«Формирование основ экологической культуры у дошкольников»
учебно-методический материал
методические материалы для воспитателей по формированию основ экологического воспитания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
frmirovanie_ekologicheskoy_kultury.docx | 19.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Формирование основ экологической культуры у дошкольников»
Воспитатель: Сергиенко Н.Н.
Экологическая культура – это одно из новых направлений дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного – ознакомления детей с природой.
Экологическая культура – это неотъемлемая часть общей культуры человека и включает различные виды деятельности, а также сложившееся в результате этой деятельности экологическое сознание человека (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы и т. д.). Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития основ экологической культуры. В этом возрасте человек наиболее восприимчив к идеалам красоты, гармонии эмоциональному единству с живой и неживой природой, чувству товарищества и коллективизма, духовному развитию и самопознанию, неформальному восприятию мира, высоким нравственным идеалам. Ребёнок чувствует чужую боль, остро воспринимает несправедливость своих и чужих поступков, стремится к подражанию, справедливым делам и поступкам Дошкольники должны понимать причины необходимости сохранения всех без исключения видов животных и растений. Их нужно учить, не рвать красивые цветы, что эти цветы могут исчезнуть и из-за нарушения места обитания, например, в результате вытаптывания. Важно, чтобы дети понимали, необходимость сохранения на Земле всех живых организмов, независимо от нашего отношения к ним. У ребенка следует формировать активную позицию, желание изменить что-либо вокруг себя в лучшую сторону (начать с малого: не бросать мусор на улице). Дать детям почувствовать, что даже от их посильных, на первый взгляд незначительных, действий зависит, каким будет окружающий мир. Ребёнок должен понимать и свою ответственность за состояние окружающей среды.
Хочется отметить тот факт, что мало кто из ребят любовался распустившимися цветами. Иногда возникало ощущение, что дети относятся к живым объектам природы как к неодушевлённым объектам. Порой они восторгаются при виде цветка, бабочки и в то же время могут раздавить бегущего по тропинке муравья. Это говорит о слабых, поверхностных знаниях детей о природе, к её объектам. Дошкольное детство благодатный период, в котором формируются базисные нравственные ориентиры, в том числе экологическая культура и грамотность. Важно сделать процесс обучения интересным и увлекательным для малыша, учить играя.
Игра имеет в дошкольном детстве первостепенное значение, она повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребёнка, создаёт оптимальные условия для воспитания и обучения. Наиболее приемлемыми играми являются экологические игры.
Экологические игры - это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании особой игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе. Знания о природе полученные детьми при помощи дидактической игры, влияют на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам «живой» и «неживой» природы.
Цель: Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умению жить в относительной гармонии с природой.
Задачи:
1.Формировать первоначальные системы ценностных ориентаций, восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы.
2.Развитие способностей детей к познанию мира природы.
3.Обучать элементарным нормам поведения в природе, формировать навыки рационального природопользования в повседневной жизни.
4. Воспитание гуманного отношения к живым организмам.
Влияние природы на ребёнка огромно. Дети ежедневно в той или иной форме соприкасаются с её объектами или явлениями, получая тем самым знания по разделам «живой» и «неживой» природы (занятия, труд в природе, прогулки, и так далее). Все полученные знания детьми о природном мире, в который входят разделы «живой» и «неживой» природе закрепляются в игровой деятельности, посредством дидактических игр: Природный мир Живая природа
Неживая природа
Человек
Животные
Объекты
Явления
Растения
Агрегатные состояния
Раздел «Живая природа»
Цель: Формирование у ребёнка представления о человеке как о части природы. Задачи: 1.Формировать у детей представления о том, что животные и растения живут, не изолировано, а в сообществах (лес, луг, водоёмы и так далее); о разнообразии животных и растений на Земле.
2.Развивать у детей представления о сходстве и различии объектов живой природы (людей, животных, растений), находить общие закономерности построения и развития организмов.
3.Формировать элементарные представления о строении и функциях органов и систем организма человека, формировать понимание зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды.
4.Воспитывать стремление к здоровому образу жизни в гармонии с природой.
Раздел «Неживая природа»
Цель: Систематизация и углубление представлений детей о явлениях и объектах неживой природы как факторах экологического благополучия.
Задачи:
1.Систематизировать знания детей о таких явлениях и объектах как свет, воздух, вода, почва, температура.
2.Формировать представления о взаимосвязях живой и неживой природы, зависимость состояния живых организмов в частности и экологического благополучия на планете в целом от наличия и качества этих явлений и объектов.
3.Развивать способность эстетической оценки окружающей природы.
4.Воспитывать бережное отношение к компонентам неживой природы
Виды дидактических игр:
1. Игры-путешествия.
2. Игры поручения.
3. Игры-предложения.
4. Игры-загадки.
5. Игры-беседы.
Структура проведения дидактической игры:
1.Дидактическая задача определяется целью обучающегося и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающуюся деятельность.
2.Игровая задача: осуществляется детьми. Дидактическая задача реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребёнка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована в предмет перед детьми в виде игрового замысла (задачи).
3.Игровые действия – основа игры. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.
4.Правила игры. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.
5.Подведение итогов (результат) – проводится сразу по окончании игры: подсчёт очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды победительницы и так далее. Необходимо отметить достижения
Основные условия проведения дидактической игры экологического воспитания:
1.Наличие у педагога определённых знаний и умений относительно дидактических игр.
2.Выразительность проведения игры. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре.
3.Необходимость включения педагога в игру. Он является и участником и руководителем игры.
4. Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение.
5.Cредства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.
6.Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания
Помимо этого роль педагога состоит и в том, чтобы в игре :
- продолжать обучение;
- развивать творческое воображение и фантазию;
- расширять представления об окружающей природе;
- способствовать дальнейшему развитию коммуникативных навыков.
Для того, что бы игра стала интересной, увлекательной и результативной учитываю следующие дидактические принципы: :
доступность, повторяемость, поочередность выполнения заданий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы по формированию основ экологической культуры у дошкольников
Проект: «Юные защитники природы» Актуальность темы:Экологическое воспитание — это направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления с природой. Процесс вза...
Программа взаимодействия с семьёй. Тема: "Формирование основ экологической культуры у дошкольников"
Программа взаимодействия с семьёй. Тема: "Формирование основ экологической культуры у дошкольников"...
Формирование основ экологической культуры старших дошкольников средствами ТРИЗ
Целенаправленное, систематическое использование методов, приемов ТРИЗ в работе по формированию основ экологической культуры старших дошкольников позволяет сформировать у детей системные знания об объе...
Отчет по самообразованию Тема "Формирование основ экологической культуры старших дошкольников"
Все хорошее в людях – из детства!Как истоки добра пробудить?Прикоснуться к природе всем сердцем:Удивиться, узнать, полюбить!Мы хотим, чтоб земля расцветала,И росли, как цветы, малыши,Чтоб для них экол...
«Деятельностный подход и опытно-экспериментальная работа, как способ формирования основ экологической культуры у дошкольников».
Использование проектных методов с целью формирования основ экологической культуры у дошкольников, как наиболее эффективный в процессе экологического воспитания в свете ФГОС ДОО....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ на тему: «Формирование основ экологической культуры у дошкольников»
Экологическая культура – это одно из новых направлений дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного – ознакомления детей с природой.Экологическая культура – э...