"Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры"
методическая разработка (старшая группа)
"Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры" авторы О.Л.Князева, М.Д.Маханева.
Образовательная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой рассчитана на работу с детьми младшего и старшего дошкольного возраста – с 2,5 до 7 лет. Оптимальные условия для развития ребёнка – это продуманное соотношение свободной, регламентированной и нерегламентированной деятельности. Объём регламентированной (НОД) деятельности в год составляет 35 часов. В процессе НОД сочетается групповая и индивидуальная работа. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными и психофизиологическими особенностями детей.
Актуальность темы:
Актуальность выбранной мною темы определяется потребностью нашего общества в духовно - нравственном воспитании детей на основе традиций и культуры русского народа.
Ценность народных традиций огромна, и их утрата невосполнима какими - то ни было материальными благами. Традиции – хранители народной культуры.
Через народные истоки ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. К тому же это дает возможность нашим детям почувствовать себя частью великого целого – своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, вырастить настоящих патриотов своей Родины.
Гражданское, патриотическое, духовно - нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня возникает необходимость возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.
Задачи:
1.Воспитывать интерес к познанию культуры русского народа.
2.Дать представления об особенностях жизни русского народа, его лучших национальных качествах в разнообразных видах деятельности: речевой, игровой, музыкальной, художественной, театральной.
3.Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, открытость к общению со взрослыми и со сверстниками.
4. Воспитывать у детей любовь к своей семье, Родине, уважение к культуре и традициям русского народа, чуткое отношение к окружающей действительности, народному слову.
5.Расширять знания детей о малых жанрах фольклора;
Формы работы с детьми по ознакомлению с русской народной культурой:
Беседы «Народные традиции».
Рассматривание изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов;
Дидактические игры: «Русский народный костюм»;
«Сложи картинку»;
«Собери узор»;
«Укрась кокошник»;
«Чей костюм?»;
«Что лишнее?»;
«Обведи элемент».
Драматизация русских народных сказок: «Репка»;
«Колобок»;
«Курочка ряба»;
«Козлята и волк»;
«Теремок»;
«Маша и медведь»;
«Заюшкина избушка»;
«Лиса и заяц»;
«Лиса и волк» и т.д.
Праздник «Широкая масленица»
Развлечения: Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен.
Использование народных игр: «Гуси - лебеди»;
«Заря - заряница»;
«Горелки»;
«Пятнашки»;
«Краски»;
«Карусель»;
«У медведя во бору»;
«Тетере»;
«Про чижика»;
«Рыбаки и рыбки»
в том числе хороводных - «Кукушка»; «Заинька - горностаинька»; «Овощи»; «Игра с колокольчиком» и т.д.
Кроме того, параллельно ведётся просветительская работа с родителями, направленная на ознакомление их особенностями традиционной народной культуры, с принципами воспитания уважения к иным культурным традициям.
С этой целью были организованы такие формы работы с родителями, как консультации
- «Фольклор в воспитании детей».
- «Пойте своим детям колыбельные».
- «Влияние народных праздников на духовно - нравственное воспитание личности ребенка».
- «Роль сказки в развитии речи детей».
- «Учите детей отгадывать загадки».
Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу.
В заключение можно сделать вывод:
У детей имеются представления о ценности и своеобразии народной культуры, но в выборе дети все - таки отдают предпочтение знакомым праздникам. У детей отмечается активный интерес, дети интересуются культурными традициями, которые имеют непосредственное к ним отношение, были ими пережиты. Проявляют инициативу, самостоятельность, желание отразить в своей игре, деятельности полученные знания о культурных традициях семьи.
У родителей:
Познакомились с культурой и традициями своего народов, спецификой народных праздников через активные формы взаимодействия педагога и детей. Познакомились с традициями народных праздников и принципами организацией воспитания в семье, направленного на приобщение детей к традиционной народной культуре и формирование толерантного отношения к культуре различных народов.
В группе совместно с родителями был создан музей народного быта, в котором дети имели возможность познакомиться с особенностями устройства жилища, быта.
Создана картотека подвижных народных игр и фольклора.
Выставка совместного творчества детей и родителей, на которой представлены предметы народного декоративного творчества (Пасхальные яйца», матрешки, бумажные и тряпичные куколки)
Тематические выставки «Дымка», «Гжель», «Хохлома», «Городец» и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет "Приобщение дошкольников к истокам народной культуры":«Психолого-педагогические аспекты приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры».
Выступление на педсовете "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры" (краткая форма)....
Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством устного народного творчества
Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем ...
Конспект совместной деятельности с детьми средней группы «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» Тема: «Русская изба»
"Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры"...
Проект Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.
quot;Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". И потому, каждая сказка несет в себе главную мысль: беречь то, что нас окружает, быть настоящим другом, помогать друг - другу, смело боро...
Консультация «Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.»
Консультация «Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.» была подготовлена к проекту " Русская народная сказка – как средство приобщения дошко...
«Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры»
laquo;Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры»...
«Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры»
Воспитание народной сказкой....