Консультация для педагогов раннего возраста
консультация
В раннем возрасте большое значение имеет сенсорное развитие детей и знакомство детей с сенсорными эталонами. Одним из помощников педагога в это время становится дидактическая игра. Какая игра будет дидактической? Чем отличается упражнение от игры? Как правильно организовать игру? На эти вопросы постаралась ответить в консультации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_did_igry_v_ran_vozr.docx | 21.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов раннего возраста.
подготовила
старший воспитатель
Пискунова Л.С
МБДОУ № 44, Ангарск
Добрый день. Предлагаю вам ответить на несколько вопросов.
Какой ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте? (игра).
Для раннего возраста какой вид игры характерен? (ответы педагогов).
Все верно, ведущей деятельностью в раннем и дошкольном возрасте является игра. Для раннего возраста характерны игры с предметами. Через действия с предметами ребенок познает их свойства, назначение, знакомится с их названием. Происходит обогащение сенсорного опыта ребенка (тактильные ощущения, цвет, форма, величина).
Для обобщения сенсорного опыта детей используют дидактические игры. Многие из них связаны с обследованием предмета, с различением признаков или нахождением общего признака, требуют словесного обозначения этих признаков («Чудесный мешочек», «Чем похожи», игры на группировку).
В играх на группировку ребенок учится группировать предметы сначала по одному признаку (цвет, форма, величина). Например, в красную корзинку положим красные фигуры, в синюю – синие фигуры.
В процессе таких игр дети сравнивают предметы, учатся находить схожие или различные признаки. В результате появляется возможность подвести детей к обобщениям на основе выделения существенных признаков. Таким образом, дети подводятся к овладению сенсорными эталонами.
Дидактическая игра - это одно из средств обучения детей дошкольного возраста. Это специально созданная игра, которая выполняет определенную обучающую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми правилами. Она дает возможность осуществлять задачи воспитания и обучения через доступную и привлекательную для детей форму деятельности.
Основные особенности дидактических игр:
1.Дидактические игры - это обучающие игры. Они создаются взрослыми с целью воспитания и обучения детей.
2.Для детей, принимающих участие в игре, воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.
3.Познавательное содержание дидактической игры обусловлено программным содержанием и всегда сочетается с игровой формой
4.Дидактические игры имеют своеобразную структуру.
Большинство исследователей педагогов и психологов выделяют в дидактической игре следующие структурные компоненты:
Структура – дидактическая задача, игровые правила, игровые действия
Дидактическая задача - это то, что должны дети в игре усвоить, закрепить, какие умственные операции должны развиваться. Воспитатель четко должен знать и понимать дидактическую задачу.
Пример, в игре «Магазин», дети должны закрепить знание овощей. Задача будет звучать, закрепить у детей название овощей и умение выбирать названный овощ из группы предметов.
Игровые правила.
Основная цель игровых правил – организовать действия, поведение детей. Правила могут запрещать, разрешать, определять конкретные действия, делать игру занимательной. Соблюдение правил требует от детей определенных усилий воли, в самоорганизации. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получают радость, положительные эмоции от выполнения задания.
Пример, помощь персонажу, открытие нового «сокровища» (осваивание новой игры, новых действий), создание продукта (постройка, картинка, украшение чего-либо, бусы, букет и т.д).
Игровые действия.
Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями.
Пример, «Заплатки» - выполнение поставленной цели возможно только при подборе заплатки определенного цвета или формы.
Так же в структуру дидактической игры входит Содержание игры, окончание игры и подведение итогов.
Любая игра может стать дидактической, если в ней есть все три компонента: дидактическая задача, правила, игровые действия.
Методика организации дидактической игры.
Организация дидактической игры проходит в трех направлениях:
1 Подготовка к проведению:
- Отбор игры в соответствии с поставленной задачей
- определение места и времени проведения
- определение количества играющих
- подготовка необходимого материала и оборудования
- подготовка к игре самого воспитателя (ход игры, роль при проведении, методы руководства)
- подготовка детей к игре (обогащение знаниями и представлениями, необходимыми для игры)
2 Проведение игры
- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, уточнение знаний у детей
- объяснение хода и правил игры. Воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами
- показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей выполнять действия
- участие воспитателя в игре совместно с детьми. Педагог направляет действия играющих. Степень участия в игре педагога определяется возрастом детей, сложностью дидактической задачи, игровых правил.
- подведение итогов. Это важный момент, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, будет ли она использоваться детьми в самостоятельной деятельности. При подведении итогов воспитатель спрашивает понравилась ли игра.
3 Анализ проведенной игры.
Какие приемы были эффективными, а какие нет. Что не сработало, почему. Учет индивидуальных особенностей детей. Анализируя свою деятельность при подготовке к игре и процесс ее проведения, воспитатель совершенствует свою деятельность. Анализ позволяет избегать ошибок в своей работе в будующем.
Прежде чем начать игру необходимо вызвать интерес, желание играть. Для этого используются разнообразные приемы: сюрпризы, загадки, завлекалочки. Воспитатель в течение всей игры поддерживает мотивацию и игровое настроение.
Большое значение имеет темп игры. Вначале, когда дети знакомятся с игрой темп медленный, потом дети «Разыгрываются», к концу игры эмоциональный настрой может снизиться и темп игры замедляется.
При объяснении правил игры воспитатель говорит короткими ясными фразами. (Пример, красные предметы кладем на красную тарелку, желтые кладем на желтую).
При проведении игры в раннем возрасте правила игры объясняются в процессе показа игровых действий.
Пример, игра «Собери пирамидку». У каждого ребенка в руках пирамидка. Воспитатель предлагает снять кольца со стержня и положить их на стол. Затем предлагает «Сейчас соберем пирамидку, вот такую (показывает). Чтобы получилась пирамидка, надо сначала найти самое большое кольцо и надеть его на палочку (выполняет вместе с детьми). Теперь опять ищем самое большое кольцо и тоже наденем на палочку. Дети ищут и надевают кольцо. Игра повторяется до тех пор, пока не ее участники не усвоят основное правило КАЖДЫЙ РАЗ НАДО НАХОДИТЬ И НАДЕВАТЬ САМОЕ БОЛЬШОЕ из оставшихся КОЛЬЦО.
Большое значение нужно предъявлять к жестам и мимике. Маленький ребенок чутко реагирует на жесты, мимику, эмоции. При объяснениях правил игры воспитателю необходимо обращать взгляд то на одного, то на другого ребенка, чтобы создать у детей ощущение что именно ему рассказывают.
Речь педагога должна быть эмоциональной, четкой.
При подведении итогов в этом возрасте отмечают только положительные моменты: дружно играли, все получилось.
Дидактические игры могут быть:
- с предметами
- словесные
- настольно-печатными
- ИКТ игры (с тригеррами)
Игры, развивающие сенсорное восприятие, очень нужны малышу раннего возраста. Они привносят в жизнь ребенка, радость, интерес, уверенность в себе и своих возможностях (при успешном выполнении игровых действий). Игра помогает закрепить учебный материал в интересной форме и облегчает процесс усвоения знаний.
В раннем возрасте наглядно-действенный метод является ведущим. Поэтому организую игры с детьми, следует учитывать особенность: чем больше анализаторов (зрительный, слуховой, обонятельный, тактильный, слуховой) участвуют в восприятии , чем активнее действует ребенок, тем глубже впечатление и прочнее запоминание, следовательно, выше качественный аспект сенсорного воспитания.
Дидактическая игра – это сложное и многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение знаний, но и развиваются психические процессы, эмоционально-волевая сфера, способности и умения.
Дидактическая игра – является ценным средством воспитания сенсорной активности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Ранний возраст: развитие процессуальной игры»
Игра для ребенка — это особый вид деятельности, в основе которого лежит осознание мира человеческих предметов и отношений....
Консультация для педагогов раннего возраста "Детский аутизм"
В консультации описывается как распознать в ребенке симптомы аутизма...
Консультация для педагогов раннего возраста Тема: "Обеспечение психологически безопасной образовательной среды в ДОУ".
Психологическая безопасность — это состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в лич...
Консультация для педагогов раннего возраста "Планирование и методика проведения занятий по сенсорному развитию в первой младшей группе детского сада"
Сочетание сенсорных и моторных задач является одним из главных условий умственного воспитания, осуществляющегося в процессе предметной деятельности....
Консультация для педагогов раннего возраста и родителей детей до 2,5 лет "Стимуляция речи от 1 года до 2-х, 2,5 лет"
Как помочь заговорить малышу?...
Консультация для педагогов раннего возраста
laquo;Психолого – педагогические условия развития, воспитания и обучения детей раннего возраста»....
Консультация для педагогов раннего возраста Тема:"Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста"
Игра – один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различ...