Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание в детском саду»
консультация
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание в детском саду»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_patrioticheskoe_vospitanie_.docx | 18.31 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ОЛЕНЁНОК»
Консультация для воспитателей
«Патриотическое воспитание в детском саду»
Воспитатель I категории:
Зубарева Ю.М.
При знакомстве с традициями и обычаями народной культуры необходимо помнить, что старое и новое находится во взаимосвязи и взаимопонимании. И для того чтобы воспитать культурное отношение у подрастающего поколения к прошлому, должны стремиться к примирению настоящего с прошлым, и возрождать то, что будет способствовать духовной полноте жизни, нравственному совершенству личности. При ознакомлении детей дошкольного возраста с традициями, обычаями праздниками прошлого, надо брать только то, что сделает ребят лучше, чище, духовно богаче. Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами, но в наше время, когда многое утеряно, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, мы очень мало знаем о своих корнях, о жизни наших предков.
А ведь русский фольклор – песни, песни, былины, сказки, православные праздники, проводимые с такой широтой, размахом, весельем, – это и есть наша культура, наши традиции, наше наследие, представляющее собой неиссякаемый источник красоты, творчества, доброты и мудрости народной.
Патриотическое воспитание через приобщение к национальной культуре очень актуален он знакомит с творческим, увлекательным подходом к народным праздникам, постановкой спектаклей и театрализованных игр и многим другим, что делает жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества. Очень важно в воспитании детей знакомство с жизнью и подвигами великих патриотов земли Русской. Это и Святой Преподобный Сергий Радонежский, это и князь Александр Невский, знаменитые слова которого: «Не в силе Бог, а в правде» до сих пор помнят потомки. Это князь Дмитрий Донской, великие полководцы – М.И. Кутузов, А.В. Суворов. Все они являются высоким нравственным примером для наших детей. Народное воспитание имеет еще одно преимущество – оно очень целомудренно и ненавязчиво готовит из мальчиков – мужчин-защитников, а из девочек женщин-матерей.
В основу патриотического воспитания через приобщение к национальной культуре положены важные стратегические принципы современной системы российского образования: - профессиональная компетентность, основанная на личностно-ориентированном взаимодействии с ребенком; - сохранение самоценности дошкольного периода, как созидательного, раскрывающего ребенку окружающий мир и высокую духовность национальной культуры; - сочетание научности и доступности исторического материала, учитывая приоритет ведущей деятельности дошкольника – игру; - взаимосвязь и взаимопроникновение разных видов искусства и разнообразных видов детской деятельности – как главный принцип формирования творческой активной личности ребенка; - единство тематических целей и специфичность средств выразительности каждого вида искусства в отдельности.
В практической деятельности способствует решению большинства воспитательных задач:
1. Формированию эстетически развитой личности, эмоционально отзывчивой на высокохудожественные произведения, исторические факты становления и развития национальной культуры, её традиции и обычаи.
2. Развитию активности творческого потенциала нравственных начал у дошкольника через осознание самого себя в своих поступках, чувствах, поведении.
3. Совершенствованию коммуникабельности среди взрослых и сверстников. 4. Соприкосновению дошкольника с высоконравственными идеалами общечеловеческих ценностей к национальной культуре мирового значения.
При помощи практического и методического материала по данной теме, учитывая возрастные особенности детей, в качестве патриотических задач выделено:
- разработка системы работы по ознакомлению дошкольников с культурой русского народа;
- составление перспективных планов для обучения и воспитания детей;
- разработка цикла практических занятий с детьми;
- формирование у детей потребности в применении полученных знаний в самостоятельной деятельности (художественно продуктивная, музыкальная); - разработка системы работы с родителями по ознакомлению дошкольников с историей и культурой русского народа (посиделки, именины, развлечения, экскурсии и т. д.).
Научить детей играть в русские народные игры. Помочь ребенку использовать в активной речи русский фольклор. Уметь соотносить увиденное в природе с народными приметами. Осмысленное и активное участие детей в проведении календарно-обрядовых праздников. Познакомить детей с былинными и сказочными героями, научить узнавать их в произведениях изобразительного искусства. Знать историю русского костюма, его элементы, уметь объяснить значение украшений костюмов. Уметь различать изделия различных народных промыслов. Создать детско-взрослое сообщество, приобщая родителей к решению данной проблему в условиях ДУ и семьи. Зажечь в ребенке искру любви и интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре, к природе России, воспитать патриотов.
Учитывая, что в этом возрасте только начинают формироваться у детей навыки, нравственные умения и привычки следует пользоваться следующими методами и приемами нравственного воспитания у детей:
- музыкальные занятия;
- комбинированные занятия;
- развлечения;
- экскурсии и наблюдения;
- народные подвижные игры;
- кукольный театр;
- драматизация;
- чтение художественной литературы;
- рассматривание картин, фотографий, использование фонотеки;
- посещение музеев;
- работа с семьей.
Одновременно с этим создается развивающая среда по означенной теме.
Первые шаги в этом направлении показывают, как велик интерес детей к народной культуре. Им интересно увидеть в действии прялку, покачать в зыбке куклу, самим растолочь в ступе зерно. Чтобы доставить эту радость детям, помочь им «освоить» необычные для теперешнего быта вещи, подбираются предметы старинного русского быта и воссоздается обстановка русской избы. Большую помощь в патриотическом воспитании оказывает музей на базе группы. Материалы экспозиций музея, систематизированные и представленные для детей в доступной форме, дают детям реальную возможность соприкоснуться с историей своего народа, своего Отечества.
Музей, это обучающая и развивающаяся среда, которая дает самый существенный результат в воспитании будущего гражданина.
Работа музея предусматривает:
- выход на детей-дошкольников;
- выход на дошкольников близлежащих садов;
- выход на родителей (консультации, экскурсии, беседы);
- выход на ветеранов;
- сотрудничество со школами города.
Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком увидеть своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми – настоящими патриотами своей Родины, услышать из уст маленького ребенка с гордостью сказанные слова: «Я – россиянин! Я горжусь своей страной!» Воспитывая будущее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель-созидатель нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи патриотического воспитания, во многом зависит будущее нашей страны.
Литература:
- Юдина Н.А. Энциклопедия русских обычаев. – М., 2004 г.
- Орлова А.Н. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду. – В. Академия, 1995 г.
- Маханева М.Д.Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа О.Л. Князевой. – М.: Детство-Пресс, 2002 г.
- Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. – М.: Просвещение, 1999 г.
- Шангина И.И. Русский народ. Будни и праздники. – М.: Искусство, 2004 г. Научно методический журнал «Методист» №2, 2005 г.
- Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. – М.: Линка – Пресс, 2003 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Полоролевое воспитание в детском саду"
Известно, что дошкольный возраст -период, когда закладываются и формируются наиболее глубокие слои психики личности. Самым интимным образом в эти слои вплетается полоролевая дифференциация. Что ...
Консультация для родителей "Патриотическое воспитание в детском саду"
Автором представлен актуальный материал по патриотическому воспитанию....
Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание в детском саду».
консультация для воспитателей по экологическому воспитанию особенно актуальна в этом т.к. 2017 год объявлен годом экологии в России....
Консультация для родителей: «Патриотическое воспитание в детском саду»
Консультация для родителей:«Патриотическое воспитаниев детском саду»...
Отчёт воспитателя «Патриотическое воспитание в детском саду».
Отчёт воспитателя «Патриотическое воспитание в детском саду».Особое внимание в ДОП нашего детского сада уделяется развитию личности ребёнка, сохранению и укреплению здо...
Консультация на тему: "Патриотическое воспитание в детском саду"
laquo;Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любо...
Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание в детском саду в условиях введения ФГОС ДО»
Нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в детском саду в условия введения ФГОС ДО....