Игры во время прогулки: приемы и методы работы
статья

Совместные прогулки с детьми - одна из популярных форм досуга. Это очень удобное время для игр. Правда, они не являются единственным занятием на прогулке, но делают отдых интенсивным, наполненным. В настоящей работе рассматриваются некоторые методы и приемы проведения прогулок в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progulka_v_detskom_sadu.docx12.2 КБ

Предварительный просмотр:

Лактикова Н.П., воспитатель

ГБОУ Школа 275 (ДО) Красносельского района

Санкт-Петербурга

Игры во время прогулки: приемы и методы работы

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. На прогулке дети играют, много двигаются.  Это приводит к вырабатыванию двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус. Прогулка способствует умственному развитию, так как дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем мире. Режим дня детского сада предусматривает ежедневное проведение дневной прогулки после занятий и вечерней - после полдника. Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться. Общая продолжительность её составляет 4 – 4,5 часа.

 Одевание детей  организуется так, чтобы не тратить много времени и чтобы им не приходилось долго ждать друг друга, для этого одевать и раздевать детей  необходимо по подгруппам: воспитатель выводит в раздевалку первую подгруппу детей, в которую включает медленно одевающихся детей, а а помощник воспитателя заканчивает одевание второй подгруппы и провожает детей на участок к воспитателю.

Воспитатель заранее продумывает  содержание  чем они будут заниматься  на прогулке.Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой.

Выходя на прогулку, дети сами выносят игрушки и материал для игр и занятий на воздухе.

 Приёмы (структурные компоненты) прогулки:

Наблюдение. Проводится с группой, по подгруппам или в индивидуальном порядке. Наблюдать с детьми можно за природными явлениями и ситуациями в общественной жизни. Для привлечения внимания детей к наблюдательному процессу используются: постановка педагогической задачи, загадки, игровые и проблемные ситуации, сюрпризные моменты, проведение беседы с поисковыми вопросами, сравнениями, привлечением личного опыта ребят.

Подвижные игры

Ведущее место на прогулке отводится подвижным играм. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий. Если занятия были с умственной нагрузкой, то прогулку начинаем с подвижной игры, если предшествовали динамические занятия (физкультурные, музыкальные), то игру организуем в середине прогулки. Если же дети на занятиях были ограничены в движениях, то прогулку начинается с проведения подвижной игры, игровых или спортивных упражнений. Содержание и проведение игр соотносится со временем года, состоянием погоды, местом проведения, периодом прохождения определённого раздела программы. Учитывается также интересы и желания детей, их подготовленность. Так при холодной погоде игры с активными движениями (бег, прыжки) чередуются с видами деятельности умеренно подвижного характера (ходьбой, метанием, подлезанием). Такое чередование характера и темпа двигательной деятельности создаёт возможность отдыха для детей и предохраняет их как от замерзания, так и от перегревания, поддерживает положительно –эмоциональное состояние психики. В основном  на прогулке  проводятся одна, общую для всех детей подвижную игра и 1 –2 игры с подгруппой детей (по желанию детей).

Объяснение новой игры в старшей группе, в отличие от предыдущих групп, чаще всего даётся не только в её ходе. Перед игрой рассказывают детям всё содержание игры от начала до конца, особенно обращая внимание на правила. Наиболее сложные правила показываем (где и как нужно встать, как подлезть, оббежать и т.п.). С помощью вопросов предлагают детям повторить ход и правила игры. Распределение ролей и выбор водящего чаще происходит с помощью воспитателя.  Можно самим назначить, кто будет водить, чтобы поощрить новенького ребёнка или, наоборот, показать на примере активного, как нужно выполнять правила в игре, или отклонить просьбу самоуверенного ребёнка и поручить её робкому, застенчивому. В другом случае используем считалки. Можно предложить самим детям выбрать водящего и объяснить, почему они поручают эту роль именно данному ребёнку. Иногда, чтобы оживить игру или показать некоторые действия, правила, роль водящего мы берём на себя. В процессе игры воспитатель следит за движениями, действиями и взаимоотношениями детей, выполнении ими правил, дозировкой нагрузки, подаём сигналы к выполнению действий, даём краткие указания, поощрения. Детей в старшем возрасте интересует не только процесс игры, но и её результат. Им хочется знать, кто был самым ловким, самым быстрым, метким и т.д. Поэтому в конце игры мы кратко подводим её итог.  Воспитатель отмечает успехи детей, называем удачно выполнивших свои роли, проявивших смелость, выдержку, ловкость, а также указываем на нарушение правил и связанные с этим действия детей  

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа на прогулке тщательно планируется. При этом учитываются рекомендации узких специалистов. Это может быть закрепление, каких-либо навыков, разучивание физкультурного упражнения с одним или несколькими отстающими детьми, отработка звукопроизношения, заучивание стихов, беседа по рекомендации педагога –психолога. Важно, чтобы ребенок, с которым ведется индивидуальная работа, понимал ее необходимость и охотно выполнял предложенные задания.

Самостоятельная деятельность

Самостоятельная деятельность детей на прогулке также нуждается в грамотном руководстве. Воспитатель может предложить детям организовать сюжетно -ролевую или подвижную игру, занимательные задания, игрушки или инвентарь для труда и т.д. Необходим постоянный контроль за самостоятельной деятельностью детей

Трудовая деятельность 

Привлечение детей к сбору игрушек, оказание посильной помощи в наведении порядка на площадке . Содержание и формы её организации зависит от погоды и времени года. Так, осенью дети собирают семена, листья, зимой могут сгребать снег, делать из него разные сооружения. Также поручаем детям уборку участка от камушек, веточек, подмести дорожки, помочь малышам младшей группы убирать игрушки.  При этом такая деятельность должна вызывать радость от ощущения значимости проделанной работы.

Обращая внимание на каждого ребенка, воспитатель постоянно должен держать в поле зрения всех детей с целью вовремя предотвратить возникающий конфликт, похвалить тех, кто по собственной инициативе навел порядок на веранде. Так создаются хорошие условия для всестороннего развития и воспитания детей на прогулке. Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование.

Виды прогулок

Выделяется 2 вида прогулок с дошкольниками по месту их проведения:

  • На участке детского сада. Здесь проводятся прогулки ежедневно. Разнообразить занятия на площадке группы можно различными заданиями, новыми играми, использованием непривычных выносных материалов
  • Пешеходные прогулки за пределы ДОУ. С воспитанниками должен быть проведён инструктаж о плане маршрута и соблюдении мер безопасности во время его прохождения. Целью прогулок в ближайшие парки и скверы служат наблюдения за представителями растительного и животного мира (птиц, белок, различных деревьев, цветов) и за жизнью людей (работой, занятиями спортом и др.).

В зависимости от того, какой вид детской деятельности преобладает во время занятий на свежем воздухе, можно выделить виды прогулок по тематике:

  • Прогулки-походы. С ребятами 5–7 лет можно проводить пешие прогулки на территории детского сада или за его пределами с учётом продуманного маршрута и конечной цели. Этот вид прогулки тренирует выносливость дошкольников, активизирует способность наблюдать за окружающим вокруг, выделять то, что поставлено задачей похода (поиск подходящих для поделок природных материалов, узнавание изученных на развивающих занятиях видов птиц, повторение правил дорожного движения).
  • Прогулка с персонажем. Этот вид прогулки содержит в основе развлекательный элемент и направлен на создание хорошего настроения у воспитанников.
  • Прогулка-мероприятие. Проводится во время важного события в жизни детского сада (Праздник осени, Масленичная неделя, Пасхальная неделя, День космонавтики, День Победы, Патриотическая неделя, Неделя экологии и т. д.). Задания на прогулке соответствуют тематической направленности события, подчёркивают его важность, создают сопричастность детей.
  • Трудовые акции направлены на осуществление поддержания порядка на территории детского сада, облагораживание площадок и участков.
  • Спортивные прогулки имеют целью пропаганду здорового образа жизни. Рекомендуется проводить подобные прогулки в разное время года, акцентируя внимание ребят на важности закалки.

Интегративный подход к проведению прогулок дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

При проведении прогулки воспитатель следит, чтобы дети не уходили за пределы участка детского сада. В процессе прогулки воспитатель должен обучать навыкам безопасного поведения, правилам безопасного обращения с различными предметами.

Запрещается во время прогулки:

  • Оставлять детей одних, без присмотра работников Учреждения;
  • Использовать в детских играх острые, колющие, режущие предметы, сломанные игрушки.
  • О каждом несчастном случае с ребенком воспитатель должен немедленно возвестить руководителя, родителей, при необходимости привлечь медицинский персонал для оказания первой медицинской помощи. При необходимости организовать доставку ребенка в отделение скорой помощи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лето — время новых открытий! Простые игры во время прогулки

Наступило лето, а лето – это мир удивительных открытий для ваших детей. На что нужно обратить внимание при развитии ребенка? Как его знакомить с окружающим миром?...

«Физическое воспитание младших дошкольников: Новые приемы и методы работы» (из опыта работы воспитателя)

laquo;Физическое воспитание младших дошкольников: новые приемы и методы работы»(из опыта работы воспитателя)...

Физическое воспитание дошкольников: новые приемы и методы работы (из опыта работы инструктора по ФК)

Формирование основ здорового образа жизни - вот главная цель физического воспитания. Для достижения хорошего результата приемы и методы должны постоянно совершенствоваться....

«Физическое воспитание младших дошкольников: новые приемы и методы работы» (из опыта работы воспитателя)

Одна из главных целей по реализации основной рабочей программы дошкольного образования в нашем ГБДОУ является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционально...

Статья на тему:Развитие художественной деятельности детей младшей группы:приемы и методы работы (из опыта работы воспитателя)

Какие есть методы и приемы в художественно-эстетической деятельности в второй младшей группе...

Игры во время прогулки: приёмы и методы работы

Игры и развлечения – непременные спутники жизни детей в семье и в дошкольных учреждениях. Особенно полезны игры и развлечения на открытом воздухе....