Роль фольклора в формировании личности ребенка
статья

Кузнецова Наталья Юрьевна

статья для воспитателей, музыкальных руководителей детских садов, родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_folklora_v_formirovanii_lichnosti_rebenka.docx17.36 КБ

Предварительный просмотр:

Роль фольклора в формировании личности ребенка

Кузнецова Наталья Юрьевна,

музыкальный руководитель ГБДОУ №41

адмиралтейского района Санкт-Петербурга

 Фольклор — это устное словесное и музыкальное народное творчество,

искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах.

Фольклорные произведения существуют сотни и тысячи лет в устной форме.

 В более широком смысле кроме словесных жанров, сюда включают всё народное творчество, проявления духовной (а иногда и материальной) культуры народа — язык, верования, обряды, ремёсла.

 Народная мудрость научила людей правильно подходить к формированию личности. С рождения ребенок слышал колыбельные, успокаивающие ребенка, пестушки, потешки, попевки. Для каждого режимного момента существуют свои приговорки, потешки.

При расчесывании волос:

Расти коса до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косонька, до пят,

Все волосоньки в ряд.

Расти, коса, не путайся,

Маму, дочка, слушайся.

При умывании или купании:

Гуси-лебеди летели,

В чисто поле залетели,

В поле баньку отыскали,

Лебеденка искупали.

При обучении шитью:

Иголка, иголка,

Ты остра и колка,

Не коли мне пальчик,

Шей сарафанчик!

При пробуждении:

Потягунюшки-порастунюшки,

Поперек - толстунюшки,

В ручки - хватунюшки,

В ножки - ходунюшки,

В роток - говорок,

А в головку - разумок.

А как полезны потешки при поглаживании младенца, ведь это не просто массаж, это установка на будущее, формирование человека, его нравственных норм:

Сорока-ворона

Кашку варила,

Кашку варила,

Деток кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

И этому дала,

А этому не дала,

Ты дров не носил,

Ты каши не варил,

Нету тебе ничего!

 Фольклор способствует также эмоциональному общению. Непосредственные касания, поглаживания, массаж благоприятно влияют на физическое здоровье детей. А поэтический текст настраивает слух ребенка для восприятия акустических волн, способствует развитию ритмического, тембрового, звуковысотного слуха.

 Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Благодаря этому, еще задолго до ознакомления со сказками, былинами и другим крупными жанрами русского фольклора на материале детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков — русской народной культуры.

 Фольклор вызывает у детей положительные эмоции, укрепляет жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и что плохо, что красиво и что некрасиво, учит добру.

 Фольклор дает детям самые главные и простые понятия о жизни, обществе, взаимодействии друг с другом. Он отражает его взаимоотношения с природой, жизнь в коллективе, познании себя, в обществе, своего места в нем.

 Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, к труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях.

Произведения фольклора дают богатейшие возможности для умственного развития, и в особенности для эстетического воспитания детей.

 Фольклор составляют также загадки, пословицы, песни, игры. Благодаря знакомству с различными видами русского народно-песенного творчества дети более глубоко проникают в образный мир произведений русских композиторов. Нравственный смысл, мотивы и идеи, заложенные в русской народной песне, обладают огромной воспитательной силой.

 Дети, подрастая, участвуют в коллективных играх, а потом и сами придумывают новые считалки, загадки, игры.

 Фольклорные произведения дают богатейшую основу для закладки личности ребенка, обогащают его эмоциональную, психическую, нравственную сферу, делая его внутренний мир интересным для него самого и для других людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Фольклор в формировании личности ребенка"

Программа направлена на формирование личности ребенка в процессе разучивания малых форм фольклора, знакомства со сказками (их проигрывание, пояснение и иллюстрации незнакомых слов), песенками, о...

Дидактическая роль фольклора в формировании личности дошкольника. Классификация и терминология детского музыкального фольклора.

Познакомить родителей с  с русским народным фольклором, приобщить родителей к русскому народному фольклору, дать представление о терминологии детского музыкального фольклора....

Дидактическая роль фольклора в формировании личности ребенка.

Дидактическая роль фольклора в формировании личности ребенка....

Дидактическая роль фольклора в формировании личности дошкольника

Информация для оформления стендов "Дидактическая роль фолклора в формировании личности ребенка дошкольника"...

Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. Роль родителя в формировании личности ребенка, особенности взаимодействия с ребенком в данном возрасте.

План: 1. Новообразования дошкольного возраста. 2. Ведущая деятельность. 3. Когнитивное развитие дошкольного возраста. 4. Личностная и эмоциональная сфера. 5. Кризис 7 лет. Новообразования...