Программа кружка "Веселые ниточки"
рабочая программа (старшая группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД № 74 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОЦИАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
ГОРОДА ОРЛА
Утверждаю: Заведующая ДОУ ____________ Н.Н. Трубицина Приказ № _________ от «_____»________________201___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружок «Веселые ниточки»
на 2019– 2020 учебный год
Составитель программы:
Комяженкова Е.В.
Содержание рабочей программы
Разделы программы | Содержание разделов | Страница |
целевой |
| 17 |
| 19 | |
1.3. Педагогическая диагностика | 20 | |
Содержательный | 2.1. Календарно – тематическое планирование | 20 |
организационный | 3.1. Материально – техническое обеспечение программы. | 22 |
3.2. Список литературы. | 23 |
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
В процессе занятий художественным трудом формируются все психологические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира.
Формирование трудовых навыков и умение происходит в едином процессе ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями своего народа.
Досуговая деятельность способствует приобщению старших дошкольников к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности.
Занятия в кружке вышивания позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук, самоутверждаться, проявляя индивидуальность, получая результат своего художественного творчества.
У детей формируются навыки общения с инструментами, необходимые для начала школьного обучения.
Происходит ориентация старших дошкольников на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте.
Изучив ряд методических пособий и литературы по обучению детей дошкольного возраста вышиванию (см. список литературы), опыт работы детских садов города, выявлено, что вышивание включено в занятия по ручному труду (наряду с конструированием из бумаги, строительного и природного материала, аппликацией), но количество их ограничено и предполагает, в основном, деятельность репродуктивного характера.
Концепция программы.
В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.
Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями своего народа.
Досуговая деятельность способствует приобщению старших дошкольников к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности.
Актуальность.
Занятия в кружке вышивания позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для начала школьного обучения.
Цель программы — Ознакомление старших дошкольников с доступным их возрасту видом художественного труда - вышиванием и освоение позиции субъекта элементарной трудовой деятельности.
Задачи программы:
1.Учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с тканью, нитками и простейшими инструментами (ножницами, иголкой).
2.Развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.
3.Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира; воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, - 5-7 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением старшими дошкольниками “взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия,- так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ, непосредственное вышивание изделий, обсуждение и выбор рисунка для вышивки, конкурс рисунков для вышивки, вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков.
1.2. Планируемые результаты.
2 этап (подготовительная группа).
- пришивают пуговицы с 2 и 4 отверстиями;
- вышивают “гладью”;
- делают “мережку” на ткани;
- переводят рисунок на ткань;
- принимают участие в оформлении вышивок на выставку (умеют располагать вышивки на демонстрационном стенде, сочетая размеры изделия, цветовую гамму, способ вышивки);
- владеют умениями, обеспечивающими культуру труда на всех этапах трудового процесса:
- экономное расходование материала;
- бережное обращение с инструментами;
- поддержание порядка на рабочем месте;
- используют пооперационные карты;
- эпизодически включают ручной художественный труд в игровой сюжет, например, вышивание для кукол салфетки, одежды, скатерти и др.;
- используют ручные умения в повседневной жизни детского сада и семьи (изготовление подарков, сувениров), проявляя при этом творчество;
- проявляют индивидуальные творческие способности в вышивании;
- полностью реализуют творческий замысел, воплощая то, что запланировали.
1.3. Педагогическая диагностика.
Овладение детьми вышеуказанными умениями, навыками воспитатель фиксирует в таблице на начало и конец учебного года по результатам наблюдения, анализу детских работ, бесед с детьми, с целью внесения корректив в дальнейшую работу, планирования индивидуальной поддержки детей.
Таблица 1.
Содержание деятельности | Количество детей, овладевших содержанием деятельности | ||
сентябрь 2019 года | май 2020 года | ||
1. | Умение принять цель деятельности. | ||
2. | Умение планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла. | ||
3. | Организует рабочее место, выбирает материалы и инструменты, убирает рабочее место. | ||
5. | Разрезают ткань по меткам. | ||
6. | Закрепляют ткань в пяльцах. | - | |
7. | Делают бахрому на салфетке. | ||
8. | Вдевают нитку в иголку. | ||
9. | Завязывают узелок. | ||
10. | Шьют швом «вперед иголку». | - | |
11. | Шьют швом «строчка» | - | |
12. | Интерес к вышиванию. |
Содержательный раздел программы
2.1. Календарно – тематическое планирование
Второй год обучения | |||
Пришивание пуговиц. | Пришивание пуговицы с двумя отверстиями способом в «прокол». | 1 | 1 |
Пришивание пуговицы в четыре отверстия. | 1 | 1 | |
Вышивание гладью | Вышивание «гладью». Использование модели шва «гладью». | 30 мин | 2 |
Вышивание листочка контурной гладью. | 30 мин | 2 | |
Вышивание цветка контурной гладью. | 30 мин | 1 | |
использование нитей разных оттенков для создания выразительного рисунка. | 30 мин | 1 | |
Мережка. | Перевод рисунка на ткань. | 1 | 2 |
Продергивание ниток для выполнения декоративной мережки | 1 | 2 | |
Вышивание салфеток различными швами ( по выбору детей) | 1 | 5 | |
Итоговая аттестация | 1 | 1 |
2 этап (6-7 лет)
1 занятие. Совместная организация выставки вышивок (работы детей, родителей, сотрудников). Мотивация на достижение результата, желание совершенствовать умения, пробуждать творческую активность детей.
2-3 занятие. Пришивание пуговицы с двумя отверстиями способом в “прокол”. Использование модели пришивания пуговицы. Игровая ситуация – помоги Незнайке. Беседа с детьми о содержании одежды в порядке и умении устранять мелкие неполадки – пришивать оторванные пуговицы. Демонстрация приема пришивания пуговицы с двумя отверстиями способом “в прокол”. Упражнение в действии.
4-5 занятие. Пришивание пуговицы в четырьмя отверстиями. Использование модели пришивания пуговицы. Демонстрация приема пришивания пуговицы. Соблюдение правил безопасности труда.
6-7 занятие. Вышивание “гладью”. Использование модели шва “гладью” [3., 59]. Демонстрация действия воспитателем. Гладь – вышивание прямыми и косыми стежками, плотно уложенными один к одному.
8-9 занятие. Вышивание листочка контурной гладью. Упражнять детей в выполнении действия.
10-11 занятие. Вышивание цветка контурной гладью. Демонстрация действия воспитателем: по краю рисунка укладывают стежки разной величины, чередуя длинные с короткими.
12-13 занятие. Распускание трикотажного полотна и использование нитей разных оттенков для создания выразительного рисунка. Учить укладывать и наклеивать нити, используя близкие по цвету оттенки, создавать выразительный образ. Развивать творчество.
14-15 занятие. Перевод рисунка на ткань. Самостоятельный выбор рисунка. Ознакомление с техникой перевода рисунка на ткань с помощью копировальной бумаги. Аккуратность и точность в работе.
16-17 занятие. Вышивание салфетки гладью в подарок к 8 Марта. Продумывать последовательность действий. Упражнение в выполнении правильного действия. Использование пооперационных карт.
18-21 занятие. Вышивание салфетки гладью в подарок к 8 Марта. Побуждать к творческой активности, комбинированию, поиску необычных вариантов (сочетание ниток, дополнение элементами – бисером, мелкими бусами и пр.).
22 занятие. Украшение салфетки бахромой. Соблюдение правил безопасности труда.
23-25 занятие. Мережка. Продергивание ниток для выполнения декоративной мережки.
26-28 занятие. Вышивание салфеток различными швами по выбору детей: “строчка”, “гладь”, использование мережки, бахромы. Осуществление своего замысла. Использование пооперационных карт.
29 занятие. Подготовка выставки работ вместе с детьми. Расположение изделий на демонстрационном стенде.
30 занятие .День презентации детских работ родителям.
Организационный раздел
3.1. Материально – техническое обеспечение программы
Дидактический материал и техническое оснащение занятий
Техническое оснащение.
- Ткань белая хлопчатобумажная, размер 20/20 см.(на каждого ребенка).
- Нитки катушечные цветные № 40 (основные и оттеночные).
- Иглы № 2 и № 3 (на каждого ребенка).
- Ножницы с тупыми концами (на каждого ребенка).
- Пяльца пластмассовые (на каждого ребенка).
- Пуговицы с 2 и 4 отверстиями разных размеров и цветов (достаточное количество для осуществления выбора каждым ребенком).
- Кусочки трикотажного полотна разных размеров.
- Карандаши (на каждого ребенка) простые.
- Калька (на каждого ребенка).
- Копировальная бумага (на каждого ребенка).
Дидактические материалы.
- Подборка готовых вышивок.
- Образцы рисунков для вышивания.
- Пооперационные карты.
- Иллюстрации вышивок в различной технике.
3.2. Список литературы.
1. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир.- СПб.: Детство-Пресс, 2003.-160с.
2. Максимова М.В. Вышивка. Первые шаги.- Москва.: З.А.О. издательство Эксмо,1997.- 96с.
3. Нуждина Т.Д. Мир вещей. Энциклопедия для малышей. Чудо-всюду.- Ярославль.: Академия развития, Академия К, 1998.-287с.
4. Программа “Художественный труд” // Вестник образования. – 2001.- №20.- с.44-74.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружковой деятельности Волшебные ниточки
Занятие вышивкой, одно из самых древних и наиболее распространённых видов декоративно-прикладного творчества, является важным средством всестороннего развития ребёнка. Вышивка развивает ме...
Программа работы кружка «Волшебная ниточка» по ручному труду (изонить)
Кружок по изонити....
Рабочая программа кружка «Волшебная ниточка»
Обучение включает в себя два модуля: I модуль – базовый, II модуль – проектная деятельность....
Рабочая программа " Весёлые ниточки"
Особенностью программы кружка " Весёлые ниточки" (джутовая филигрань) в том, что она разработана для детей коррекционной школы, которые стремятся получить практические навыки и умнния в ра...
Дополнительная образовательная программа "Волшебная ниточка"
Программа художествено-эстетической направленности для детей 6-7 лет...
Программа работы кружка "Иголочка и Ниточка" на 2016-2018 год
Программа работы кружка "Иголочка и Ниточка" на 2016-2018 год...
Программа кружка " Ниточка- иголочка"
Формировать желание научиться шить...