Мини -музеи в ДОУ
методическая разработка

Липина Татьяна Павловна

Музейная педагогика в условиях детского сада

  позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;

  является действенным модулем развивающей предметной среды; средством индивидуализации образовательного процесса;

  способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры; расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;

  помогает наладить сотрудничество педагогического коллек­тива дошкольного учреждения с родителями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini-muzei_v_dou.docx24.84 КБ
Файл mini-muzei_v_dou.pptx1.43 МБ

Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня я пришла к вам не с пустыми руками. (Держу в руках поднос с глиняной посудой)

Посмотрите, пожалуйста, что это? (Демонстрирует). Как вы думаете, о чем сегодня пойдет наш разговор? А если я уточню, что всё это – экспонаты! Да, вы правы, речь сегодня пойдет о музее.  А что такое музей?

Для начала небольшая историческая справка. Из истории слова

Слово «музей» происходит от слова «муза».

В древнегреческой мифологии музы — дочери бога Зевса, покровительницы наук и разных видов искусств. Храмы, посвященные музам, назывались музеонами. Соответственно, изначально музей — это храм муз.

Музеи — неотъемлемая часть культурного наследия. Они охватывают практически все сферы жизни человечества: искусство, науку в целом, историю, географию и т.п.

Музей — это учреждение, которое комплектует, хранит и изучает памятники истории, искусства, культуры и представляет их для просмотра людям.

        В современной педагогике существует направление под названием музейная педагогика. Коллеги, как вы думаете, что это, может кто-то знает?

Музейная педагогика — достаточно известное направление современной педагогики. Она имеет длительную историю, хотя в дошкольном образовании стала играть существенную роль только в последние десятилетия. Музейная педагогика помогает решать практически все задачи дошкольного образования. Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию.

Изначально музейная педагогика подразумевала прежде всего сотрудничество детского сада и музея, организацию посещений, экскурсий в музеи разной тематики. Сотрудники музеев разрабатывали специальные экскурсии для дошкольников, организовывали различные мероприятия.

Несомненно, экскурсии в музеи, особенно семейные, благоприятно влияют на развитие ребенка. В то же время отмечено, что посещение музеев детьми дошкольного возраста не всегда приносит ожидаемый педагогический эффект.

Какие трудности возникают при сотрудничестве детских садов и музеев?

- Музей расположен далеко от д/с;

- Сложность при организации экскурсии (необходимо организовать сопровождение, проезд, согласовать с руководством ДОУ, родителями);

- Эмоциональный настрой детей (дети после посещения бывают либо утомлены, либо слишком эмоциональны);

- Материальная составляющая (выставки и тематические экскурсии обычно платные, или расходы при организации существенны);

- Нарушают привычный режим ДОУ;

- Тема экскурсий (не соответствует возрасту, программному содержанию).

Да, коллеги, подобные трудности действительно возникают. (Дополнить, есть что-то не названо)

Учитывая все эти сложности, которые могут возникнуть при взаимодействии музеев с ДОУ, логичным решением является организация работы в другом направлении.

Как вы думаете, коллеги, каким образом еще можно вести работу? Все также приобщая детей к культурно-историческому наследию, стимулируя познавательную активность, взаимодействуя с семьями воспитанников? 

Правильно, необходимо организовать свой музей, а точнее мини-музей.

Одна из основоположников отечественного дошкольного образования XX века Елизавета Ивановна Тихеева отмечала, что для дошкольников гораздо полезнее, когда музей сам приходит в гости к ребенку. В настоящее время о создании и использовании мини-музеев в ДОУ можно говорить как об отдельном направлении дошкольной музейной педагогики. В детских садах всех регионов создаются самые разнообразные мини-музеи, разрабатываются занятия с их использованием, реализуются интересные формы работы с семьей. В отдельных регионах проводятся конкурсы на лучший мини-музей, конференции, мастер-классы, фестивали дошкольных музеев. Педагоги дошкольных учреждений самостоятельно или совместно с музейными работниками разрабатывают музейно-образовательные программы, циклы занятий. В детских садах появились специальные педагоги дополнительного образования — музейные педагоги (педагоги по музейной работе).

Давайте перечислим, какие основные преимущества, на ваш взгляд, существуют при создании мини-музеев в ДОУ? 

- Мини-музей расположен в ДОУ;

- Экспонаты мини-музея можно трогать руками (экспонаты собираются педагогами, родителями);

- Дети – создатели, участники;

- Мини-музей вносит разнообразие в развивающую предметно-пространственную среду;

- Можно пригласить детей других групп ДОУ;

- Соответствует возрасту детей, разнообразят и дополняют образовательный процесс;

Вы правы, это является преимуществами создания мини-музея в детском саду.

Но при создании мини-музеев в ДОУ необходимо придерживаться определенным принципам построения музейной экспозиции:

• Принцип наглядности: при подборе коллекции учитывается, прежде всего, образовательная функция. Коллекция музея должна содержать большой наглядный и практический материал.

• Принцип учета возрастных особенностей: значительное внимание при организации среды уделяется доступности подобранного материала и учёту возрастных особенностей дошкольников.

• Принцип интеграции: где содержание музея позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей, природой, культурой и т д.

• Принцип деятельности: музей предоставляет ребёнку возможность реализовать разные виды изодеятельности, такие как пополнение музея работами, выполненными своими руками; рисование картин, изготовление глиняных игрушек, роспись посуды, игра с народными игрушками.

• Принцип культуросообразности: музей приобщает дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям (отношение к природе, к культуре, к социуму).

• Принцип гуманизации: музей создаёт условия для всестороннего развития ребёнка, поддерживает его инициативу, творческую деятельность в образовании. Здесь созданы все условия для новых отношений в системе «ребёнок – педагог» и перехода на диалоговую форму обучения.

• Принцип разнообразия: экспонаты музея разнообразны.

• Принцип экологичности и безопасности: мини-музей не создаёт угрозу здоровью и безопасности дошкольника.

• Принцип непрерывности: музей, являясь частью образовательного пространства детского сада, связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, отражая тематику занятий, экскурсий и прогулок.

• Принцип партнёрства: музей является результатом сотрудничества взрослых и детей и благодаря чему реализуются права ребёнка.

Как вы думаете, коллеги, что может быть основой для создания мини-музея?

- Образовательная необходимость (необходимо интересно и необычно рассказать о том или ином явлении, предмете)

- Познавательная активность детей (появился интерес, желание узнать, откуда это берется?)

- Инициатива взрослого (педагога, родителя).

Да, коллеги, правильно. Расскажите, какие мини-музее есть в вашем дошкольном учреждении и по чьей инициативе они были созданы.

Темы мини-музеев могут быть разнообразными:

  • «Чудо-дерево» – знакомство со строением и разнообразием деревьев, взаимосвязями растений и животных, значением деревьев в жизни людей; необходимость бережного отношения к природе;
  •  «Лучший друг» – экспозиции связаны с рассказами о разных породах собак, об их происхождении, о разных материалах (сравнение стеклянных, глиняных, бумажных фигурок), о роли собак в жизни человека;
  • Мини-музей книги – знакомство с историей возникновения книг, воспитание интереса к чтению, рассказ о роли книги в жизни человека, о разных писателях, о том, как появилась и развивалась грамота;
  • «Игрушки-забавы» – здесь могут быть собраны экспонаты, привлекающие внимание именно малышей: крупные, яркие, звучащие, развивающие игрушки (куклы, машинки, фигурки животных и неизвестных науке существ);
  • «Мой родной город» – знакомство с историей города, его интересными местами, воспитание патриотических чувств, любви к своему городу; знакомство с особенностями своего района, его историей, памятными местами, составление рассказов о городе, районе, создание серии собственных рисунков, сравнение их с фотографиями, открытками;
  • «Наша родина – Россия» – знакомство с историей, культурой, природными особенностями нашей страны, воспитание патриотизма, знакомство с народными промыслами, с бытом россиян в разное время, с историческими и памятными местами; развитие речи; формирование представлений об историческом времени, связи со своими предками;
  • «Театральные куклы» – приобщение дошкольников к миру искусства, миру театра. Развитие моторики, речи, предоставление условий как для самостоятельной игры, так и для работы в коллективе (постановка спектаклей), сочинение сценариев, сказок;
  • и др.

А давайте подумаем, как мини-музей может помочь организовать образовательный процесс в ДОУ? Какие виды деятельности совместно с детьми можно организовать  в мини-музее?

- Мини-музей – это познавательный центр, тематический уголок, зона удивления, любования, в шаговой доступности;

- Мини-музей – часть развивающей предметно-пространственной среды, которая может быть использована для организации сюжетно-ролевых игр («Мы в музее», «Я - экскурсовод» и др.);

- Мини-музей – уголок для опытно-исследовательской деятельности, уголок самостоятельной деятельности, уединения.

- Мини-музей – как центр при проведении тематического вечера, праздничного мероприятия;

Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить ваше внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, – важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе работы с экспозициями мини-музеев.

Это могут быть разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, игры-графические упражнения, интеллектуально-творческие игры, дидактические игры.

Помимо игр можно использовать такие виды работы, как:

  • заполнение музейных дневников, в которых могут быть представлены детские рисунки, коллажи, аппликации, схемы;
  • выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т. д.)

И в заключении подведем итоги.

Цели и задачи мини-музея

Музейная педагогика в условиях детского сада

  • позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;
  • является действенным модулем развивающей предметной среды; средством индивидуализации образовательного процесса;
  • способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры; расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;
  • помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями.

Педагогические функции музея:

  • • Образовательные:
  • • развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации;
  • • использование дидактических материалов, расширяющих рамки образовательной программы, стимулирующих интерес к искусству;
  • • Развивающие:
  • • активация мышления;
  • • развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно- физиологических структур;
  • • обогащение словарного запаса;
  • • Воспитательные:
  • • формирование личностных качеств, взглядов, убеждений;
  • • становление умственного, нравственного, трудового, эстетического и экологического воспитания;


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Мини – музеи в детском саду». Подготовила: Т.П.Липина старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 50 « Дюймовочка »

Слайд 2

Музей - (греч.) храм муз

Слайд 3

Музей - это учреждение, которое комплектует, хранит и изучает памятники истории, искусства, культуры и представляет их для просмотра людям.

Слайд 4

Музейная педагогика инновационная педагогическая технология . Музейная педагогика - научно-практическая дисциплина на стыке музееведения , педагогики и психологии , рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и ребенка .

Слайд 5

« Взаимодействие дошкольных учреждений с музеями» Какие трудности возникают при сотрудничестве детских садов и музеев ?

Слайд 6

- Музей расположен далеко от детского сада; - Сложность при организации экскурсии (необходимо организовать сопровождение, проезд); - Эмоциональный настрой детей (дети после посещения бывают утомлены); - Материальная составляющая (выставки и тематические экскурсии обычно платные); - Нарушается привычный режим ДОУ; - Тема экскурсий не соответствует возрасту, программному содержанию. « Взаимодействие дошкольных учреждений с музеями»

Слайд 7

Мини-музей! «… Для дошкольников гораздо полезнее, когда музей сам приходит в гости к ребенку». профессор Е.И. Тихеева

Слайд 8

«Создание мини-музея в детском саду» Какие преимущества , на ваш взгляд, существуют при создании мини - музеев в ДОУ ?

Слайд 9

- Мини-музей расположен в ДОУ; - Экспонаты можно трогать руками ; - Дети – создатели! - Мини – музей в носит разнообразие в развивающую предметно-пространственную среду - Посетители – родители и дети ДОУ; - Соответствует возрасту детей, разнообразят и дополняют образовательный процесс. « Создание мини-музея в детском саду»

Слайд 10

Принципы построения музейной экспозиции: • Принцип наглядности: при подборе коллекции учитывается, прежде всего, образовательная функция. Коллекция музея должна содержать большой наглядный и практический материал. • Принцип учета возрастных особенностей: значительное внимание при организации среды уделяется доступности подобранного материала и учёту возрастных особенностей дошкольников.

Слайд 11

• Принцип интеграции: где содержание музея позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей, природой, культурой и т д. • Принцип деятельности: музей предоставляет ребёнку возможность реализовать разные виды изодеятельности , такие как пополнение музея работами, выполненными своими руками; рисование картин, изготовление глиняных игрушек, роспись посуды, игра с народными игрушками.

Слайд 12

• Принцип культуросообразности : музей приобщает дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям (отношение к природе, к культуре, к социуму ). Принцип гуманизации : музей создаёт условия для всестороннего развития ребёнка, поддерживает его инициативу, творческую деятельность в образовании. Здесь созданы все условия для новых отношений в системе «ребёнок – педагог» и перехода на диалоговую форму обучения.

Слайд 13

• Принцип разнообразия: экспонаты музея разнообразны. • Принцип экологичности и безопасности: мини-музей не создаёт угрозу здоровью и безопасности дошкольника.

Слайд 14

• Принцип непрерывности: музей, являясь частью образовательного пространства детского сада, связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, отражая тематику занятий и экскурсий. • Принцип партнёрства: музей является результатом сотрудничества взрослых и детей и благодаря чему реализуются права ребёнка.

Слайд 15

«Основа мини-музея» Укажите, что может быть основой для создания мини-музея?

Слайд 16

- Образовательная необходимость; - Познавательная активность детей; - Инициатива взрослого. « Основа мини-музея»

Слайд 17

Темы мини – музеев: « Чудо-дерево» – знакомство со строением и разнообразием деревьев, взаимосвязями растений и животных, значением деревьев в жизни людей; необходимость бережного отношения к природе; «Лучший друг» – экспозиции связаны с рассказами о разных породах собак, об их происхождении, о разных материалах (сравнение стеклянных, глиняных, бумажных фигурок), о роли собак в жизни человека; Мини-музей книги – знакомство с историей возникновения книг, воспитание интереса к чтению, рассказ о роли книги в жизни человека, о разных писателях, о том, как появилась и развивалась грамота.

Слайд 18

Мини-музей « Книжкина семья» Мини-музей «Веселый карандаш»

Слайд 19

Мини-музей «Глиняные изделия» Мини-музей песка

Слайд 20

Мини-музей «Такие разные куклы» Мини-музей «В гостях у сказки»

Слайд 21

«Мини-музей и образовательный процесс» Какие виды деятельности можно организовать с помощью мини-музея?

Слайд 22

-Мини-музей – это познавательный центр, тематический уголок, зона удивления, любования, в шаговой доступности; - Мини-музей – часть развивающей предметно-пространственной среды, которая может быть использована для организации сюжетно-ролевых игр («Мы в музее», «Я - экскурсовод» и др.);

Слайд 23

- Мини-музей – уголок для опытно-исследовательской деятельности, уголок самостоятельной деятельности, уединения. - Мини-музей – как центр при проведении тематического вечера, праздничного мероприятия;

Слайд 24

Игры музейного содержания: игры-развлечения , игры-путешествия , игры-графические упражнения, интеллектуально-творческие игры , дидактические игры и др.

Слайд 25

Цели и задачи мини – музея : позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы; является действенным модулем развивающей предметной среды; средством индивидуализации образовательного процесса; способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры; расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности; помогает наладить сотрудничество педагогического коллек­тива дошкольного учреждения с родителями.

Слайд 26

Развивающие: активация мышления; развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно- физиологических структур; обогащение словарного запаса; Воспитательные: формирование личностных качеств, взглядов, убеждений; становление умственного, нравственного, трудового, эстетического и экологического воспитания ; Образовательные: развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации; использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к искусству; Педагогические функции музея

Слайд 27

Творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы в мини-музее группы №10 «Земляничка». «Музей идет в детский сад»

В нашей группе по результатам анкетирования и опроса родителей воспитанников группы был создан мини-музей «Рязанская горенка». Родители  и сами оказались активными помощниками в создании ми...

Реализация проекта "Дети в музее" в детском саду. Организация образовательной деятельности детей в рамках проекта "Дети в музее". Мини- музей в детском саду

В современном обществе музеи продолжают свою культурную  и просветительскую деятельность. Именно в дошкольном возрасте необходимо приучать ребенка к нравственно- культурным ценностям, муз...

Проект мини-музей «Мир воздуха » Руководитель мини-музея: Горкина С.С.- воспитатель первой категории р.п. Пышма МБДОУ ПГО « Пышминский детский сад № 7».

Наименование мини-музея: мини-музей «Мир воздуха »Профиль музея:  познавательно- исследовательский.   Цель:Изучение детьми воздуха и способы его обнаружения.Формировать осоз...

Обогащение предметно-развивающей среды посредством создания мини-музея в группе. Наш мини- музей "Чудо-дерево"

Каждое посещение нашего мини-музея – это деятельность, имеющая учебную, воспитательную, развивающую цель. В мини-музее  в условиях группы происходит развитие познавательных интересов и познавател...

Мини-музей "Музей русского быта"

Музей создан для ознакомления дошкольников с условиями жизни русского народа в старину....

Мини-музей «Музей сказки» в первой младшей группе №6

Цель проекта:-приобщение к словесному искусству; формирование интереса к потребности в чтении. Задачи:Для детей:- ознакомить детей с фольклором;-способствовать развитию речи, расширению кругозора...