О программах по музыкальному воспитанию в рамках ФГОС ДО.
статья

Рождественская Валентина Анатольевна

        Огромно влияние музыки на духовный мир человека. Воспитывая ребенка, совершенно необходимо заниматься не только его физическим и умственным развитием, но не менее важно позаботиться и о формировании его нравственного и эстетического воспитания. Известный педагог В.А. Сухомлинский отмечал: «Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека.»

        Большое значение имеет то окружение, в котором ребенок растет (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей проявляется, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления. Усвоение любого языка начинается в раннем детстве. Музыкальный язык не является исключением. Если человек растет в «немузыкальной» среде, у него зачастую формируется негативное отношение к «серьезной» музыке. Такая музыка не вызывает эмоционального отклика, если человек не привык сопереживать выраженным в ней чувствам с детства.

        В зависимости от того, какие чувства - положительные или отрицательные - преобладают у ребенка, у него создается то или иное настроение, формируется то или другое поведение (бодрое, жизнерадостное, вялое, пассивное, возбужденное). Поэтому важно стараться как можно чаще вызывать у детей положительные чувстваи предупреждать, а по возможности и не допускать возникновения отрицательных эмоций - проявления гнева, страха, неудовольствия и других нежелательных чувств. Необходимо обогащать и углублять эстетические чувства ребенка: вызывать любовь и интерес к музыке, пению, вызывать радостные переживания при виде красивого и отрицательное отношение ко всему некрасивому, неряшливому, грубому.

        С самого рождения человека окружают звуки. Через звуковое восприятие он познает окружающий его мир, его красоту и разнообразие. С младенчества ребенок слышит колыбельные, напеваемые мамой. Шум дождя, шорох осыпающихся с деревьев листьев, завывание метели или журчание ручейка, щебет птиц - все это люди научились переносить в музыкальные произведения. Наряду с художественной литературой, театром, изобразительным искусством музыка выполняет важнейшую социальную роль. Насколько беднее был бы наш мир, если в нем не присутствовала бы музыка, помогающая людям лучше понимать друг друга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnoe_vospitanie_statya.docx19.55 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Программы музыкального воспитания детей в детском саду.


           В данный период времени существует множество программ по музыкальному воспитанию дошкольников, руководство каждого дошкольного учреждения имеет возможность остановить свой выбор на той программе, которая кажется ему наиболее приемлемой для музыкального воспитания и развития детей.

В советский период развития нашей страны большинство дошкольных учреждений работало по программе музыкального воспитания Н.А. Ветлугиной. Целью данной программы является развитие у ребенка общей музыкальности. Это достигается через музыкальную деятельность детей. Н.А. Ветлугина выделяет четыре вида деятельности: восприятие музыки, исполнительство, творчество и музыкально - образовательная деятельность. В программе выделены три формы занятий: фронтальные (со всей группой), индивидуальные и небольшими группами. В каждой форме занятий должны присутствовать все виды исполнительства: пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах. Сфера основных видов исполнительства расширяется за счет включения элементов песенного, игрового, танцевального творчества. В работе с детьми возрастных групп решаются одни и те же задачи, которые последовательно усложняются, то есть используется концентрический способ построения программы. Главная задача программы - овладение действиями, навыками и умениями в области восприятия музыки, пения, движения и игры на музыкальных инструментах. Репертуар по слушанию музыки строится в программе Н.А. Ветлугиной на произведениях композиторов - классиков.

Для более полного восприятия произведения детьми автор рекомендует использовать различные наглядные пособия - литературный текст, условные обозначения, карточки, соответствующие характеру пьесы, движению мелодии. Она рекомендует слушать одно произведение несколько занятий подряд, с каждым прослушиванием акцентируя внимание на форме произведения, средствах выразительности, ритме и т.д. В разделе пение на музыкальных занятиях акцентируется внимание на использовании попевок - упражнений, многократное повторение которых развивает правильность и чистоту интонирования. Автор считает, что для полноценного восприятия музыки необходимо обучать дошкольников пению по нотам. Музыкально - ритмические движения помогают детям наиболее полно воспринять музыкальное произведение, музыкальный образ. Важно на занятиях следить за выразительным исполнением движений. Для занятий ритмикой используется, в основном, народная музыка и музыка, написанная для детей советскими композиторами. Для исполнения оркестром Н.А. Ветлугина рекомендует использовать произведения, выученные ранее из программы по пению, слушанию или ритмике. В процессах игры на музыкальных инструментах формируются элементарные навыки исполнительства, через которые ребенок мог бы выразить свое настроение, свое чувствование музыки.

В дошкольном музыкальном воспитании применяется и другая программа - программа О.П. Радыновой. Эта программа составлена группой авторов А.И. Катинене, М.П. Палавандишвили и О.П. Рыдановой, под редакцией последней. Это последователи и ученики Н.А. Ветлугиной, поэтому основные принципы музыкального воспитания детей в этих программах совпадают. Авторы считают, что музыкальное воспитание в детском саду - это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления творческой личности ребенка. Всего этого можно достигнуть через развитие восприятия музыки. Получение знаний, умений, навыков не должно являться самоцелью, а должно способствовать формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, то есть элементов музыкально - эстетического сознания. Авторы программы считают и доказывают, что в процессе музыкальной деятельности детей (пение, ритмика, слушание, игра на инструментах) формируются и развиваются основные музыкальные способности детей. Программа выстроена таким образом, что все виды музыкальной деятельности детей тесно взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Так, произведение, которое дети слушали, авторы предлагают оркестрировать, а чтобы лучше прочувствовать музыку, предлагается выучить танцевальные движения, соответствующие характеру музыки. Обучая детей игре на музыкальных инструментах, авторы акцентируют внимание на том, что важно привить не только навыки игры на инструментах, а научить ребенка чувствовать выразительные возможности каждого инструмента. Авторы вводят в программу такое понятие, как «словарь эмоций», то есть накопление слов, характеризующих характер, чувства, настроения, переданные в музыке. Прослеживание «чувственной программы» музыкального произведения предполагает умственные операции - сравнение, анализ, синтез. Формирование у ребенка образного «словаря эмоций», позволяющего расширить представления о чувствах человека, выраженных в музыке, связать их с жизнью, возможно именно в процессе различных видов музыкальной деятельности. Обязательно использование за занятиях карточек, других музыкально - дидактических пособий, так как у детей преобладает наглядно - образное восприятие. Занятия делятся на индивидуальные, по подгруппам, фронтальные. По содержанию занятия могут быть типовые, доминантные, тематические и комплексные.

В дошкольных детских учреждениях наряду с перечисленными выше применяется также программа «Синтез», основанная на синтезе искусства. Это программа по слушанию музыки. Группа авторов программы основывала свою работу на том, что изначально, на ранних этапах развития искусство носило синкретичный характер и включало в себя зачатки искусства словесного и музыкального, ранние формы хореографии и пантомимы. Принцип синкретичности искусства авторы используют на музыкальных занятиях с детьми: синтез дает возможность соединения различных искусств в интересах их взаимообогащения, усиления образной выразительности. Авторы считают, что полноценное восприятие и осознание человеком произведений любого искусства возможны только при наличии элементарных знаний в области других видов искусств. И начинать нужно с детского возраста, поскольку для ребенка естественны синкретическая ориентация в мире и синкретический характер художественно - творческой деятельности. Наиболее плодотворным, по мнению авторов, является синтез музыки, живописи, литературы, дающий большие возможности для развития художественной культуры ребенка. Данная программа основана на взаимодействии нескольких принципов организации музыкальных занятий с детьми: специальный подбор музыкального репертуара, использование синтеза искусств, использование на занятиях по слушанию музыки других видов музыкальной деятельности детей как вспомогательных - пения, игры в оркестре, дирижирования. В музыкальный репертуар программы вошли произведения разных эпох и стилей, отвечающие двум ведущим принципам: высокой художественности и доступности. Для достижения доступности детям предпочтение отдается сказке - сказке в балете и сказке в опере. Музыкальные произведения программы объединены в тематические блоки и даны в них в порядке возрастающей сложности. Музыка подается на уровне ассоциативных связей, что будит творческую фантазию ребенка, стимулирует его образное мышление. В программе различают разные возрастные периоды развития ребенка и материал подается с нарастанием глубины и сложности. При работе с программой для более полного впечатления широко используются кассеты со студийными записями музыкальных произведений, набор слайдов, видеокассеты и диафильмы.

Если сравнивать все представленные программы по музыкальному воспитанию дошкольников, то две первые - во многом схожи между собой, но ест в них и отличия. В программе Ветлугиной главной задачей ставится овладение детьми действиями, навыками, умениями в области в области восприятия музыка (пения, движения, игре на музыкальных инструментах). Во второй программе главной задачей является формирование музыкальных предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, то есть элементов музыкально - эстетического сознания, а умения и навыки служат средством достижения этой цели. В программе Радыновой все виды детской музыкальной деятельности тесно взаимосвязаны, а у Ветлугиной они существуют несколько оторвано друг от друга (кроме игры на музыкальных инструментах). С этой точки зрения вторая программа более совершенна. Во второй программе форма занятий менее ограничена и педагог на свое усмотрение может провести тематическое или комплексное занятие, используя в них определенные виды деятельности детей. Программа «Синтез» значительно отличается от двух предыдущих и более продвинута в плане общеэстетического, духовного развития ребенка. Она значительно больше расширяет кругозор дошкольника, приобщает его к мировой культуре в целом, а не только к музыке, что немаловажно для становления полноценной личности. Основной акцент здесь делается на слушание музыки, а такие виды деятельности как пение, движение под музыку, игра на инструментах авторы рекомендуют использовать как вспомогательные. Эта программа отличается большой вариативностью занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по музыкальному воспитанию по ФГОС.

рабочая программа по музыкальному воспитанию по ФГОС. для тех кто работает по программе "Ладушки", использует "Топ-хлоп, малыши" и др.   Пояснительная записка  Рабочая учебная...

Музыкальное воспитание дошкольников в рамках ФГОС ДО.

С введением ФГОС дошкольного образования музыкальный руководитель ставит перед собой задачу: сделать музыку естественной и необходимой частью жизни детей, постоянно действующей волшебной силой, помога...

Презентация «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в рамках ФГОС ДО посредством игры на детском музыкальном инструменте свирель »

Материал может быть полезен музыкальным руководителям . родителям  . педагогам для расширения кругозора и знакомсва с этой темой....

Рабочая программа по реализации Образовательной программы дошкольного образования в рамках ФГОС.

Программа является составным компонентом Образовательной программы Учреждения, характеризует систему организации образовательной деятельности педагогов с детьми младшей группы, определяет содержание н...

Рабочая программа по реализации Образовательной программы дошкольного образования для детей ОРН 4-5 лет в рамках ФГОС ДО.

Программа разработана с учётом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования на основе использования образовательных программ дошкольного образования, обеспечивающих развитие де...

Программа здоровье сбережения в рамках ФГОС ДО «Здоровый дошкольник»

Формирование здорового подрастающего поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение состояния здор...