КОНСУЛЬТАЦИЯ: Игра как средство формирования коммуникативных умений и взаимоотношений у детей.
консультация (младшая, средняя группа)

Петренко Татьяна Юрьевна

КОНСУЛЬТАЦИЯ: Игра как средство формирования коммуникативных умений и взаимоотношений у детей.

           Работая в детском саду, многие воспитатели замечают, что у современных детей и в обществе в целом, есть проблема в общении, как и между детьми, так и между детьми и взрослыми.

Дети испытывают трудности:

  • В усвоении нравственных норм,
  • Не умеют договариваться, уступать,
  • Безразличны к проблемам сверстника,
  • Наблюдается конфликтность в общении детей.

Ребёнок посещая детский сад учиться социализироваться в обществе, учится общаться со сверстниками и взрослыми. В ДОУ  одним из способов воспитания, обучения является игра. Игра-это ведущий вид деятельности детей.

Попытку системного изучения игры первым предпринял в конце 19 века немецкий учёный К.Гросс считавший , что в игре происходит приспособление к будущим условиям борьбы за существование. В.Г.Плеханов обращал внимание, что игра даёт ориентировочную деятельность в поведении, а Д.В.Элькони определяет игру, как деятельность, в которой складывается и совершенствуется управление поведением.

Игра используется с древних времён для передачи опыта от старшего поколения младшему. Раньше были и большие семьи, в которых старшие дети играли с младшими, а сейчас ребёнок гуляет под чутким руководством мамы, она всегда рядом, защитит, скажет с кем играть, а с кем нет и только в школе и то к 3-4 классу, ребёнок становится самостоятельным и многие сталкиваются с проблемой отсутствия коммуникативных способностей.

Игра со сверстниками помогает

  • развить и проявить свои коммуникативные умения и навыки,
  • возможна и корректировка возникающих проблем и трудностей в общении.
  • выстроить систему взаимоотношений,
  • учит принимать самостоятельные решения, возможность проявить себя, как лидер,
  • помогает формированию самооценки.

В процессе игры возникает коммуникативное общение,  создаются условия для умения у детей точно выражать свои мысли и умение слушать.

Сюжетно-ролевая игра подразумевает вступление детей в контакт, в общение. Игра даёт возможность воспроизвести взрослый мир и примерить на себя их поведение. Дети учатся организовывать обстановку для игры (в младших группах с помощью воспитателя), подбирают предметы необходимые для конкретной игры, распределяют роли, используют опыт полученный в семье или при наблюдении за поведением взрослых, самостоятельно развивают игру, усложняя её. Воспитатель тоже может включиться в игру, но его действия должны носить незаметный, обучающих характер, на что-то обратить внимание, привлечь мало активных детей. Важно не заставлять, есть дети, которым нужно просмотреть, понять свою роль в конкретной игре. Воспитатель помогает развить и закрепить основные социальные навыки. Так сюжетно –ролевая игра помогает развить коммуникативные способности детей, действовать сообща, они учатся слушать друг друга, решать конфликтные ситуации.

Часто используются такие игры, как «Семья», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Детский сад»  и разные их вариации.  Дети, играя в «Продуктовый магазин» соблюдают правила поведения в общественных местах, может быть конфликт кто за кем стоит, но никто не закатывает «истерик», как мы можем иногда наблюдать в магазине. Это как раз проблема между общением мамы и ребёнка. Он знает, что это плохо, но он знает и поведение мамы в подобной ситуации.

 Игровые ситуации помогают оценить возможное поведение ребёнка, помочь сделать оценку, развить коммуникативное общение. Это может быть и проблемная ситуация, в которой нужно разобраться «Поведение за столом», или по демонстрационным карточкам «Коварный огонь», «Правила дорожного движения», «Хорошо, плохо». Ребёнок учится на других примерах и понимает, зачем нужны правила. Детей в игровой форме, можно научить делать комплименты, если у кого-то в группе День рождение, делать подарки, а не только получать самому.

Театрализованные игры помогают развитию общения у детей, умение договариваться, обсуждать свой выбор, примерить на себя роль не только положительного героя, но и отрицательного. У детей активизируется речь, они учатся связно рассказывать, интонацией передавать настроение , используют мимику, жесты.  Не все дети могут выступать перед зрителем. Ребёнок, выступая сначала с места, потом перед своими друзьями приобретает уверенность и потом меньше боится сцены, индивидуального ответа (так решается и проблема боятся ошибиться при ответах на уроке в школе)

Игры с правилами отличаются тем, что здесь уже нет ролей, но играть надо соблюдая правила и нормы. Дети учатся подчиняться общей командной игре. Общение идёт внутри команды, развивается сплочённость, ответственность. Дети общаются как равные, но если есть ведущий, то надо уметь определять, кто будет сейчас, и дети должны знать по какому принципу сегодня этот ребёнок будет «Акулой», а кто потом. Это или считалка или у кого-то день рождение и т.д.

В играх соревнованиях проявляются такие способности, как мотивация, умение достигать поставленной цели выиграть и что для этого надо сделать, развивать свои способности. Соревнуясь, кто оденется быстрее после сна мальчики или девочки, наблюдается не только желание выиграть, но и желание помочь тому у кого не получается (младшая группа), а тот кто не может одеться сам, понимает, что он не один, ему помогут, что надо и самому постараться. В таких играх нет победившего, все молодцы, все старались, кто-то сам справился, а кто-то другому помогал, но именно при соревновании можно развивать коммуникативные способности.

Самостоятельные игры раскрывают способность общаться в коллективе, договариваться, выбирать с кем будут играть, во что, как вместе развивать игру.  В младших группах чаще можно наблюдать индивидуальную игру, если что- то не получается ребёнок обращается к воспитателю и здесь задача научить его  обращаться за помощью, показать что он сам может справиться, если немного подумает, не будет спешить. Развивается самостоятельность, усердие, усидчивость, наблюдательность. Привлекаются и сверстники, которые не сами сделают, а помогут, расскажут, а потом они сами смогут играть вместе (собирать пазлы, играть в лото и строит гараж). Во время  таких игр наблюдается и вербальное и невербальное общение. Ребёнок, который не умеет общаться, отбирает игрушки, не умеет делиться, не интересен детям и чувствует себя отвергнутым. Задача воспитателя помочь, показать, как надо играть и вести себя в коллективе, с другими детьми, вызвать положительные эмоции при игре со сверстниками. Когда дети играют самостоятельно, можно найти общие интересы и организовать совместную игру, в которой дети вступят в контакт.

Игры-тренинги проводятся со всей группой детей. Способствуют созданию атмосферы доброжелательности, снятию напряжения, расслабления, на установление контакта, на сплочение группы, развивается  невербальная коммуникация, вызывают положительные эмоции, развивают внимание и носят развлекательный характер. Детям интересен процесс, а результат простой. Дети легко вовлекаются в игру. Сидя за столом можно предложить детям повторять движения за воспитателем. Руки на стол, под стол, поднять над головой, положить на колени, локтями поставить на стол, положить на колени. Просто, интересно. Можно предложить встать тем детям, у кого есть сестра, кто умеет кататься на коньках, кто любит  играть в пазлы и т.д. , а потом спросить что дети запомнили, про Диму?, по такому же принципу можно поиграть и про настроение, и про самочувствие, сделать подарок соседу (описать его),  посчитать сколько раз воспитатель хлопнул в ладоши.

Игра это незаменимое средство формирования коммуникативных умений и взаимоотношений у детей. Задача детского сада сформировать такие способности  как желание вступать в контакт, умение организовывать общение, сформировать знание норм и правил при общении.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ: Игра как средство формирования коммуникативных умений и взаимоотношений у детей.

           Работая в детском саду, многие воспитатели замечают, что у современных детей и в обществе в целом, есть проблема в общении, как и между детьми, так и между детьми и взрослыми.

Дети испытывают трудности:

  • В усвоении нравственных норм,
  • Не умеют договариваться, уступать,
  • Безразличны к проблемам сверстника,
  • Наблюдается конфликтность в общении детей.

Ребёнок посещая детский сад учиться социализироваться в обществе, учится общаться со сверстниками и взрослыми. В ДОУ  одним из способов воспитания, обучения является игра. Игра-это ведущий вид деятельности детей.

Попытку системного изучения игры первым предпринял в конце 19 века немецкий учёный К.Гросс считавший , что в игре происходит приспособление к будущим условиям борьбы за существование. В.Г.Плеханов обращал внимание, что игра даёт ориентировочную деятельность в поведении, а Д.В.Элькони определяет игру, как деятельность, в которой складывается и совершенствуется управление поведением.

Игра используется с древних времён для передачи опыта от старшего поколения младшему. Раньше были и большие семьи, в которых старшие дети играли с младшими, а сейчас ребёнок гуляет под чутким руководством мамы, она всегда рядом, защитит, скажет с кем играть, а с кем нет и только в школе и то к 3-4 классу, ребёнок становится самостоятельным и многие сталкиваются с проблемой отсутствия коммуникативных способностей.

Игра со сверстниками помогает

  • развить и проявить свои коммуникативные умения и навыки,
  • возможна и корректировка возникающих проблем и трудностей в общении.
  • выстроить систему взаимоотношений,
  • учит принимать самостоятельные решения, возможность проявить себя, как лидер,
  • помогает формированию самооценки.

В процессе игры возникает коммуникативное общение,  создаются условия для умения у детей точно выражать свои мысли и умение слушать.

Сюжетно-ролевая игра подразумевает вступление детей в контакт, в общение. Игра даёт возможность воспроизвести взрослый мир и примерить на себя их поведение. Дети учатся организовывать обстановку для игры (в младших группах с помощью воспитателя), подбирают предметы необходимые для конкретной игры, распределяют роли, используют опыт полученный в семье или при наблюдении за поведением взрослых, самостоятельно развивают игру, усложняя её. Воспитатель тоже может включиться в игру, но его действия должны носить незаметный, обучающих характер, на что-то обратить внимание, привлечь мало активных детей. Важно не заставлять, есть дети, которым нужно просмотреть, понять свою роль в конкретной игре. Воспитатель помогает развить и закрепить основные социальные навыки. Так сюжетно –ролевая игра помогает развить коммуникативные способности детей, действовать сообща, они учатся слушать друг друга, решать конфликтные ситуации.

Часто используются такие игры, как «Семья», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Детский сад»  и разные их вариации.  Дети, играя в «Продуктовый магазин» соблюдают правила поведения в общественных местах, может быть конфликт кто за кем стоит, но никто не закатывает «истерик», как мы можем иногда наблюдать в магазине. Это как раз проблема между общением мамы и ребёнка. Он знает, что это плохо, но он знает и поведение мамы в подобной ситуации.

 Игровые ситуации помогают оценить возможное поведение ребёнка, помочь сделать оценку, развить коммуникативное общение. Это может быть и проблемная ситуация, в которой нужно разобраться «Поведение за столом», или по демонстрационным карточкам «Коварный огонь», «Правила дорожного движения», «Хорошо, плохо». Ребёнок учится на других примерах и понимает, зачем нужны правила. Детей в игровой форме, можно научить делать комплименты, если у кого-то в группе День рождение, делать подарки, а не только получать самому.

Театрализованные игры помогают развитию общения у детей, умение договариваться, обсуждать свой выбор, примерить на себя роль не только положительного героя, но и отрицательного. У детей активизируется речь, они учатся связно рассказывать, интонацией передавать настроение , используют мимику, жесты.  Не все дети могут выступать перед зрителем. Ребёнок, выступая сначала с места, потом перед своими друзьями приобретает уверенность и потом меньше боится сцены, индивидуального ответа (так решается и проблема боятся ошибиться при ответах на уроке в школе)

Игры с правилами отличаются тем, что здесь уже нет ролей, но играть надо соблюдая правила и нормы. Дети учатся подчиняться общей командной игре. Общение идёт внутри команды, развивается сплочённость, ответственность. Дети общаются как равные, но если есть ведущий, то надо уметь определять, кто будет сейчас, и дети должны знать по какому принципу сегодня этот ребёнок будет «Акулой», а кто потом. Это или считалка или у кого-то день рождение и т.д.

В играх соревнованиях проявляются такие способности, как мотивация, умение достигать поставленной цели выиграть и что для этого надо сделать, развивать свои способности. Соревнуясь, кто оденется быстрее после сна мальчики или девочки, наблюдается не только желание выиграть, но и желание помочь тому у кого не получается (младшая группа), а тот кто не может одеться сам, понимает, что он не один, ему помогут, что надо и самому постараться. В таких играх нет победившего, все молодцы, все старались, кто-то сам справился, а кто-то другому помогал, но именно при соревновании можно развивать коммуникативные способности.

Самостоятельные игры раскрывают способность общаться в коллективе, договариваться, выбирать с кем будут играть, во что, как вместе развивать игру.  В младших группах чаще можно наблюдать индивидуальную игру, если что- то не получается ребёнок обращается к воспитателю и здесь задача научить его  обращаться за помощью, показать что он сам может справиться, если немного подумает, не будет спешить. Развивается самостоятельность, усердие, усидчивость, наблюдательность. Привлекаются и сверстники, которые не сами сделают, а помогут, расскажут, а потом они сами смогут играть вместе (собирать пазлы, играть в лото и строит гараж). Во время  таких игр наблюдается и вербальное и невербальное общение. Ребёнок, который не умеет общаться, отбирает игрушки, не умеет делиться, не интересен детям и чувствует себя отвергнутым. Задача воспитателя помочь, показать, как надо играть и вести себя в коллективе, с другими детьми, вызвать положительные эмоции при игре со сверстниками. Когда дети играют самостоятельно, можно найти общие интересы и организовать совместную игру, в которой дети вступят в контакт.

Игры-тренинги проводятся со всей группой детей. Способствуют созданию атмосферы доброжелательности, снятию напряжения, расслабления, на установление контакта, на сплочение группы, развивается  невербальная коммуникация, вызывают положительные эмоции, развивают внимание и носят развлекательный характер. Детям интересен процесс, а результат простой. Дети легко вовлекаются в игру. Сидя за столом можно предложить детям повторять движения за воспитателем. Руки на стол, под стол, поднять над головой, положить на колени, локтями поставить на стол, положить на колени. Просто, интересно. Можно предложить встать тем детям, у кого есть сестра, кто умеет кататься на коньках, кто любит  играть в пазлы и т.д. , а потом спросить что дети запомнили, про Диму?, по такому же принципу можно поиграть и про настроение, и про самочувствие, сделать подарок соседу (описать его),  посчитать сколько раз воспитатель хлопнул в ладоши.

Игра это незаменимое средство формирования коммуникативных умений и взаимоотношений у детей. Задача детского сада сформировать такие способности  как желание вступать в контакт, умение организовывать общение, сформировать знание норм и правил при общении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему :«Игра - как средство формирования коммуникативных умений и взаимоотношений у детей дошкольного возраста».

«Игра - как средство формирования коммуникативных умений и взаимоотношений у детей дошкольного возраста»....

Консультация для воспитателей "Игра, как средство формирования коммуникативных умений и взаимоотношений у детей"

Консультация посвящена вопросу использования игр для развития реальных отношений: как товарищей, партнеров.Эти качества необходимы для становления личности адаптированной к обучению в школе....

Консультация для родителей "Игра, как средство формирования коммуникативных умений и взаимоотношений у детей".

Консультация для роди телей.Игра, как средство формирования коммуникативных умений и взаимоотношений у детей....

Консультация для родителей на тему «Игра, как средство формирования коммуникативных умений и взаимоотношений у детей»

Ни для кого не секрет, что телевизор и компьютер, компьютерные игры стали заменять и детям, и взрослым общение и игровую деятельность. В настоящее время коммуникативное развитие дошкольников вызывает ...

Консультация для родителей на тему: «Игра - как средство формирования коммуникативных умений и взаимоотношений у детей дошкольного возраста».

laquo; Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огон...