Доклад
материал (средняя группа)
"Роль педагога в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_teme_rol_pedagoga_v_duhovno-nravstvennom_vospitanii_detey.docx | 37.96 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОГОРСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №19
143405, Московская область, г. Красногорск, Павшинский бульвар, дом 42.
Тел./факс:8-495-746-89-44, 19det-sad@mail.ru
«Утверждаю»
Заведующий МБДОУ д/с №19
______________И.Н. Блинкова
« 05 » ноября 2019г.
Конспект по теме: «Роль педагога в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста»
Составил
Орлова Е.В.
г. Красногорск, 2019
«Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое
воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша
вина перед другими людьми, перед всей страной».
А.С.МАКАРЕНКО
Духовно-нравственное воспитание в педагогике — это формирование
ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое,
гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства
долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Духовно-нравственное
воспитание детей является одной из основных задач дошкольного
образовательного учреждения. Дошкольное воспитание — важнейший
период в духовно-нравственном становлении личности. Нравственное
воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим
воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения
в процессе различной деятельности. Первые чувства гражданственности и
патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта
работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ.
Дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к
родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть
начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в
процессе целенаправленного воспитания. Духовно- нравственное
воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач
нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за
последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к
событиям нашей истории. У детей стали искажены представления о
патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к
Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей
страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Сегодня
материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности
переходного периода не должны стать причиной приостановки
патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного
воспитания это шаг к возрождению России. Сухомлинский В.А. утверждал,
что «детство - каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так,
чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты
и величия». Духовно- нравственное воспитание является одной из основных
и сложных задач дошкольного учреждения. Сложность решения данной
задачи, связана, прежде всего, с возрастом детей. Ведь в дошкольном
возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано
окончательно, а всего лишь зарождается. Воспитание чувства патриотизма у
дошкольников процесс сложный и длительный, требующий от педагогов
большой личной убежденности и вдохновения. Эта работа должна вестись во
всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным
направлениям. В настоящее время выходит достаточно много методической
литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны духовно- нравственного (патриотического) воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство нашей Родины.
Работа по духовно- нравственному воспитанию включает целый комплекс задач:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому
саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и
всему живому;
- воспитание уважения к труду;
-развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Задача педагога:
- отбор объектов, впечатления от которых доступны детям.
Эпизоды должны привлекать внимание детей, быть яркими, образными,
конкретными, вызывающими интерес, целесообразными, неповторимыми,
характерными для данной местности (своя природа, свой быт, ремёсла,
традиции).
- отбор сведений и понятий, которые способен усвоить дошкольник (близость расположения, частота посещения, назначение,
удобство)
- расширение диапазона объектов для старших дошкольников –
это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места,
памятники, символика города. Старшие дошкольники должны знать:
название города, своей улицы и прилегающей к ней, в честь кого названы.
- огромное значение имеет пример взрослых, особенно близких людей
(конкретные примеры).
- привитие детям важных понятий как « долг перед Родиной», «любовь к Отчизне», «фронтовой и трудовой подвиг».
- знакомство с другими городами, столицей, символикой государства.
- показ большого через малое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей.
Для этого используют различные формы работы: целевые прогулки, экскурсии, беседы, дидактические игры, чтение художественной литературы, праздники, развлечения, вечера досуга, викторины и, конечно же, основная форма работы это непосредственно образовательная деятельность. Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного периода характерна наибольшая обучаемость и податливость
педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому- то все, что
усвоено в этот период - знания, навыки, привычки, способы поведения,
складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и
являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития
личности. Необходимо учитывать, что на каждой возрастной ступени ребенок приобретает важнейшие человеческие качества При правильном воспитании в дошкольном возрасте интенсивно развиваются целостное восприятие окружающей действительности, наглядно-образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Если у дошкольников такого рода качества не будут сформированы надлежащим образом, то восполнять возникший недостаток позднее окажется делом весьма трудным, а подчас и не возможным. Учет возрастных особенностей требует применения игровых приемов, неоднократное обращение к одной и той же теме, подкрепление различными играми, продуктивными видами
деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое
рисование), посещение музеев, а также организация музеев в детском саду.
Не менее важным условием духовно- нравственного воспитания детей
является тесная взаимосвязь с родителями, семьей. В настоящее время эта
работа актуальна и особенна, трудна и требует большого такта и терпения,
так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма,
гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь
недоумения. Большое значение имеет семейные экскурсии по микрорайону,
городу, посещение с родителями отдельных помещений и предприятий,
организация фотовыставок и рисунков детей, Семейные клубы, а также
совместные проекты «Дети-родители». Ведь семейное изучение своей
родословной помогает детям понять, что семья – ячейка общества. Задача
педагогов и родителей - как можно раньше пробудить в растущем человеке
любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты
характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества;
воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной
улице, городу (поселку); чувство гордости за достижения страны, любовь и
уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к
доступным ребенку явлениям общественной жизни. Самое главное, не
следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но
если в результате педагогической работы ребёнок будет располагать
знаниями о названии города, её географии, природе, символике, и если ему
известны имена кого-то из тех, кто прославил наш город, Отчизну, если он
будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, то можно считать, что
задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возраста. Но никакие
знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою
страну, свой город, свой народ. «В воспитании все должно основываться на
личности воспитателя, - писал К. Ушинский, - потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичный доклад МДОУ №2 "Рябинка"
Приоритетным направлением деятельности МДОУ № 2«Рябинка» является обеспечение психологического благополучия , охрана и укрепление здоровья детей и духовно-нравственное во...
Доклад - выступление на научно-педагогической конференции для специалистов занимающихся с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Тема доклада - Народная игра в музыкальном развитии детей с ОНР
Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно сложно дет...
ДОКЛАД- ПРИЗИНТАЦИЯ ДОКЛАД
1слайдФормы и методы работы с родителями и детьми по экологическому воспитанию2слайднастоящее время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эт...
Доклад к семинару «Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры ». Тема доклада: «Становление социально-коммуникативных умений посредством культурных практик».
С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач ...
Доклад ДОКЛАД на тему: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТОВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» .
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких дет...
ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».
ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».Задолго до того, как игра стала предметом научных иссл...
Доклад для педагогической конференции. Тема доклада "Ребенок и семья в цифровом пространстве".
пять плюсов дистанционного взаимодействия для родителей: Возможность оперативно получать информацию о текущих и предстоящих событиях в группе.Отсутствие ограничений во времени...