Инновационный опыт по нравственно - патриотическому воспитанию «Дом, в котором я живу»
проект (старшая группа)
«Любовь к родному краю, родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране, к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре».
Д.С. Лихачев
Введение.
Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё нужно начинать формировать с детского возраста. Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству Невозможно воспитать в подрастающем поколении полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике, к своей семье, должны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.
Актуальна ли тема «Нравственно – патриотического воспитания в детском саду»? Да, безусловно, ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность. Сегодня среди наиболее острых вопросов патриотического воспитания стоит вопрос формирования у дошкольника ценностного отношения к родине и формирование активно-гражданской позиции.
Об актуальности патриотического воспитания в современных условиях говорится в президентской программе «Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2011-2015 год». В ней сказано, что патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота. Главной целью формирования патриотических качеств дошкольников является закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Актуальность выбранной темы определена следующими проблемами:
1.В настоящее время стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.
2.Преобразования в стране, в истории Росси, сопровождаются изменениями в социально-экономической, политической и духовных сферах общества и сознании граждан.
3.Снизился воспитательный процесс Российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов патриотизма. Ушли некоторые праздники, появились новые; информация об армии и событиях стала более открытой; в молодёжной среде все чаще встречаются факты, которые связаны с национальными противостояниями, падение интереса и уважения к прошлому России. Поэтому, как показывает опыт, так актуальна проблема нравственно - патриотического воспитания. Современная семья серьёзно озабочена образованием и развитием детей, формированием их здоровья. Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем личности самостоятельной и ответственной, способной создавать представление о будущем. Дети интуитивно отличают добро от зла, ценят правду и честность. А достаточно ли мы поддерживаем, уделяем внимание их поступкам, помогаем разбираться в проблемах, которые требуют решения. Актуальность опыта состоит в том, подрастающее поколение, страдают дефицитом знаний о прошлом своих предков, о родном городе, стране, особенностях русских и мордовских традиций. Равнодушно относятся ко всему окружающему, к своим близким, друзьям. Так как именно в этом возрасте они более восприимчивы и любознательны, то и этот период является благоприятным эмоциональным воздействием на ребёнка, потому что его образы ярки и сильны. И в памяти остаются надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. Задачи нравственно – патриотического воспитания должны быть включены в программы образовательных учреждений.
Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны. Я считаю наследуя нравственно- эстетические ценности родной культуры в дошкольном возрасте это верный способ патриотического воспитания. Воспитания чувства любви к Отечеству. Моя задача отобрать впечатления, доступные детям: семья, труд людей, традиции. Яркие образные эпизоды привлекают внимание детей и вызывают интерес. Поэтому, начиная работу по патриотическому воспитанию, решила показать и рассказать детям, какие выделять яркие особенности. Больше всего мне хочется развивать в детях чувство гордости за свою семью, близких, за свою Родину, вызвать в них восхищение и чувство ответственности.
В этой связи особую значимость приобретает знакомство дошкольников с жизнью страны, историческими деятелями, её героями, известными людьми, полководцами.
Видя актуальность своего исследования, я думаю, предлагаемый материал поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Полученные на тематических утренниках и в досуговых мероприятиях знания позволят подвести ребёнка к пониманию неповторимости культуры своего народа.
- Основная цель моего проекта является воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование духовности, нравственно - патриотических чувств, у детей дошкольного возраста. Воспитывать привязанность у ребёнка через любовь и заботливое отношение к членам своей семьи, к своему дому, детскому саду, улице, городу, Родине;
- Формировать бережного отношения ко всему окружающему;
- Развивать интерес к культуре русского и мордовского народа через знакомство традициями, праздниками, народным творчеством;
- Прививать чувство гордости, уважения к России, Мордовии
- Воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России с малой Родиной Мордовией. (герб, флаг, гимн).
- Воспитывать гордость за россиян, достигших успехов в разных областях деятельности: сельском хозяйстве, науке, спорте, культуре, образовании.
Работая по данной теме, для того, чтобы улучшить качество знаний детей по данной теме, я составила перспективный план с учётом возрастных особенностей детей. В данный момент, работая в старшей группе, провожу различные беседы по патриотическому воспитанию, включая презентации, чтобы занятия были более доступны и содержательны. Презентация развивает зрительную память, видя своими глазами, дети могут более выразительно, подробно и полно описать свой рассказ, действие картины. ИКТ не заменяют традиционные формы и средства приобщения детей к истории и культуре родного края, но успешно их дополняют. Экскурсии по городу прививает в детях увидеть красоту города, узнать о его культурном прошлом, о наших памятниках, все эти ценности дети должны знать и помнить. Именно при знакомстве с традициями и обычаями народной культуры необходимо помнить, что старое и новое находится во взаимосвязи и взаимопонимании. И чтобы, воспитать культурное отношение подрастающего поколения к прошлому, должны стремиться к примирению настоящего с прошлым. Проводится совместная продуктивная деятельность воспитателя с детьми: рисование «Мой город», «Моя семья», выставка творческих работ детей; совместного творчества детей и родителей. Традиционным в моей работе является проведений акции родителей с детьми. Также в группе ведётся метод проектирования, который реализует принцип сотрудничества детей и взрослых. Провожу Квест-игры, главное преимущество в том, такая форма игры не навязывается ребёнку, а проводится в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью таких игр можно достичь поставленных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, закрепить имеющиеся знания, умения детей. А в процессе интерактивного обучения практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания, участвуют в режиме беседы, диалога. Дети свободно и эмоционально общаются между собой, каждый индивидуально высказывает своё мнение, при этом забывая о скованности, неуверенности. Также в группе ведётся метод проектирования, который реализует принцип сотрудничества детей и взрослых. Составили проект на тему «Хлеб – всему голова» - дети получили знания о хлебе, хлебобулочных изделиях (о выращивании хлеба от зерна до колоска); познакомились мы с профессиями людей, выращивающих хлеб.
Содержание моего опыта предоставлено по 3 частям: 1часть – «Моя семья». Важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Связь со своей семьёй вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к прошлому. Эта работа требует большого терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, не считают важными. 2 часть – Родной город». Показать ребёнку, что родной город Рузаевка славен своей историей, традициями, достопримечательностями. Внимание детей старшего дошкольного возраста нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах и рассказать и рассказать об их назначении. Необходимо объяснить, что их город – частица Родины 3часть – «Родная сторона» Познакомить детей со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гимном государства России и Мордовии. Гуманное отношение к людям разных национальностей создаётся у ребёнка под влиянием родителей и педагога, которые находятся рядом с ним, особенно актуальна в наши дни. Важно в детском саду направить интерес ребёнка к людям других национальностей. Рассказать, где живёт данный народ, чем занимается. И создание в группе предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитание. Планирование мероприятий в режиме дня включает в себя: беседы, которые планирую заранее проводить в утренние и вечерние часы; дидактические игры, также в индивидуальной форме; игры – путешествия, экскурсии проводятся во время занятий. Досуговые мероприятия (спортивные игры , интеллектуальные, развлечения, сюжетно – роловые игры. Основным ориентиром в патриотическом воспитании детей проектно - поисковая деятельность родителей с детьми, творческо – продуктивная деятельность, художественно – литературное творчество, общение, средства эстетического воспитания.
Вся моя работа по реализации проекта строится на принципах:
Принцип учета индивидуальных особенностей;
Принцип коллективизма;
Принцип сотрудничества;
Принцип уважительного отношения к личности ребенка;
Новизна
Гражданско-патриотическое воспитание осуществляется посредством бесед, в ходе которых детям прививается чувство патриотизма, любви к родному городу, родной стране. Главной задачей является сохранение национальных традиций, развитие детей средствами русской народной культуры, - русские, мордовские игры, а также дидактические игры. В дидактических играх развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу. Проектная деятельность, мотивирует детей искать ответы на поставленные вопросы в ходе исследования. Новизна моего опыта выявлять особенности патриотического воспитания детей в условия ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС, события последнего времени в нашей мировой политике. Проводя занятия, я опираюсь на полученные знания, представления детей, которые получают на других занятиях в процессе прогулок, на выставках и экскурсиях. Перед занятием в режимные моменты повторяю и уточняю имеющиеся у ребят представления. Для занятий подбираю интересный и доступный для этого возраста материал. Знакомлю детей с устным народным творчеством, фольклором (сказки, загадки, былины). Сравниваем образы героев из сказок и былин прошлого века и настоящих, чтоб дети могли понять связь времён, добро и зло.
Гипотеза.
Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, в образовательной деятельности по познанию окружающего мира. Наличие таких видов деятельностей является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае знания детей останутся неполными.
Только при комплексной работе в образовательной деятельности и в повседневной жизни нравственно – патриотическое воспитание способствует формированию культурной личности ребенка дошкольного возраста.
Этапы реализации проекта
Проект по содержанию – творческий, по продолжительности - долгосрочный
Разработаны 3 этапа реализации проекта:
1-й этап: подготовительный.
2-й этап: практический (реализация намеченных планов).
3-й этап: заключительный (подведение итогов).
Срок реализации проекта
1 год обучения - средняя группа (4-5 лет)
2 год обучения - старшая группа (5-6 лет);
3 год обучения - подготовительная к школе группа (6-7 лет).
Участники проекта
-Дети;
- педагоги;
- родители;
Параллельно вела работу с родителями, так как, патриотическое воспитание должно осуществляться в тесном взаимодействии с родителями
считаю, что совместная деятельность родителей и детей благотворно влияет на полноценное развитие ребенка. Использую различные формы сотрудничества с родителями воспитанников:
- родительские собрания;
- беседы за круглым столом;
- наглядная информация в раздевалке;
- участие родителей в экскурсиях, в конкурсах поделок; на возложении цветов и т. д.
Моя работа по патриотическому воспитанию проходит в тесном контакте с семьей. Родители являются не только помощниками, но участниками формирования детской личности.
Использую различные формы сотрудничества с родителями воспитанников:
- родительские собрания
- мастер - класс
- выставки совместного творчества
- беседы с родителями
- круглый стол
- анкетирование- экскурсии совместно с родителями на возложении цветов и т. д.
- консультация для родителей
- оформление уголка для родителей по данной теме
- пополнение уголка нравственно - патриотического воспитания в группе
Родители принимают участвуют в оформлении фотовыставок о родном крае, в конкурсах рисунков, поделок по данному направлению. Участвовали совместно с детьми в детском конкурсе к 75 - летию Победы патриотического рисунка «Мир моего дома». Участвовали в оформлении проекта «Семейное древо» и «Герб моей семьи». Проводила с родителями анкетирование «Что означает термин «патриотическое воспитание»?
Воспитывая у детей любовь и привязанность к своей семье, родному дому, собрали совместно с родителями и детьми фотоматериал к альбому «Моя семья». К празднику 23 февраля проводили совместные праздники с папами и дедушками воспитанников: «Отважные защитники» с использованием презентации, «Школа молодого бойца», Спортивное мероприятие мама – солнышко мое». Также дети принимают участие в мероприятиях «Масленица», «Удивительная Пасха» готовили рисунки и поделки. Чтоб закрепить и обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях с участием органов полиции проводила развлечение на тему "Я тоже имею право". Также регулярно проводятся тематические мероприятия.
Родители переосмыслили проблему патриотического воспитания в семье подрастающего поколения. Ведь молодых семьях, в наше время, вопросы воспитания патриотизма, не считаются важными, иногда вызывают недоумение. Но в результате совместной работы родителей с детьми, они изменили своё отношение к национальным и общечеловеческим ценностям. Появился у них интерес к своей генеалогии, к традициям своих предков, обычаях русского и мордовского, чувашского, татарского народа, так как есть воспитанники этих национальностей
Но ведущим видом деятельности нравственно - патриотического воспитания стоит сюжетно-ролевая игра, где ребенок моделирует действия, способы поведения, взаимоотношения взрослых. На первом плане отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя роли, ребенок учится действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе
Поэтому, работая над темой нравственно – патриотическое воспитание, стараюсь показать и рассказать детям, какие выделять яркие особенности данной темы. Больше всего мне хочется развивать в детях чувство гордости за свою семью, близких, за свою Родину, вызвать в них восхищение и чувство.
Планирование работы по нравственно – патриотическому воспитанию
Тема | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
Моя семья
| Воспитывать любовь и уважение к своим родителям, близким. | Формировать представления о семье; воспитывать любовь к своей семье. Формировать представление о родословной своей семьи (нарисовать рисунки «Моя семья», совместно с родителями составит | Расширять представления о семье, учить ориентироваться в родословных связях, пополнять знания детей о родных им людях, прививать любовь к ним (нарисовать Семейное древо», «Герб моей семьи». |
Мой дом | Воспитывать уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь. Учить ориентироваться в детском саду | Знакомство с сотрудниками детского дома, развивать умение детей рассказывать о жизни и событиях в детском саду. | Познакомить с адресом детского дома, учить находить детский дом на плане (схеме). Закреплять навыки ориентировки в помещении детского дома и на участке. Научить пользоваться планом детского дома |
Мой город | Познакомить детей с названием города, вызвать интерес к своему городу
| Воспитывать любовь к своей малой Родине, родной природе. Расширять представления об обитателях нашего края. | Познакомить с городом Рузаевка, в котором живем, с его особенностями и достопримечательностями |
Мой родной край | Познакомить с растительным и животным миром наших лесов, прививать бережное и заботливое отношение к природе. | Воспитывать любовь к своему родному краю, родной природе. Расширять представления об обитателях нашего края. | Расширять представления о растительном и животном мире, птицах, богатствах родного мордовского края, занятиях людей |
Родная страна | Познакомить с народно-прикладным искусством, вызвать интерес, чувство восхищения талантам русского и мордовского народа | Познакомить детей с понятиями Родина, Отечество. Знакомство с символикой России, Мордовии. Воспитывать любовь к своему Отечеству. | Воспитывать у детей любовь к своей Родине, народному творчеству; закреплять знания детей о русском фольклоре; расширять знания о Москве, о Рузаевке, о Саранске. Расширять представления о символике России, Мордовии, государственных праздниках. |
Наша Армия День победы | Воспитывать уважение к старшему поколению.
| Расширять представления детей о защитниках Отечества; воспитывать уважение к защитникам Родины. Формировать представления о почетной обязанности защищать Родину. | Формировать у детей патриотические чувства, основанные на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа. Формировать представления о героизме. Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины. |
Космос | Познакомить с понятием космос, о первооткрывателях космоса (собак Белки и Стрелки) | Вызвать интерес к космическому пространству, расширять представления о профессии космонавта. Познакомить детей с космонавтами нашей страны | Углублять и расширять представления детей о профессии космонавта, воспитывать уважение к этой профессии. Продолжать знакомить детей с космонавтами нашей страны |
|
|
|
|
Виды деятельности | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа | |||
Спортивное развитие | Спартакиада "Мы сильные, смелые, ловкие" | |||||
Изобразительная деятельность | Выставка детских изобразительных работ "Наши Защитники Отечества", «Семейное древо», «Герб моей семьи» | |||||
Игровая деятельность | "Наша армия" — разрезные картинки, лото на военную тематику. Сюжетно-ролевые игры "Летчики", "Пограничники" | «Рода войск" — пазлы, раскраски, лото на военную тематику. Сюжетно-ролевые игры "Мы — моряки", "Будущие космонавты" | "Рода войск" — пазлы, раскраски, лото на военную тематику. Сюжетно-ролевая игра "Мы — военные" | |||
Изготовление подарков | Изготовление открыток для пап и дедушек "Корабль", «Самолет" | Изготовление открыток для пап и дедушек Медаль» - награда
| Изготовление открыток для пап и дедушек "Вертолет" | |||
Познавательное развитие | Тематические занятия. Беседы и рассматривание иллюстраций о защитниках нашей Родины | Тематические занятия "Что такое героизм?" Связь времён | Выпуск газеты а группе "Защитники мира" | |||
Работа с семьёй | Создание альбомов "Мой папа", Презентация «Папа ты лучший!» с иллюстрациями и фотографиями; Выставка рисунков «Мемориал славы Воинам-славы. | |||||
Музыкальная деятельность | Музыкальные праздники «Отважные защитники», «Школа молодого бойца», "Защитники Родины" Праздник «Спасибо деду за Победу» | |||||
Конструкторская деятельность | Конструирование Самолета из деревянных кубиков | Конструирование корабля из напольного конструктора ЛЕГО | Изготовление военной техники из природного материала | |||
Ожидаемые результаты:
Воспитанники знают:
- свое имя, отчество, адрес; название своего города, страны;
-что такое семья и для чего она создается;
-историю своего рода, своей семьи; роль каждого члена семьи в жизни;
-составлять короткий рассказ о жизни и быте мордовского народа и русских;
-составить родословную моей семьи;
- названия распространённых деревьев и кустарников, животных, птиц;
- традиции и обычай мордовского и русского народов (так как все связаны);
- народные и национальные костюмы русских и мордвы;
-символику России и Республики Мордовия (гербы, флаги, отличать и сравнивать; имена прославленных людей;
- важные православные и календарно – обрядовые праздники, их смысл и значение.
Список литературы:
- Алешина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. – М.: ЦГЛ, 2005.
- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2005.
- Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М., 2004.
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». [Электронный ресурс] // режим доступа: http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml.
- Буре Р.С. Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. – М.: Просвещение, 2004.
- Данилина Г.Н. Дошкольнику - об истории и культуре России. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» М.: АРКТИ,2005
- Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
- Зацепина М.Б. Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников: Для работы с детьми 5 - 7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2008
- Нечаева В.Г., Маркова Т.А., Жуковская П.И. Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для воспитателей. – М., 1984.
- Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы М.: ТЦ Сфера, 2005
- Позднякова Е.А. Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении. –Волгаград: Учитель, 2008.
- Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2005
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovats._opyt.docx | 43.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационный опыт по нравственно - патриотическому
воспитанию «Дом, в котором я живу»
«Любовь к родному краю, родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране, к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре».
Д.С. Лихачев
Введение.
Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё нужно начинать формировать с детского возраста. Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству Невозможно воспитать в подрастающем поколении полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике, к своей семье, должны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.
Актуальна ли тема «Нравственно – патриотического воспитания в детском саду»? Да, безусловно, ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность. Сегодня среди наиболее острых вопросов патриотического воспитания стоит вопрос формирования у дошкольника ценностного отношения к родине и формирование активно-гражданской позиции.
Об актуальности патриотического воспитания в современных условиях говорится в президентской программе «Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2011-2015 год». В ней сказано, что патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота. Главной целью формирования патриотических качеств дошкольников является закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Актуальность выбранной темы определена следующими проблемами:
1.В настоящее время стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.
2.Преобразования в стране, в истории Росси, сопровождаются изменениями в социально-экономической, политической и духовных сферах общества и сознании граждан.
3.Снизился воспитательный процесс Российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов патриотизма. Ушли некоторые праздники, появились новые; информация об армии и событиях стала более открытой; в молодёжной среде все чаще встречаются факты, которые связаны с национальными противостояниями, падение интереса и уважения к прошлому России. Поэтому, как показывает опыт, так актуальна проблема нравственно - патриотического воспитания. Современная семья серьёзно озабочена образованием и развитием детей, формированием их здоровья. Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем личности самостоятельной и ответственной, способной создавать представление о будущем. Дети интуитивно отличают добро от зла, ценят правду и честность. А достаточно ли мы поддерживаем, уделяем внимание их поступкам, помогаем разбираться в проблемах, которые требуют решения. Актуальность опыта состоит в том, подрастающее поколение, страдают дефицитом знаний о прошлом своих предков, о родном городе, стране, особенностях русских и мордовских традиций. Равнодушно относятся ко всему окружающему, к своим близким, друзьям. Так как именно в этом возрасте они более восприимчивы и любознательны, то и этот период является благоприятным эмоциональным воздействием на ребёнка, потому что его образы ярки и сильны. И в памяти остаются надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. Задачи нравственно – патриотического воспитания должны быть включены в программы образовательных учреждений.
Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны. Я считаю наследуя нравственно- эстетические ценности родной культуры в дошкольном возрасте это верный способ патриотического воспитания. Воспитания чувства любви к Отечеству. Моя задача отобрать впечатления, доступные детям: семья, труд людей, традиции. Яркие образные эпизоды привлекают внимание детей и вызывают интерес. Поэтому, начиная работу по патриотическому воспитанию, решила показать и рассказать детям, какие выделять яркие особенности. Больше всего мне хочется развивать в детях чувство гордости за свою семью, близких, за свою Родину, вызвать в них восхищение и чувство ответственности.
В этой связи особую значимость приобретает знакомство дошкольников с жизнью страны, историческими деятелями, её героями, известными людьми, полководцами.
Видя актуальность своего исследования, я думаю, предлагаемый материал поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Полученные на тематических утренниках и в досуговых мероприятиях знания позволят подвести ребёнка к пониманию неповторимости культуры своего народа.
- Основная цель моего проекта является воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование духовности, нравственно - патриотических чувств, у детей дошкольного возраста. Воспитывать привязанность у ребёнка через любовь и заботливое отношение к членам своей семьи, к своему дому, детскому саду, улице, городу, Родине;
- Формировать бережного отношения ко всему окружающему;
- Развивать интерес к культуре русского и мордовского народа через знакомство традициями, праздниками, народным творчеством;
- Прививать чувство гордости, уважения к России, Мордовии
- Воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России с малой Родиной Мордовией. (герб, флаг, гимн).
- Воспитывать гордость за россиян, достигших успехов в разных областях деятельности: сельском хозяйстве, науке, спорте, культуре, образовании.
Работая по данной теме, для того, чтобы улучшить качество знаний детей по данной теме, я составила перспективный план с учётом возрастных особенностей детей. В данный момент, работая в старшей группе, провожу различные беседы по патриотическому воспитанию, включая презентации, чтобы занятия были более доступны и содержательны. Презентация развивает зрительную память, видя своими глазами, дети могут более выразительно, подробно и полно описать свой рассказ, действие картины. ИКТ не заменяют традиционные формы и средства приобщения детей к истории и культуре родного края, но успешно их дополняют. Экскурсии по городу прививает в детях увидеть красоту города, узнать о его культурном прошлом, о наших памятниках, все эти ценности дети должны знать и помнить. Именно при знакомстве с традициями и обычаями народной культуры необходимо помнить, что старое и новое находится во взаимосвязи и взаимопонимании. И чтобы, воспитать культурное отношение подрастающего поколения к прошлому, должны стремиться к примирению настоящего с прошлым. Проводится совместная продуктивная деятельность воспитателя с детьми: рисование «Мой город», «Моя семья», выставка творческих работ детей; совместного творчества детей и родителей. Традиционным в моей работе является проведений акции родителей с детьми. Также в группе ведётся метод проектирования, который реализует принцип сотрудничества детей и взрослых. Провожу Квест-игры, главное преимущество в том, такая форма игры не навязывается ребёнку, а проводится в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью таких игр можно достичь поставленных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, закрепить имеющиеся знания, умения детей. А в процессе интерактивного обучения практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания, участвуют в режиме беседы, диалога. Дети свободно и эмоционально общаются между собой, каждый индивидуально высказывает своё мнение, при этом забывая о скованности, неуверенности. Также в группе ведётся метод проектирования, который реализует принцип сотрудничества детей и взрослых. Составили проект на тему «Хлеб – всему голова» - дети получили знания о хлебе, хлебобулочных изделиях (о выращивании хлеба от зерна до колоска); познакомились мы с профессиями людей, выращивающих хлеб.
Содержание моего опыта предоставлено по 3 частям: 1часть – «Моя семья». Важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Связь со своей семьёй вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к прошлому. Эта работа требует большого терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, не считают важными. 2 часть – Родной город». Показать ребёнку, что родной город Рузаевка славен своей историей, традициями, достопримечательностями. Внимание детей старшего дошкольного возраста нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах и рассказать и рассказать об их назначении. Необходимо объяснить, что их город – частица Родины 3часть – «Родная сторона» Познакомить детей со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гимном государства России и Мордовии. Гуманное отношение к людям разных национальностей создаётся у ребёнка под влиянием родителей и педагога, которые находятся рядом с ним, особенно актуальна в наши дни. Важно в детском саду направить интерес ребёнка к людям других национальностей. Рассказать, где живёт данный народ, чем занимается. И создание в группе предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитание. Планирование мероприятий в режиме дня включает в себя: беседы, которые планирую заранее проводить в утренние и вечерние часы; дидактические игры, также в индивидуальной форме; игры – путешествия, экскурсии проводятся во время занятий. Досуговые мероприятия (спортивные игры , интеллектуальные, развлечения, сюжетно – роловые игры. Основным ориентиром в патриотическом воспитании детей проектно - поисковая деятельность родителей с детьми, творческо – продуктивная деятельность, художественно – литературное творчество, общение, средства эстетического воспитания. Вся моя работа по реализации проекта строится на принципах:
Принцип учета индивидуальных особенностей; Принцип коллективизма; Принцип сотрудничества; Принцип уважительного отношения к личности ребенка;
Новизна Гражданско-патриотическое воспитание осуществляется посредством бесед, в ходе которых детям прививается чувство патриотизма, любви к родному городу, родной стране. Главной задачей является сохранение национальных традиций, развитие детей средствами русской народной культуры, - русские, мордовские игры, а также дидактические игры. В дидактических играх развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу. Проектная деятельность, мотивирует детей искать ответы на поставленные вопросы в ходе исследования. Новизна моего опыта выявлять особенности патриотического воспитания детей в условия ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС, события последнего времени в нашей мировой политике. Проводя занятия, я опираюсь на полученные знания, представления детей, которые получают на других занятиях в процессе прогулок, на выставках и экскурсиях. Перед занятием в режимные моменты повторяю и уточняю имеющиеся у ребят представления. Для занятий подбираю интересный и доступный для этого возраста материал. Знакомлю детей с устным народным творчеством, фольклором (сказки, загадки, былины). Сравниваем образы героев из сказок и былин прошлого века и настоящих, чтоб дети могли понять связь времён, добро и зло.
Гипотеза.
Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, в образовательной деятельности по познанию окружающего мира. Наличие таких видов деятельностей является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае знания детей останутся неполными.
Только при комплексной работе в образовательной деятельности и в повседневной жизни нравственно – патриотическое воспитание способствует формированию культурной личности ребенка дошкольного возраста.
Этапы реализации проекта Проект по содержанию – творческий, по продолжительности - долгосрочный
Разработаны 3 этапа реализации проекта:
1-й этап: подготовительный.
2-й этап: практический (реализация намеченных планов).
3-й этап: заключительный (подведение итогов).
Срок реализации проекта
1 год обучения - средняя группа (4-5 лет)
2 год обучения - старшая группа (5-6 лет);
3 год обучения - подготовительная к школе группа (6-7 лет).
Участники проекта
-Дети;
- педагоги;
- родители;
Параллельно вела работу с родителями, так как, патриотическое воспитание должно осуществляться в тесном взаимодействии с родителями
считаю, что совместная деятельность родителей и детей благотворно влияет на полноценное развитие ребенка. Использую различные формы сотрудничества с родителями воспитанников:
- родительские собрания; - беседы за круглым столом; - наглядная информация в раздевалке; - участие родителей в экскурсиях, в конкурсах поделок; на возложении цветов и т. д.
Моя работа по патриотическому воспитанию проходит в тесном контакте с семьей. Родители являются не только помощниками, но участниками формирования детской личности.
Использую различные формы сотрудничества с родителями воспитанников:
- родительские собрания
- мастер - класс
- выставки совместного творчества
- беседы с родителями
- круглый стол
- анкетирование- экскурсии совместно с родителями на возложении цветов и т. д.
- консультация для родителей
- оформление уголка для родителей по данной теме
- пополнение уголка нравственно - патриотического воспитания в группе
Родители принимают участвуют в оформлении фотовыставок о родном крае, в конкурсах рисунков, поделок по данному направлению. Участвовали совместно с детьми в детском конкурсе к 75 - летию Победы патриотического рисунка «Мир моего дома». Участвовали в оформлении проекта «Семейное древо» и «Герб моей семьи». Проводила с родителями анкетирование «Что означает термин «патриотическое воспитание»?
Воспитывая у детей любовь и привязанность к своей семье, родному дому, собрали совместно с родителями и детьми фотоматериал к альбому «Моя семья». К празднику 23 февраля проводили совместные праздники с папами и дедушками воспитанников: «Отважные защитники» с использованием презентации, «Школа молодого бойца», Спортивное мероприятие мама – солнышко мое». Также дети принимают участие в мероприятиях «Масленица», «Удивительная Пасха» готовили рисунки и поделки. Чтоб закрепить и обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях с участием органов полиции проводила развлечение на тему "Я тоже имею право". Также регулярно проводятся тематические мероприятия.
Родители переосмыслили проблему патриотического воспитания в семье подрастающего поколения. Ведь молодых семьях, в наше время, вопросы воспитания патриотизма, не считаются важными, иногда вызывают недоумение. Но в результате совместной работы родителей с детьми, они изменили своё отношение к национальным и общечеловеческим ценностям. Появился у них интерес к своей генеалогии, к традициям своих предков, обычаях русского и мордовского, чувашского, татарского народа, так как есть воспитанники этих национальностей
Но ведущим видом деятельности нравственно - патриотического воспитания стоит сюжетно-ролевая игра, где ребенок моделирует действия, способы поведения, взаимоотношения взрослых. На первом плане отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя роли, ребенок учится действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе
Поэтому, работая над темой нравственно – патриотическое воспитание, стараюсь показать и рассказать детям, какие выделять яркие особенности данной темы. Больше всего мне хочется развивать в детях чувство гордости за свою семью, близких, за свою Родину, вызвать в них восхищение и чувство.
Планирование работы по нравственно – патриотическому воспитанию
Тема | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
Моя семья | Воспитывать любовь и уважение к своим родителям, близким. | Формировать представления о семье; воспитывать любовь к своей семье. Формировать представление о родословной своей семьи (нарисовать рисунки «Моя семья», совместно с родителями составит | Расширять представления о семье, учить ориентироваться в родословных связях, пополнять знания детей о родных им людях, прививать любовь к ним (нарисовать Семейное древо», «Герб моей семьи». |
Мой дом | Воспитывать уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь. Учить ориентироваться в детском саду | Знакомство с сотрудниками детского дома, развивать умение детей рассказывать о жизни и событиях в детском саду. | Познакомить с адресом детского дома, учить находить детский дом на плане (схеме). Закреплять навыки ориентировки в помещении детского дома и на участке. Научить пользоваться планом детского дома |
Мой город | Познакомить детей с названием города, вызвать интерес к своему городу | Воспитывать любовь к своей малой Родине, родной природе. Расширять представления об обитателях нашего края. | Познакомить с городом Рузаевка, в котором живем, с его особенностями и достопримечательностями |
Мой родной край | Познакомить с растительным и животным миром наших лесов, прививать бережное и заботливое отношение к природе. | Воспитывать любовь к своему родному краю, родной природе. Расширять представления об обитателях нашего края. | Расширять представления о растительном и животном мире, птицах, богатствах родного мордовского края, занятиях людей |
Родная страна | Познакомить с народно-прикладным искусством, вызвать интерес, чувство восхищения талантам русского и мордовского народа | Познакомить детей с понятиями Родина, Отечество. Знакомство с символикой России, Мордовии. Воспитывать любовь к своему Отечеству. | Воспитывать у детей любовь к своей Родине, народному творчеству; закреплять знания детей о русском фольклоре; расширять знания о Москве, о Рузаевке, о Саранске. Расширять представления о символике России, Мордовии, государственных праздниках. |
Наша Армия День победы | Воспитывать уважение к старшему поколению. | Расширять представления детей о защитниках Отечества; воспитывать уважение к защитникам Родины. Формировать представления о почетной обязанности защищать Родину. | Формировать у детей патриотические чувства, основанные на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа. Формировать представления о героизме. Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины. |
Космос | Познакомить с понятием космос, о первооткрывателях космоса (собак Белки и Стрелки) | Вызвать интерес к космическому пространству, расширять представления о профессии космонавта. Познакомить детей с космонавтами нашей страны | Углублять и расширять представления детей о профессии космонавта, воспитывать уважение к этой профессии. Продолжать знакомить детей с космонавтами нашей страны |
Виды деятельности | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа | |||
Спортивное развитие | Спартакиада "Мы сильные, смелые, ловкие" | |||||
Изобразительная деятельность | Выставка детских изобразительных работ "Наши Защитники Отечества", «Семейное древо», «Герб моей семьи» | |||||
Игровая деятельность | "Наша армия" — разрезные картинки, лото на военную тематику. Сюжетно-ролевые игры "Летчики", "Пограничники" | «Рода войск" — пазлы, раскраски, лото на военную тематику. Сюжетно-ролевые игры "Мы — моряки", "Будущие космонавты" | "Рода войск" — пазлы, раскраски, лото на военную тематику. Сюжетно-ролевая игра "Мы — военные" | |||
Изготовление подарков | Изготовление открыток для пап и дедушек "Корабль", «Самолет" | Изготовление открыток для пап и дедушек Медаль» - награда | Изготовление открыток для пап и дедушек "Вертолет" | |||
Познавательное развитие | Тематические занятия. Беседы и рассматривание иллюстраций о защитниках нашей Родины | Тематические занятия "Что такое героизм?" Связь времён | Выпуск газеты а группе "Защитники мира" | |||
Работа с семьёй | Создание альбомов "Мой папа", Презентация «Папа ты лучший!» с иллюстрациями и фотографиями; Выставка рисунков «Мемориал славы Воинам-славы. | |||||
Музыкальная деятельность | Музыкальные праздники «Отважные защитники», «Школа молодого бойца», "Защитники Родины" Праздник «Спасибо деду за Победу» | |||||
Конструкторская деятельность | Конструирование Самолета из деревянных кубиков | Конструирование корабля из напольного конструктора ЛЕГО | Изготовление военной техники из природного материала |
Ожидаемые результаты:
Воспитанники знают:
- свое имя, отчество, адрес; название своего города, страны;
-что такое семья и для чего она создается;
-историю своего рода, своей семьи; роль каждого члена семьи в жизни;
-составлять короткий рассказ о жизни и быте мордовского народа и русских;
-составить родословную моей семьи;
- названия распространённых деревьев и кустарников, животных, птиц;
- традиции и обычай мордовского и русского народов (так как все связаны);
- народные и национальные костюмы русских и мордвы;
-символику России и Республики Мордовия (гербы, флаги, отличать и сравнивать; имена прославленных людей;
- важные православные и календарно – обрядовые праздники, их смысл и значение.
Список литературы:
- Алешина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. – М.: ЦГЛ, 2005.
- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2005.
- Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М., 2004.
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». [Электронный ресурс] // режим доступа: http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml.
- Буре Р.С. Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. – М.: Просвещение, 2004.
- Данилина Г.Н. Дошкольнику - об истории и культуре России. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» М.: АРКТИ,2005
- Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
- Зацепина М.Б. Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников: Для работы с детьми 5 - 7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2008
- Нечаева В.Г., Маркова Т.А., Жуковская П.И. Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для воспитателей. – М., 1984.
- Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы М.: ТЦ Сфера, 2005
- Позднякова Е.А. Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении. –Волгаград: Учитель, 2008.
- Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи
Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...
Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества»
Воспитание любви к своей Родине — задача не только важная, но и сложная. Особенно, когда она применительно к детям раннего возраста. Эта сложность заключается в том, что делае...
Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более у...
Краткое сообщение о ходе работы по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников в рамках самообразования по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников с использованием метода музейной педагогики».
В этом сообщении представленно описание моей работы по самообразовании....
Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников
Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическом...
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» тема выступления «Патриотическое воспитание как залог формирования здоровой нравственности»
«Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только пе...