- Количество детей, успешно обучающихся в начальной школе;
- Успешно проведенные педагогические мероприятия;
- Обобщение передового профессионального опыта;
- Публикации в местной печати, СМИ.
Только деятельность, приносящая успех и высокое удовлетворение, становится для личности фактором развития.
Структура профессиональной компетентности воспитателя может быть раскрыта через педагогические умения. Модель профессиональной готовности целесообразно строить от наиболее общих к частным умениям. Таким наиболее общим умением является умение педагогически мыслить и действовать, теснейшим образом связанное с умением подвергать факты и явления теоретическому анализу. Объединяет эти два крайне важных умения то, что в их основе лежит процесс перехода от конкретного к абстрактному, который может протекать на интуитивном, эмпирическом и теоретическом уровнях. Доведение умения до теоретического уровня анализа — одна из важнейших задач обучения будущих педагогов педагогическому мастерству. В идеале полное соответствие педагога ДОУ требованиям квалификационной характеристики означает сформированность интегрирующего в себе всю совокупность педагогических умений умения педагогически мыслить и действовать.
Вне зависимости от уровня обобщенности педагогической задачи законченный цикл ее решения сводится к триаде "мыслить — действовать — мыслить" и совпадает с компонентами педагогической деятельности и соответствующими им умениями. В результате модель профессиональной компетентности воспитателя выступает как единство его теоретической и практической готовности. Педагогические умения здесь объединены в четыре группы:
1. Умения "переводить" содержание объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи: изучение личности и коллектива для определения уровня их подготовленности к активному овладению новыми знаниями и проектирование на этой основе развития коллектива и отдельных воспитанников; выделение комплекса образовательных, воспитательных и развивающих задач, их конкретизация и определение доминирующей задачи.
2. Умения построить и привести в движение логически завершенную педагогическую систему: комплексное планирование образовательно-воспитательных задач; обоснованный отбор содержания образовательного процесса; оптимальный выбор форм, методов и средств его организации.
3. Умения выделять и устанавливать взаимосвязи между компонентами и факторами воспитания, приводить их в действие: создание необходимых условий (материальных, морально-психологических, организационных, гигиенических и др.); активизация личности дошкольника, развитие его деятельности, превращающей его из объекта в субъект воспитания; организация и развитие совместной деятельности; обеспечение связи ДОУ со средой, регулирование внешних непрограммируемых воздействий.
4. Умения учета и оценки результатов педагогической деятельности: самоанализ и анализ образовательного процесса и результатов деятельности учителя; определение нового комплекса доминирующих и подчиненных педагогических задач.
Но ничего из вышеперечисленного не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.
Самое главное, по моему мнению, в профессии педагога ДОУ – это любить свою работу и своих воспитанников. Мне очень нравятся слова Л. Н. Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель».
Современная ситуация в образовании требует особой подготовки специалистов. Готовить детей к переменам может только тот педагог, который сам готов к переменам, личностно развивающийся в профессии, обладающий высоким уровнем знаний и умений, рефлексией, развитой способностью к проектировочной деятельности, то есть профессионально-компетентный педагог.
Список литературы:
1.Захараш, Т. Современное обновление содержания подготовки воспитателя// Дошкольное воспитание – 2011 г.
2.Психология и педагогика: Учебное пособие. О. Б. Бетина. 2006 г.
3.Сваталова, Т. Инструментарий оценивания профессиональной компетентности педагогов // Дошкольное воспитание – 2011 г.
4.Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр "Академия", 2002 г.
5.Хохлова, О.А. Формирование профессиональной компетентности педагогов // Справочник старшего воспитателя – 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет "Профессиональная компетентность воспитателя"
Произошедшие изменения в дошкольном образовании по - новому ставят вопрос о профессиональной компетентности воспитателя,наполняя содержание этого понятия новыми характерами.Ранее, понятие «...
Тесты определения уровня профессиональной компетентности воспитателей в области дошкольной педагогики
тесты используются при определении темы самообразования педагогов ДОУ , а также подготовке к аттестационным испытаниям....
МО воспитателей "Профессиональная компетентность воспитателя"
Цель: актуализация развития профессиональной компетентности воспитателя.Задачи:1. Познакомить педагогов с понятием «профессиональная компетентность», видами профессиональной компетент...
Коррекционная работа и профессиональная компетентность воспитателя в области логопедии в контексте с ФГОС ДО
Коррекционная работа и профессиональная компетентность воспитателя в области логопедии в контексте с ФГОС ДО...
Индивидуальный план развития профессиональной компетентности воспитателя Пашиной О.В. по методической теме: «Правовое воспитание дошкольников» на 2023 - 2028 год.
В этом материале я разработала план самообразование по теме :"Правовое воспитание дошкольников" на 5 лет...
«Профстандарт воспитателя. Критерии и уровневые показатели профессиональной компетентности воспитателя».
Как говорил американский учёный, специалист по теории развития организаций Питер Вейлл.«Быть компетентным — значит знать, когда и как действовать» С 1 января 2017 года на т...
Индивидуальный план повышения профессиональной компетентности воспитателя на 2023-2024гг. Экологическое воспитание старших дошкольников в детском саду
Данный план самообразования написала для повышения своего профессионального уровеня, систематизации работы.Повысеть профессиональное мастерство и компетентность в работе над формированием экологическо...