Социальный проект "Впустите в сердце доброту"
проект (средняя группа)
Цель проекта:
Воспитывать у детей положительные качества характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_dobro.doc | 157 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
по социально-коммуникативному развитию
для детей средней группы
на тему: «Впустите в сердце доброту»
Составитель:
Познякова Т.А.
Воспитатель МДОУ №55
г. Новоалександровск 2019 г
Цель проекта:
Воспитывать у детей положительные качества характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.
Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие задачи.
Задачи проекта:
1. Довести до сознания детей необходимость ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.
2. Формировать познавательные, регулятивные и коммуникативные навыки общения, а так же положительное отношение ко всем людям.
3. Способствовать эмоциональному, духовно-нравственному и интеллектуальному развитию.
4. Закреплять знания правил вежливого общения.
5. Совершенствовать коммуникативные навыки (умения выслушивать товарища, искренно высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей).
6. Расширять представления детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека.
7. Развивать уверенность в себе и своих возможностях.
8. Воспитывать доброту, отзывчивость, дружелюбие, желание сделать что-то для других людей, принести им пользу.
9. Поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки.
Содержание:
1. Анализ ситуации.
2. Актуальность и выявление проблемы.
3. Цель, задачи педагогического проекта.
4. Программа реализации проекта.
5. Конкретные ожидаемые результаты.
6. Дальнейшее развитие проекта.
7. Список используемой литературы.
8. Приложение.
1. Анализ ситуации
Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Задачи - углубление представлений о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека, закрепление знаний правил вежливого общения, воспитание доброты, отзывчивости, дружелюбия. Чем прочнее сформированы эти качества, тем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев и выше оценка его нравственности со стороны окружающих.
«Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло – ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать!» (В.А. Сухомлинский).
На современном этапе общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, которые разрушают социальные связи и нравственные устои. Это ведет к нетерпимости и ожесточению людей, разрушает внутренний мир личности.
Решая задачи воспитания, необходимо опереться на разумное и нравственное в человеке, определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества.
2. Актуальность и выявление проблемы
Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений. Результатом нравственного воспитания у дошкольников являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств, сформированность этических норм поведения. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.
В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь, стать взрослым, ребенок подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.
Анализ педагогической диагностики актуального состояния и развития социальной сферы детей показал, что у некоторых воспитанников отсутствовали навыки социально компетентного поведения, обеспечивающие каждому ребенку адекватное отношение к позитивным и негативным ситуациям, способность к рефлексивному контролю как ситуации, так и альтернативного поведения.
Задача воспитателя – формировать в детях любовь к Родине, доброжелательное и уважительное отношение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание помогать взрослым. Воспитывать активность и самостоятельность, отзывчивость и сочувствие, доброту и радость за добрые поступки. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать.
3. Цель, задачи педагогического проекта
Цель проекта:
Воспитывать у детей положительные качества характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.
Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие задачи.
Задачи проекта:
1. Довести до сознания детей необходимость ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.
2. Формировать познавательные, регулятивные и коммуникативные навыки общения, а так же положительное отношение ко всем людям.
3. Способствовать эмоциональному, духовно-нравственному и интеллектуальному развитию.
4. Закреплять знания правил вежливого общения.
5. Совершенствовать коммуникативные навыки (умения выслушивать товарища, искренно высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей).
6. Расширять представления детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека.
7. Развивать уверенность в себе и своих возможностях.
8. Воспитывать доброту, отзывчивость, дружелюбие, желание сделать что-то для других людей, принести им пользу.
9. Поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки.
Участники проекта: воспитатель, дети старшей группы, родители (законные представители).
4. Программа реализации проекта
Реализация проекта направлена на достижение целей и задач образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», способствующих формированию культуры ребенка, всестороннему развитию свободной творческой личности воспитанника, его коммуникативных навыков. Это позволит ему успешно адаптироваться к жизни.
Сроки реализации проекта: одна неделя
Этапы реализации проекта:
Первый этап. Целеполагание.
Раздел «Нравственное воспитание» включен почти во все образовательные программы, адресованные детям дошкольного возраста. Основа гуманного отношения к людям – способность к сопереживанию, к сочувствию – проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Поэтому у детей нужно формировать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства.
Второй этап. Разработка проекта (подготовительный).
1. Довести до участников важность данной темы.
2. Наметить план действия.
3. Обсудить план проекта со страшим воспитателем, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем.
4. Информировать родителей (законных представителей) с планом проекта «Впустите в сердце доброту».
5. Подобрать наглядно-дидактический материал, художественную литературу (по теме проекта).
6.Подбор методической литературы:
а). Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
б). Журнал «Дошкольное воспитание» №3, №5, №8, 2008 год.
в). Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2010.
г). Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду.– М.: Мозаика-Синтез, 2009.
д). Васильева М.А. «Программа воспитания и обучения в детском саду»
е). Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» издательский дом «Воспитание дошкольника» г. Москва, 2009г.
ж). От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
з). Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
и). Психология социальной одаренности/ Под редакцией Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько, Москва, Линка-Пресс, 2009 год.
Третий этап. Основной.
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
Четвертый этап. Итоговый.
Включает в себя сбор и обработку методических и практических материалов, обобщение материалов проекта.
Продукт проекта – Акция «Игрушки малышам», презентация проекта «Впустите в сердце доброту».
При условии реализации проекта «Впустите в сердце доброту» можно предположить следующие результаты:
1. Создание в группе и на прогулочном участке необходимых условий по приобщению к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
- Оформление тематических книжных выставок в группе: демонстрация совместного творчества детей, педагогов, родителей.
- Оформление выставки рисунков на тему «Доброта вокруг нас».
- Практическая мастерская «Подари улыбку прохожему», изготовление открыток «Рецепт счастья».
- Оформление уголка для родителей рубрикой «Сотвори добро».
2. Активное участие родителей в реализации проекта в результате, которого происходит преемственность между детским садом и семьей по нравственному воспитанию.
3. Более бережное отношение детей к живому миру природы.
4. Способность детей договариваться, оказывать друг другу поддержку.
5. Создание системы работы по ознакомлению детей с произведениями, пословицами и поговорками о добре.
Оценка эффективности по итогам работы проводится по трем направлениям: дети, родители, педагоги.
- Оценка заинтересованности детей, их успешности в общем деле отслеживается через наблюдение и анализ детской активности в непосредственной образовательной деятельности, в беседах с детьми, акциях «Подари улыбку прохожему», «Кормушки для птиц», «Книжкина больница», «Игрушки малышам», коллективная работа «Дерево любви и доброты», «Спешите делать добро».
- Оценка заинтересованности и активности родителей в проекте происходит через их участие в акциях «Кормушки для птиц», «Игрушки малышам».
- Оценка активизации деятельности педагога отслеживается по качеству проведения работы с детьми в рамках проекта.
Оборудование и материалы: фотоаппарат, телевизор, ноутбук, книги о добре, иллюстрации для проведения бесед с детьми по данной теме, настольно-печатные игры, видеоматериалы, презентации о добрых делах, материалы для продуктивной деятельности, игрушки, посылка.
Паспорт проекта (краткосрочный, познавательный, творческий)
«Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром». С таких замечательных слов началась проектная тематическая неделя Добра в нашей группе. Зависит ли что от педагогов, в воспитании добрых чувств ребенка? «Да»! – говорит ученый и педагог-новатор Ш.А. Амонашвили и видит только один путь гуманного подхода к детям. Это ему принадлежат замечательные слова: «Педагог! Будь солнцем, излучающим человеческое тепло».
В реализации проекта мы руководствовались следующими принципами в педагогической деятельности:
1. Первый – любить ребенка, так как без этого невозможно воспитать гуманную душу человека и только любовь облегчает воспитание. Она единственная добрая сила, стимулирует его взросление, доброе отношение к окружающим.
2. Второй – очеловечить среду, в которой живет ребенок, то есть обеспечить душевный комфорт и равновесие.
1-й этап – целеполагание. Изучение литературы, подбор методов для реализации проекта.
2-й этап – разработка плана-проекта.
№ п/п | Мероприятие | Цели | Ответственные | Сроки реализации |
1 | Круглый стол для родителей. | Обсуждение целей и задач проекта. Формирование интереса у родителей к созданию условий для реализации проекта. | Воспитатель, родительский комитет. | 1 неделя |
2 | Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, литературы по данной теме для чтения и бесед. | Создание условий для реализации проекта. | Воспитатель | 1 неделя |
3 | Акция «Кормушка для птиц». | Совместная работа педагогов, детей и родителей по изготовлению кормушек. | Воспитатель, родители | 1 неделя |
4 | Оформление родительского уголка: размещение статей, консультаций, рекомендаций по теме «Решение педагогических ситуаций» (Приложение 1) | Просвещение родителей через информационный стенд и индивидуальное общение. | Воспитатель | 1 неделя |
5 | Акция «Игрушки малышам». | Привлечение членов семьи ребенка к участию в сборе посылки для дома ребенка, формирование у родителей и детей желания принимать участие в совместных действах ДОУ. | Родители, воспитатель. | 1 неделя |
3 этап – основной.
План реализации третьего этапа проекта:
День недели | Формы и методы работы | Образовательные области по ФГОС ДО | Предварительная работа |
Понедельник | Непосредственно образовательная деятельность на тему: «Остров Дружбы» (Приложение 6) | «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» | Разучивание: пословиц о добре (Приложение 2) Разучивание игр «Я не должен – я должен», «Мост дружбы», «Радио», «Секрет», «Добрые и вежливые слова» и др. (Приложение 3) Разучивание песен о дружбе (Приложение 4) Разучивание мирилок (Приложение 5) |
Коллективная работа «Дерево добра и любви» | |||
Вторник | Акция «Подари улыбку прохожему» с рецептом счастья. | Изготовление открытки «Рецепт счастья» | |
Беседы о добрых поступках и делах. | Просмотр презентаций «Просто так», «Добро, зло и девочка» | ||
Среда | Акция «Кормушка для птиц». | Изготовление родителями вместе с детьми кормушек и вывешивание их на участке. | |
В течение всей недели читали детям стихи, рассказы, сказки: С. Я. Маршака «Друзья-товарищи», Г. Остера «Вредные советы», В. Осеевой «Рыжий кот», «Добрые слова», В. Маяковского «Что такое хорошо и, что такое плохо», ненецкие сказки «Айога», «Три сына», Е. Благининой «Подарок», «Как светлячок друга искал», стихи А. Кузнецова «Подружки», Е.Серова «Нехорошая история», Л.Толстой «Лев и собачка»… Слушали с детьми музыкальные произведения «Дорогою добра», «Доброта» (м/ф про Фунтика), Барбарики «Доброта», Леопольд «Ярко светит солнце»… | |||
В течение всей недели дети делали Добрые дела: «Книжкина больница» – организация работы по ремонту старых книг, изготовление кормушек для птиц, ухаживали за комнатными растениями, помогали посильной помощью помощнику воспитателя, дворнику, помогали малышам одеваться, очищать дощечки от пластилина, точить карандаши, изготавливали поделки для мам и пап к праздникам. | |||
Четверг | Непосредственно образовательная деятельность на тему: «Дарите людям доброту» (Приложение 6) | «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» | Просмотр мультфильмов: «Добро пожаловать», «Сказка про доброго носорога», «Как ослик счастье искал». |
Пятница | Коллективная работа «Спешим делать добро» | В течение всей недели проходит акция «Игрушки малышам». | |
Сбор игрушек для малышей |
4 этап – итоговый.
Включил в себя сбор и обработку методических и практических материалов, обобщение материалов проекта.
Продукт проекта – Акция «Игрушки малышам», презентация проекта «Впустите в сердце доброту», которая представлена для родителей на родительском собрании.
5. Конкретные ожидаемые результаты
Были получены следующие результаты:
- В группе дополнена библиотека книг с пословицами и поговорками, произведениями авторов В. Маяковского, В. Осеевой, Г. Остер, Е. Благининой, Л. Толстого о дружбе, о добре.
- Активное участие в акциях «Посылка детскому дому», «Кормушка для птиц» еще больше сплотило педагога, детей и их родителей.
- Дети стали бережнее относиться к живому миру природы.
- Повысилась способность договариваться, оказывать друг другу поддержку.
6. Дальнейшее развитие проекта
1. Продолжать воспитывать доброту, отзывчивость, дружелюбие, желание сделать что-то для других людей, принести им пользу.
2. Продолжать работу по развитию уверенности в себе и своих возможностях.
3. Продолжать формировать познавательные, регулятивные и коммуникативные навыки общения.
4. Оформление альбома совместно с детьми и их родителями «Наши добрые дела».
5. Создать методическое пособие «Мирилки».
7. Список используемой литературы:
1. В.Н. Журавлева «Проектная деятельность старших дошкольников». Образовательное пространство ДОУ. Учитель, 2009г.
2. Г.Б. Голуб, Е.А Перелыгина «Основы проектной деятельности». Учитель, 2008г.
3. Г.А. Киселева «Проектный метод в деятельности ДОУ» - Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. Аркти, 2011г.
4. К.Е. Веракса «Проектная деятельность дошкольников». Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Сфера, 2009г.
5. Л.И. Грехова «В союзе с природой», «Сервисшкола», Москва, 2003г.;
6. М.В. Дубова «Организация проектной деятельности дошкольников, Детство-Пресс, 2008г.
7. Н.Ф. Виноградова, Т.А. Куликова «Дети, взрослые и мир вокруг нас», «Просвещение», Москва, 1993г.
8. О.М. Масленникова, А.А. Филиппенко «Экологические проекты в детском саду», «Учитель», Волгоград, 2011г.
9. Под редакцией М.А. Васильевой «Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. От рождения до школы», «Мозаика синтез, Москва, 2010г.
10. С.В. Чиркова «Родительские собрания в детском саду», «ВАКО», Москва, 2011г.;
11. Т.А. Маркова «Детский сад и семья», «Просвещение», Москва, 1986г.;
Ситуации
- «…На глазах у родителей мальчик, выйдя из группы, ударил девочку по голове.
- Ты что делаешь? – возмущенно крикнула мать мальчика. Ручка-то у тебя заболит.
- Разве можно так мальчик? – со всех сторон послышалось.
- А пусть не плюется! – с искренней убедительностью, в правоте содеянного ответил тот.
- Видишь? – воодушевившись ответом сына, женщина обратилась уже к людям.
- Он защищался!
- Правильно сынок, не давай себя в обиду. Следующий раз не плюнет.
- Как поступили бы вы? (Для размышления).
- «…В троллейбусе все обратили внимание на плачущую девочку. Из-за отворота пальто торчала лохматая голова кота. Он вырывался, мяукал, а она что-то ласково говорила ему сквозь слёзы. Пассажиры стали расспрашивать девочку. И она рассказала, что сегодня мама принесла в дом породистого щенка и клетку с птицами, а кота Мурзика приказала выбросить куда угодно. И вот девочка уговорила свою подругу, а та свою маму, и кот переезжает на новое место жительства.
- Так что же ты плачешь? У тебя будет красивая собака и птицы.
- Я их не хочу и не люблю. Я люблю своего Мурзика и он тоже не хочет уезжать от меня.
- О чём думала мать, когда приказала дочери выбросить котенка?
- В чем не права мать?
- Урок добра или зла преподнесла мать своей дочери?
- Легко ли будет преодолевать дочке чувство обиды на мать?
- Почему?
- «….Семья возвращается из леса. Начинается дождь, все изрядно устали. Недалеко от дороги увидели пожилую женщину, торопливо сгребавшую сено.
- Не успеет до дождя убрать, все сено, давайте ей поможем, - предложил отец.
Когда все сено было убрано, уже совсем стемнело. На слова благодарности Отец ответил: « У нас в семье принято помогать друг другу и выручать в беде».
- Как вы воспитываете в детях доброту и искреннее желание помочь взрослым, нуждающимся?
- « ….Шум и крики ребят во дворе заставил выглянуть в окно: мужчина держал на привязи лисенка. Он рвался с верёвки, бросался в стороны. Вскоре все увидели лисёнка на балконе второго этажа. Ему сделали будку, и он стал там жить. К осени лисёнок превратился в пушистого, красивого зверька. Мальчишки охотно объясняли: это растёт воротник для Бориной мамы. А Боря, видя обращенное на него внимание, улыбался и подтверждал слова товарищей. В его сердце не осталось места для благородного порыва, как освободить зверя. Вместе с отцом он будет хвастаться, что поймал лисенка, сам его вырастил, сам убил и сделал воротник.
- Ваше отношение к мальчику и отцу?
- В чем виноват отец?
- Как помочь Боре и что бы вы посоветовали отцу?
- «…Наташа, придя из школы, рассказала, что Марина, её соседка по парте, лежит в больнице. В выходной день мама напомнила Наташе об этом. Шёл дождь, и Наташе не очень хотелось идти. Мама собрала гостинцы и стала собираться.
- «Ты куда?» – спросила девочка.
- «В больницу, навестить Марину».
Дочь тоже оделась и пошла за матерью. Марина очень обрадовалась приходу Наташе, которая ей рассказала о школе, о классе. Из больницы Наташа шла возбужденная. Собиралась в следующий раз принести Марине две интересные книги.
- «А если дождь будет?»- спросила мама. Девочка ничего не ответила, только крепко прижалась к её руке.
- Дала ли урок доброты мать своей дочери?
- Как она это сделала?
- Почему дочь прижалась к руке матери?
- Захочется ли Наташе снова принести радость другому?
Пословицы о добре
Добро на худо не меняют.
За добрым делом находишься, худое само навяжется.
Добро наживай, а худое избывай.
Рожь да пшеница годом родится, а добрый человек всегда пригодится.
Добро творить - себя веселить.
Добрые умирают, да дела их живут.
Все любят добро, да не всех любит оно.
От добра до худа, один шаг.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Злой не верит, что есть добрые люди.
Добра, что клада, ищут, а худо под рукой.
Кто добро творит, тому Бог отплатит.
Никакое худо до добра не доведёт.
Добро не умрёт, а зло пропадёт.
Кто за худым пойдёт, тот добра не найдёт.
Доброта без разума пуста.
Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.
Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром.
Доброму человеку, что день, то и праздник.
В добре жить хорошо.
Тьма свету не любит - злой доброго не терпит.
Древо познания добра и зла.
Доброму добро, а худому пополам ведро.
Всяк хлопочет, себе добра хочет.
Игры доброй направленности
Игра «Я не должен - я должен».
Цель: Формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей. Воспитывать уважительное отношение, сочувствие, отзывчивость к сверстникам, окружающим людям. Закреплять умение осознанно делать выбор и объяснять его.
Взрослый заранее готовит сюжетные картинки, связанные с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями (В системах: взрослый-ребёнок, ребёнок - ребёнок) и шаблоны «Я не должен», «Я должен», изображение знаков «+, - »
I вариант: Ребенок раскладывает около шаблонов те картинки, которые изображают соответственно ситуации неприемлемые, либо приемлемые во взаимоотношениях между людьми, объясняет свой выбор.
II Вариант: дети сидят на стульях, у каждого по 2 шаблона. Взрослый показывает сюжетную картинку, предлагает детям сделать выбор и показать шаблон, соответствующий их выбору. Выслушиваются объяснения 2-3 детей.
Игра «Звери на болоте».
Цель: Учить детей быть отзывчивыми к сверстникам, в нужный момент оказывать им помощь. Воспитывать доверие друг к другу, чувство ответственности за товарища. Продолжать обогащать словарь детей выражениями: словесной вежливости (пожалуйста, спасибо и др.)
Ход игры:
Играют все дети группы. Они - «звери», которые попали в болото. У каждого по три дощечки (три листа бумаги). Выбраться из болота можно только парами и только по дощечкам. У одного из игроков сломались и пошли ко дну две дощечки. Чтобы он не утонул, ему надо помочь - это может сделать партнер (его пара). В роли потерпевшего и спасающего должен побывать каждый ребенок. Оцениваются, как готовность прийти на помощь, так и предложенные варианты спасения.
Словесная игра «Все наоборот».
Цель: активизировать использование в речи детей противоположных по смыслу слов, вызвать положительные эмоции и доброжелательное отношение к окружающему.
Взрослый: Я назову животное, а вы подберете к нему добрые слова. Например, злой волк - волк не злой, а … (какой?) (Волк быстрый, ловкий, сильный, смелый, пушистый, отважный и т.д.) - Хитрая лиса, неуклюжий медведь, колючий еж и др.
Дидактическая игра: «Оцени поступок».
Цель: развивать связную речь детей, упражнять в установлении причинно-следственных отношений с опорой на сюжетную картинку, воспитывать честность, скромность, вежливость.
Взрослый достает из конверта карточки из дидактической игры «Оцени поступок» и просит найти к ней продолжение.
Игра «Мост дружбы».
Цель: развивать ориентацию на поведение и эмоциональное состояние другого, способности видеть позитивное в другом, преодоление нерешительности, скованности, оптимизировать взаимоотношения.
Взрослый показывает линейку (незаточенный карандаш или др.).и говорит: «Это мост дружбы. Давайте попробуем удержать этот мост лбами, при этом
будем говорить друг другу что-либо хорошее».
Игра «Волшебный стул».
Тот, кто садится на «волшебный стул» становится принцем (принцессой), а остальные дети по очереди говорят ребенку, сидящему на стуле только добрые и хорошие слова.
Игра «Фотографии друзей».
Цель: развивать способности к познанию другого, формировать позитивное отношение к сверстникам, умение выражать свои чувства, отношения в речи.
На столе разложены фотографии детей в группе. Ребенку предлагается взять 2-3 из них и объяснить, почему он выбрал именно их, описать, в какой момент запечатлен сверстник, какое у него настроение, с чем оно связано, рассказать, какой это ребенок, почему он с ним дружит.
Игра: «Волшебные руки».
Цель: оптимизировать взаимоотношения в группе путем стимулирования телесного контакта между детьми; преодоление эгоцентризма, эмоциональной отчужденности у дошкольников.
Один из игроков изображает камень. Он принимает удобную для себя позу и застывает. Остальные участники игры, положив свои руки на плечи, спину, грудь, живот «камню», стараются передать ему свое тепло. Ведущий говорит игрокам: «Положите свои руки на камень, говорите вместе со мной: «Даю тебе, камень, тепло моих рук, жар моего сердца, мою любовь и преданность!» Что происходит с вашими руками? Что происходит с камнем?».
Музыкальная игра «Танец в парах».
Цель: развивать эмпатию (ориентацию на эмоциональное состояние и поведение другого) у детей посредством стимулирования зрительного и тактильного контакта; оптимизация взаимоотношений в группе.
Воспитатель предлагает детям встать парами лицом друг к другу. Важно, чтобы расстояние между парами было достаточное для танцев, чтобы пары
распределялись равномерно по всей площади ковра.
Затем воспитатель дает каждой паре по плотному листу бумаги. Лист бумаги кладется на головы партнеров так, чтобы каждой паре было удобно удерживать его во время танца. Затем включается музыка, и дети начинают танцевать, стараясь удержать лист бумаги как можно дольше. Выигрывает та пара, которая удержала лист бумаги дольше других.
Экспериментальная ситуация «Сломанный карандаш».
Цель: развивать эмпатию, гуманное отношение к сверстнику в конфликтной ситуации.
Двум детям предлагается, пользуясь одной коробкой карандашей, нарисовать снеговика (ель, подсолнух и т.д.) Один карандаш - самый привлекательный по цвету, новый - механический грифельный, т.е. механически будет прятаться в корпусе. Дети стремятся взять этот карандаш, но возникают сложности. В такой ситуации проявляется отношение к затруднениям сверстника.
Обсуждается, что чувствовал ребенок в ситуации затруднения и того или иного отношения к нему сверстника.
Игра «Радио».
Цель: развивать устойчивый интерес к сверстнику.
Дети садятся полукругом так, чтобы хорошо видеть друг друга. Педагог вначале сам изображает диктора. Он поворачивает к детям спиной и говорит в «микрофон»: «Внимание! Внимание! Потерялась девочка (мальчик)… (дает описание кого-либо из детей). Пусть она (он) подойдет к диктору». Все дети по описанию определяют, о ком идет речь. Затем роль диктора передается детям.
Словесная игра «Кто больше скажет добрых и теплых слов».
Цель: стимулировать развитие речевого общения; вызывать сочувствие, стремление помочь ближнему.
Песни о добре и дружбе
- Дорога добра. Сл. Ю. Энтина , муз. М. Минкова.
- Добрая песенка. Слова и музыка Жанны Колмагоровой.
- Песенка Львенка и Черепахи. Сл. С. Козлова, муз. Г.Гладкова, м/ф «Как Львенок и Черепаха песню пели».
- Песенка про добро. Слова и музыка Светланы Красновой.
- Песня о доброте. Слова и музыка В. Львовского, м/ф «Приключения поросенка Фунтика».
- Дружба. Сл. Ю. Чичикова, муз. М. Пляцковского.
- Песенка друзей. Сл. Я. Акима, муз. В. Герчик.
- Песня о дружбе. Сл. В. Лугового, Муз. Г. Гладкова.
- Вместе весело шагать. Сл. М. Матусовского, муз. В. Шаинского.
- Антошка. Сл. Ю. Энтина, муз. В. Шаинского, м/ф «Веселая карусель».
- Песенка Чебурашки. Сл. Э. Успенского, муз. В. Шаинского, м/ф «Чебурашка».
- Пропала собака. Сл. А. Ламм, муз. В. Шаинского.
- Веселые путешественники. Сл. С. Михалкова, муз. М. Старокадомского.
Мирилки
Цель формирование у детей умения устанавливать и поддерживать контакты с ровесниками и взрослыми на основе уважения и сотрудничества; социальной и нравственной компетентности у детей; атмосферы доверия и принятия.
1-й вариант. «Мирилка» - подушечка с аппликативной ладошкой. Если дети не находят в чем-то согласия, «Мирилка» приходит на помощь. Дети кладут свои ладошки на подушку и произносят заветные слова: «Мирись, мирись, мирись…»
2-й вариант. «Мирилка»- сшитая или вязанная мягкая полуплоскостная игрушка, представляющая собой веселых «головоножек» с руками. Одна пара рук сцеплена и расположена на подушечке в виде перчатки. Эта игрушка носит многофункциональный характер и может быть использована во многих видах детской деятельности.
Своё название мирилки получили от слова «мир» - мириться, дружба. Это короткие стихотворные строчки, которые проговаривают дети после ссоры. При этом ребята сцепляют мизинцы и трясут руками, прощая друг друга.
1. Мирись, мирись,
И больше не дерись.
А если будешь драться,
Я буду кусаться.
А кусаться нам нельзя,
Потому что мы друзья.
2. Мирись, мирись,
И больше не дерись.
А если будешь драться,
Я буду кусаться.
Мама придет,
Нам обоим попадет.
3. Мирись, мирись,
Больше не дерись
А то бабушка придет,
Тебе уши надерет.
4. Не дерись, не дерись,
Ну-ка быстро помирись!
5. Пальчик за пальчик
Крепко возьмем
Раньше дрались,
А теперь ни по чем.
6. Давай с тобой мириться
И во всем делиться.
А кто не будет мириться,
С тем не будем водиться.
Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Дарите людям доброту»
Цель:
Уточнять представления детей о понятиях «добро», «зло», «доброжелательность», их важности в жизни людей.
Задачи:
1. Формировать умение оценивать поступки окружающих.
2. Способствовать развитию образного мышления и творческого воображения дошкольников.
3. Воспитывать у детей доброжелательное и уважительное отношение к окружающим.
Игровое оснащение: игрушка Зайчиха, игрушка Сердце, сундучок Вежливости, письмо, конверт с добрыми словами, сверток с кроссвордом, шапочки животных по количеству детей, Чудо-дерево, сладкие сердечки, лист ватмана с деревом, фломастеры, цветная бумага, клей, ножницы, аудиозапись песен В. Шаинского.
Ход мероприятия:
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру-приветствие «Солнце встало!»
Солнце встало - Хватит спать,
Хватить спать, Пора вставать!
С этими словами дети выполняют движения, повторяя их за взрослым.
- Проснулись? Улыбнулись! Поднимем руки, потянемся к солнышку. Здравствуй, Солнышко!
- Здравствуйте всем! Сегодня я хочу поделиться с вами Добротой. Возьмемся за руки и передадим свое добро, тепло друг другу по кругу, легонько сжимая ладони. Это Солнышко Доброты согрело ваши ладошки.
Психогимнастика «Не сердись, улыбнись!»
- Каждый из вас сейчас повернет голову к рядом стоящему ребенку, посмотрит в глаза и скажет ласково, улыбаясь «Не сердись, улыбнись!»
Стук в дверь. Взрослый вносит игрушку - Зайчиху Лапочку.
Зайчиха: Здравствуйте, ребята!
Воспитатель: Давайте поздороваемся с Зайчихой по-разному!
Дети кланяются, говорят разные приветственные слова, здороваются за лапку.
Зайчиха: Ой, мне больно! Я повредила лапку … (плачет)
Воспитатель: Ребята, как мы можем помочь Зайчихе? (Пожалеть, перевязать, отвезти к врачу…)
Словесная игра «Кто больше скажет добрых и теплых слов Зайчихе»
Цель: стимулировать развитие речевого общения; вызывать сочувствие, стремление помочь ближнему.
Зайчиха: Когда ты услышишь столько добрых слов, да ещё с улыбкой на лице, то сразу уходит боль и печаль. Мне стало гораздо легче. Вы знаете песенку «Улыбка»? Научите меня петь ее!
Звучит песня В. Шаинского «Улыбка».
Зайчиха: Ребята, как у вас хорошо, весело, теперь я точно знаю, что вы сможете помочь мне ещё в одном деле.
В группу вносят сундук.
Зайчиха: Я этот сундук под елочкой нашла, но без вас побоялась его открыть. Давайте посмотрим, что там!
Открывает сундук, достает письмо, воспитатель читает.
- Здравствуйте, дети. Я - Волшебница. Живу я в сказочной стране и помогаю всем учиться вежливо разговаривать, совершать добрые дела и поступки. Это мой сундучок Вежливости, в котором и вы найдете много интересных заданий.
Воспитатель вынимает первый конверт, в котором находит таблички со словами «Спасибо», «Пожалуйста», «Здравствуйте» и другими вежливыми словами.
Зайчиха достает из сундучка сверток бумаги, разворачивает…
- Это кроссворд, в нем заколдовано важное слово.
Словесная игра «Угадай слово».
Цель: упражнять в отгадывании загадок.
Воспитатель: вписывая ответы загадок в клеточки, вы прочитаете нужное слово!
1. По бумаге я бегу,
Все умею, все смогу.
Хочешь - домик нарисую,
Хочешь - елочку в снегу,
Хочешь - дядю, хочешь - сад,
Мне любой ребенок рад! (Карандаш)
2. Круглый, яркий и тугой
Есть и голос - бас густой,
А басит он лишь тогда,
Когда бьют его в бока:
Деревянные дубинки
Выбивают дробь по спинке. (Барабан).
3. Что за странная избушка
Появилась над опушкой?
Низко над землей висит
И пропеллером вертит.
Есть окошки, есть и дверь,
А рычит, как страшный зверь. (Вертолет)
4. В нем живет моя семья -
В доме, что стоит под елкой.
Я несу туда иголки,
Приношу добычу я.
Нас в лесу найти не трудно,
Лишь под ноги посмотри,
Назови меня скорей - Я рабочий … (Муравей).
5. Посмотри-ка, по дорожке
Ходят маленькие ножки.
На головке - гребешок.
Кто же это? (Петушок).
6. Привезли мы в дом волшебный
Ящик необыкновенный.
Кнопку нужную нажми,
Сядешь в кресло и смотри! (Телевизор).
7. В руки ты ее берешь
И на кнопку сильно жмешь.
А она как закрутится,
Заюлит и завертится,
Затанцует, запоёт.
Кто игрушку назовет? (Юла).
Воспитатель: Какое слово у нас получилось? (Доброта).
Зайчиха: Какие вы молодцы! Вы нашли очень важное слово - Доброта. В лесу это слово всем пригодится. Как вы думаете, для чего нужно это слово лесным жителям?
Словесная игра «Наоборот».
Цель: активизировать использование в речи детей противоположных по смыслу слов, вызвать положительные эмоции и доброжелательное отношение к окружающему.
Воспитатель: Я назову животное, а вы подберете к нему добрые слова. Например, злой волк - волк не злой, а … (какой?) (Волк быстрый, ловкий, сильный, смелый, пушистый, отважный и т.д.)
- Хитрая лиса, неуклюжий медведь, колючий еж и др.
Зайчиха: Спасибо, ребята, давайте ещё раз заглянем в сундучок.
Достает из сундучка ещё одно задание.
Дидактическая игра: «Оцени поступок».
Цель: развивать связную речь детей, упражнять в установлении причинно-следственных отношений с опорой на сюжетную картинку, воспитывать честность, скромность, вежливость.
Воспитатель достает из конверта карточки дидактической игры «Оцени поступок» и просит найти к ней продолжение.
Зайчиха: Ребята, помогите мне выбрать из этих картинок только те, на которых изображены хорошие поступки. Сложим из них цепочку и расскажем Добрую историю!
Воспитатель: Волшебнице очень понравился такой рассказ, мы его сложим в ее сундук. (Достает сверток и записку)
Ребята, это Чудо-дерево! Посмотрите, какое оно печальное! Помогите ему стать нарядным и веселым!
Игра «Чудо - дерево».
Цель: упражнять в различении пиктограмм настроения, стимулировать радостные эмоции, воспитывать умение работать в команде.
Воспитатель: Чтобы дерево ожило, надо выбрать из всех карточек только те, которые соответствуют веселому, радостному настроению.
Зайчиха: Этими картинками мы украсим наше Чудо-дерево! Теперь все звери в волшебном лесу смогут погреться под его ветвями.
Зайчиха достает из сундучка последний конверт. В нем – сладкие сердечки.
- Это благодарность вам от Волшебницы за ваши добрые поступки!
Раздает сладкие сердечки ребятам.
- Мне у вас очень понравилось, но пора возвращаться домой. Спасибо вам за доброту!!! До свидания!
Воспитатель: Ребята, давайте по-разному попрощаемся с Зайчихой.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
«Остров Дружбы»
Цель:
Формировать доброжелательные дружеские отношения между детьми, навыки общения друг с другом.
Задачи: Учить детей видеть хорошие качества своих товарищей, формировать желание говорить приятные слова друг другу, пополнять и активизировать словарь детей; совершенствовать двигательные умения и навыки, создание благоприятного эмоционального климата.
Предварительная работа:
-беседа с детьми о дружбе, об отношении друг к другу;
-чтение художественной литературы о дружбе;
-организация совместной прогулки и общих игр с детьми другой группы;
-разучивание стихотворений;
-подбор аудиозаписей с песнями о дружбе для сопровождения.
Ход мероприятия
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое дружба?
Дети:…….
Воспитатель: А вы хотели бы получше узнать, что такое дружба? Тогда я приглашаю вас на чудесный остров Дружбы. Хотите там побывать?
Приглашаю вас на остров
Остров Дружбы – он для тех,
Кто друзей имеет много
И хочет другом быть для всех.
Дети с воспитателем заходят на коврик, имитирующий остров. Вокруг много комнатных растений.
Воспитатель:
Остров этот всех подружит
Всех научит нас дружить
Всех теплом своим согреет
И заботой окружит.
- Ребята, на этом острове принято приветствовать друг друга особым образом. Давайте встанем в круг и поздороваемся, передавая друг другу ласковое сердце и называя друг друга ласково по имени.
Дети передают друг другу сердечко и здороваются: «Доброе утро Машенька, доброе утро Кирюшенька» и т.д.
- Молодцы, а теперь присядем на травку…Садитесь поудобнее…Оглянитесь вокруг. Посмотрите, сколько здесь красиво, тепло и уютно, поют птички.
А еще здесь есть вот такой красивый сундучок. В нем хранятся секреты этого острова – секреты дружбы. Хотите туда заглянуть?
Для этого нам нужно разгадать секреты дружбы. Сначала поучимся действовать вместе, повторяйте за мной:
Дружат в нашей группе | Пальцы рук соединяют |
Девочки и мальчики. | в замок (несколько раз). |
Мы с тобой подружим |
Маленькие пальчики. |
Раз, два, три, четыре, пять — | Пальцы с мизинчика пооч |
Начинаем мы считать. | редно соединяют друг |
Что за чудо-чудеса!
Раз рука и два рука!
Вот ладошка правая
Вот ладошка левая!
Скажем вам мы не тая –
Руки всем нужны, друзья!
Дружно за руки беритесь,
Помогать вы не ленитесь!
- Ребята, посмотрите, сейчас вы держите руки своих друзей. Именно они будут помогать вам сегодня.
Воспитатель: Молодцы!
Хотите узнать первый секрет дружбы?
Тогда давайте споем песенку.
Звучит песня «От улыбки». Скажите мне, пожалуйста, так с чего же начинается дружба? Правильно, с улыбки. Посмотрите как быстро, легко и просто вы разгадали первый секрет. Скажите, а с каким человеком приятнее общаться с тем, который хмурый, злой или с тем, который улыбается? Правильно. Поэтому давайте подарим друг другу самую красивую улыбку. Ведь мы хотим быть друзьями!
Итак, вы разгадали первый секрет. Как называется этот секрет? Правильно.
Педагог показывает карточку с улыбкой. Первые секрет – это улыбка.
Воспитатель: А теперь давайте встанем и поиграем. У меня есть волшебный клубок. Под музыку мы будем передавать его друг другу. Когда закончится музыка, тому у кого оказался клубок остальные дети говорят по одному доброму слову или пожеланию.
- Волшебный клубочек по кругу идёт
Доброе слово всем передаёт.
- Молодцы, вот сколько добрых слов мы сказали друг другу. Приятно вам было их услышать? Мы подарили друг другу частичку своей доброты. Ребята, а что такое доброта?
Дети:………..
Воспитатель: Какие добрые поступки вы совершаете друг для друга?
Как вы считаете, какой же второй секрет дружбы? Правильно, это доброта.
Молодцы. Вот и второй секрет, который мы разгадали.
(Показываю карточку)
Педагог: Ребята, вы обратили внимание, какие красивые цветы растут на этом острове? Давайте и мы с вами попробуем превратиться в красивые цветы, с которыми хочется дружить.
Педагог: Машенька, в какой цветок превратишься ты? (Роза).
Педагог: А ты? (Незабудка). (Каждый ребенок выбирает себе цветок, в который он хотел бы превратиться).
Педагог: Ребята, из чего вырастает цветок?
Дети: Из семян, из зернышка.
Педагог: Правильно, из семечка. Представьте, что вы маленькое-маленькое семечко. (Ребенок поджимает ноги, опускает головку — он «семечко»).
Педагог: Что же нужно сделать с семечком, чтоб вырос цветок?
Педагог: Посадить в землю, закопать в ямку и полить.
Педагог: Да, чтобы цветок вырос за ним нужно ухаживать, заботиться.
Педагог поглаживает детей по-очереди по спине — «закапывает ямку». Затем «поливает» из лейки.
Педагог: Семечко начинает расти. (Дети тихонько встают, поднимая вверх руки. Педагог помогает им, поддерживая за пальцы).
Педагог: Вот и выросли цветы! Ах, какие же вы красивые. Посмотрите друг на друга, полюбуйтесь красивыми цветочками. Давайте громко хором скажем: «Какой красивый цветок! Мы хотим дружить с тобой!».
Какой же третий секрет дружбы? Что мы делаем для того, чтобы цветы выросли? Правильно, мы о них заботимся. Третий секрет – это забота и помощь. Как мы заботимся друг о друге. Как помогаем друг другу?
- Я предлагаю всем вместе посадить цветок добра. Хотите? Давайте подойдем сюда. (На столике приготовлен контейнер с землей, выкопаны лунки для посадки семян) Возьмите каждый семечко с блюдечка, положите каждый в свою лунку. Теперь с помощью лопаточки закопайте их. Берите леечки, надо полить их. Ну вот, очень скоро из наших семян, если мы будет заботиться о них, вырастут красивые цветы доброты.
Воспитатель: Вы разгадали все главные секреты дружбы и теперь мы можем заглянуть в сундучок. Давайте еще раз повторим их: улыбка, доброта, забота и помощь. (называют дети) Открываем сундучок. Ой, ребята, здесь для вас подарок. (В сундучке лежат по цветку для каждого ребенка в подарок)
- Посмотрите, в ваших руках теперь волшебный цветок добра. (Звучит тихая, спокойная музыка). Мысленно поместите все добро из этого цветка в свое сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, как оно согревает вашу душу, несет радость. У вас появляются новые силы, здоровье, счастье. Я хочу, чтобы с такими искренними сердцами вы шли по жизни.
Понравилось ли вам ребята на нашем “острове Дружбы?”
А теперь возьмемся все за руки и сделаем большой круг. Давайте передадим свои теплые дружеские отношения друг другу.
Дети становятся в круг и передают эстафету словами. «Я передаю свою дружбу Ане…»
Сегодня мы все стали настоящими друзьями. Ребята, цените дружбу и делайте все для ее сохранения. А в свою группу мы возьмем частичку этого острова – эти самые цветы, которые мы посадили на нем. Цветы будут расти у нас в группе, и наша дружба будет становится все крепче и крепче.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Впустите в сердце доброту"
"Впустите в сердце доброту"...
Интеллектуальная викторина для детей и родителей. Сердце доброты. Январь 2015
Сердце доброты. Совместное мероприятие для детей старшего дошкольного возраста и родителей.Воспитатель Сизова Т.В. МДОУ «ЦРР – детский сад» № 1 г. НаволокиГруппа № 8. Интеллектуальная виктор...
Творческая деятельность семейного клуба "Фантазеры" «Наполни сердце добротой»
. Добрый вечер, взрослые и дети! Сегодня вечер необычный! Он будет наполнен добротой, нежностью и лаской, потому что у нас Вечер Доброго сердца! ...
Педагогический проект по социально-личностному развитию для детей старшей группы на тему: «ВПУСТИТЕ В СЕРДЦЕ ДОБРОТУ»
Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Задачи - углубление представлений о доброте, как о ценном, неотъемлемом к...
Презентация к проекту: "Впустите в сердце доброту"
«Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло – ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать!» (В.А. Сухомлинский).Цель проекта: 1. Во...
Педагогический проект по социально-коммуникативному развитию для детей средней группы на тему: «Впустите в сердце доброту»
Цель проекта: Воспитывать у детей положительные качества характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.Исходя из п...