«Сохраним традиции наших предков»
материал

Митяева Виктория Александровна

Семинар-практикум для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx24.99 КБ
Файл fotootchyot.pptx440.97 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Сохраним традиции наших предков».

Актуальность: В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождение и расцвета культурных традиций народов России. Не секрет, что Россия переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушаются традиции, рвутся нити связывающие старшее и младшее поколение. В связи с этим встает вопрос о том, чтобы возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотическое воспитание, которые живы в людях старшего поколения.

ЦельПриобщение детей к народным традициямисторическому прошлому, национальной культуре, развитие интереса к устному народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности.

Задачи:

1. Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество.

2. Развивать эмоциональную отзывчивость, фантазию, творческие способности дошкольников.

3. Пробудить и развивать интерес у детей к российской истории и народным традициям, расширяя знания о русском народном творчестве.

4. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам.

5. Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

6. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через приобщение к устному народному творчеству, знакомство с календарными праздниками их обычаями и традициями.

Оборудование и материалы:

Карточки с названиями команд «Роза»«Мимоза», цветные фишки, конверты, карточки, разрезанные на слоги, бумажная ваза, лепестки оранжевого, розового, голубого цвета, магнитная доска.

План проведения:

1 Теоретическая часть:

Консультация на тему

2 Практическая часть:

1 задание. Конкурс пословиц

2 задание. Игра «Собери пословицу»

3 задание «Сказки»

4 задание «Обьяснялки»

3 часть Рефлексия.

«Цветок»

Ход семинара

1 Теоретическая часть.

Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. И как важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народанародные традиции, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное.

Приобщение детей к народным традициям и историческому прошлому является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Как отмечал Д. С. Лихачев, "мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи: Национальные отличия сохраняются и в ХХI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний". Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Решая задачу воспитания у дошкольников патриотизма, интереса к традициямпрошлому нашего народа. Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия. Поэтому нам, педагогам, необходимо продолжать знакомить дошкольников с устным народным творчеством.

В своей работе употребляем, в первую очередь, фольклор. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков.

Практический опыт показал, что для детей младшего дошкольного возраста более доступными являются малые фольклорные формы – потешки, загадки, считалки, короткие сказки. В среднем возрасте все большее место отводится народным сказкам, пословицам, поговоркам. Со старшими детьми, кроме более сложного фольклорного материала, используется беседа. Организуюм беседы с использованием пословиц и поговорок. Регулярно проводятся народные праздники: Осенние посиделки, Покров, Масленица, Зимние святки. Активными участниками, которых являются и взрослые, и дети. Насыщенность народного праздника творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулируют интерес детей, а главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные духовные и эстетические ценности.

Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства, хотя именно в них радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Формируя у детей устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают их быть честными и правдивыми.

Особое внимание мы уделяем укреплению связей с родителями.

В уголках для родителей помещается материал по народному календарю, по народным праздникам «Пасха»«Рождество»«Новый год»«Масленица» и др. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу. Родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в проведении русских народных праздников, в изготовлении атрибутов в мини-музее «Русской избы», в украшении групп к русским народным праздникам «Пасха»«Рождество»«Новый год»«Масленица», участвуют в играх, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях.

Таким образом, в устном народном творчестве как нигде сохранились особенности национального характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для реализации позитивного нравственно-этического, гражданственного потенциала в силу особой податливости ребенка-дошкольника к системе воспитательных воздействий со стороны мира взрослых.

2. Практическая часть:

Ведущий: Давайте мы с вами разделимся на две команды. А поможет нам жеребьевка. Раздаются карточки со словами «роза»«мимоза». Воспитатели делятся на две группы.

Ведущий: - Как в любой игре, у нас есть правила. Вопросы будут задаваться по очереди каждой команде. За правильный ответ команда получает фишку.

- А сейчас хочу представить наше глубокоуважаемое жюри.

(Представление жюри)

1. Задание. Конкурс пословиц.

Воспитатель: Команды готовы? Ну, тогда, пожалуй, начинаем.

У меня к вам есть вопрос,

Кто пословиц знает воз?

Вот это и будет нашим первым конкурсом.

Я буду начинать пословицу, а вы должные закончить. Слушаем внимательно. И так первая пословица для команды. (поочерёдно каждой команде)

1. Волков бояться – (в лес не ходить).

2. Всякое дело – (мастера боится).

3. Делу время – (потехе час).

4. За двумя зайцами погонишься – (ни одного не поймаешь).

5. Не хвались началом – (хвались концом).

6. У ленивого Федорки – (всегда отговорки).

7. Человек без друзей – (что дерево без корней).

8. Семь раз отмерь – (один раз отрежь).

9. Лениться да гулять – (добра не видать).

10. Без труда – (не вытащишь и рыбку из пруда).

2 задание:

2 Задание: Игра «Собери пословицу» Составить пословицу по карточкам, которые разрезаны на слоги.)

1) ПОД ЛЕ ЖА ЧИЙ КА МЕ НЬ ВО ДА НЕ ТЕ ЧЁТ

2) КОН ЧИЛ ДЕ ЛО ГУ ЛЯЙ СМЕ ЛО

3) ЖАР КОС ТЕЙ НЕ ЛО МИТ

4) НЕ ВСЁ КО ТУ МАС ЛЕ НИ ЦА

5) ШИ ЛО В МЕШ КЕ НЕ УТА ИШЬ

6) НЕТ МИ ЛЕЕ ДРУЖ КА ЧЕМ РОД НАЯ МА ТУ ШКА

7) ДОБ РОЕ СЛО ВО И КОШ КЕ ПРИ ЯТ НО

Молодцы! Хорошо поработали.

3 задание «Сказки»

Ведущий: В этом конкурсе мы проверим, как вы знаете сказки. Я буду поочередно задавать командам вопросы. И так первый вопрос.

1. Сказочная героиня, владелица первого в мире летального аппарата (Баба – Яга)

2. Животное, в которое была заколдована Кощеем Бессмертным прекрасная девушка (Лягушка).

3. Имя сестры Бабы – Яги, хозяйки болот (Кикимора).

4. Где находится смерть Кощея? (Дуб, сундук, заяц, утка, игла).

5. От кого ушёл Колобок? (От дедушки, бабушки, зайца, волка, медведя).

6. Какая курочка снесла золотое яичко? (Курочка Ряба).

7. Кто из животных пострадал, ловя рыбу из проруби? (Волк).

8. В кого превратился Иванушка, испив водицы из лужи? (козлёночка).

9. Кто из героев русских народных сказок был хлебобулочным изделием? (Колобок.)

10. Какие русские народные сказки повествуют о проблеме отдельной жилплощади? («Теремок»«Лиса и Заяц».

11. Какой вид энергии использовала Баба-Яга, летая в ступе? (Нечистую силу.)

12. Какая домашняя птица занималась изготовлением изделий из драгоценных металлов для своих хозяев? (Курочка Ряба.)

4 задание:

У сказочных героев и предметов есть двойные имена и названия. Я вам говорю начало имени, а вы вспоминаете окончание.

• Кощей… (Бессмертный)

• Елена… (Прекрасная)

• Василиса…. (Прекрасная или Премудрая)

• Сестрица… (Аленушка)

• Финист… (Ясный сокол)

• Иван…. (Царевич или дурак)

• Братец… (Иванушка)

• Змей ….(Горыныч)

• Крошечка… (Хаврошечка)

• Заяц… (Хваста)

6 задание «Объяснялки»

Нужно объяснить старинные слова, которые встречаются в русских народных сказках и былинах:

• горница (чистая половина в крестьянской избе)

• портки (штаны)

• косоворотка (рубаха с косым воротом)

• рать (войско)

• чело (лоб)

• изгородь (ограда)

• перст (палец)

• око (глаз)

• уста (рот, губы).

Ведущий благодарит участников, предоставляет слово жюри для оглашения результатов игры и награждения команд.

3. Заключительная часть.

Проведение рефлексии «Цветок».

Используемая литература:

1. «Русское народное творчество детскому саду. Книга для воспитателей детских садов». А. П. Усова. Изд. 3-е. М.: «Просвещение», 1972.

2. Русский фольклор / Под ред. В. П. Аникина; - М.: Худ. Лит., 1985.

3. О. Л. Князева, М. Д. Маханёва «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» СП. Издательство «Детство-Пресс», 1998.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Традиции наших предков в русских народных сказках.

"Репка", "Курочка Ряба" - сказки, знакомые каждому малышу, но что они могут рассказать взрослым о традициях наших предков?...

Консультация "Традиции наших предков"

Данный материал побудет полезен для ознакомления педагогов, родителей, дошкольников с весенним празником "Сороки". В материале представлена информация о традициях празника, рецепты теста для изготовле...

Проект для дошкольников в рамках коворкинг - центра «Семейный» «Вместе сохраним в сердцах своих подвиг наших предков».

Краткосрочный проект направлен на активное вовлечение родителей и их детей к приобщению изучения ВОВ....

Традиции наших предков. Обряды встречи птиц и заклички Весны

На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету – красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлеб...

Традиции наших предков. Традиции бурятского народа

Цель: приобщение детей к обычаям и традициям бурятского народа.Задачи:1. Обогатить и расширить знания детей об обычаях и традициях бурятского народа.2. Развивать образность речи с помо...

Спортивно-игровое развлечение «Сохраним традиции наших предков»

Приобщение к устному народному творчеству, знакомство с подвижными играми русского и чувашского народа....