Картотека инновационных технологий
консультация

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_innovatsionnye_tehnologii_deyatelnost_v_dou.docx26.44 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека здоровьесберегающих технологий

Существует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих технологий, которые должны находиться в картотеке воспитателя детского сада.

Физкультминутки

Одним из наиболее простых и распространенных видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ являются физкультурные минутки. Их еще называют динамичными паузами. Это кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности,  во время которых дети выполняют несложные физические упражнения.

Цель таких физкультминуток заключается в:

  • смене вида деятельности;
  • предупреждении утомляемости;
  • снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения;
  • активизации кровообращения;
  • активизации мышления;
  • повышении интереса детей к ходу занятия;
  • создании положительного эмоционального фона.  

Проведение динамичных пауз имеет некоторые особенности. Они предназначены для выполнения в условиях ограниченного пространства (возле парты или стола, в центре комнаты и т.п.). Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным текстом или же выполняются под музыку.

Длятся такие динамичные паузы 1-2 минуты. К выполнению физкультминуток привлекаются все дети. Для этого не требуется спортивная форма или инвентарь. Время для проведения выбирается произвольно в зависимости от степени утомляемости ребят. Физкультминутка может включать отдельные элементы других здоровьесберегающих технологий.

Дыхательная гимнастика

Изучение опыта работы многих воспитателей дошкольных учреждений показывает, что к самым популярным видам здоровьесберегающих технологий в ДОУ относится дыхательная гимнастика. Она представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.

Использование дыхательной гимнастики помогает:

  • улучшить работу внутренних органов;
  • активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом;
  • тренировать дыхательный аппарата;
  • осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;
  • повысить защитные механизмы организма;
  • восстановить душевное равновесие, успокоиться;
  • развивать речевое дыхание.

На занятиях по дыхательной гимнастике нужно соблюдать следующие правила. Проводить ее рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до приема пищи. Такие занятия должны быть ежедневными и длиться 3-6 минут. Для выполнения дыхательной гимнастики не требуется особая форма одежды, однако надо проследить, чтобы она не стесняла движения ребенка.

В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру производимых вдохов и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими), а выдыхать через рот (выдох долгий). Также дыхательная гимнастика включает упражнения на задержку дыхания. Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания не напрягались мышцы тела, не двигались плечи.

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого такая гимнастика способствует развитию:

  • осязательных ощущений;
  • координации движений пальцев и рук;
  • творческих способностей дошкольников.

Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами. Используются такие виды упражнений:

  • массаж;
  • действия с предметами или материалами;
  • пальчиковые игры.

Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме этого необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.

Гимнастика для глаз

Также к здоровьесберегающим технологиям в ДОУ относится гимнастика для глаз. Она подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика для глаз необходима для:

  • снятия напряжения;
  • предупреждения утомления;
  • тренировки глазных мышц;
  • укрепления глазного аппарата.

Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии (кроме случаев, где предусмотрены наклоны головы). Все упражнения нужно делать стоя.

Обычно образец выполнения каждого действия показывает воспитатель, а дети повторяют за ним. Часто такая гимнастика имеет стихотворное сопровождение. Она может включать упражнения с предметами, специальными таблицами или ИКТ.

Психогимнастика  

Психогимнастика относится к инновационным здоровьесберегающим технологиям, которые используются в детском саду для развития эмоциональной сферы ребенка, укрепления его психического здоровья. Цель психогимнастики заключается в следующем:

  • проведение психофизической разрядки;
  • развитие познавательных психических процессов;
  • нормализация состояния у детей с неврозами или нервно-психическими расстройствами;
  • коррекция отклонений в поведении или характере.

Психогиснастика представляет собой курс из 20 специальных занятий, которые проводятся в игровой форме. Они организовываются два раза в неделю и длятся от 25 до 90 минут. Каждое занятие состоит из четырех этапов, которые предполагают разыгрывание:

  • этюдов с использованием мимики и пантомимы;
  • этюдов на изображение эмоций или качеств характера;
  • этюдов с психотерапевтической направленностью.

Оканчивается занятие психомышечной тренировкой. В ходе занятия проводится «минутка шалости», когда дети могут выполнять любые действия, которые им захочется.

Ритмопластика

Ритмопластика это инновационный метод работы с детьми, который основан на выполнении ими под музыку специальных пластичных движений, имеющих оздоровительный характер. Цель ритмопластики:

  • восполнение «двигательного дефицита»;
  • развитие двигательной сферы детей;
  • укрепление мышечного корсета;
  • совершенствование познавательных процессов;
  • формирование эстетических понятий.

Ритмопластика организовывается в форме специальных музыкальных занятий. Физические упражнения должны выполняться в медленном темпе с широкой амплитудой. Эти занятия нужно проводить дважды в неделю по 30 минут каждое. Рекомендуется заниматься ритмопластикой не раньше, чем через полчаса после приема пищи.

Игротерапия

В ФГОС указывается, что у дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Поэтому обязательным видом здоровьесберегающих технологий в ДОУ должна являться игротерапия. Эта технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность:

  • проявить эмоции, переживания, фантазию;
  • самовыразиться;
  • снять психоэмоциональное напряжение;
  • избавиться от страхов;
  • стать увереннее в себе.

Игротерапия считается отличным средством для борьбы с детскими неврозами.

Ароматерапия

Ароматерапия предполагает использование в комнате, где находятся дети специальных предметов с эфирными маслами. Ее можно назвать пассивной методикой воздействия на здоровье дошкольников, поскольку сами дети никаких действий не должны выполнять. Они могут заниматься любым видом деятельности и одновременно с этим вдыхать ароматические пары. Таким образом происходит:

  • улучшение самочувствия и настроения детей;
  • профилактика простудных заболеваний;
  • решение проблем со сном.

Эфирные масла можно наносить на фигурки из глины или необработанного дерева (доза ароматического вещества должна быть минимальна). Также рекомендуется изготовить с родителями специальные ароматические подушки, наполнив их высушенными травами, или индивидуальные аромамедальоны.

Помимо описанных здоровьесберегающих технологий в ДОУ можно использовать и другие их виды:

  • фитотерапию;
  • цветотерапию;
  • музыкотерапию;
  • витаминотерапию;
  • физиотерапию;
  • гелиотерапию;
  • песочную терапию.

Суть таких технологий понятна исходя из их названий. Конечная цель использования здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС — сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса. Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью. 

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

- Динамические паузы.

- Подвижные и спортивные игры.

- Пальчиковая гимнастика.

- Гимнастика для глаз.

- Дыхательная гимнастика.

- Бодрящая гимнастика.

- Артикуляционная гимнастика.

- Беседы по валеологии.

- Закаливание К-Г.Н.

- Оздоровительная физкультура.

- Ритмопластика.

Здоровьесберегающее образование технологии в нашей группе – это технология воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей.

Цель этих технологий – становление осознанного отношения ребёнка к ЗОЖ человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения беречь, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи ЗОЖ и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи. Иными словами, нам важно достичь такого результата, чтобы наши дети, не только имели высокий потенциал здоровья, но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.

Технологии обучения ЗОЖ:

  • - Утренняя гимнастика.
  • - Физкультурные занятия.
  • - Активный отдых (физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг).

Использование оздоровительной работы в детском саду

Использование вариативных режимов дня:

- типовой,

- щадящий,

- гибкий,

- подгрупповой.

Психолого-педагогическое сопровождение развития:

- Создание комфортных условий пребывания детей.

- Создание психологического комфорта в группах.

- Обеспечение педагогами и специалистами ГБДОУ положительно – эмоциональной мотивации педагогического процесса, проведение режимных моментов, индивидуальной работы и всех видов детской деятельности.

- Личностно – ориентированный стиль взаимодействия педагога с детьми.

- Психолого – медико – педагогическая поддержка ребёнка в адаптационный период.

Организация двигательной активности воспитанников:

- Регламентированная деятельность: утренняя гимнастика, физкультурный досуг, бодрящая гимнастика.

- Частично регламентированная деятельность:

  • Утренняя гимнастика.
  • Бодрящая гимнастика.
  • Динамические переменки.
  • Музыкально – ритмические движения под музыку.
  • Спортивные и подвижные игры.
  • Спортивные праздники и досуги.
  • Дни здоровья.
  • Ритмопластика.

Негламентированная деятельность.

- Самостоятельная двигательная активность воспитанников: двигательная деятельность в помещении и на улице.

- Дополнительные формы активного отдыха: вечера спортивных досугов и развлечений.

Воспитание у дошкольников потребности в ЗОЖ по следующим направлениям:

- Формирование К-Г.Н.

- Формирование представлений о деятельности человеческого организма.

- Знакомство с правилами безопасного поведения, пожарной безопасности.

- Формирование навыков бережного отношения к своему здоровью.

Оздоровительная и лечебно-профилактическая работа:

Мероприятия комплексного плана лечебно-профилактической работы.

Осуществляется мед. работниками, некоторые процедуры проводятся воспитателями.

Лечебно-профилактическая работа строится в нашем детском учреждении на основе анализа заболеваемости в предыдущие годы, диагностических данных состояния здоровья, уровня их физического развитии.

При проведении диагностических данных отмечается три периода повышения заболеваемости: осеннее и весеннее межсезонье и грипп зимой. На основе анализа заболеваемости за несколько лет позволяет определить приблизительное начало опасного периода и своевременно подготовить организм ребёнка к наступлению неблагоприятного сезона. Организм ребёнка не способен быстро приспособиться к внезапно меняющимся условиям, и поэтому дети часто болеют в этот период. Это одно из объективных причин, т.к многолетний опыт убедил нас, что несмотря на все принимаемые меры, заболеваемость на эти периоды выше. Диагностические данные помогают нам увидеть степень эффективности предпринимаемых профилактических мер.

Оздоровительная и лечебно-профилактическое сопровождение:

- Кварцевание помещений.

- Режим теплового комфорта.

- Режим проветривания во время дневного сна.

- Воздушные ванны.

- Умывание холодной водой.

- Солнечные и воздушные ванны.

- Босохождение по массажным дорожкам.

- Чеснокотерапия.

- Витаминно–профилактические мероприятия.

Организация питания:

- Сбалансированное питание воспитанников в соответствии с действующими нормами.

- Организация индивидуального питания воспитанников на основании медицинских показаний.

Диагностика физического развития.

Проводится в конце года всеми службами детского учреждения. Оцениваются и сопоставляются с данными начало года заболеваемость, группа здоровья, уровень продвижения нервно – психического развития, воспитание полезных привычек, приобретение двигательных навыков, уровень физического развития и физических качеств. На каждого вновь поступающего ребёнка заводится карта здоровья, её ведение не затрудняет работу воспитателя, т.к. исходные данные определяются мед. работником, врачом, родителями. Воспитатели подводят итог в конце года.

Работа с родителями. Работа с родителями строится на принципах преемственности семьи и детского учреждения, а также на основе родительского договора. Ежеквартально персонал группы и мед.работники отчитываются о проделанной работе, указывают на трудности, корректируют планы дальнейшей работы. Работа планируется в целом на год с разбивкой по кварталам и конкретизацией по месяцам.

Вывод.

Проблемы социальной адаптации ребёнка – дошкольника к современным условиям жизни.

По окончании детского дошкольного учреждения ребёнок вступает в значительно более широкий мир и должен быть своевременно к нему подготовлен. Решение проблем адаптации ребёнка к условиям современной жизни – одна из специальных задач детского дошкольного учреждения. Она решается одновременно в нескольких направлениях:

- Умение решать несложные бытовые проблемы и ориентироваться в окружающей обстановке.

- Умение разбираться в человеческих взаимоотношениях.

- Умение обратится за помощью.

- Умение показать, проявить себя в различных ситуациях.

- Знание своих прав, и обязанностей по взрослому и обществу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на инновационной площадке Тема: «Инновационные технологии по речевому развитию у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой»

Выступление на инновационной площадке Тема: «Инновационные  технологии по речевому развитию у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой»...

«Современные инновационные технологии в дошкольном учреждении» Использование инновационных технологий в образовательном процессе ДОУ.

Цель: создание условий для инновационных процессов в ДОУ, применение педагогами знаний, умений, навыков, приобретенных в профессиональной деятельности.Задачи: внедрение инновационных технологий для по...

Инновационная технология в работе учителя-дефектолога по развитию творческой деятельности. Инновационная технология «Пластилинография» в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения.

Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных)изображений на горизонтальной п...

Межрайонный семинар"Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ, как условие повышения качества образования" от 22.09.2017г. Тема выступления: "Использование инновационных технологий в дошкольных образовательных организациях района"

Применение педагогических технологий в дошкольном учреждении имеет свою специфику. Образовательный процесс в дошкольном учреждении направлен не на обучение детей дошкольного возраста, а на развитие и ...

Картотека инновационных технологий в ДОУ

Консультация для педагогов ДОУ "Картотека инновационных технологий в ДОУ". Виды и способы использования современных инновационных педагогических технологий в дошкольном образовании, которые ...

Картотека Инновационной технологии "Куклотерапия"

Картотека инновационной технологии "Куклотерапия"...

Картотека физкульт минуток с использованием инновационных технологий (коррекционные технологии с элементами психогимнастики)

Психогимнастика, по мнению Е. А. Алябьевой, М. И. Чистяковой, представляет собой специальные занятия (этюды, игры, упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (ег...