ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья (подготовительная группа)

Фефелова Наталия Михайловна

Исследовательская, поисковая активность  –  естественное состояние ребенка. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, дети активно исследуют окружающий мир.

Экспериментирование особенно актуально на современном этапе, так как оно развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Китайская мудрость  гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Ребенок познает мир опытным путем. Поэтому расширение его опыта взаимодействия с окружающим его миром – одна из важнейших  задач.

В настоящее время ребенок рассматривается не как объект науки, а как субъект; отношения ребенок-взрослый – это субъектно-субъективные отношения, мы, взрослые, не только изучаем ребенка, но и учимся у него.

Взрослый и ребенок обмениваются опытом, знаниями, переживаниями, и это очень ценное приобретение для обеих сторон.

Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе.

С 201

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prektno-issledovatelskaya_deyatelnost_doshklnikov.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ

Фефелова Н.М.

педагог дополнительного образования

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Дом детского творчества города Рассказово»

nataliya.fefelowa@yandex.ru 

Исследовательская, поисковая активность  –  естественное состояние ребенка. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, дети активно исследуют окружающий мир.

Экспериментирование особенно актуально на современном этапе, так как оно развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Китайская мудрость  гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Ребенок познает мир опытным путем. Поэтому расширение его опыта взаимодействия с окружающим его миром – одна из важнейших  задач.

В настоящее время ребенок рассматривается не как объект науки, а как субъект; отношения ребенок-взрослый – это субъектно-субъективные отношения, мы, взрослые, не только изучаем ребенка, но и учимся у него. 

Взрослый и ребенок обмениваются опытом, знаниями, переживаниями, и это очень ценное приобретение для обеих сторон.

Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе.

С 2017 года в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Дом детского творчества города Рассказово» в объединении «Школа раннего интеллектуального и творческого развития «Почемучки» реализуется дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Нескучная наука». Программа нацелена на расширение образовательного развивающего пространства и подключения дошкольников к решению посильных практических задач по естествознанию. Одним из значимых результатов её освоения стало создание  и защита детских научно-исследовательских проектов.

24 мая 2019 года в объединении состоялась первая детская научно-практическая конференция «Первые шаги в науку» для детей 6 – 7 лет. Цель мероприятия: развитие интеллектуального творчества дошкольников, привлечение их к исследовательской деятельности, поддержка одарённых и талантливых детей. Юные  исследователи представили  итоги своей увлекательной и довольно длительной работы. Они, совместно с родителями  и педагогом    подготовили и защитили исследовательские проекты.

Работа над проектами началась в марте 2019 года. Было проведено родительское собрание, на котором педагог презентовала методику организации исследования, объяснила её важность, наметила план работы. Каждый родитель получил памятку по созданию исследовательской работы.   Дети участвовали в работе наравне со взрослыми: дома проводили эксперименты, опыты, выдвигали различные идеи и гипотезы, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Дети и родители  обращались за помощью к  педагогу, совместно решали все возникшие вопросы.

На  конференции дошкольники превратились в  самых настоящих ученых, исследователей  и первооткрывателей. Они рассказали о своих открытиях и наблюдениях, поделились своим опытом. Дети узнали, откуда берется бумага, в чем её польза, и какие свойства она имеет. Опытным путем юные исследователи доказали, что мятая бумага рвется легче, чем гладкая.  Один из дошкольников рассказал о проведенных опытах с  газированными напитками и их пользе и вреде для здоровья. Другой  узнал,  что  загрязняет воздух  в нашем городе и как с этим бороться. София показала, кто появляется из  яйца, оказывается не только птицы. Настя рассказала, почему море соленое с точки зрения науки и древних мифов, Никита установил, где на нашей планете самое жаркое лето. И, конечно же, самыми главными зрителями на конференции были родители юных исследователей. Они помогали и поддерживали  своих маленьких ученых.

Все выступающие и зрители были довольны конференцией, обсуждали увиденное, задавали вопросы.

В заключении всем участникам конференции вручили похвальные листы и медали. Оформлен Сборник исследовательских работ детей.

В ходе проектной деятельности  развились и детско-родительские отношения.  Проектно-исследовательская деятельность предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Можно сделать вывод, что    проектно-исследовательская деятельность — один из самых эффективных видов деятельности детей, который положительно влияет на развитие умственной активности и творческой самостоятельности и позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной интересующей нас проблемы и применять полученные знания на практике.

 Проектно-исследовательская деятельность является актуальной, интересной и своевременной, потому, что, знакомя детей с новыми понятиями, педагог способствует расширению кругозора детей, формированию активного словаря, а значит, развивает речевые умения и навыки личности, повышает уровень познавательных способностей, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса, бережного отношения к материальным и духовно-нравственным ценностям современного мира.

Список литературы

  1. Куликовская И. Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст  / И. Э. Куликовская. – М. : Педагогическое общество России, 2005.
  2. Коротковат Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста / Н. А. Короткова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.
  3. Менщикова Л. Н. Экспериментальная деятельность детей. — Издательство: Учитель, 2009.
  4. Москаленко В. В. Опытно-экспериментальная деятельность. — Издательство: Учитель, 2009.
  5. Савенков  А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании / А. Савенков // Дошкольное воспитание. - 2006. - №1. – С. 21 – 30; №4. – С. 10 – 20; №12. – С. 21 – 30.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие поисково-познавательной деятельности дошкольников в процессе реализации проектно-исследовательского метода»

Е.А. Сухарева,Старший воспитатель Муниципального дошкольного образовательного учреждения  детский сад «Рябинка» комбинированного вида п. Тургенево Ардатовского района республики Мордовия «Ра...

Проектно-исследовательская деятельность дошкольников

Формирование у дошкольников умений и навыков познавательной и творческой работы, появление и усиление интереса у детей к здоровому образу жизни, повышения уровня знаний по культуре здоровья....

Проектно-исследовательская деятельность как средство активизации познавательной сферы дошкольников

Рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности с дошкольниками...

Отчет по инновационной деятельности в МДОУ «ДС №16» «Формирование экологической культуры и самосознания дошкольников в совместной проектно-исследовательской образовательной деятельности »

Инновационная площадка ДОУТема проекта:"Формирование экологической культуры и самосознания дошкольников в совместной проектно-исследовательской образовательной деятельности"Экологическое вос...

Педагогический совет №3 На тему: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной-экспериментальной деятельности» Доклад для воспитателей на тему «Развитие познавательной активности детей через проектно-исследовательскую деятельност

Актуальность: Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познават...

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА С ДОШКОЛЬНИКАМИ

ПРОЕКТ "ЭКПЕРИМЕНТАТОРЫ" в подготовительной группе  "НЕПОСЕДЫ  2020г....

дополнительная общеразвивающая программа «Проектная деятельность в образовательном процессе дошкольников» направление: проектно - исследовательское

Пояснительная запискаНормативно-правовую основу для разработки рабочей программы составляют:Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации&r...