Обобщённый опыт работы по Авторской программе вокального кружка
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г.Хабаровска
«Детский сад № 23»
Опыт работы
музыкального руководителя
МАДОУ №23
Гущиной Анжелики Леонидовны
«Создание педагогических условий, способствующих укреплению здоровья детей дошкольного возраста при использовании возможностей музыкального искусства в системе дополнительного образования»
Хабаровск
2018 г.
Карточка - информатор
Банка данных о носителе обобщённого педагогического опыта
Тема опыта:«Создание педагогических условий, способствующих укреплению здоровья детей дошкольного возраста при использовании возможностей музыкального искусства в системе дополнительного образования»
Данные о носителе отчёта:
Ф.И.О. Гущина Анжелика Леонидовна
Территория, образовательное учреждение:Хабаровск;
Южный округ МАДОУ «Детский сад №23»
Специальность: музыкальный руководитель
Образование: высшее
Квалификационная категория: высшая
Период формирования и функционирования опыта: 2 года.
Педагогическая ценность опыта работы:Создания полноценных условий для сохранения и укрепления здоровья детей, развитие певческих способностей посредством включения в них игровых методов в системе дополнительного образования детей, при использовании возможностей музыкального искусства.
Информация о педагогическом опыте:
Новизна работы заключается в комбинации элементов известных методов и дополнении их инновационными технологиями, способствующих укреплению здоровья детей.
Адресная направленность опыта работы:
Рекомендуется использовать этот опыт работы молодым специалистам и музыкальным руководителям в целях сохранения и укрепления здоровья детей.
Актуальность.
«Здоровье детей — здоровье нации!». Этот лозунг нашел свое отражение во многих образовательных документах, в том числе и в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования.
Одним из направлений деятельности нашего ДОУ является укрепление здоровья детей и взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития личности ребёнка.
Необходимость в современных эффективных научных подходах к моделированию педагогической и оздоровительной деятельности продиктовано приоритетными задачами нашего ДОУ и запросом родителей в художественно-эстетическом развитии детей. Поэтому я решила особое внимание в своей работе обратить на укрепление здоровья детей через развитие певческих навыков.
Благодаря знаниям о вокале, я сделала вывод, что в процессе пения участвуют различные группы мышц, которые на занятиях вокалом развиваются. Тренируются голосовые связки, голос приобретает звучность и тембральную окраску, расширяется диапазон. Улучшается координация движений задействованных мышц, голос становится технически более управляемым и подвижным. Уменьшается утомляемость голосового аппарата. Тренируется дыхание, появляется возможность петь (или произносить) на одном дыхании более длинные фразы. Благодаря постоянной вентиляции легких значительно снижается риск заболеваний дыхательной системы. Физическая работа, совершаемая организмом при пении, способствует укреплению здоровья.
Исследование ведущих педагогов в области вокала, таких как Д.Е. Огороднов, Е.Е. Емельянов показывают:
- пение способствует общему и музыкальному развитию, песня воспитывает наш духовный мир и формирует личность;
- пение – это физиологический процесс. Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей: оно способствует развитию и укреплению легких; развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики;
- во время пения обогащаются образное мышление, фантазия, развиваются познавательные процессы, побуждающие к активному творчеству, тренируется координация всех мышечных систем, улучшаются обменные процессы в организме;
- вокальные занятия являются профилактикой простудных заболеваний. Сам по себе вокал – уникальное средство самомассажа внутренних органов
Убедившись в правильности своего решения, я составила программу дополнительного образования детей - вокального кружка «Здравушка»сиспользованием современных образовательных и здоровьесберегающих технологий. Приложение №1.
Рабочая программа вокального кружка «Здравушка» в 2017 г. заняла 1 место в «Международном творческом конкурсе для детей и педагогов» в номинации «Лучшая методическая разработка» Приложение №2.
Цель Программы: сделать процесс обучения и оздоровления детей увлекательным и радостным, развивать певческие способности детей в условиях дополнительногообразования детей в ДОУ, используя здоровьесберегающие и игровые технологии.
Задачи:
Образовательные:
- стимулировать формирование основ творческого воображения, мышления, фантазии;
- учить воспринимать, осознавать, различать, сравнивать эмоционально-образное содержание песенного репертуара;
- обучать умению использовать приобретённые навыки на практике.
Развивающие:
- развивать музыкально-творческие способности и активные стороны личности;
- развивать способности к самосозиданию и самовыражению;
- формировать коммуникативные навыки.
Оздоровительные:
- укреплять психическое и физическое здоровье детей;
- уделять внимание профилактике простудных заболеваний;
- способствовать формированию положительного эмоционального отношения к ценности здоровья: собственного и окружающих людей.
Речевые:
- воспитывать умение изменять интонационную и тембровую окраску голоса, выражая основные чувства;
- укреплять речевой аппарат с помощью артикуляционной гимнастики;
- формировать чёткую и правильную дикцию;
- пополнять словарный запас, образность речи;
- развивать певческие умения, отмечать правильность звукообразования (гласных и согласных)
Воспитательные:
- воспитывать готовность к творческому проявлению, исполнительской деятельности и художественный вкус;
- формировать дисциплинированность, выдержку, трудолюбие.
В основеПрограммы «Здравушка»- идея создания полноценных условий для сохранения и укрепления здоровья детей, развитие певческих способностей посредством включения в них игровых методов в системе дополнительного образования детей, при использовании возможностей музыкального искусства.
Степень новизны заключается в комбинации элементов известных методов и дополнении их инновационными технологиями, способствующих укреплению здоровья детей. Особенность методики, состоит во взаимопроникновении обучающих и игровых моментов, способствующих укреплению здоровья детей, в единый процесс обучения.
Использование игровых методов в воспитании, развитии и обученииспособствует тому, что все эти процессы проходят незаметно для детей, непроизвольно.
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Однако это процесс долгий и кропотливый, требующий от педагога терпения и бережного отношения. Важно, чтобы голосообразование было правильным, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием. Дети не любят, когда их принуждают к чему-либо. Невозможно детей заставить полюбить петь, можно только увлечь их этой деятельностью, заинтересовать и поддерживать интерес постоянно. Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания.
Данная методика направлена на развитие у воспитанников ДОУ вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства посредством игровых методов обучения.
Организационные условия
Заниматься в вокальном кружке «Здравушка» может любой ребёнок, желающий красиво и грамотно петь, независимо от природных способностей. Ему предоставляется возможность раскрыть свою индивидуальность, скрытые способности; добиваться успехов на сцене. Дети, занимаясь в вокальном кружке, не только получают вокальную подготовку и знакомятся с шедеврами классической музыки, но также приобретают знания и умения использования здоровьесберегающих технологий в повседневной жизни.
Ожидаемые результаты
*Формирование певческих и двигательных умений и навыков в музыкально-творческой деятельности.
*Развитиеречевого аппарата, чувства ритма, восстановление координации между слухом и голосом, расширение голосового диапазона.
*Улучшение общего состояния здоровья детей.
*Повышение их самооценки, уверенности в себе.
*Достижение оптимальной психологической адаптированности к образовательному процессу.
На занятиях кружка использую соединение традиционных и современных образовательных форм работы:
- личностно - ориентированный подход
- здоровьезберегающие технологии
- игровые технологии
- импровизация
Личностно - ориентированный подход.
Я работаю в русле личностно-ориентированного обучения. Создаю бесконфликтные, безопасные условия для развития ребёнка, стараюсь понять ребёнка, найти индивидуальные природные задатки и реализовать их. Технология ориентирована на человека, принцип: Я - субъект, они - субъекты. Целью образования является личность ребёнка, а не приобретение знаний. Ребёнок в такой образовательной системе не боится, ждёт радости, удовольствия. Учитываю мнение детей и убеждаю ребёнка, что если он постарается, то у него обязательно всё получится. Результаты и достижения дошкольника сравниваются только с его собственными, а не с результатами других детей.
Здоровьесберегающиетехнологии:ритмо-терапия, вокалотерапия, логоритмика, дыхательная гимнастика, игры звуками, арт-терапия (терапия творчеством), игровое творчество (игровой массаж рук, пальцев), пальчиковая гимнастика.
Прежде чем начинать занятия пением, певцам необходимо снять внутреннее напряжение, ощутить психологическую и физическую раскованность. Для этого применяю различные специальные оздоровительные методики, направленные на улучшение показателей общего физического состояния детей, координации деятельности нервных центров и функционирования дыхательной системы, развитие и укрепление мышечного аппарата, повышение эмоционального тонуса.
Игровые технологии.
Игра, является потребностью и основным видом деятельности дошкольника. Поэтому занятия кружка «Здравушка», организую в игровой форме, что значительно повышает творческую активность детей.
Используя игровые технологиии, я незаметно для самого ребёнка пополняю его знания, расширяю кругозор, формирую навыки и умения необходимые в практической деятельности, развиваю его музыкальность. Это является эффективным средством укрепления психического и физического здоровья ребёнка.
Импровизация.
Элементарная музыкальная импровизация доступна каждому ребёнку, она есть акт спонтанного самовыражения в звуках. Музыкальная импровизация начинается с внутреннего ощущения ребёнком самой возможности сказать звуками: «Это – Я».
Каждый мой воспитанник успешно обучается импровизации, потому что ребёнку свойственно фантазировать, придумывать. А я очень осторожно, чтобы не помешать их творческому проявлению, обучаю детей комбинировать, видоизменять.
Теоретическая база опыта
Методическая направленность данной игровой методики базируется на использовании авторских методик:
- «Фонопедический метод развития голоса» В. В. Емельянова
- «Игровая методика обучения детей пению» О. В. Кацер
- Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой
- опыт работы музыкального педагога-новатора Т. Тютюнниковой
В методический комплекс были включены упражнения:
для формирования речевого пения, дыхательная гимнастика, для развития вокальной импровизации, игрового творчества, по ритмотерапии.
Методики, направленные на обеспечение эмоционального благополучия и развитие вокально-хоровых навыков
Вокалотерапия –лечение пением. Развивает межличностные отношения, регулирует психовегетативные процессы, формирует оптимистическое отношение к жизни. Совместное пение объединяет детей и доставляет им радость. Кроме того, правильный подбор вокальных и дыхательных упражнений способствует более качественному функционированию сердечно-сосудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму.
Дыхательная гимнастика
по методу А.Н. Стрельниковой
Эта методика направлена на укрепление и восстановление здоровья детей, коррекцию логоневрозов, лечение и восстановление певческого голоса.
Гимнастика А.Н. Стрельниковой – единственная в мире дыхательная гимнастика, в которой короткий и резкий вдох носом сочетается с движениями, сжимающими грудную клетку. Это вызывает общую физиологическую реакцию всего организма, обеспечивающую необыкновенно широкий спектр позитивного воздействия.
Принципы этой методики – короткий и резкий вдох носом в сочетании с движением и пассивный выдох.
Фонопедический метод развития голоса (ФМРГ) В.В. Емельянова
Детские голосовые игры, в основе которых лежит фонопедический метод В.В. Емельянова, доктора педагогических наук, автора ФМРГ(фонопедический метод развития голоса) готовят голосовой аппарат ребенка к грамотному интонационно-выразительному произношению в обыденной жизни и являются базовыми тренинговыми операциями художественного типа, обеспечивающими основу для развития показателей певческого голосообразования и сценической речи, творческого воображения и свободы самовыражения.
Данный метод направлен на укрепление гортани, расширение звукового диапазона детского голоса, способствует улучшению психоэмоционального фона, развитию и гармонизации личности.
Развивающие голосовые игры предусматривают создание игровых ситуаций, в которых дети непринуждённо восстанавливают естественные проявления голосовой функции: выражают эмоции независимо от какой-либо эстетики и традиции. В игре они познают возможности своего голоса и учатся им управлять, включают энергетические ресурсы организма.
Элементарное музицированиеТ.Э.Тютюнникова
Я прошла курсы по авторской программе Т.Э.Тютюнниковой «Элементарноемузицирование с детьми дошкольного и младшего школьного возраста». Приложение №3.
В своей работе я активно применяю приемы методики Т.А.Тютюнниковой «Элементарноемузицирование».Она основана на сочетании ритмодекламации с движением и исполнением на детских музыкальных инструментах. Простейшие стихи, проговариваемые приемом ритмодекламации, воспитывают у детей одновременно чувство метро – ритма, координацию движений, слаженность группового действия, свободную импровизацию, самостоятельность исполнения.
На таких занятиях царит общая творческая атмосфера.
Творческое музицирование выдвигает на первый план не техническую эффективность музыкального обучения, а гуманистическую. Использование творческих техник, чтобы учить, и обучение творческим техникам самих детей – это попытка раздвинуть границы их мира и сознания. Детское творчество расширяясь, вовлекает в свою стихию слово, движение, мелодию, ритм, слагая из них фактуру и форму. В этом творческом полёте торжествует личность, награждая детей силой для раскрытия тайн самопознания и мистерии окружающего мира.Приложение №15
Приемы и методы организации образовательного процесса
В работе кружка применяю различные методы обучения:
- практические (упражнения, массаж, динамические паузы, голосовые игры);
- словестные (рассказы музыкального руководителя и детей, беседа, объяснение, пояснения);
- наглядные (схемы-таблицы, иллюстративный материал);
- методы стимулирования и мотивации (похвала, поощрение, предвосхищающая положительная оценка)
Все методы и приёмы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя мне, как музыкальному руководителю донести до детей знания, помочь освоить специальные умения и навыки, влияют и на эмоциональный настрой, способствуют развитию воображения, фантазии, возникновению добрых, положительных эмоций, поднимают настроение детей, помогают адаптироваться к окружающей среде; снимают страх, агрессивность, замкнутость и, как следствие, дают возможность самовыразиться, проявить свою индивидуальность.
Трудности и проблемы при использовании данной методики
Методика постановки певческого голоса – самая тонкая и сложная, в сравнении с методиками по другим видам музыкальной деятельности.
Работу в детском саду по постановке певческого голоса с детьми я веду, начиная с трехлетнего возраста. Возможности малышей ограниченны, их голоса несовершенны, быстро утомляются. Дети не могут петь долго и громко, поэтому при подборе репертуара и упражнений я, в первую очередь, продумываю их соответствие возрасту ребенка. Известно, что многократное повторение одной и той же мелодии может привести к положительному результату. Но ребенка невозможно заставить петь одно и то же много раз. Вот здесь приходит на помощь игра. Задания направлены, прежде всего, на то, чтобы пробудить способности и желание петь, на стремление ребенка познавать новое и экспериментировать с приобретенным опытом. Слышать, видеть, ощущать – необходимые для дошкольника процессы, он узнает окружающий мир всем телом, сердцем, мыслями. Именно с помощью этих процессов получение первых вокальных навыков доступно, понятно и эффективно.
Очень сложно сконцентрировать внимание и поддерживать интерес детей на протяжении всего занятия. Поэтому чтобы добиться оптимального результата, поддерживать постоянный интерес на занятии, помочь детям сконцентрировать внимание, я вношу в свою речь различные интонации, делаю её разнообразной. Для достижения положительных результатов, стараюсь создать такой микроклимат, чтобы дети чувствовали себя комфортно, обеспечиваю эмоциональное тепло, положительное отношение к детям и поддержку каждому ребёнку. Поэтому все упражнения выполняются на фоне позитивных ответных реакций ребёнка, с желанием и удовольствием.
В своей работе учитываю индивидуальные и возрастные особенности каждого ребенка, его интересов. В соответствии с этим занятия строю на планировании, направленном на усвоение детьми определенного содержания, и педагогической импровизации, варьирующей ход занятия, его содержание и методы.
Алгоритм проведения занятия вокального кружка
с использованием здоровьесберегающих технологий
Общая продолжительность занятия - 30 минут
1.Ритмотерапия (коммуникативный танец или игра) (2 мин.) |
2.Валеологическая песня распевка с самомассажем (2 мин.) |
3.Арикуляционная гимнастика (2 мин.) |
4. Дыхательная гимнастика (2 мин.) |
5. Игры с голосом (3мин) |
6. Арт-терапия (3 мин.) |
7. Логоритмика (3 мин.) |
8. Пение, песенное творчество (в качестве физкультминутки - пальчиковая игра) (10 мин.) |
9. Игровое творчество (массаж) (3 мин.) |
Игровую методику обучения детей пению подразделяю на два этапа:
I этап – речевойПриложение №4
Цель речевого, этапа заключается в том, чтобы легко и незаметно подготовить голоса детей к пению: «разогреть» мышцы речевого и дыхательного аппарата, обострить интонационный слух, сделать обучение легким, понятным, привлекательным занятием.
Основные видами деятельности на речевом этапе являются:
- Ритмотерапия. Движение и танец, помимо того, что снимают нервно-психическое напряжение, помогают легко и быстро устанавливать дружеские связи со сверстниками.
«Педагогические жанры», необходимые для начала занятия можно определить, как музыкально-коммуникативные игры и танцы. Их значение трудно переоценить, но опасно недооценить. Без них не обойтись, поскольку важно, в каком эмоциональном состоянии начнётся и будет продолжаться занятие. Богатым и мудрым источником коммуникативно-двигательных игр и танцев, является фольклор любого народа. Движение и танец, помимо того что снимают нервно-психическое напряжение, помогают легко и быстро устанавливать дружеские связи со сверстниками. С малышами играем и поём «Гости». Пение сопровождается пантомимой, движениями по тексту песенки. Дети водят хоровод, изображая животных: петушка, курочку, селезня, утку, кота, кошечку. С детьми старшей вокальной группы играем в «Ворота», «ВудэлиАтча», «Найди пару»и другие игры, направленные на раскрепощение детей и создание психологически комфортной атмосферы. Детям очень нравятся эти игры, они воспитывают навыки двигательной импровизации, фантазию, чувство юмора, способность наблюдать, сравнивать и учиться у других.
Далее дети уже с интересом включаются в игру-приветствиевалеологическаяраспевкаИ.Королькова: «Доброе утро», «Солнышко», «Раз, два, три, четыре, пять-начинаем мы играть». Несложные добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, позитивно влияют на настрой детей, улучшают эмоциональный климат на занятии.
Раз-два-три-четыре-пять,
Начинаем мы играть
За руки возьмёмся,
Друг другу улыбнёмся.
Будь внимателен, дружок, начинается урок!
- Артикуляционная гимнастика помогает устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти; развить мимику, артикуляционную моторику, выразительную дикцию.
Все дети очень любят сказки. Занимаясь с детьмиартикуляционной гимнастикой, я использую для этого различные сказки. Например, «Путешествие язычка» и «Сказка для язычка». Я рассказываю детям сказку, и одновременно выполняем с детьми гимнастику для язычка. «Жил-был Язычок. Проснулся как-то утром рано, а вокруг темно. Стал он искать выход - постучал в зубки (стучать языком в зубы), в губки (стучать языком в губы), постучал в щёчки (стучать языком в щёки). Рассердился, да и выпрыгнул! (высунуть язык). Потянулся к солнышку (язычок наверх), посмотрел на травку (язычок вниз), на солнышко, на травку. Взял и подразнил всех» (подразниться язычком) и т.п.
Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребёнка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, начинаю заниматься артикуляционной гимнастикой с детьми младшей вокальной группы. Исполнение упражнений, связанных с работой губ, языка и открыванием рта выполняем и контролируем с помощью зеркала. Ребенок должен видеть, что язык делает.
- Игры и упражнения, развивающие речевое и певческое дыханиепомогают справиться с перегрузками и утомлением, укрепляют иммунитет, улучшают речевое дыхание и звучность речи, позволяют сохранить, укрепить, а при необходимости и восстановить здоровье ребёнка.
Проводя в начале учебного года мониторинг, я всегда отмечаю для себя детей, имеющих речевые нарушения и часто болеющих детей. Ведь ослабленное дыхание не даёт ребёнку полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения, даже петь песни - приходится вдыхать воздух чаще. Поэтому в своей работе я уделяю особое внимание дыхательной гимнастике.
На занятиях с детьми я использую несложные упражнения Александры Николаевны Стрельниковой, разработавшей известную методику дыхательной гимнастики для оздоровления. Принципы этой методики – короткий и резкий вдох носом в сочетании с движением и пассивный выдох.
Упражнение «Ладошки»А.Стрельниковой
Ладошки-ладошки, звонкие хлопошки
Мы ладошки все сжимаем, носом правильно вдыхаем.
Как ладошки разжимаем, то спокойно выдыхаем.
На счёт «раз» - хватательные движения ладошками (сжимаем их вкулачки), одновременно с движением шумно вдыхаем носом. Сразу после короткого вдоха, ладошки разжимаются – выдо).
Упражнение «Чудак» А.Стрельниковой
Там, на холмах, сидит чудак,
Сидит и дует так и сяк.
Он дует вверх, он дует вбок,
Он дует вдоль и поперёк.
Затем педагог кладёт себе на колени, вырезанный из бумаги, осенний листок (снежинку, тучку, воздушный шарик) и подносит его ко рту ребёнка. Называя имя ребёнка, он аккуратно сдувает листок. Ребёнок ловит его, и сдувая, называет имя следующего ребёнка.
Этой гимнастике обучаю детей и младшей и старшей вокальной группы. В игровой форме учу детей шумно нюхать конфету, яблоко…
Дыхательную гимнастику по системе А.Н.Стрельниковой провожу под музыку В. А. Моцарта или Й.Гайдна. Научно доказано, что произведения этих композиторов служат хорошим средством для воспитания психически здорового человека.
- Развивающие игры с голосом – подражание звукам окружающего мира: человеческому голосу, голосам животных, звукам неживой природы. Звукоподражания очень выразительны, поэтому игры звукоподражательного характера помогают сопоставлять и воспроизводить интонации различной высоты.
Разыгрываем с детьми «Музыкальные складушки» - голосовые игры, автор Л.Волошина, в основе которых лежит фонопедический метод В.Емельянова. Оздоровительные голосовые песенки-игрыготовят голосовой аппарат к правильному, интонационно выразительному произношению в обыденной жизни и являются полезными для развития сценической речи и свободы самовыражения. Например «Кто как поёт». Этим упражнением даю представление о регистрах. Цыплёнка изображаем высоким тонким голосом, а тигрёнка и бычка - низким, грудным. Дети пытаются показывать, как рычит тигр, мычит бычок.
В «Песне Крокодила», дети представляют образ обиженного крокодила: рот слегка приоткрыт, мышцы лица расслаблены, язык мягкий, плоский – лежит на нижней губе, нижняя челюсть опущена. Я обращаю внимание детей, что нужно говорить с интонацией обиды, досады, уныния. Пробуем издавать скрипучий рокочущий звук («штро-бас»). «Штро-бас» очень полезен, потому что снимает голосовую усталость и его вибрации благотворно действуют на всю гортань в целом. После игры в «Крокодила» мы с детьми замечаем, что голос становится чище и легче.
«Песня Крокодила»
А в реке, где много ила, - «ххх»
Слышна песня Крокодила - «ххх»
Вот проблема! Вот напасти! - «ххх»
Все боятся страшной пасти! - «ххх»
Нет у бедного друзей, - «ххх»
Ищет их он много дней. - «ххх»
Крокодил лишь слёзы льёт, - «ххх»
Хриплым голосом поёт. - «Ххх!»
Полезна детям, часто болеющим простудными заболеваниями «Песенка слоника». Сонорный звук «н» (носовой, гнусавый), производит мощную вибрацию в полости носа и в гайморовых пазухах. Мы представляем, что вместо носа у нас длинный хобот и на звук «н» машем им вправо ивлево, а пальчики приставляем к носикам и слушаем (вибрацию), как нас лечит «гнусавый голосок».
«Песенка слоника»
Слоник песенки любил:
«Ннн-ннн, ннн-ннн»
Слоник хоботом трубил:
«Ннн-ннн, ннн-ннн»
Песня в хоботе нашлась.
«Ннн-ннн, ннн-ннн»
Нам по голосу пришлась.
«Ннн-ннн, ннн-ннн»
Мой гнусавый голосок –
«Ннн-ннн, ннн-ннн»
Мне почистит хоботок:
«Ннн-ннн, ннн-ннн»
После упражнения, дети отмечают, что сразу становится дышать легче.
А чтобы научить детей протяжному звуку, играем с детьми и в «поющего Петушка». Объясняю детям, что для того чтобы «песню было слышно далеко», рот нужно открывать широко. С детьми пытаемся на звуки пения Петушка добиться глиссандирующего (непрерывного) звучания снизу вверх, чтобы переключение регистров было самопроизвольным. Момент такого переключения называется фонопедическим порогом, который является великолепным оздоровительным механизмом для голосовых складок и гортани.
«Песенка Петушка»
Мой игрушечный петух – ух
Развивает утром слух – ух!
Песню слышно далеко – ооо!
«Кукареку! Ко-ко-ко-ко!»
«Песенка про смех» активизирует работу диафрагмы (которая как бы пульсирует). Чтобы ощутить эту пульсацию, я предлагаю детям положить ладошки себе на животик. С одной стороны происходит активный массаж внутренних органов, а с другой - снимается нагрузка с сердечной мышцы.
Дети, играя в фонетические игры, увлечены певческим процессом. Они не занимают много времени и, выполняя, роль распевания, делают занятие динамичным, формируют артистические и коммуникативные способности.
- Терапия творчеством (арт-терапия)Эта методика благотворно действует на психику ребёнка, расширяет репертуар эмоциональных переживаний, развивает звуковысотный и ритмический слух, чувство формы, активность внимания, быстроту реакции, память.
Очень привлекательна для детей терапия творчеством или арт-терапия. Дети с удовольствием выполняют упражнения «Пропой своё имя колокольчику»,«Пропой имя соседа», «Угадай по голосу».
Чтобы заинтересовать детей, используюавторское методическое пособие «Развивающие музыкальные игры для детей старшего дошкольного возраста». (Рецензия Бациной М.М., преподавателя высшей квалификационной категории специальности «Музыкальное образование» КГБ ПОУ «Хабаровский педагогический колледж», Почётный работник СПО РФ). Приложение №14.Развивающие музыкальные игры помогают обучать детей с интересом работать со звуками, расширяют возможности детского восприятия, способствуют развитию музыкальности в более широком понятии.
Речевые игры с использованием звучащих жестов (телесных музыкальных инструментов), доставляют детям много радости, так как в таких играх все дети чувствуют себя успешными и получают удивительную эмоционально-двигательную разрядку и являются самым эффективным средством развития ритмического чувства детей.
Ритм, заключённый в словах, фразах, ощущается детьми естественно и «извлекается» без всякого труда: прохлопывается, переносится на шумовые инструменты, становится основой различных остинато.
Полюбились детям и речевые игры Т.Э.Тютюнниковой: «Тюшки-тютюшки», «Тутти-фрутти», «Энзы-бэнзы», «Кто взял ключи от буфета?»,«Кроко-роко».
Дети пробуют ритмизовать предложенный мною текст по-своему, выразительно продекламировать, обыгрывая его мимически. Я могу лишь подсказать детям, с какими движениями пьеса будет слушаться выразительнее.
Речевая игра «Кто взял ключи от буфета?»
Кто взял ключи от буфета - в котором, на полке лежали конфеты?
Маша взяла!
-Кто я? Я не брала!
Коля взял!
-Кто я? Я не брал!
Лера взяла!
-Кто я? Я не брала!
Нет здесь ключей от буфета,
А мыши на полке доели конфеты.
Зум, зум, зум, зум – стих спор, стих шум. /щелчки пальцами/
Бум! /хлопок в ладоши/
Весело и легко проходят игры с использованием потешек, так как они мелодичны и ритмичны. Например, «Рёва», «Фокус-покус», «Зайчик» и др. Стараюсь использовать игры в разных вариантах: первый раз с изменением динамики, затем с изменением регистров голоса и темпа произношения. Тексты речевых игр не разучиваем с детьми, они запоминают их в процессе игры.
Речевая игра – потешка«Фокус-покус»
Фокус, покус, трали-вали,
Едет мышь на самосвале.
Ты чего же это мышь,
Сверху вниз на нас глядишь?
Кыш! Кыш! Кыш!
Мышка «ездит» внутри круга с рулём в руках и убегает, когда дети её пугают. Слова «Кышь! Кышь!» можно озвучить каким-нибудь инструментом, например, бубном. Игра повторяется, руль передаётся другому.
Для развития музыкального, поэтического, слуха, чувства слова и воображения подбираю стихи, которые содержат яркий, игровой образ, например «Кошка, как тебя зовут?» Г. Сапгир, «Чьи там крики у пруда?»И.Токмаковой, «Что ревёшь, самолёт?»Н.Орлова.
«Самолёт»
Что ревёшь, самолёт? У-у-у
Может, заболел живот? У-у-у (с повышением интонации)
Может, у тебя не те
Пассажиры в животе? У-у-у (волнообразно)
Н.Орлова
- Логоритмические игры - корректируют речевые нарушения и развивают неречевые процессы: совершенствуют общую моторику, регулируют мышечный тонус, активизируют все виды внимания и памяти.
Интересны детям и занятия логоритмикой. Рассказываем с детьми стихи про мишку косолапого, серенького зайчика, про кота – Котовича, водичку и т.д. и иллюстрируем стишок движениями. Для ребенка это еще одна форма игры. Но пользу, которую они приносят детям нельзя недооценить.
Логоритмическая игра «Киска брысь!», р.н.п.
Киска, киска, киска, брысь! (дети грозят пальчиком)
На дорожку не садись:
Наша деточка пойдет, (шагают на месте)
Через киску упадет!
Бах!(приседают)
При ходьбе обращаю внимание на осанку детей, для улучшения которой необходимо поставить руки на пояс. Окончание произнесения текста четко зафиксировано - дети приседают.
- Игровой самомассаж– укрепляет психическое и физическое здоровье, приобщает дошкольников к основам здорового образа жизни.
Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он делает что-то прекрасное, развивает позитивное отношение к собственному телу. Ребенок легко этому учиться в игре. Для этого я подбираю упражнения для массажа рук, например «Петушиная семья», «Строим дом», «Зимняя разогревалочка», «Умывальная песенка» и упражнения для массажа пальцев «Шёл медведь», «Воробьи», «Сорока» и другие. Успешно использую распевки, направленные на сопровождение оздоровительного самомассажа, на профилактику плоскостопия, формирование правильной осанки. На занятии игровой массаж провожу под музыку, слова пропеваю (или же использую ритмодекламацию), или же музыка звучит просто фоном.
Игровой самомассаж «Дождик» (дети встают друг за другом паровозиком)
Дождь, дождь, надо нам
Расходиться по домам /хлопают ладонями по спине/
Гром, гром, как из пушек
Нынче праздник у лягушек /поколачивают кулачками/
Град, град, сыплет град
Все под крышами сидят/поколачивают пальчиками/
Только мой братишка в луже
Ловит рыбу нам на ужин./поглаживают спинку ладонями/
(Дети поворачиваются на 180 градусов и повторяют массаж ещё раз).
Синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить занятие наиболее эффективно, создаёт яркий эмоциональный фон, помогает им воображать и фантазировать. У детей развивается память, чувство ритма и звуковысотный слух. Занимаясь с детьми пальчиковыми играми, я стимулирую подпевание детей, «не замечаю», если они поначалу делают что-то неправильно (не всегда удаётся сразу петь и выполнять движения пальчиками),поощряю успехи.
Музыкальная пальчиковая игра «Пчёлка»
Пчёлка, пчёлка, жу-жу-жу, /сцепить большие пальцы рук/
Над цветами покружу, / помахать ладошками/
Соберу нектар, росу, /сомкнув большие и указательные пальцы рук/
Деткам в улей отнесу. /ладонью правой руки накрыть левую руку/
II этап – певческий:
Главная моя задача – научить детей петь в унисон. Унисон – это качество, которое определяет представление о хорошем пении. Налаживание координации между слухом и голосом составляет основу первоначальной работы по пению. В этой работе слух помогает исправить неточности музыкального интонирования, а гортань «мышцами как бы «слышит» нужное звучание и подстраивается на нужную высоту.
Я учитываю возраст детей: с детьми младшей вокальной группы налаживание координации проходит интуитивно-бессознательно с опорой на понятные образы: «песенка прыгает как зайчик», «легко, как ветерок», «как птичка». Дети старшей вокальной группы учатся контролировать собственное пение.
Например, я объясняю детям, что ушки, это ваши контролёры, вы должны слышать, как вы поёте. Этот приём заставляет детей прислушиваться к своему голосу. Песни разучиваем без музыкального сопровождения. Мои воспитанники (дети старшей группы кружка) владеют хорошим игровым приёмом для развития чистого интонирования - ребёнок прикрывает пальчиком слуховой канал одного уха, в этом случае он хорошо слышит своё исполнение, а открытое ухо позволяет слышать музыкальное сопровождение и пение преподавателя.
Для развития слухового контроля и умения подстроиться в унисон к тянущему звуку так же использую игру «Разноцветные ниточки». Кроме того, именно это упражнение учит детей петь звуки протяжно, т.е. вокализировать. Эта игра является одной из самых эффективных форм работы, позволяющей быстро достичь хорошего результата.
Я рассказываю детям, что «можно изо рта вытянуть много разных ниточек». Поднося к губам сложенные пальцы, начинаю имитировать вытягивание ниточки изо рта и одновременно пою звук «у», «и», «а» на произвольной высоте, доступной детям. При этом выполняю движение, как будто наматываю нитку на воображаемую катушку (на второй палец левой руки). Услышав звук, по моему жесту дети подстраиваются к тянущемуся звуку (тоже тянут воображаемую ниточку изо рта и наматывают её на палец).
Первые попытки детей спеть в унисон обычно не слишком успешны, поскольку они бывают увлечены игрой больше, чем слуховым контролем. Но постепенно. Дети начинают понимать, к чему стремиться и выполняют упражнение всё лучше и лучше.
Для формирования правильной певческой позиции играю с детьми в игру «Звёздочки и лучики». На одной ноте поём на стаккато гласный звук «у-у-у», затем плавно переводим отрывистое пение в длинный, протяжный звук. Стаккато и вокализация на гласном «У», позволяет детям сформировать естественным образом правильную вокальную позицию безо всяких теоретических объяснений. Во время пения моделируем в воздухе пальцем отрывистые точки на одной линии, затем кистью – протянутую линию.
Пение различными группами, быстро приводит детей к хорошим результатам: умению контролировать своё пение и подстраиваться голосом к другим.
Ещё один секрет педагогического успеха в работе по пению с дошкольниками это
а). пение детей без аккомпанемента;
б). пение очень простых песенок– бусинок (потешек, прибауток), состоящих, как правило, из одной мелодической формулы. Повторяя одну и туже мелодическую формулу, дети научаются её петь.
Часто пою с детьми потешки, прибаутки «Как под горкой», «Скок-скок», «Петушок» - все эти песенки имеют в основном одну мелодическую формулу. А дети всему учатся на многократном повторении лёгкого и простого. Голосовые мышцы привыкают попадать на нужные звуки – и вот уже песенка поётся чисто и красиво и можно браться за другую.
Всех детей для себя делю на «гудошников» и «птичек».
Вначале поём вместе, работаем над текстом, артикуляцией (быстро, медленно, шёпотом, беззвучно), затем поют только мной выбранные «птички». К «птичкам» добавляю «гудошников» (никак не комментируюих пение, просто выбираю Колю и Дуню) и прошу остальных детей послушать, сливаются ли их голоса со всеми в одну «ниточку». Затем прошу только «гудошников» спеть песенку вместе со мной. В это время стою рядом с ними и напеваю тихонько прямо на ухо. После спрашиваю ребят ниже или выше они спели? Подбадриваю их, что всё у них получается, хвалю.
Чему учатся дети в такой подвижной и азартной игре? Они учатся «держать ушки на макушке», т.е. осуществлять слуховой контроль во время пения, учатся умению сравнивать: «Что пою я сам и, что поют другие? Что поёт педагог и похоже ли это на то. Что пою я?» «Как подстроиться к общему пению?»
В работе над чистым интонированием дошкольников есть важнейшая составляющая – пение без аккомпанемента. Поскольку для налаживания у детей координации между слухом и голосом совершенно необходимо, чтобы каждый ребёнок услышал свой собственный голос, то любой дополнительный звук (аккомпанирование на инструменте) будет этому мешать! В пении дети учатся подражать и подстраиваться к моему голосу и к голосам чисто поющих детей. Для этого я начинаю и продолжаю разучивать песни «с голоса», не подходя вначале к инструменту. Пою с детьми тихонько и только тогда подхожу к инструменту, чтобы с помощью аккомпанемента украсить пение детей, помочь им держаться в ладу и правильно интонировать.
Существует очень простая истина: у педагога, который сам любит петь, дети обычно хорошо поют. Если голос педагога звучит красиво и если на каждом занятии дети слышат его без фортепиано, то учатся подражать его звучанию, интуитивно «схватывая» правильную работу голосового аппарата и звукообразования. Они очень скоро начинают понимать, что это удовольствие – петь вместе с педагогом, подстраиваясь к звучащему голосу.
Применяюприём пения «про себя»:
- поём одну строчку песенки вслух, затем её же про себя, отбивая беззвучно метрические доли указательными пальцами.
- поём одну строчку песенки вслух, а следующую про себя, отбивая беззвучно метрические доли указательными пальцами.
- поём строчку потешки - соло, следующего ребёнка выбираю произвольно и указываю на него и т.д., пока не споём всю потешку. Эта форма сложна для детей, но учит удерживать внимание, тренирует реакцию и умение петь про себя.
После того, как будет достигнута чистая интонация в упражнениях, использую приём «Включаем и выключаем звук в телевизоре». Например, дети поют разучиваемую песню, а я то «включаю» звук, то «выключаю», показывая какой-либо знак рукой. Получается весело, и неплохо тренирует «внутренний слух».
И ещё очень важно не уставать хвалить детей «молодец», «умница моя».
Соединения пропедевтики пения – речевого этапа (артикуляционная и дыхательная гимнастика, голосовые и речевые игры) и певческого этапа - (координации между слухом и голосом) зависит качество пения детей в унисон.
Показатели эффективности данной методики
Использование в работе вокального кружка здоровьесберегающих технологий дало свои результаты. Проведённый в конце учебного года мониторинг показал хорошую динамику музыкального развития детей, занимающихся в вокальном кружке. Дети стали реже болеть, меньше пропускать занятия, и соответственно, лучше усвоили материал программы. Процент детей, показавший высокий уровень музыкального и творческого развития (по результатам итогового мониторинга) значительно вырос. Приложение №5
Дети имеют довольно высокий уровень развития музыкальных способностей: эмоционально реагируют на выраженные чувства и настроения в музыке; могут определить общее настроение, выделять отдельные средства выразительности: темп, динамику, тембр, что указывает на высокий уровень развития чувства ритма, динамического и тембрового слуха; могут петь несложные песни в удобном диапазоне, в унисон, исполняя их выразительно и правильно передавая мелодию – это говорит о развитых вокальных способностях.
Игровые приемы способствуют поддерживанию интереса детей на протяжении всей работы с песней, развивают музыкальные способности, внимание, память, мышления, способствуют сохранению двигательной активности, и непроизвольному заучиванию песни.
В процессе игровых занятий мои воспитанники овладевают умениями и навыками вокального искусства, самореализовываются в творчестве, учатся голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние и укрепляют психическое и физическое здоровье: появляется уверенность в себе, повышается самооценка, дети становятся активными, жизнерадостными, расширяется их кругозор.У детей улучшилось состояние речи и особенно у тех, кто имел недостатки в произношении звуков. Дети стали лучше пользоваться средствами родного языка: силой голоса, интонационной выразительностью, дикцией, темпом. Они увереннее и выразительнее читают стихи, участвуют в инсценировании литературных произведений.Приложение №7
Использование игровых приемов оздоровления и валеологического воспитания на каждом занятии кружка «Здравушка» позволяет в непроизвольной форме, на высоком эмоциональном подъеме формировать у детей мотивацию здорового образа жизни. Всё это позволило добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у детей младшего и старшего дошкольного возраста.
Меня очень радуют личные успехи и достижения детей.
Петя Б.3 года – аллергик, не разговаривал, с трудом произносил своё имя. Папа записал его в кружок и в сомнениях иногда у воспитателей спрашивал: «Как Петя занимается в вокальном кружке, если он не разговаривает?». Но Петя продолжал заниматься. И чудо произошло через полгода - Петя запел! И тут все дети, повернулись к нему и стали хлопать в ладоши и скандировать: «Поздравляем!» У меня «мороз по коже пробежал». Это было чудо!
Другая, но тоже очень интересная история у Ксюши А.. В прошлом году мама Ксюши А. (6 лет) сказала, что очень хочет, чтобы дочка занималась вокалом, но сомневается, есть ли у Ксюши слух и что её Ксюша очень стеснительная и замкнутая девочка. Стоит ли ей заниматься вокалом?
Я объяснила, что способности развиваются, что нет немузыкальных детей,
всё будет хорошо.
Воспитатель подготовительной группы, которую посещает Ксюша, подтвердила, что девочка вслух не разговаривает, хотя говорить умеет, не проявляет активности, а если её спросишь, то тихонько шепчет на ушко. Конечно, в начале, на занятиях Ксюша молчала, потом тихонько вслух шептала. А через несколько месяцев Ксюша начала петь. У Ксюши обнаружилось «сопрано», очень чистый и красивый голос, отличное чувство ритма. Ксюша спела песню на празднике 8 марта, выступала на открытых занятиях кружка. Ксюша стала жизнерадостным ребёнком, а мама очень довольна была своей дочкой. В этом году Ксюша поступила в музыкальную школу.
У каждого ребёнка своя маленькая история, свои достижения и успехи. Успехи детей это и мои личные достижения. Мои воспитанники поступили в музыкальные школы, продолжают заниматься вокалом в эстетических центрах развития. Это Кира Ч., Лиза Д., Лера С., Марьяна К., Ксюша А.
Со временем пение станет для этих детей эстетической ценностью, которая будет обогащать всю их дальнейшую жизнь.
Надо отметить, что успех проводимой музыкально-оздоровительной работы на занятиях вокального кружка зависит и от положительного отношения к данной проблеме в семье. Благодаря, тому, что родители хотят, чтобы их ребёнок занимался, осознают и понимают значение пения в развитии и укрепления здоровья ребёнка, благодаря пониманию родителей, их дети стали реже болеть, развились и музыкальные способности, дети получили вокальную подготовку, раскрыли свою индивидуальность.С целью просвещения родителей по этому вопросу провожу консультации Приложение №6, открытые занятия кружка Приложение№11(отзывы родителей),совместные музыкально-спортивные праздники, а также НОД и развлеченияПриложение №16 .Родители охотно принимают участие в подобных мероприятиях. Использование игровых здоровьесберегающих технологий не только на занятиях вокального кружка, но и в семейном воспитании, помогает более эффективно развивать музыкальные способности дошкольников, сохранять и укреплять их здоровье. В помощь родителям оформляются папки-передвижки, содержащие артикуляционные, пальчиковые, речевые игры и другой материал, который можно использовать дома.
Своими знаниями и опытом, по использованию здоровьесберегающих технологий, делюсь с воспитателями. Провожу тематические консультации по укреплению здоровья детей. Приложение №13
Свои умения и достижения наши воспитанники демонстрируют на праздниках и развлечениях в детском саду, в конкурсных программах «Песенка за песенкой» и в культурно-досуговой деятельности. Приложение №8
В нашем ДОУ существуют тесные связи с Домом Ветеранов Индустриального района (Центр работы с населением «Доверие»).
Наши воспитанники, а так же дети вокального кружка «Здравушка», принимают активное участие в концертных программах, проводимых для ветеранов ВОВ и труда и праздничных выступлениях на жилмассиве района.
Дети нашего детского сада постоянно радуют ветеранов, пожилых людей, своими концертными номерамиксоциальнозначимым праздникам: «Дню России», «Дню семьи, любви и верности», «Дню защиты детей», кПушкинскому Дню России, к 9 Мая и других.Приложение №9
За участие в проведении мероприятий, праздничных концертов детский вокальный коллектив кружка «Здравушка» награждён Благодарственными письмами администрации г.Хабаровска.Приложение №10
Наш детский сад приглашает ветеранов ВОВ и Труда, малолетних узников концлагерей и реабилитированных на празднование Дня Победы.Приложение №12. Дети с интересом слушают рассказы ветеранов, поют вместе «Катюшу» и песни военных лет. А это так важно для наших детей ощутить связь со своим народом, со своей страной. Для наших воспитанников - это залог успешного развития и адаптации в современном мире.
Список литературы
Программы:
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева), М. «Мозаика-Синтез» – 2012.
- Авторская программа музыкального здоровьесберегающего развития «Музыка здоровья»Анисимова М.В., М. «ТЦ СФЕРА»-2014.
- А.И.Буренина, Т.Э.Тютюнниклва «Тутти» Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста, Санкт-Петербург,«Музыкальная палитра» 2012 г.
Методические пособия:
- Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. Волгоград: Учитель, 2009г.
- Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению: Издательство «Музыкальная палитра», 2008г.
- Емельянов В.В. Фонопедический метод развития голоса. Первый уровень: развивающие голосовые игры, СПб, 1999 г.
- Тютюнникова Т.Э. «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение»
- Тютюнникова Т.Э. «Видеть музыку и танцевать стихи» Издательство научной и учебной литературы УРСС
- ТютюнниковаТ.Э. "БИМ! БАМ! БОМ! 100 секретов музыки для детей. Выпуск 1. Игры звуками"- М.: АСТ, 2000 г.
- Поддубная Е. А. «Музыкальные пальчиковые игры» Ростов-на-Дону «Феникс», 20012г.
- Волошина Л. Голосовые игры для детей «Музыкальные складушки про весёлые игрушки»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщённый опыт работы
Тема: «Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего и среднего возраста» Идея опыта: Устное народное творчество – неоценимое богатство каждого народа выработанный векам...
Обобщённый опыт работы "Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста"
Описание опыта работы по теме. Театрализованные, дидактические, сюжетные игры для малышей, развиивающие их активный и пассивный словарь...
ОБОБЩЁННЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ТЕМЕ: «Развивающие игры и упражнения в сенсорном воспитании младших дошкольников»
Опыт работы по сенсорному воспитанию младших дошкольников через реализацию системы развивающих игр и упражнений обобщён воспитателем муниципального бюджетного дошкольн...
Авторская программа вокально-хорового кружка "Серебряный голосок" для детей 4-7 лет
Образовательная программа по обучению детей вокально-хоровому искусству в рамках проведения дополнительной образовательной услуги для детей 4-7 лет «Серебряный голосок», Нижнекамск, 2016 г. Программа...
Авторская программа вокального кружка
кружок "Здравушка"...
Обобщённый опыт работы педагогического коллектива по организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками детского сада
Обобщённый опыт работы педагогического коллектива по организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками детского сада...
ОБОБЩЁННЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ТЕМЕ: «Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр в рамках реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» Опыт работы по Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидакти
Условия возникновения и становления педагогического опытаМама, семья, Родина, Отечество… для Патриота это не просто слова, в них сущность таких социальных чувств, которые двигают им не только н...