Роль фольклора в формировании личности ребенка
статья
статья для воспитателей, музыкальных руководителей детских садов, родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_folklora_v_formirovanii_lichnosti_rebenka.docx | 17.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль фольклора в формировании личности ребенка
Кузнецова Наталья Юрьевна,
музыкальный руководитель ГБДОУ №41
адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Фольклор — это устное словесное и музыкальное народное творчество,
искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах.
Фольклорные произведения существуют сотни и тысячи лет в устной форме.
В более широком смысле кроме словесных жанров, сюда включают всё народное творчество, проявления духовной (а иногда и материальной) культуры народа — язык, верования, обряды, ремёсла.
Народная мудрость научила людей правильно подходить к формированию личности. С рождения ребенок слышал колыбельные, успокаивающие ребенка, пестушки, потешки, попевки. Для каждого режимного момента существуют свои приговорки, потешки.
При расчесывании волос:
Расти коса до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят,
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся,
Маму, дочка, слушайся.
При умывании или купании:
Гуси-лебеди летели,
В чисто поле залетели,
В поле баньку отыскали,
Лебеденка искупали.
При обучении шитью:
Иголка, иголка,
Ты остра и колка,
Не коли мне пальчик,
Шей сарафанчик!
При пробуждении:
Потягунюшки-порастунюшки,
Поперек - толстунюшки,
В ручки - хватунюшки,
В ножки - ходунюшки,
В роток - говорок,
А в головку - разумок.
А как полезны потешки при поглаживании младенца, ведь это не просто массаж, это установка на будущее, формирование человека, его нравственных норм:
Сорока-ворона
Кашку варила,
Кашку варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
И этому дала,
А этому не дала,
Ты дров не носил,
Ты каши не варил,
Нету тебе ничего!
Фольклор способствует также эмоциональному общению. Непосредственные касания, поглаживания, массаж благоприятно влияют на физическое здоровье детей. А поэтический текст настраивает слух ребенка для восприятия акустических волн, способствует развитию ритмического, тембрового, звуковысотного слуха.
Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Благодаря этому, еще задолго до ознакомления со сказками, былинами и другим крупными жанрами русского фольклора на материале детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков — русской народной культуры.
Фольклор вызывает у детей положительные эмоции, укрепляет жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и что плохо, что красиво и что некрасиво, учит добру.
Фольклор дает детям самые главные и простые понятия о жизни, обществе, взаимодействии друг с другом. Он отражает его взаимоотношения с природой, жизнь в коллективе, познании себя, в обществе, своего места в нем.
Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, к труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях.
Произведения фольклора дают богатейшие возможности для умственного развития, и в особенности для эстетического воспитания детей.
Фольклор составляют также загадки, пословицы, песни, игры. Благодаря знакомству с различными видами русского народно-песенного творчества дети более глубоко проникают в образный мир произведений русских композиторов. Нравственный смысл, мотивы и идеи, заложенные в русской народной песне, обладают огромной воспитательной силой.
Дети, подрастая, участвуют в коллективных играх, а потом и сами придумывают новые считалки, загадки, игры.
Фольклорные произведения дают богатейшую основу для закладки личности ребенка, обогащают его эмоциональную, психическую, нравственную сферу, делая его внутренний мир интересным для него самого и для других людей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования "Фольклор в формировании личности ребенка"
Программа направлена на формирование личности ребенка в процессе разучивания малых форм фольклора, знакомства со сказками (их проигрывание, пояснение и иллюстрации незнакомых слов), песенками, о...
Дидактическая роль фольклора в формировании личности дошкольника. Классификация и терминология детского музыкального фольклора.
Познакомить родителей с с русским народным фольклором, приобщить родителей к русскому народному фольклору, дать представление о терминологии детского музыкального фольклора....
Консультации для родителей: "Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста"; "Роль семьи в формировании личности ребенка"; "Семья глазами ребёнка
Что значит семья в жизни ребёнка?Семья – единый организм....
Дидактическая роль фольклора в формировании личности ребенка.
Дидактическая роль фольклора в формировании личности ребенка....
Дидактическая роль фольклора в формировании личности дошкольника
Информация для оформления стендов "Дидактическая роль фолклора в формировании личности ребенка дошкольника"...
Консультация "Дидактическая роль фольклора в формировании личности дошкольника".
Информация для оформления стендов...
Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. Роль родителя в формировании личности ребенка, особенности взаимодействия с ребенком в данном возрасте.
План: 1. Новообразования дошкольного возраста. 2. Ведущая деятельность. 3. Когнитивное развитие дошкольного возраста. 4. Личностная и эмоциональная сфера. 5. Кризис 7 лет. Новообразования...