Творческий проект "Почему надо беречь электричнство"
проект (подготовительная группа)
Цель проекта. Формирование первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов, элементарных правилах безопасности и энергосбережения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_pochemu_nado_berech_elektrichestvo.docx | 30.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Почему надо беречь электричество».
Тип проекта: познавательный
Продолжительность проекта: краткосрочный (с 06.11.2019 г. по 14.11.2019 г.).
Предмет исследования: энергия: свет, вода, электричество, тепло.
По количеству участников: групповой
Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, родители.
Проблема разумного использования энергии является одной из главных проблем человечества.
Энергосбережение – это не только экономия денег, но и забота о Планете. Каждый из нас является частью Планеты, поэтому любое наше действие или бездействие способно повлиять на развитие событий. Энергосбережение – это очень важно, так как нам жить на этой Планете и нашим потомкам!
В ходе реализации проекта нам хотелось напомнить детям самые простые методы экономии электроэнергии, тепла, воды. Рассказать, как можно сэкономить энергоресурсы в детском саду и дома, какую роль играет экономия энергии в сохранении экологии Земли и какие правила необходимо соблюдать каждому, чтобы беречь природные ресурсы.
Только целенаправленная работа по воспитанию у дошкольников культуры ресурсо- и энергосбережения принесёт свои плоды во взрослой жизни сегодняшних малышей, они не будут расточительными, пусть станут активными помощниками общественных инициатив, направленных на сохранение и преумножение ресурсов нашей страны.
Цель проекта. Формирование первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов, элементарных правилах безопасности и энергосбережения.
Задачи:
• формировать у дошкольников представления об электричестве, где оно «живёт», как попадает в дома и используется человеком;
• развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительную активность и творческие способности;
• воспитывать навыки экологически устойчивого и безопасного стиля жизни; бережное отношение к природе, электроэнергии и теплу;
• развивать коммуникативные навыки;
• вовлекать дошкольников в полезную деятельность по энерго- и ресурсосбережению
Предварительная работа:
• ежедневные наблюдения различных явлений окружающего мира;
• беседы о воде, воздухе, электричестве, природных ископаемых;
• рассматривание и чтение детских энциклопедий;
• дидактические игры
Планируемые результаты:
После завершения проекта
Дети:
• замечают красоту окружающей природы, стремятся сохранить ее;
• знают, что наша планета — общий дом для людей, животных, растений;
• могут рассказать на доступном им уровне, какую роль играют свет, тепло, чистый воздух, вода, почва в жизни человека, животных, растений;
• знают, что ресурсы Земли не бесконечны, они трудно восстановимы;
• являются грамотными потребителями водо- и энергоресурсов, просят об этом взрослых;
• испытывают гордость за приносимую своей семье и обществу пользу.
Педагоги:
• имеют знания по актуальным вопросам энергосбережения;
• обмениваются положительным опытом по организации работы с детьми и родителями по энергосбережению;
• в сотрудничестве с детьми берегут электроэнергию, воду, тепло на своем рабочем месте, тем самым оказывая помощь детскому саду, району и городу.
Родители:
• пополняют свои знания по энергосбережению и берегут энергоресурсы с пользой для семейного бюджета;
• проявляют творчество, участвуя в экологических праздниках и акциях;
• более ответственно относятся к расходу энергоресурсов и воды, стремятся к положительной оценке своих действий со стороны детей;
• в совместном с ребенком деле укрепляются отношения с ним.
Этапы реализации проекта.
I. Первоначальный
Анализ литературы по теме «Энергосбережение»
2.Цикл занятий по познавательному блоку «Энергосбережение».
Беседы «Умные помощники человека», «Энергия вокруг нас», «Электричество в природе (молния)», «Живая и неживая природа» и др.
Просмотр мультимедийной презентации «Энергосбережение»;
Чтение художественной литературы: «Сказка о потерянном тепле» И. Башмакова, Дворецкая Ж. Г., Ситникова И. А. «Путешествие малышей по стране «Бережливость» и др.
3.Заключительный
Викторина «Путешествие в страну Экономию».
Оформление выставки творческих работ «Энергосбережение в наших руках!».
Приложение 1
Игра «Где живет Лампочка?»
Цель: закреплять представления детей об электроприборах, стимулировать развитие связной речи.
Игровые действия: выбрать картинки с изображением предметов, у которых имеется лампочка, обозначить место ее на предмете с помощью маленького символа, объяснить ее назначение.
Материал: картинки с изображением разных предметов; красный картонный кружочек.
ХОД ИГРЫ
Воспитатель. Найдите на картинках только те предметы, в которых может быть электрическая лампочка. Обозначьте эту картинку красным кружочком. Объясните, для чего в этом предмете нужна электрическая лампочка. Картинки: холодильник, стол, телевизор, книжная полка, пылесос, шуба, телефон, ваза, кухонная плита, книга, утюг, ковер, игрушки на батарейках, фонарик, компьютер, аудио магнитофон, радиоприемник, проигрыватель, прибор сигнализации, миксер и др.
Воспитатель. Лампочка – необходимый элемент любого электроприбора. Лампочка. Мама в этой семье целый день трудится на работе, а чем же ей приходится заниматься еще и дома? (Стирает, готовит еду, убирает, шьет и т. д.) Воспитатель. За что могла Лампочка обидеться на маму Ани и Вани? (Включено одновременно электроприборов)
Лампочка. Ребята, как вы думаете, всегда ли надо пользоваться электроприбором в быту? Можно ли использовать механические приборы? Почему?
Игра «Закончи предложение»
Цель: закреплять представления детей о способах экономии электроэнергии; стимулировать развитие логического мышления, связной речи.
Игровые действия: придумывать разнообразные ответы на заданный вопрос, заканчивать предложение, начатое педагогом.
Материал: конверт, карточки с вопросами, незаконченными предложениями.
Ход игры.
Воспитатель. У меня конверт от бабушки и дедушки с вопросами.
- Новая энергосберегающая лампочка лучше, потому что … (Светит дольше обычной лампы накаливания, экономит электроэнергию, меньше отрицательного воздействия на природу и т. т.)
- Папа с мамой заменили старые лампочки энергосберегающими, потому что….
- Выходя из комнаты надо выключать свет потому, что ….
- Электроэнергию надо беречь, так как ….
- Нельзя одновременно включать много электроприборов, потому что….
- Если не выключать свет днем и ночью, то….
- Если во всем доме вдруг погасли электрические лампочки, то…
- Фонари на улице перестали светить, поэтому….и т. д.
Приложение 2
1. Познавательная беседа «Тепло и его роль в жизни человека»
Цель: формировать у детей представления о том, что такое тепло и каково его значение в жизни человека.
Вопросы для беседы:
Можем ли мы увидеть тепло?
Как мы можем его ощутить?
Что бывает тёплым?
Сможем ли мы прожить без тепла?
Как тепло помогает человеку?
Что лучше сделать, чтобы сохранить тепло в доме?
Откуда к нам приходит тепло?[18]
2. Рассматривание глобуса
Цель: формировать умение проводить сравнительный анализ, опираясь на глобус и делать выводы по предложенной теме.
Материал: глобус.
Вопросы для беседы:
Чего больше на планете Земля, воды или суши?
Как это определить?
Сколько материков и сколько океанов на планете Земля?
Каким цветом обозначается вода на глобусе?
3. Этическая беседа «Что значит быть бережливым?»
Цель: формировать у детей ответственность и необходимость экономии энергоресурсов.
Вопросы для беседы:
Что такое бережливость?
Что нужно беречь?
Как вы бережёте тепло, электроэнергию и воду дома?
Что для этого нужно делать?
Считаете ли вы себя и свою семью бережливыми?
Приложение 3
Пословицы и поговорки
- Бережливость – лучшее богатство.
- Государственное береги, а свое и само сбережется.
- Копейка рубль бережёт.
- Чего не припасешь, того и не будет.
- Днем фонарь не нужен.
- Бережливая вещь два века живёт.
- Капля мала, а по капле – море.
- Бережливость дороже богатства.
- Лучше свое поберечь, чем чужое прожить.
- Чужое береги пуще своего.
- Запасливый лучше богатого.
- Чтобы быть богатым, надо уметь экономить.
- Где бережливость – там богатство.
- Всякий дом хозяином держится.
- Кто не бережет копейки, тот сам не стоит рубля.
- Нелегко деньги нажить, а легко прожить.
- По крупице и птица собирает, а сыта бывает.
- Курица по зернышку клюет, да сыта живёт.
- По капельки море, по зернышку ворох.
- По капельки море, по былинке стог.
- Полено к полену – костер.
- Вода и мельницу ломает.
- Не доходом люди богатеют, а расходом.
Приложение 4.
Сказка «Как лампа трон завоевала»
В некотором царстве, в светлом государстве жила – была Лампочка Эдисона. Работала она, не остужая нити накаливания. Долго она освещала людям путь. Ее можно было встретить везде: в школах и больницах, на фабриках и заводах, в квартирах и учреждениях. И ей казалось, что она незаменима. Много ли, мало ли времени прошло, да только устарела Лампочка: светила тускло, много энергии потребляла, часто гасла-перегорала, а место свое никому не уступала.
Да и кому такое важное дело доверишь!
И чтобы доказать, что она незаменима, кинула клич о смотринах, уверенная в своей победе:
- Попробуйте меня перещеголять!
И стали все съезжаться в надежде на то, что смогут ее заменить. Долго, не одно десятилетие, продолжались смотрины, с каждым годом требования к Лампочкам ужесточались. Рождались новые Лампочки и сразу на смотрины, да все не то. В каждой изъян находила: то тускло светят, то недолго служат, то нагреваются сильно, то неэкономичные. Совсем Лампочка возгордилась:
- Некому меня заменить, вечная я, единственная!
И вот однажды появилась Контактная Люминесцентная Лампа, красавица-раскрасавица, да и умница к тому же: включается, когда стемнеет, выключается, когда светло, может воздух освежать или ароматизировать его, а также убивать бактерии. Всем взяла новая Лампа - и энергосберегающая, и работает долго бесперебойно, и на внешность привлекательная. Так хороша, что и придраться не к чему! Даже старая Лампочка поняла, что новой Лампе нет равных, и уступила ей свое место. И стала новая Контактная Люминесцентная Лампа править.
Сказка об Энергосберегающей Лампе
В те далёкие времена, когда люди уже знали, что такое электрический свет, стали править страной Электрой король Вольт и королева Искра. Жили они в мире и согласии, излучали жителям своей страны свет, но одно горе – детей у них не было.
И вот родилась долгожданная дочь!
Справили ей богатые крестины, на которые были приглашены все жители страны, а в крестные матери позвали волшебниц. Каждая преподнесла принцессе Энергосберегающей Лампе подарок. Старшая пообещала принцессе, что она будет самой красивой на свете: спиралевидной формы с датчиком излучения. Средняя – что она будет светить не так, как её мать королева Искра, а будет излучать тёплый белый свет, и без неё не смогут обходиться люди. А младшая пообещала, что принцесса будет обладать необыкновенными свойствами: освежать воздух и убивать бактерий.
Время шло своим чередом, а между тем, маленькая принцесса всё подрастала, хорошела и совсем расцвела, ей исполнилось восемнадцать лет. К этому времени мать королева Искра стала стара, реже вспыхивала, чаще тухла и вскоре умерла. Все королевство охватило горе.
Король потужил-потужил, да женился на другой королеве Лампе Накаливания. Она внешне была похожа на Искру, но уж очень была зла, своенравна и завистлива.
Житья от неё всем не стало. Она вместе со своей тёткой злой Энергией вмешивалась во все дела государства, издавали новые законы, заставляли всех жителей работать на себя, за провинности наказывали огромными штрафами, повышали тарифы на свет. В стране наступил полумрак, напали на жителей болезни. Сразу же явился господин Грипп со своими слугами Бактериями, стал заражать жителей страны. Люди чахли, болели, переставали работать, а королева Лампа Накаливания ещё пуще бранила всех. Лишь только принцесса Энергосберегающая Лампа была утешением для жителей, могла с ними ласково поговорить, помогала справиться с болезнями и озаряла им путь своим нежным светом.
Невзлюбила Лампа Накаливания принцессу за её добрые дела, разозлилась и от злости так сильно накалилась, что не вынесла и лопнула, а люди освободились от злой королевы.
С тех пор Энергосберегающая Лампа стала править страной Электрой, а жители стали любить свою королеву, пользоваться её светом и жить в достатке.
Приложение 5.
Викторина по энергосбережению для дошкольников
Цель: закрепить знания об энергосбережении.
Задачи:
- обобщать знания детей об электричестве;
- расширять представления о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку;
- продолжать формировать у детей потребность в экономии тепла, электроэнергии;
- Расширять активный словарь детей.
Оборудование:
-демонстрационный материал «Электроприборы», фотографии ГЭС, фотографии лампочек, конверт.
Предварительная работа: чтение художественных произведений, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций и беседа по книге «Техника в вашем доме», дидактические игры «Правильно ли поступают герои этих картинок», «Основы безопасности».
Ход занятия:
Воспитатель: Таинственный гость прислал нам загадку: «Я невидимый работник. Меня никто не видел, но знает каждый. Я умею все делать: варить обед, кипятить чай, гладить белье. Без меня не могут работать заводы и фабрики. Со мной не соскучишься. Я и песни умею петь и сказки рассказывать. Дома и на улице всем помогаю, обо мне говорят: «Хоть и безрукий, но мастер на все руки» Кто я такой?»
Дети: Электрический ток.
Воспитатель: Да, это электричество. А вы знаете, откуда в ваш дом приходит электричество? Электричество рождается на электростанциях и по проводам, спрятанным глубоко в землю или очень высоко над землей, приходит в дома, машины, на заводы и помогает человеку. Приходиться совершать длинное путешествие по улицам и переулкам. Приходит в дом по электрическому проводу. Этот провод – дорожка. Сверху она одета в резиновую рубашку, а под ней пучок тонких медных проволочек. Вот по этим проволочкам и попадает в розетки, а затем в электроприборы электрический ток. Посмотрите, какие турбины находятся внутри ГЭС, с помощью этих турбин вырабатывается ток, который бежит по проводам в наши дома. А еще электричество получают путем сжигания каменного угля, газа или мазуты. На электростанциях работает очень много людей.
Воспитатель: Для чего нужен электрический ток?
Дети: Смотреть телевизор, пылесосить, играть в компьютер…
Воспитатель: Электроприборы окружают нас повсюду. Они, как добрые волшебники, помогают нам везде. Без них человеку было бы трудно. Ребята, а у вас дома есть электроприборы?
Дети: (ответы)
Воспитатель: Давайте с вами сыграем в игру «Доскажи словечко»
Проводиться игра «Доскажи словечко».
Мама может стирать белье в (стиральной машине)
Папа может пылесосить ковер (пылесосом)
Дочь может гладить белье (утюгом)
Бабушка достает продукты из (холодильника)
Может готовить на (плите)
Когда все дела сделаны, можно отдохнуть и посмотреть (телевизор,
послушать (радио, магнитофон,
поговорить по (телефону,
почитать книгу, сидя около (настольной лампы)
Как можно, назвать, одним словом ваши ответы? (Электроприборы.)
Что служит питанием для электроприборов? (Электричество, электроток, электроэнергия.)
А откуда поступает электричество в дом? (С электростанции.)
Где в каждом доме живет электричество? (в розетках.)
Как электрический ток попадает к нам в квартиры? (По проводам.)
А теперь пришла пора поиграть нам, детвора!
Игра «Ток бежит по проводам»: Дети, перехватывая правой и левой рукой узелки на веревке, говорят слова:
Ток бежит по проводам,
Свет несет в квартиру нам.
Чтоб работали приборы,
Холодильник, мониторы.
Кофемолки, пылесос,
Ток энергию принес.
Воспитатель. Очень помогает нам электричество, но и к себе требует уважения: хочет, чтобы с ним обращались, как положено. Если сунешь пальцы в розетку или дёрнешь за провода, ток может дёрнуть тебя за руку! Он так сдачи даёт. Недаром говорят; «Меня током ударило». Особенно опасно, если электричество повстречается с водой. Только прикоснёшься мокрой рукой к выключателю – ток пробежит через воду и ударит тебя.
А еще ребята электричество надо экономить!
Ребята, а что будет, если включить в доме все электроприборы? (Сгорит все; будет болеть голова от шума; будем много платить; не успеет выработаться электроэнергия; загрязняется окружающая среда.)
А что делать, если отключиться электричество. Как жить без электроприборов?
(Свечу зажечь; письмо написать; сохраняются природные ресурсы.)
Ведущий. Мне лампочка передала конверт и попросила рассказать, как надо беречь электроэнергию.
Сейчас мы его откроем. Давайте попробуем разобраться в письме.
Проводиться дидактическая игра «Правильно ли поступают герои этих картинок».
Воспитатель: Какие важные советы даёт нам Лампочка?
Дети: (ответы)
Выставляются 2 совета в картинках: Уходя выключайте свет. Не включайте все электроприборы. Правильно ли поступают ребята в этих двух случаях.
Воспитатель: Но лампочки ребята бывают тоже разные. Есть - обычные, а есть - энергосберегающие. Посмотрите перед вами разные лампочки. Как вы думаете, какая из них меньше потребляет электроэнергии.
- Сейчас вы узнаете о том, как изменился бы мир, если бы не стало лампочек. Сейчас я прочитаю вам сказку о лампочке.
«Маленькая Лампочка работала в дальней части городского сада. Каждый вечер она загоралась и прогоняла Тьму с узенькой дорожки. Тьма злилась, но ничего не могла поделать, а Лампочка только посмеивалась над ней.
Иногда днем Лампочке не спалось, тогда она рассматривала прохожих, для которых работала. Первое время, когда её только направили сюда, люди радовались: «Как здесь теперь светло!», потом привыкли и перестали обращать внимание на Маленькую Лампочку, но она не обижалась. Она понимала, что нужна и не ждала громких признаний.
Лампочка любила всех, для кого горела, и не догадывалась, какими несправедливыми бывают люди. Однажды Старая Ворона объяснила ей, что надо опасаться мальчишек, потому что они часто носят с собой рогатки, чтобы стрелять по воронам и лампочкам. С тех пор она стала бояться, что её разобьют, и она больше не сможет бороться с Тьмой. Вскоре Лампочке пришлось убедиться, что Ворона не обманывала – несколько раз по вечерам Лампочку пугали пролетавшие мимо камни. Ей тогда казалось, что это сама тьма хочет расправиться с ней. И однажды случилось то, чего лампочка так опасалась: выпущенный из рогатки камень попал в неё. Обрадованная тьма сразу же захватила тропинку.
А следующей ночью там горела новая лампочка, предусмотрительно закрытая сеткой. У неё не было возвышенных мыслей, как у её предшественницы, прожившей короткую, но яркую жизнь. Вворачивая новую лампочку, монтер не говорил: «Ну вот, теперь тут будет светлее»
Воспитатель:
- Теперь вы поняли, какое огромное значение имеет лампочка в нашей жизни?
Дети:
- Да.
Воспитатель:
Нам так хочется жить с комфортом! Но за комфорт приходится расплачиваться гибелью лесов и затоплением городов! Это очень серьезная проблема. Но практически из любой проблемы можно найти выход.
Сегодня мы с вами попробуем найти самые простые решения, которые помогут сберечь энергию. Что же такое энергосбережение? Как вы это понимаете? (Ответы детей)
Энергосбережение - это не только сэкономленные деньги семейного бюджета, это и забота о тех, кому предстоит жить после нас на планете Земля, это забота о наших детях.
И одно из таких решений - это научиться использовать энергию, находящуюся в нашем распоряжении, настолько эффективно и безопасно по отношению к окружающей среде, насколько это возможно.
Как же стать хозяином в доме? Научиться бережливому использованию энергии?
Итак, путешествие по дому мы начнем с ванной комнаты.
Из крана льется вода.
Воду, водицу, водичку мы любим,
Кран повернём - и литрами губим.
Знай, экономя водицу-сестрицу,
Ты дашь возможность потомкам напиться.
Вода из крана течет быстро. За минуту из открытого крана вытекает 12-20 литров бесценной пресной воды! А ведь экономия воды - это всего лишь дело привычки.
Как мы можем экономить воду? (Ответы детей). Давайте попробуем сформулировать правила хорошего хозяина:
Закрывайте кран, пока чистите зубы или пользуйтесь стаканом для полоскания рта.
Мойте посуду не под текущей струей воды, а в раковине, закрыв отверстие пробкой.
А главное - не забывайте выключать воду!
Вот этот предмет,
К потолку повесили,
Стало в доме весело.
Она снаружи вроде груша,
Висит без дела днем,
А ночью освещает дом. (Лампочка)
Ребята, как вы думаете, почему днем лампочка висит без дела? (Ответы детей)
Что мы можем сделать, чтобы лампа зря не светила? (Ответы детей)
Для чего нам нужен холодильник? (Ответы детей)
Холодильник рассердился,
Взял, да сам и отключился.
“Работать трудно, - говорит, -
Если толстый лёд висит”.
Как мы с вами можем помочь холодильнику?
Дети: Пылесос, стиральная машина, электрическая плита, фен,
Как надо правильно обращаться с другими приборами?
Благодаря чему они совершают свою работу? (Ответы детей)
Но электричество может быть и опасно.
Что нельзя делать, чтобы не случилось беды?
Пришла пора прощаться,
Но с вами расставаться
Не будем мы друзья.
Я главный ваш помощник,
И без меня, ребята,
Никто на белом свете
Не проживет ни дня.
Свет вы зря не жгите, меня вы береги.
Какой же вывод мы должны с вами сделать
Электричество надо беречь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НООД беседа "Почему надо беречь книги"
Из опыта работы...
Презентация проекта "«Земля полна чудес – это богатство надо беречь!»
Вид проекта: познавательно – исследовательскийПродолжительность проекта: краткосрочный ( 2 недели)Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель, родители воспитанниковОхватываемые образ...
план - конспект беседы с детьми "Здоровье надо беречь"
в беседе представлены приёмы закрепления способов укрепления здоровья...
Конспект НОД по валеологии в подготовительной к школе группе тема: «Наши глазки надо беречь».
КОНСПЕКТ НОД ПО ВАЛЕОЛОГИИв подготовительной к школе группетема: «Наши глазки надо беречь».Выполнила: воспитательМБДОУ ДС КВ «Теремок»Власова Н. В.2012г....
"Природа – это наш друг, её надо беречь»
Физкультурный досуг, позволяющий формировать у детей любовь к занятиям физической культурой и спортом, закрепить знания и умения, полученные на физкультурных занятиях....
Беседа "Книгу надо беречь"
Ребята знакомятся с тем, как появляется книга, кто трудиться над ее созданием. Знакомятся с тем, как нужно с ней обращаться....
Книгу надо беречь
беседа направлена на то, что бы воспитывать у детей любовь к книге, бережному отношению к ней, к труду дюдей которые трудились над ее появлением....