Проект "Красноярский край-наш дом родной"
проект

Вяткина Ольга Васильевна

Проект

«Красноярский край – наш дом родной»

Номинация: «Лучший образовательный проект»

Продолжительность проекта: краткосрочный

Тип проекта: познавательно – творческий

 

Цель проекта: расширение представлений о территории и природных особенностях Красноярского края, а также формирование представлений о многообразии культур народов разных национальностей, проживающих на территории Красноярского края, национальных традициях и обычаях, гостеприимстве, вежливости в общении через разные виды деятельности с дошкольниками.олнения: 21.10.2019-01.11.2019

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_krasnoyarskiy_kray-nash_dom_rodnoy.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский  сад № 102 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей»

660028  г. Красноярск  ул. Мечникова, 41а , тел. 298-26-66,

660028  г. Красноярск  ул. Новая Заря, 33, тел. 298-48-60

Электронная почта: sad102krsk@mail.ru

Сайт: http://krasdetsad102.ru

Проект

«Красноярский край – наш дом родной»

Номинация: «Лучший образовательный проект»

Продолжительность проекта: краткосрочный

Тип проекта: познавательно – творческий

Сроки выполнения: 21.10.2019-01.11.2019

Выполнил педагогический коллектив МБДОУ в составе:

Носевич Юлия Николаевна,

Гаманюкова Татьяна Михайловна,

Аникина Галина Иннокентьевна,

Вяткина Ольга Васильевна

Красноярск, 2019

Актуальность

Дошкольный возраст – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природой, историей, происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.

Одной из основных задач воспитания дошкольников является воспитание у них любви к родному краю, Родине, чувства гордости за нее. Актуальность темы характеризуется тем, что одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей родного края. Красноярский край богат и могуч не только несметными богатствами, которые хранятся в недрах земли, водятся в огромных просторах Енисея, но и народностями, проживающими на территории края, их культурой, традициями, обычаями.

Исторически сложилось, что Красноярский край – многонациональный регион. На территории края проживают представители более 150 национальностей. Все народы проживают в мире и добрососедстве, поскольку уважение к культуре других национальностей формировалось в регионе веками. Однако, мировая геополитика приводит к динамичным миграционным процессам. При этом приезжие иногда небрежно относятся к национальным устоям, сформировавшимся территориально, а это нарушает комфортность проживания национальных общин и диаспор. Как показывает история, национальные конфликты возникают на фоне неуважения национальных ценностей, в основе которых кровное родство, психологический склад, язык, религиозность, чувства солидарности и т.п.

Проблема патриотического воспитания сегодня одна из самых актуальных. Патриотическое воспитание – это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, но и воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей.

Наша задача, как педагогов, состоит в том, чтобы расширить представления у детей о народностях и национальностях, проживающих на территории  Красноярского края, их жизни и быте. Очень важно не упустить крупицы народной мудростинародных традиций и обычаев, сохранить, приумножить и передать их будущим поколениям. А так же создать условия для воспитания толерантности и терпимого отношения к людям иной национальности и культуры.

Цель проекта: расширение представлений о территории и природных особенностях Красноярского края, а также формирование представлений о многообразии культур народов разных национальностей, проживающих на территории Красноярского края, национальных традициях и обычаях, гостеприимстве, вежливости в общении через разные виды деятельности с дошкольниками.

Задачи проекта:

  1. Расширить знания детей о Красноярском крае: его истории, символики, достопримечательностях, территории, особенностях природы и климатических условий;
  2. Формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.
  3. Воспитывать любовь и уважение к своей нации, толерантное отношение к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям, соседям, другим людям.
  4.  Способствовать развитию интернациональных чувств по отношению к другим народам, их культуре, традициям.

Участники проекта: воспитанники МБДОУ в возрасте от 3 до 7 лет, их родители и педагоги.

Результат проекта: «Фестиваль Народностей Красноярского края», приуроченный к празднованию Дня Народного Единства.

Проект предполагает участие всех возрастных групп МБДОУ. В соответствии с возрастными особенностями воспитанников групп, каждая группа в течение реализации проекта погружается в историю возникновения и заселения, территориальные и природные особенности Красноярского края. После чего каждая группа максимально углубленно знакомилась с выбранной национальностью людей, проживающих на территории Красноярского края. К изучению были выбраны национальности воспитанников МБДОУ (таблица 1).

Группа

Национальность

1

Вторая младшая группа «Незабудки»

Русские, Сибиряки

2

Средняя группа «Васильки»

Коренные народы Севера Красноярского края

3

Разновозрастная группа «Рябинки»

Тувинцы

4

Разновозрастная группа «Капельки»

Армяне

5

Разновозрастная группа «Землянички»

Украинцы

6

Подготовительная к школе группа «Орешки»

Узбеки

Этапы реализации проекта

  1. Подготовительный этап 21.10.19-24.10.19

Создание проекта:

  • Определение актуальности, целей, задач и предполагаемого результата.
  • Поиск, сбор, структурирование информации в соответствии с целью и задачами проекта.
  • Составление плана реализации проекта.
  1. Основной этап 25.10.19-31.10.19

Углубленное знакомство и изучение Красноярского края и выбранной национальности:

  • Создание развивающей предметно-пространственной среды (создание уголков, макетов, игрушек и пр.);
  • Совместная деятельность воспитателей и родителей (изготовление кукол в национальных костюмах);
  • Непосредственно образовательная деятельность по всем направлениям развития;
  • Совместная деятельность воспитателей и детей.

  1. Заключительный этап 01.11.2019

«Фестиваль Народностей Красноярского края»:

  • Вторая младшая группа – просмотр спектаклей, подготовленных старшими группами по русским народным сказкам.
  • Средняя, разновозрастные и подготовительная к школе группы – организованное мероприятие с демонстрацией национальных культурных практик (стихотворений на национальном языке, песен, костюмов и т.д.)

Перспективное планирование основного этапа проекта

Дни недели/ОО

Тема

Содержание деятельности

Пятница 25.10.19 / Познавательное развитие

«Наш родной  Красноярский край»

- знакомство детей с государственными символами Красноярского края;

- расширение представлений об огромной территории Красноярского края, рассматривание на карте;

- общий обзор народностей и национальностей, проживающих на территории Красноярского края;

- обсуждение природных и климатических особенностей Красноярского Края.

Понедельник 28.10.19 /

Социально-коммуникативное развитие

«Все мы разные»

Знакомство с географическими особенностями происхождения и проживания народа выбранной национальности (климат, территория, природные условия).

Вторник 29.10.19 / Познавательное развитие

«Домашний быт»

Знакомство с домашним бытом народа выбранной национальности:

- видом и особенностями жилища (средств, материалов и способов постройки),

- обустройства (посуды, бытовых приборов, предметов интерьера, убранства и пр.),

- особенностями питания (добычи пищи, способов ее хранения и приготовления национальных блюд).

Среда 30.10.19 / Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие

«Труд и жизнь народов»

Знакомство с жизнедеятельностью народа выбранной национальности:

- видами, названиями и особенностями национальной одежды (средств, материалов и способов производства, национальными орнаментами),

- национальными промыслами взрослых (типами национального хозяйства и труда, национальными видами рукоделия и пр.),

- элементами национального диалекта – языка.

Четверг 31.10.19 / Физическое  развитие, художественно-эстетическое развитие

«Досуг»

Знакомство с культурой и народным творчеством народа выбранной национальности:

- национальными традициями, обрядами и праздниками,

- видами, названиями и особенностями национальных музыкальных инструментов,

- национальными танцами, играми, игрушками, национальной куклой и пр.

- национальным фольклором (сказками, песнями, потешками, пословицами, поговорками, частушками и т.д.).

Пятница 01.11.19 / Художественно-эстетическое развитие

«Фестиваль Народностей Красноярского края»

Проведение фестиваля заключается в обмене полученной информации детьми разных групп между собой, ознакомлением с разными народностями и национальностями.

Содержание деятельности в группах осуществляется через:

- создание проблемной ситуации, беседы с детьми;

- рассматривание картинок, географической карты;

- просмотр презентаций, видео и фотоматериалов;

- театрализованная деятельность (разыгрывание, постановка и демонстрация спектаклей на основе национальных сказок старшими дошкольниками младшим);

- встреча с интересными людьми (приглашение представителей национальностей из числа родителей воспитанников, способных продемонстрировать яркие особенности своей национальности и рассказать о них);

- обновление и дополнение развивающей предметно-пространственной среды (уголок или центр национальной культуры, макет и пр.);

- оформление выставок фотографий, рисунков, поделок по теме национальности;

- чтение произведений национального литературного и фольклорного искусства;

- дидактические игры, созданные воспитателями и родителями воспитанников.

«Фестиваль Народностей Красноярского края» проводится в нескольких форматах:

- экскурсии в разные группы,

- подготовка и презентация центра национальности в группе (зона, уголок, макет и пр.),

- номер с представлением национальной культуры на Фестивале  (танец, песня, стихотворение на национальном языке и т.д.).

Ожидаемые результаты реализации проекта

В рамках анализа результатов реализации проекта предполагается оценить уровень заинтересованности историей, природными особенностями Красноярского края как своей малой Родины, а также сформированности навыков толерантного поведения у детей к сверстникам другой национальности путем наблюдений взаимодействия детей в разных видах деятельности.

Очевидными результатами, полученными в ходе реализации проекта стали:

- заинтересованность и активное участие родителей в реализации проекта,

- разнообразие развивающей предметно-пространственной среды в группах в связи с включением в нее национальных мотивов,

- улучшение эмоционального психологического климата в группе.

Критерии результативности:

- доступность для восприятия воспитанниками информации о традициях и обычаях народов разных национальностей;

- культура поведения воспитанников во время проведения мероприятия;

- объем самостоятельной работы воспитанников при подготовке к реализации проекта.

Критерии успешности реализации проекта:

В процессе реализации проекта у воспитанников формируются:

Творческие навыки способность почувствовать и создать красоту природы Красноярского края, изложить материал о народах разных национальностей, их обычаях, традициях, национальной одежде, промыслах и пище. Творчески подойти к оформлению центров и уголков, созданию соответствующего настроения Фестиваля.

Коммуникативные навыки способность к работе в творческих группах, укрепление связей воспитанников, педагогов и родителей.

Толерантность способность к восприятию полярного мнения, уважительное отношение к творческим возможностям и способностям сверстников, к другим культурам.

Патриотизм воспитание национального характера.

Заключение

В ходе подготовки и реализации проекта воспитанники получили возможность реализовать свои организаторские способности, формировался навык умения работы в творческих группах, в коллективе. Воспитывался интерес и позитивное отношение к самостоятельной работе, особенно хочется отметить переживание детей за общий результат. Создавались предпосылки для формирования у учащихся активной творческой деятельности, развития эстетического вкуса, образного мышления.

В результате реализации проекта «Красноярский край – наш дом родной» в МБДОУ, в перспективе планируется создание и реализация подобных проектов в каждой группе по знакомству дошкольников с народами других национальностей, проживающих в нашей стране, на нашем материке, на планете в целом. Такие проекты будут долгосрочными, в связи с необходимостью восприятия детьми большого объема информации.

Список литературы

  1.  Азбука мира: программа воспитания толерантности и основ культуры у детей старшего дошкольного возраста / В. И. Ашиков  и др. // Дошкольное воспитание, 2004, № 5.
  2. «Беседы о русском севере». Т. А. Шорыгина , М., Сфера, 2008 г.
  3. «История Армении», А. Э. Хачикяни изд-во «Филин», г. Ереван 2004 г.
  4. «История Тувы». В 3-х томах. Т 2/ Под общей редакцией В. А. Ламина, Новосибирск, Наука, 2007 г.
  5. Как воспитать толерантность? // Степанов П. // Народное образование, 2001, № 9.
  6. «Краеведение в детском саду», В. Н. Матов, Детство-пресс, 2013 г.
  7. «Проектная деятельность дошкольников», В. Н. Веракса, Мозаика-синтез, 2018 г.
  8. «Сказки народов Севера». Составитель В. В. Винокурова, Ю. А. Сем. Л., Просвещение, 1991 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мой край- Кубань моя родная»

Воспитывать чувство уважения к труженикам Кубани, прививать чувство гордости за людей, которые сеют, выращивают и убирают хлеб, благодарность за труд хлеборобов.Знакомить детей с жизнью, традициями и ...

Конспекты занятий по нравственно – патриотическому воспитанию, раздел – «Край кубанский - дом родной»

Серия конспектов занятий по нравственно-патриотическому воспитанию...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Мой край – Кубань моя родная».

Непосредственно образовательная деятельноть направленная  знакомством детей с родным краем....

"Край любимый и родной - нет тебя красивей"

Реализация регионального модуля "Мы в Мордовии живем"...

Конспект занятия в подготовительной группе Тема: «Мой край - Кубань моя родная»

Конспект занятия   в подготовительной группеТема: «Мой край - Кубань моя родная»...

Край любимый и родной нет тебя красивей

Родной мой край! Тобою я живу!Я в каждом колосе, в былинке каждой.Где б ни был я – с неутолимой жаждойРодной мой край! Тобою я живу!Мне без тебя на свете жизни нет,Ты – вдохновенье, ты – мое дыханье,Т...

Проект "Край ты мой любимый, край ты мой родной"

Презентация проекта по формированию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельность....