Доклад
материал (средняя группа)

"Роль педагога в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОГОРСК МОСКОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

Муниципальное  бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №19

143405, Московская область, г. Красногорск, Павшинский бульвар, дом 42.

Тел./факс:8-495-746-89-44, 19det-sad@mail.ru


«Утверждаю»

Заведующий МБДОУ д/с №19

     ______________И.Н. Блинкова

                            « 05 »         ноября     2019г.






Конспект по теме: «Роль педагога в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

Составил

Орлова Е.В.

г. Красногорск, 2019

«Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое

воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша

вина перед другими людьми, перед всей страной».

А.С.МАКАРЕНКО

Духовно-нравственное воспитание в педагогике — это формирование

ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое,

гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства

долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Духовно-нравственное

воспитание детей является одной из основных задач дошкольного

образовательного учреждения. Дошкольное воспитание — важнейший

период в духовно-нравственном становлении личности. Нравственное

воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим

воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения

в процессе различной деятельности. Первые чувства гражданственности и

патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта

работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ.

Дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к

родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть

начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в

процессе целенаправленного воспитания. Духовно- нравственное

воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач

нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за

последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к

событиям нашей истории. У детей стали искажены представления о

патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к

Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей

страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Сегодня

материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности

переходного периода не должны стать причиной приостановки

патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного

воспитания это шаг к возрождению России. Сухомлинский В.А. утверждал,

что «детство - каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так,

чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты

и величия». Духовно- нравственное воспитание является одной из основных

и сложных задач дошкольного учреждения. Сложность решения данной

задачи, связана, прежде всего, с возрастом детей. Ведь в дошкольном

возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано

окончательно, а всего лишь зарождается. Воспитание чувства патриотизма у

дошкольников процесс сложный и длительный, требующий от педагогов

большой личной убежденности и вдохновения. Эта работа должна вестись во

всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным

направлениям. В настоящее время выходит достаточно много методической

литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны духовно- нравственного (патриотического) воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство нашей Родины.

 Работа по духовно- нравственному воспитанию включает целый комплекс задач:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому

саду, улице, городу;

 - формирование бережного отношения к природе и

всему живому;

- воспитание уважения к труду;

-развитие интереса к русским традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

 - расширение представлений о городах России;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

 - развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Задача педагога:

- отбор объектов, впечатления от которых доступны детям.

Эпизоды должны привлекать внимание детей, быть яркими, образными,

конкретными, вызывающими интерес, целесообразными, неповторимыми,

характерными для данной местности (своя природа, свой быт, ремёсла,

традиции).

- отбор сведений и понятий, которые способен усвоить дошкольник (близость расположения, частота посещения, назначение,

удобство)

- расширение диапазона объектов для старших дошкольников –

это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места,

памятники, символика города. Старшие дошкольники должны знать:

название города, своей улицы и прилегающей к ней, в честь кого названы.

 - огромное значение имеет пример взрослых, особенно близких людей

(конкретные примеры).

- привитие детям важных понятий как « долг перед Родиной», «любовь к Отчизне», «фронтовой и трудовой подвиг».

- знакомство с другими городами, столицей, символикой государства.

- показ большого через малое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей.

Для этого используют различные формы работы: целевые прогулки, экскурсии, беседы, дидактические игры, чтение художественной литературы, праздники, развлечения, вечера досуга, викторины и, конечно же, основная форма работы это непосредственно образовательная деятельность. Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного периода характерна наибольшая обучаемость и податливость

педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому- то все, что

усвоено в этот период - знания, навыки, привычки, способы поведения,

складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и

являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития

личности. Необходимо учитывать, что на каждой возрастной ступени ребенок приобретает важнейшие человеческие качества При правильном воспитании в дошкольном возрасте интенсивно развиваются целостное восприятие окружающей действительности, наглядно-образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Если у дошкольников такого рода качества не будут сформированы надлежащим образом, то восполнять возникший недостаток позднее окажется делом весьма трудным, а подчас и не возможным. Учет возрастных особенностей требует применения игровых приемов, неоднократное обращение к одной и той же теме, подкрепление различными играми, продуктивными видами

деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое

рисование), посещение музеев, а также организация музеев в детском саду.

Не менее важным условием духовно- нравственного воспитания детей

является тесная взаимосвязь с родителями, семьей. В настоящее время эта

работа актуальна и особенна, трудна и требует большого такта и терпения,

так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма,

гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь

недоумения. Большое значение имеет семейные экскурсии по микрорайону,

городу, посещение с родителями отдельных помещений и предприятий,

организация фотовыставок и рисунков детей, Семейные клубы, а также

совместные проекты «Дети-родители». Ведь семейное изучение своей

родословной помогает детям понять, что семья – ячейка общества. Задача

педагогов и родителей - как можно раньше пробудить в растущем человеке

любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты

характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества;

воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной

улице, городу (поселку); чувство гордости за достижения страны, любовь и

уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к

доступным ребенку явлениям общественной жизни. Самое главное, не

следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но

если в результате педагогической работы ребёнок будет располагать

знаниями о названии города, её географии, природе, символике, и если ему

известны имена кого-то из тех, кто прославил наш город, Отчизну, если он

будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, то можно считать, что

задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возраста. Но никакие

знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою

страну, свой город, свой народ. «В воспитании все должно основываться на

личности воспитателя, - писал К. Ушинский, - потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичный доклад МДОУ №2 "Рябинка"

Приоритетным направлением деятельности МДОУ № 2«Рябинка» является обеспечение психологического благополучия , охрана  и укрепление  здоровья  детей  и духовно-нравственное во...

Доклад - выступление на научно-педагогической конференции для специалистов занимающихся с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Тема доклада - Народная игра в музыкальном развитии детей с ОНР

     Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно сложно дет...

ДОКЛАД- ПРИЗИНТАЦИЯ ДОКЛАД

1слайдФормы и методы работы с родителями и детьми по экологическому воспитанию2слайднастоящее время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эт...

Доклад к семинару «Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры ». Тема доклада: «Становление социально-коммуникативных умений посредством культурных практик».

С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач ...

Доклад ДОКЛАД на тему: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТОВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» .

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких дет...

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».Задолго до того, как игра стала предметом научных иссл...

Доклад для педагогической конференции. Тема доклада "Ребенок и семья в цифровом пространстве".

пять плюсов дистанционного взаимодействия для родителей: Возможность оперативно получать информацию о текущих и предстоящих событиях в группе.Отсутствие ограничений во времени...