Познавательно – творческий проект «Рождество Христово»
проект (средняя группа)
Рождество - издавна отмечался как праздник добра, милосердия, однако в настоящее время утрачены знания и понимания традиции этого праздника. Мы полагаем, что ознакомление с традициями Рождества позволит решить важные задачи нравственного воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rozhdestvo.docx | 203.04 КБ |
konspekt_rozhdestvo_hristovo.docx | 19.8 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ- ДЕТСКИЙ САД №4 «РЯБИНКА»
Познавательно – творческий проект
«Рождество Христово»
Подготовила: Васильева В.В.
Долгопрудный, 2020г.
Паспорт проекта
1. Вид проекта: познавательно – творческий.
2. Продолжительность: краткосрочный проект
3. Участники проекта: дети средней группы
4. Актуальность темы: Рождество - издавна отмечался как праздник добра, милосердия, однако в настоящее время утрачены знания и понимания традиции этого праздника. Мы полагаем, что ознакомление с традициями Рождества позволит решить важные задачи нравственного воспитания.
5. Цель проекта: Обобщить и расширить знания и представления детей о празднике «Рождество Христово».
6. Задачи проекта:
Образовательные задачи:
• создавать условия для формирования у детей познавательного интереса;
• познакомить детей с праздником «Рождества Христова»;
• продолжать знакомить детей с православными праздниками и обычаями.
Развивающие задачи:
• развивать внимание;
• развивать творческие способности.
Воспитательные задачи:
• воспитывать у детей милосердие, сострадание, умение прощать, быть благодарным, смелым, скромным, трудолюбивым, ответственным;
• формировать стремление радовать всех своим трудом.
7. Методы и приемы работы: непосредственно-образовательная деятельность, наблюдения, художественное слово, беседы, объяснения, пояснения.
8. Предполагаемый результат: расширить и углубить знания и представления ребенка о празднике «Рождество Христово».
План реализации проекта «Рождество Христово»
Подготовительный этап:
1. Подбор методической литературы.
2. Приготовление материалов для художественного творчества (цветная бумага, картон, клей, карандаши, акварель, приспособления для рисования нетрадиционными техниками).
3. Подбор аудио записей по теме.
4. Подбор иллюстраций
Основной этап:
* Вводная беседа на тему: «Новый год за собой Рождество ведет», рассматривание иллюстраций из детской библии.
Цель работы: Познакомить детей с традициями и обычаями проведения православного праздника «Рождество». Формировать начальные представления о православных праздниках. Развивать внимание детей при прослушивании рассказа. Воспитывать у детей милосердие, сострадание, быть благодарным.
* Заучивание наизусть части стихотворения Б. Пастернака «Рождественская звезда» .
Цель: познакомить с разнообразием написанных произведений о празднике Рождества. Побуждать в детях способность наслаждаться многообразием слов, красок, переданных поэтами с стихотворениях. Способствовать развитию мыслительной деятельности, памяти, слуха, фантазии. Обогащать и расширять словарь воспитанников. Воспитывать уважение к культурному наследию своего народа
* Чтение детской библии, художественной литературы, сказок, загадок, примет. Чтение рассказа «Светлый праздник – Рождество Христово» Веретенниковой А.
* Дидактические игры: “Времена года”, “Когда это бывает”, “Сложи картинку”, “Такая красивая елочка – опиши ее”.
Цель: формировать у детей смекалку, сообразительность, Учить осваивать различные формы приобретения опыта, развитие творческого мышления, коммуникативных навыков у дошкольников.
* Прослушивание аудиозаписи русских народных песен, колядок, заучивание их.
* Дидактические игры: “Узнай песню по словам”, “Узнай песню по мелодии”
* Занятия по теме: “Новый год за собой Рождество ведет”
– “Волшебные краски зимы”.
Цель: познакомить с нетрадиционной техникой рисования снежинок.
– “ Скоро Новый год”.
Цель: развивать познавательный интерес у детей дошкольного возраста, учить рисовать фигуры Деда Мороза и Снегурочки.
– “Рождественская звезда ”.
Цель: учить рисовать по представлению, развивать воображение, творчество. Научить детей отражать в рисунках увиденное, используя различные способы и средства изображения, в том числе и нетрадиционные способы рисования.
* Экскурсия: «Скоро Рождество» у экспозиции на территории сада.
Цель: закрепить знания о Рождестве, о изменениях, происходящих в природе; создать эмоциональный настрой: радостный, приподнятый; формировать эстетический вкус и приобщение к миру прекрасного.
* Музыкальное развлечение «Колядки».
Цель: учить детей коммуникативным особенностям, правильному соблюдению традиций на Святках, вставлять нужные колядки при разговоре на Святочной неделе.
* Рисование нетрадиционным способом на тему: «Рождественская открытка».
Цель: Помочь детям освоить новый способ изображения – рисование поролоновой губкой. Продолжать учить передавать в рисунке сказочный образ – ангела. Продолжать учить располагать изображение в соответствии с размером листа. Закреплять умение изображать форму частей, их относительную величину, расположение. Развивать творческое воображение детей, создавать условия для развития творческих способностей.
Работа с родителями:
-информационный стенд на тему: «Новый год идёт, за собой Рождество ведёт» (украшение жилища, праздничные гуляния, спортивные прогулки).
- Проведение досугов, совместно с родителями.
- Совместное изготовление поделок для выставки.
Заключительный этап:
Организованная-образовательная деятельность по художественному творчеству изготовление рождественской открытки. Фотоотчет по теме «Рождество Христово».
Результат проекта:
Были созданы условия для формирования у детей познавательного интереса. Познакомили детей с праздником «Рождество Христово», с обычаями его празднования. Таким образом, мы углубили и расширили знания и представления у детей о празднике «Рождество Христово».
Предварительный просмотр:
конспект НОД для детей 4-5 лет по познавательному и
художественно - эстетическому развитию
на тему: «Рождество Христово»
Материал и оборудование:
Снежинка, вырезанная из бумаги, рождественская елка, иллюстрации к библейским историям, бумага белая, цветная, ножницы, клей, кисти, салфетки, елочка из цветной бумаги, альбомный лист, игрушечное детское колечко, угощения для чаепития.
Цель: познакомить детей с историей возникновения праздника Рождества Христова; расширить духовный мир детей; учить слушать художественное произведение с рождественскими сюжетами.
Ход занятия:
Воспитатель: Мы с вами сейчас поговорим о том, как жили люди в старину, чем занимались. В народном календаре зима – самое «богатое» праздниками время года. Когда урожай убран, наступает период развлечений. Какие же были развлечения?
Дети: Катались на санках, на коньках, ходили в гости друг к другу, праздновали Новый год, отмечали Рождество.
Воспитатель: Мы с вами тоже отмечаем в детском саду великий святой праздник Рождества Христова. Каждый из нас – и ребенок, и взрослый – с особым чувством готовится встретить его. Но какова история возникновения этого праздника? Почему его отмечают с особым благоговением? Хотите узнать об этом? А поможет мне в этом… снежинка. Она непростая. Эту снежинку занесло в открытое окно во время Нового года к нам на елку. Снежинка что-то шепчет мне на ушко! Ребята, вы хотите узнать, что она мне шепнула? Когда она была на елочке в музыкальном зале, елочка рассказала этой снежинке свою тайну – очень интересную, почти сказочную историю о том, что произошло с ней, со всеми людьми, со всем миром почти две тысячи лет назад, когда впервые на земле праздновали великий праздник Рождества. И теперь снежинка хочет поведать эту историю вам. А снежинка пусть посидит на нашей елочке, тоже послушает и посмотрит на нас.
(Рассказ сопровождается иллюстрациями из книг)
…Давным-давно император Август захотел узнать, сколько людей живет в его государстве. Он приказал каждому жителю явиться в город, откуда он родом, и пройти перепись. Дева Мария, так звали мать Христа, и ее муж Иосиф отправились в город Вифлеем. Дорога была трудной и долгой. Иосиф шел пешком и вел за собой ослика, на котором ехала Мария. Они пришли в Вифлеем поздним вечером. Супруги хотели устроиться на ночлег в гостинице, но все гостиницы и все дома оказались переполненными, ведь в городе собралось очень много людей. И лишь одна пещера на краю города, куда пастухи загоняли овец в непогоду, дала им приют.
Этой ночью у Марии родился сын Иисус Христос. Мать спеленала Младенца и положила в ясли на солому. Не было у нее другой колыбели для ребенка.
В ту чудесную ночь зажглась на небесах новая яркая звезда. Она остановилась над пещерой и возвестила людям о рождении Христа. Первыми увидели Рождественскую звезду пастухи. Когда они пасли овец в долине возле реки, им явился светлый ангел в белоснежных одеждах. Ангел рассказал пастухам, что в пещере этой ночью родился Христос, Спаситель мира.
Мудрецы Востока – волхвы знали из древних книг, что на земле должен родиться Христос. По звезде они нашли к нему дорогу и принесли Божественному Младенцу дары: золото, ладан и смирну.
Когда родился Иисус Христос, обрадовались и люди, и звери, и птицы, и растения. В тех странах, где стояла зима, деревья зазеленели и зацвели. А елочка ведь и зимой и летом остается зеленой. Вот она и загрустила, что нечем ей порадовать Младенца. Но тут с небес упала яркая звезда, рассыпалась на осколки, и они заблестели у елочки на ветвях, как дорогое украшение.
Вот такая чудесная легенда! Вам понравилось? Как вы считаете, чего не хватает на рисунках?
Дети: Елочки!
Воспитатель: Конечно же, самой елочки! Давайте с вами сделаем не просто рисунок, а аппликацию. Я вам помогу вырезать елочку и наклеить ее на лист, а вы вырежете из цветной бумаги любое украшение и приклеите его на елочку. А чем можно украшать рождественскую елку? Давайте немного поиграем.
Физминутка с мячом «Да – нет»
Воспитатель: Я буду называть разные украшения, а вы, кто поймает мяч, отвечайте коротко: «да» или «нет».
Дети становятся в круг, воспитатель в центре круга держит в руках мяч. Воспитатель бросает мяч ребенку, задает вопрос, тот ловит, отвечает, бросает мяч обратно.
Воспитатель: Бывают на елке игрушки…(да)
Веселые Петрушки…(да)
Большая хлопушка…(да)
Сушеная лягушка…(нет)
Разноцветные флажки…(да)
Мясные пирожки…(нет)
Яркие картинки…(да)
Рваные ботинки…(нет)
Рыбки золоченые…(да)
Колбаса копченая…(нет)
Воспитатель: Ну, ребята, молодцы! Справились на славу. Теперь приступим к работе.
Воспитатель с детьми выполняют коллективную аппликацию «Елка Рождественская»
Воспитатель: Ну, вот. Теперь у Рождественской истории все картинки на месте.
Воспитатель: Когда-то давно было время, когда Рождество было не семейным праздником, а находилось в числе праздников всенародных. На центральной площади устанавливали сцену, где проводили пышные постановки, то есть спектакли о том, как появился Иисус Христос. Со временем праздник Рождества стал семейным. Так повелось, что каждая семья, справляющая Рождество, собиралась у семейного очага, где трещали в огне смоляные дрова и пел, закипая, начищенный медный чайник, или за столом, который был заставлен вкусными вещами. Зажигалась наряженная елка, сияющая цветными фонариками.
В старые времена каждая семья, отмечающая Рождество, была озабочена тем, чтобы у бедных людей тоже был праздник. Бедных приглашали в дом, сажали за стол, угощали от души или посылали в нищую хижину корзину с праздничным угощением.
А еще на Рождество проводилось много игр. Давайте поиграем в одну из них! Называется игра «Колечко, колечко». Садитесь на стулья поудобнее, выберем ведущего считалкой. И еще один из вас останется с ведущим. У ведущего в ладошках спрятано колечко. Вы тоже все складываете ладошки вместе и произносите слова «Колечко, колечко, катись на крылечко, через поле, через луг, возвращайся, сделав круг!». Водящий с колечком в ладошках подходит поочередно к каждому из сидящих и незаметно кому-то из них опускает в ладошки колечко. Второй ведущий должен отгадать, у кого в ладошках колечко. Если угадывает, то садится на место того, у кого было колечко. Если нет, все дружно произносят: «Раз, два, три, колечко, беги!». Тот, у кого колечко, убегает, а угадывающий бросается вдогонку.
Дети играют в игру «Колечко, колечко» 2 – 3 раза
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что в рождественскую ночь был обычай ходить по домам и поздравлять всех с праздником. Назывался этот обычай «колядование». Маленькие девочки и мальчики ходили от дома к дому, плясали, устраивали целые представления. Пели и специальные маленькие песенки – колядки, щедровки. В них обязательно желали хозяевам здоровья и богатства, поздравляли с Рождеством. А хозяин одаривал малышей конфетами, пряниками, мелкими монетами.
Воспитатель: Ну, и, конечно же, какое Рождество без подарков? Обычай дарить в Рождество подарки связан с преданиями о дарах волхвов. Давайте вспомним, что они подарили Иисусу?
Ответы детей
Воспитатель: Но это не значит, что мы должны тоже дарить золото и прочие дорогие подарки. Главное – чтобы подарок был сделан от чистого сердца. Чаще всего на Рождество дарят фигурки ангелочков, красивые открытки, книги.
Воспитатель: А вы не забыли о нашей гостье, Снежинке? Давайте вырежем из бумаги еще снежинки и подарим тем, кого любим.
Дети выполняют задание
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы славно потрудились!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Рождество Христово» для детей групп компенсирующей направленности старшего, подготовительного возраста.
Результатом проекта стал показ вертепного театра «Рождество Христово», где дети показали знания Библейской истории, свое...
Проект "Рождество Христово"
Актуальность темы.В настоящее время на федеральном уровне актуализируются задачи духовно – нравственного воспитания, которые раскрыты в государственных нормативных документах: «Концепции воспитания и ...
Проект "Рождество Христово"
Разработка Рождественской недели....
Познавательно - творческий проект "Рождество Христово"
Цель: дать целостное представление о православном народном празднике на Руси – Рождество Христово.Задачи:знакомство детей с рождественскими обрядами и праздничной кухней;разучивание народных подвижных...
Познавательно-творческий проект: «Рождество Христово»
Цель: дать целостное представление о православном народном празднике на Руси – Рождество Христово.Задачи: · знакомство детей с рождественскими обрядами и праз...
Познавательный досуг, сценка "Рождество Христово"
Цель: Познакомить детей с традицией празднования Рождества Христова.Задачи: Воспитывать у детей чувство сопричастности к великому празднику, формировать духовно-нравственный потенциал. Форми...
Проект "РОждество Христово" сценарий итогового развлечения по проекту
Развлечение итоговое по проекту "рождество Христово"...