конспект занятия "Гномы спешат в гости к Жуже"
план-конспект занятия (старшая группа)
развивающее занятие с использованием персонажей развивающих игр В.Воскобовича.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для родителей | 14.84 КБ |
конспект занятия | 16.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
по теме: Развивающие игры Воскобовича
Толчком к изобретению игр послужили собственные дети. Они родились у инженера-физика Вячеслава Воскобовича в эпоху Перестройки, и походы по магазинам игрушек вгоняли молодого отца в тоску. Там предлагались игры, в которые играли еще бабушки наших бабушек. А в стране уже активно велись разговоры об альтернативной педагогике. И Вячеслав Валерьевич решил внести собственную лепту в передовые методы воспитания.
Первые игры Воскобовича появились в начале 90-х. «Геоконт», «Игровой квадрат» (сейчас это «Квадрат Воскобовича»), «Складушки», «Цветовые часы» сразу привлекли к себе внимание. С каждым годом их становилось все больше – «Прозрачный квадрат», «Прозрачная цифра», «Домино», «Планета умножения», серия «Чудо-головоломки», «Математические корзинки». Появились и первые методические сказки. Практика Воскобовича быстро вышла за рамки семьи. С просьбами поделиться опытом его стали приглашать на семинары, сначала в родном городе (тогда еще Ленинграде) а потом и за его пределами.
Технология «Сказочные лабиринты игры»
У методик раннего развития обычно два пути: один – от некоего теоретического положения к его практическому подтверждению (вальдорский детский сад), другой – напротив, от практического опыта, через его обобщение, к теоретическому обоснованию. Технология Воскобовича – это как раз путь от практики к теории. Почему технология, а не методика? В принципе, это очень сходные понятия. И термин «педагогическая технология» появился в педагогике совсем недавно. В методиках больше представлены содержательные стороны, в технологиях – процессуальные.
Знакомимся поближе: наглядное представление о том, как эти общие положения проявляются на практике, можно получить, ознакомившись хотя бы с двумя самыми известными играми – «Геоконт», «Квадрат Воскобовича».
«Геоконт»
В народе эту игру называют «дощечкой с гвоздиками». Но для ребят – это не просто доска, а сказка «Малыш Гео, Ворон Метр и я, дядя Слава», в которой пластмассовые гвоздики, закрепленные на фанере (игровом поле), называются «серебряными».
На игровое поле «Геоконта» нанесена координатная сетка. На «серебряные» гвоздики натягиваются «паутинки» (разноцветная резинка-продежка), и получаются контуры геометрических фигур, предметных силуэтов. Малыши создают их по примеру взрослого или по собственному замыслу, а дети старшего возраста – по схеме-образцу и словесной модели. Ученики начальной и средней школы при помощи этой игры доказывают теоремы. Ведь в самом названии сказки – зашифровано слово «геометрия».
В результате у ребят развиваются моторика кисти и пальчиков, сенсорные способности (ощущение цвета, формы, величины), мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск и установление закономерностей), творческие способности.
«Квадрат Воскобовича» («Игровой квадрат»)
У этой игры имеется множество «народных» названий – «Кленовый листок», «Косынка», «Вечное оригами». Все это, по сути, верно. «Игровой квадрат» представляет собой 32 жестких треугольника, наклеенных на гибкую основу с двух сторон. Благодаря такой конструкции квадрат легко трансформируется, позволяя конструировать как плоскостные, так и объемные фигуры. В сказке «Тайна Ворона Метра» квадрат оживает и превращается в образы: домик, мышку, ежика, башмачок, самолетик и котенка. Двухлетние малыши с помощью взрослого складывают домик с красной или зеленой крышей, конфетку. Более взрослые дети осваивают алгоритм конструирования, находят спрятанные в «домике» геометрические фигуры, придумывают собственные предметные силуэты.
«Прозрачный квадрат Воскобовича»
«Прозрачный квадрат» – это увлекательная игра и эффективное средство развития ребенка дошкольного возраста. Игры с геометрическими фигурами способствуют успешному освоению детьми эталонов формы. Выполняя игровые задания, ребенок учится считать, отсчитывать нужное количество, знакомится с пространственными отношениями и величиной. Составление одной фигуры из нескольких помогает понять ребенку-дошкольнику соотношение целого и части. В играх с «Прозрачным квадратом» совершенствуется память и воображение. Ребенок, играя, пересказывает сказочную историю, придумывает свои рассказы, доказывает правильность своих решений. Игра предоставляет огромные возможности детям и взрослым для реализации собственных творческих идей.
Игры с «Квадратом Воскобовича» развивают мелкую моторику рук, пространственное мышление, сенсорные способности, мыслительные процессы, умение конструировать, творчество.
Дома с мамой и папой можно и нужно создавать развивающую среду, и не обязательно в виде Фиолетового Леса.
Можно ли играть в эти игры без авторских сказок? Конечно, можно. Взрослым просто нужно придумать свой способ привлечь внимание ребенка к игре.
Предварительный просмотр:
Гномы идут в гости к пчелке Жуже.
Цели
- Развитие сообразительности, ассоциативного мышления, умения самостоятельно решать поставленную задачу.
Задачи
- Развивать умение ориентироваться на плоскости, делить предмет на 2 и более равные части, соотносить количество с числом, решать логическую задачу на определение размера.
- Закреплять знания о понятиях: короткий – длинный, больше – меньше.
- Упражнять в составлении предложений.
- Развивать произвольность движений.
Предварительная работа
Знакомство с героями фиолетового леса – Гномами, жителями четырех областей Пони, Ланью, Павлином, Львом.
Оборудование
Коврограф, геоконт, аудиозапись приглашения, приветствия, музыкальной паузы.
Ход занятия
1.Испечем «торт» для Жужи.
Педагог: Однажды гномы получили по лесному радио приглашение на день рождения к пчелке Жуже, но подумал, что с пустыми руками на день рождения идти невежливо.
( Дети высказывают свои предложения, что можно взять с собой в гости).
Педагог: А как вы думаете, что очень любят пчелки? Конечно, сладости.
Гномы думали-думали и придумали, что испекут красивый торт для именинницы, ведь она была великая сластена.
Педагог: А какой же формы можно испечь торт? (Круглой, квадратной, прямоугольной). Предлагаю изобразить торт на геоконте.
На геоконте дети изображают фигуру торта (прямоугольник, квадрат).
Педагог: Разделите « торт» пополам? Сколько и каких частей получилось? А если и эти части поделить , что получится?
А теперь изобразим «торт» в тетради. ( дети выполняют графический диктант Торт) .
Разделим торт на 2 равные части одной линией. Делим каждый кусок на две части. Выложить фишками количество клеток, составляющих каждый кусочек торта.
2. Дорога к Жуже.
Педагог: На коврографе выложены три разноцветных извилистых дорожки, которые ведут к домику Жужи. Гости Гномы очень спешили, чтобы не опоздать на день рождения к Жуже, поэтому старались выбрать самую короткую дорожку, а как узнать какая длиннее. а какая короче не знали.
Поможем найти самую короткую дорожку? (дети измеряют размер дорожек, выкладывая их на коврографе. Сравнивают, посчитав количество клеток). Назовите у какого Гнома дорожка короче, у какого длиннее?
3. Поздравление для Жужи.
Педагог: С подарком для Жужи гномы определились, что же им делать дальше?( Дети рассказывают, что нужно придумать поздравление).
Дети желают Жуже, каждый добавляет по одному слову: «Дорогая Жужа, желаю тебе всегда быть веселой, радостной, красивой, милой, умной, счастливой, здоровой…»
4.Бусы для Жужи.
Придя в гости к Жуже, Гномы увидели ее всю в слезах. Пчелка рассыпала бусы, которые ей подарили, как вы думаете кто? – Гномы. И как настоящие друзья гномы стали успокаивать Жужу и помогли собрать ей бусы.
Педагог: На коврографе рассыпаны разноцветные фигуры, разной формы.
Гномы спрашивают у Жужи помнит ли она какие бусины были на ниточке, и какие бусы были – длинные или короткие? Жужа, конечно же, все помнила, потому что это были ее любимые бусы.
«Бусы были длинные. Бусины были такие: сначала была большая зеленая, за ней маленькая красная, потом маленькая желтая, а за ней большая зеленая, потом все повторялось».
Педагог: Ребята, поможем Жуже собрать бусы? (Дети выполняют задание на коврографе Ларчик в 2 подгруппах. Можно выполнять работу в тетрадях.
Педагог: Жужа обрадовалась и предложила всем потанцевать. Если я покажу красную бусину – танцуют руки, желтую – голова, зеленую – ноги. Потом все гости сели пить чайс вкусным тортом, который принесли Гномы.
5.Итог. Рефлексия.
- Понравилось вам занятие, какое у вас настроение?.
- Кто пришел в гости к Жуже?
- Какой подарок приготовили Гномы?
- Какая беда случилась у Жужи?
- Чему вы сегодня научились?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного занятия "В гостях у дымковской барышни"
Занятие сочетает музыкальную и изобразительную деятельность. Рассчитан на работу с детьми старшего дошкольного возраста....
Конспект комплексного занятия «В гостях у бабушки Арины».
Занятие проводится во второй младшей группе и построено в форме путешествия в деревню к бабушке Арине. На занятии формируются представления детей о внешнем виде и повадках дом...
КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ "В гостях у Феи Природы"
Цель: 1. Продолжать учить этажи леса.2. Обобщать представления об органах растений и их функциях3. Развивать умения доказательно строить суждения детей, используя модели4. Закреплять знания о правилах...
Конспект музыкального занятия "В гости к трем медведям"
Конспект музыкального занятия для детей средней группы по программе Шадрикова...
Конспект занятия "Едем в гости к бабушке" (в рамках реализации проекта "Мой город") средняя группа
Конспект занятия "Едем в гости к бабушке" (в рамках реализации проекта "Мой город") средняя группа...
Методическая разработка конспекта: "Герои сказок в гости к нам спешат"в подготовительной группе
Конспект педагогического мероприятия с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности по познавательному развитию с использованием развивающих игр "Герои сказок в го...
Сценарий весеннего утренника посвящённого международному дню 8 Марта! Для детей младшей группы «Солнышко и Весна спешат в гости к детям!»
Для детей младшей группы.Цель: Формировать у детей отношение к празднику как к чудесному, радостному событию. Создать доброжелательную эмоциональную атмосферу между детьми и родителями.Задачи: Способс...