Педагогический проект «Пшеничный колосок» для детей старшего дошкольного возраста
проект (старшая группа)
Педагогический проект «Пшеничный колосок» для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_pshenichnyy_kolosok.docx | 33.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
Проект «Пшеничный колосок» воспитателя А.С. Кудимовой
Проект «Пшеничный колосок»
Для детей старшего дошкольного возраста
Тип: исследовательский. Продолжительность 1 месяц
Цель: сформировать у детей представление о том, что хлеб - наше национальное богатство, достояние.
Задачи:
- дать детям понятие о том, что хлеб является необходимым продуктом питания, систематизировать знания о долгом пути хлеба от поля до стола;
- стимулировать развитие мышления, связной речи при составлении творческих рассказов о выращивании и производстве хлеба;
- воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу; познакомить детей с одной из традиций славянских народов — встречать гостей хлебом-солью, привлечь внимание к семейным традициям;
Актуальность: Хлеб издревле высоко ценился и почитался людьми. На Руси он считался главным богатством. К хлебу народ всегда относился с благоговением, как к дару, спасающему от голода. По всему миру ни один прием пищи не начинается без хлеба. При этом современные дети часто не догадываются, какой долгий путь он проходит, чтобы попасть на стол, сколько труда нужно приложить людям, чтобы посеять, вырастить, а затем испечь хлеб. Дошкольники имеют неточные знания о хлебе и его полезных свойствах. Дети плохо употребляют в пищу хлеб, небрежно относятся к нему. Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу., научить детей беречь хлеб, относиться к нему с уважением, быть благодарными тем, кто растит хлеб.
Материально-техническое обеспечение:
-дидактические игры «От зёрнышка к булочке», «Как хлеб на стол пришёл»;
-пособия: разрезные картинки «Путь хлеба к нашему столу», «Каравай»;
-сюжетные картинки «Хлебный край»,
-диафильмы «Пшеничный колосок», «Волшебная лепёшка», «Лёгкий хлеб»;
-мультфильмы «Берегите хлеб», «Тёплый хлеб», «Песенка-загадка»;
-коллекция иллюстраций на электронных носителях «Как хлеб на стол пришёл»;
-фотоальбомы, книги, рекламные буклеты по теме проекта.
Предполагаемый результат:
-у детей будут сформированы представления об этапах выращивания хлеба и его долгом пути к столу человека; о разнообразии видов хлеба и его необходимости для жизни человека;
-дети познакомятся с одной из традиций, станут внимательнее относиться к семейным традициям;
-у детей будет развиваться познавательный интерес в процессе исследовательской, творческой деятельности;
-будут совершенствоваться стиль партнёрских взаимоотношений между детьми, развиваться коммуникативные навыки, речь, обогащаться словарный запас;
-будут обогащаться отношения родителей и детей посредством диалогического эмоционально насыщенного общения и совместной творческой деятельности.
Продукты проектной деятельности:
-праздник «Хлебная ярмарка»;
-комплексное занятие «Чудо-хлеб»;
-плакаты, альбомы проведённых исследований детей и родителей, защита детских исследований;
-выставка произведений детской литературы о хлебе;
-выставка книжек-малышек, изготовленных детьми и родителями по теме «Хлеб»;
-альбом «Пословицы и поговорки о хлебе».
Методы:
-занятия (ознакомление с окружающим и познание себя, развитие речи, рисование, аппликация);
-опыты и эксперименты;
-беседы;
-наблюдения;
-игры;
-конструирование
-выставки работ.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
Подготовительный этап
Задачи:
-Заинтересовать детей и родителей предстоящей работой по теме проекта;
-содействовать осознанию каждым ребёнком ценности хлеба, национальных и семейных традиций, ценности всего, что создаётся природой и человеком;
-побуждать детей к самостоятельному поиску информации по теме проекта
2. Исследовательский этап (основной)
- Формировать умение сотрудничать со сверстниками, с родителями, содействовать сплочению детского коллектива в совместной деятельности;
-стимулировать развитие игровой и театрально-художественной деятельности;
-обогащать речь дошкольников с помощью произведений художественной литературы;
-воспитывать у детей бережное отношение к хлебу, природе, к окружающему миру;
-поощрять стремление принимать участие в мероприятиях, принимать на себя посильные поручения и добросовестно их выполнять
3. Заключительный этап
- Расширение знаний детей о том, как тема проекта освещена в фольклоре, народных традициях, связанных с хлебом;
-закрепление представлений детей о значимости хлеба в рационе питания, воспитание бережного отношения к хлебу;
-создание радостного, позитивного настроя детей и родителей, формирование ценностного отношения к народным и семейным традициям
Работа с детьми
1. Подготовительный этап | Проблемная игровая ситуация. 1. Путешественник Страшила, пролетая на воздушном шаре над зелёным полем, уронил свою красивую соломенную шляпу. Через некоторое время, вернувшись за ней, вместо зелёного поля увидел золотое , на котором шляпы его почти не было видно. Как это могло произойти? Он не может понять, почему поле стало другого цвета — откуда появились эти золотые колоски? 2. Необходимо помочь Страшиле разобраться в том, как появляется хлеб, в многообразии видов хлеба и подготовиться к «Ярмарке хлеба»; -постановка проблемных вопросов: «Существует ли человек , который не знает вкуса хлеба?», «Что едят все народы мира?», «Почему хлеб бывает разный по цвету, форме, вкусу?», «Почему издавна гостей встречали хлебом-солью?», «Почему хлеб — всему голова?»; -выдвижение гипотез по теме проекта; -собрать информацию о разных видах хлеба, о процессе приготовления хлеба — из книг, журналов, с помощью родителей; -подбор материалов для проведения исследований; -познакомиться с произведениями художественной литературы о хлебе, научить бережно обращаться с хлебом. |
2. Исследовательский этап (основной) | Деятельность со всей группой Чтение: -произведений детской художественной литературы о хлебе: Белорусская народная сказка «Легкий хлеб», русская народная сказка «Колосок», Н. Телешов «Крупеничка» , К. Шуртаков «Зерно упало в землю», Н. С. Тихонов «Берегите Хлеб родной», Я. Дегутите «Каравай», «Молотьба», «Руки человека»; М. Бородицкая «Булочная песенка»; Д. Кугультинов «Кусок хлеба»; Ю. Круторогов «Дождь из семян», М. Пришвин «Лисичкин хлеб»; В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом»; В. Одоевский «Мороз Иванович»; Э. Шим «Хлеб растёт»; С. Маршак «Положили в землю зернышко» сказок: Г.Х. Андерсен «О девочке, которая наступила на хлеб»; НОД: -«Хлеб — всему голова», «От зёрнышка до буханки хлеба», «Как хлеб на столе появился», «Зёрнышко не простое, зёрнышко-золотое». Наблюдения: -рассматривание иллюстраций с изображением этапов выращивания хлеба; -рассматривание колосьев пшеницы, ржи, ячменя, овса; -рассматривание круп; -наблюдение «Где зёрнышку лучше расти?». Практическая деятельность: -проведение исследований «Почему в хлебе дырочки?», «Откуда появляется плесень?», рассматривание и сравнивание зёрен при помощи лупы (ржи, пшеницы, ячменя, овса). -опыты «Посадка зёрен пшеницы», «Как соль растворяется в воде?», превращение зерна в муку (ступка, кофемолка). -сравнение зёрен пшеницы и ржи, сравнение видов хлеба; -микроисследование «Какой хлеб больше всего любят дети нашей группы». Беседы: «Откуда хлеб пришёл?», «Как выращивают хлеб», «Хлеб-соль кушай, добрых людей слушай»; «Не шуба греет, а хлеб»; «Откуда хлеб на стол пришёл?»; Художественно-эстетическое развитие -психогимнастика «Зёрнышко»; -заучивание пословиц о хлебе; -разучивание стихотворения Я. Дегутите «Каравай»; -выкладывание мозаики «Колоски»; -хоровод «Урожай собирай»; -конструирование из бумаги «Колпак для пекаря»; -рассматривание репродукции картины М. Шишкина «Рожь»; -конструирование «Кукла из соломы»; -выставка рисунков «Хлеб — всему голова»; -разучивание потешки «Хлебом-солью всех встречаем»; -аппликация «Хлеб-соль»; -лепка из солёного теста «Каравай»; -рисование «Золотые колоски»; -развлечение «К нам гости пришли»; -тематическое рисование «Что я видел в хлебном магазине»; -сочинение стихов, сказок, рассказов о хлебе, изготовление книжек-малышек. Дидактические игры: «Сложи колосок»; «Разложи по порядку»; «Магазин хлебобулочных изделий»; «Что из какой муки испекли?»; «Угадай на вкус», «Волшебный мешочек»; «Назови ласково», «Что сначала , что потом», «Кото больше назовёт хлебобулочных изделий»
Задания подгруппам 1-я подгруппа: -сбор информации для решения проблемных вопросов: «Какой продукт употребляют все народы мира?», -подготовка и проведение исследования «Откуда в хлебе дырочки?», -подбор материалов к составлению книги «Каким блюдом встречают гостей в вашей семье?»; -выполнение аппликаций, рисунков по теме проекта. 2-я подгруппа: -сбор информации для решения проблемных вопросов «Почему дорогих гостей встречают хлебом-солью?», -подбор пословиц и поговорок о хлебе -подбор и рассматривание произведений живописи по теме проекта; 3-я подгруппа: -подбор и ознакомление с детской художественной литературой по теме проекта; - подготовка и проведение «Почему хлеб разный по цвету, форме, вкусу?»; -участие в выставке рисунков по теме «Хлеб — всему голова»; -изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр «Хлебный магазин», «Кондитерская фабрика»; -подготовка к проведению праздника «Хлебная ярмарка»; -изготовление игры «Как хлеб на стол пришёл?» (по этапам). Обобщение и систематизация полученных знаний. Подготовка плакатов, альбомов. Презентация результатов проведённых исследований |
3. Заключительный этап | Участие в презентации исследовательских работ по теме «Хлеб и соль»; -участие в празднике «Хлебная ярмарка» совместно с родителями; -презентация книжек-малышек, сочинённых детьми и родителями |
Работа с родителями
1. Подготовительный этап | -Подготовка материалов к проведению исследований по темам: «Почему в хлебе дырочки?», «Такая разная соль», «Что такое каравай?»; -подбор материала для создания «Кулинарной книги»; -подбор произведений художественной литературы, пословиц и поговорок о хлебе; -собрать сведения о разных видах хлеба, о процессе приготовления хлеба |
2. Исследовательский этап (основной) | Создание альбома «Каким блюдом встречают гостей в вашей семье?»; -подбор пословиц, поговорок, крылатых выражений про хлеб; -подбор произведений детской литературы для оформления выставки по теме проекта; -проведение с детьми исследований по теме проекта, подготовка материалов для презентации; -изготовление игры «Как хлеб на стол пришёл?» (по этапам); -подготовка к проведению праздника «Хлебная ярмарка»: приготовление хлебного изделия и его презентация |
3. Заключительный этап | -Оформление совместно с воспитателями выставки произведений детской художественной литературы по теме проекта; -участие в презентации исследовательских работ по теме «Хлеб и соль»; -участие в презентации кулинарной книги «Каким блюдом встречают гостей в вашей семье?»; -участие в празднике «Хлебная ярмарка» |
Литература
1. Хрестоматия «Наша Родина». –. изд. «Просвещение» 1984г.
2.. Сборник загадок. Пословиц и поговорок– М., изд-во «Экзамен», 2008
3. Хлебные изделия в картинках. Наглядное пособие для педагогов. – М., 2004.
4 «Злаки» в картинках. Наглядное пособие для педагогов. – М., 2005
5.Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет»
Г. Воронеж 2006
6.Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.2001 г.
7 .Комарова Т.С., Зарянова О.Ю., Иванова Л.И., Карзина Г.И., Милова О.М.
Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. – М.2000 г.
9.Программа воспитания и обучения в детском саду. (Под редакцией
М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой – 2-е изд., испр.и доп.-
М.2005.
10. «Злаки. Какие они?» г. Москва изд. ГНОМ и Д 2003г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дипломная работа по педагогике "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( НА ПРИМЕРЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЖИВОТНЫМ МИРОМ ОЗЕРА БАЙКАЛ)
СодержаниеВведение. 3Глава 1. Теоретические основы развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста.. 81.1.Сущностная характеристика понятия «любознательность».. 81.2.Проблема раз...
Педагогическая технология формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в конструировании из бумаги
В работе раскрыт понятийный аппарат исследования, показана его практическая значимость, новизна. Описана технология поэтапного обучения старших дошкольников технике оригами, которая была апробирована ...
Психолого-педагогическая программа развития и обучения детей старшего дошкольного возраста «Использование песка для формирования образа буквы и развития произвольной регуляции при подготовке детей к школьному обучению»
Программа состоит из 35 планов – конспектов занятий с детьми старшего дошкольного воз...
Педагогический проект по эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста "Красота - залог здоровья!"
Проект предназначен для детей подготовительной группы, направлен на изучение имоции и проявление их, длительность 3 недели. В проекте мы раскрывали понятие «Красота», т.е. какая она бывает...
выступление на 1 областном педагогическом форуме "Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста средствами программы дополнительного образования "Внесём в свой мир красоту"
Данный материал размещен для воспитателей...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Тема: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения».
Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города. Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей этого возраста отсут...
Педагогическая технология развития певческих умений детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки и проведения конкурса "Звонкий голосок"
Педагогическая технология развития певческих умений детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки и проведения конкурса "Звонкий голосок". В работе описаны этапы педагогической...