Проект "Красноярский край-наш дом родной"
проект
Проект
«Красноярский край – наш дом родной»
Номинация: «Лучший образовательный проект»
Продолжительность проекта: краткосрочный
Тип проекта: познавательно – творческий
Цель проекта: расширение представлений о территории и природных особенностях Красноярского края, а также формирование представлений о многообразии культур народов разных национальностей, проживающих на территории Красноярского края, национальных традициях и обычаях, гостеприимстве, вежливости в общении через разные виды деятельности с дошкольниками.олнения: 21.10.2019-01.11.2019
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_krasnoyarskiy_kray-nash_dom_rodnoy.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 102 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей»
660028 г. Красноярск ул. Мечникова, 41а , тел. 298-26-66,
660028 г. Красноярск ул. Новая Заря, 33, тел. 298-48-60
Электронная почта: sad102krsk@mail.ru
Сайт: http://krasdetsad102.ru
Проект
«Красноярский край – наш дом родной»
Номинация: «Лучший образовательный проект»
Продолжительность проекта: краткосрочный
Тип проекта: познавательно – творческий
Сроки выполнения: 21.10.2019-01.11.2019
Выполнил педагогический коллектив МБДОУ в составе: Носевич Юлия Николаевна, Гаманюкова Татьяна Михайловна, Аникина Галина Иннокентьевна, Вяткина Ольга Васильевна |
Красноярск, 2019
Актуальность
Дошкольный возраст – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природой, историей, происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.
Одной из основных задач воспитания дошкольников является воспитание у них любви к родному краю, Родине, чувства гордости за нее. Актуальность темы характеризуется тем, что одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей родного края. Красноярский край богат и могуч не только несметными богатствами, которые хранятся в недрах земли, водятся в огромных просторах Енисея, но и народностями, проживающими на территории края, их культурой, традициями, обычаями.
Исторически сложилось, что Красноярский край – многонациональный регион. На территории края проживают представители более 150 национальностей. Все народы проживают в мире и добрососедстве, поскольку уважение к культуре других национальностей формировалось в регионе веками. Однако, мировая геополитика приводит к динамичным миграционным процессам. При этом приезжие иногда небрежно относятся к национальным устоям, сформировавшимся территориально, а это нарушает комфортность проживания национальных общин и диаспор. Как показывает история, национальные конфликты возникают на фоне неуважения национальных ценностей, в основе которых кровное родство, психологический склад, язык, религиозность, чувства солидарности и т.п.
Проблема патриотического воспитания сегодня одна из самых актуальных. Патриотическое воспитание – это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, но и воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей.
Наша задача, как педагогов, состоит в том, чтобы расширить представления у детей о народностях и национальностях, проживающих на территории Красноярского края, их жизни и быте. Очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев, сохранить, приумножить и передать их будущим поколениям. А так же создать условия для воспитания толерантности и терпимого отношения к людям иной национальности и культуры.
Цель проекта: расширение представлений о территории и природных особенностях Красноярского края, а также формирование представлений о многообразии культур народов разных национальностей, проживающих на территории Красноярского края, национальных традициях и обычаях, гостеприимстве, вежливости в общении через разные виды деятельности с дошкольниками.
Задачи проекта:
- Расширить знания детей о Красноярском крае: его истории, символики, достопримечательностях, территории, особенностях природы и климатических условий;
- Формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.
- Воспитывать любовь и уважение к своей нации, толерантное отношение к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям, соседям, другим людям.
- Способствовать развитию интернациональных чувств по отношению к другим народам, их культуре, традициям.
Участники проекта: воспитанники МБДОУ в возрасте от 3 до 7 лет, их родители и педагоги.
Результат проекта: «Фестиваль Народностей Красноярского края», приуроченный к празднованию Дня Народного Единства.
Проект предполагает участие всех возрастных групп МБДОУ. В соответствии с возрастными особенностями воспитанников групп, каждая группа в течение реализации проекта погружается в историю возникновения и заселения, территориальные и природные особенности Красноярского края. После чего каждая группа максимально углубленно знакомилась с выбранной национальностью людей, проживающих на территории Красноярского края. К изучению были выбраны национальности воспитанников МБДОУ (таблица 1).
№ | Группа | Национальность |
1 | Вторая младшая группа «Незабудки» | Русские, Сибиряки |
2 | Средняя группа «Васильки» | Коренные народы Севера Красноярского края |
3 | Разновозрастная группа «Рябинки» | Тувинцы |
4 | Разновозрастная группа «Капельки» | Армяне |
5 | Разновозрастная группа «Землянички» | Украинцы |
6 | Подготовительная к школе группа «Орешки» | Узбеки |
Этапы реализации проекта
- Подготовительный этап 21.10.19-24.10.19
Создание проекта:
- Определение актуальности, целей, задач и предполагаемого результата.
- Поиск, сбор, структурирование информации в соответствии с целью и задачами проекта.
- Составление плана реализации проекта.
- Основной этап 25.10.19-31.10.19
Углубленное знакомство и изучение Красноярского края и выбранной национальности:
- Создание развивающей предметно-пространственной среды (создание уголков, макетов, игрушек и пр.);
- Совместная деятельность воспитателей и родителей (изготовление кукол в национальных костюмах);
- Непосредственно образовательная деятельность по всем направлениям развития;
- Совместная деятельность воспитателей и детей.
- Заключительный этап 01.11.2019
«Фестиваль Народностей Красноярского края»:
- Вторая младшая группа – просмотр спектаклей, подготовленных старшими группами по русским народным сказкам.
- Средняя, разновозрастные и подготовительная к школе группы – организованное мероприятие с демонстрацией национальных культурных практик (стихотворений на национальном языке, песен, костюмов и т.д.)
Перспективное планирование основного этапа проекта
Дни недели/ОО | Тема | Содержание деятельности |
Пятница 25.10.19 / Познавательное развитие | «Наш родной Красноярский край» | - знакомство детей с государственными символами Красноярского края; - расширение представлений об огромной территории Красноярского края, рассматривание на карте; - общий обзор народностей и национальностей, проживающих на территории Красноярского края; - обсуждение природных и климатических особенностей Красноярского Края. |
Понедельник 28.10.19 / Социально-коммуникативное развитие | «Все мы разные» | Знакомство с географическими особенностями происхождения и проживания народа выбранной национальности (климат, территория, природные условия). |
Вторник 29.10.19 / Познавательное развитие | «Домашний быт» | Знакомство с домашним бытом народа выбранной национальности: - видом и особенностями жилища (средств, материалов и способов постройки), - обустройства (посуды, бытовых приборов, предметов интерьера, убранства и пр.), - особенностями питания (добычи пищи, способов ее хранения и приготовления национальных блюд). |
Среда 30.10.19 / Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие | «Труд и жизнь народов» | Знакомство с жизнедеятельностью народа выбранной национальности: - видами, названиями и особенностями национальной одежды (средств, материалов и способов производства, национальными орнаментами), - национальными промыслами взрослых (типами национального хозяйства и труда, национальными видами рукоделия и пр.), - элементами национального диалекта – языка. |
Четверг 31.10.19 / Физическое развитие, художественно-эстетическое развитие | «Досуг» | Знакомство с культурой и народным творчеством народа выбранной национальности: - национальными традициями, обрядами и праздниками, - видами, названиями и особенностями национальных музыкальных инструментов, - национальными танцами, играми, игрушками, национальной куклой и пр. - национальным фольклором (сказками, песнями, потешками, пословицами, поговорками, частушками и т.д.). |
Пятница 01.11.19 / Художественно-эстетическое развитие | «Фестиваль Народностей Красноярского края» | Проведение фестиваля заключается в обмене полученной информации детьми разных групп между собой, ознакомлением с разными народностями и национальностями. |
Содержание деятельности в группах осуществляется через:
- создание проблемной ситуации, беседы с детьми;
- рассматривание картинок, географической карты;
- просмотр презентаций, видео и фотоматериалов;
- театрализованная деятельность (разыгрывание, постановка и демонстрация спектаклей на основе национальных сказок старшими дошкольниками младшим);
- встреча с интересными людьми (приглашение представителей национальностей из числа родителей воспитанников, способных продемонстрировать яркие особенности своей национальности и рассказать о них);
- обновление и дополнение развивающей предметно-пространственной среды (уголок или центр национальной культуры, макет и пр.);
- оформление выставок фотографий, рисунков, поделок по теме национальности;
- чтение произведений национального литературного и фольклорного искусства;
- дидактические игры, созданные воспитателями и родителями воспитанников.
«Фестиваль Народностей Красноярского края» проводится в нескольких форматах:
- экскурсии в разные группы,
- подготовка и презентация центра национальности в группе (зона, уголок, макет и пр.),
- номер с представлением национальной культуры на Фестивале (танец, песня, стихотворение на национальном языке и т.д.).
Ожидаемые результаты реализации проекта
В рамках анализа результатов реализации проекта предполагается оценить уровень заинтересованности историей, природными особенностями Красноярского края как своей малой Родины, а также сформированности навыков толерантного поведения у детей к сверстникам другой национальности путем наблюдений взаимодействия детей в разных видах деятельности.
Очевидными результатами, полученными в ходе реализации проекта стали:
- заинтересованность и активное участие родителей в реализации проекта,
- разнообразие развивающей предметно-пространственной среды в группах в связи с включением в нее национальных мотивов,
- улучшение эмоционального психологического климата в группе.
Критерии результативности:
- доступность для восприятия воспитанниками информации о традициях и обычаях народов разных национальностей;
- культура поведения воспитанников во время проведения мероприятия;
- объем самостоятельной работы воспитанников при подготовке к реализации проекта.
Критерии успешности реализации проекта:
В процессе реализации проекта у воспитанников формируются:
Творческие навыки – способность почувствовать и создать красоту природы Красноярского края, изложить материал о народах разных национальностей, их обычаях, традициях, национальной одежде, промыслах и пище. Творчески подойти к оформлению центров и уголков, созданию соответствующего настроения Фестиваля.
Коммуникативные навыки – способность к работе в творческих группах, укрепление связей воспитанников, педагогов и родителей.
Толерантность – способность к восприятию полярного мнения, уважительное отношение к творческим возможностям и способностям сверстников, к другим культурам.
Патриотизм – воспитание национального характера.
Заключение
В ходе подготовки и реализации проекта воспитанники получили возможность реализовать свои организаторские способности, формировался навык умения работы в творческих группах, в коллективе. Воспитывался интерес и позитивное отношение к самостоятельной работе, особенно хочется отметить переживание детей за общий результат. Создавались предпосылки для формирования у учащихся активной творческой деятельности, развития эстетического вкуса, образного мышления.
В результате реализации проекта «Красноярский край – наш дом родной» в МБДОУ, в перспективе планируется создание и реализация подобных проектов в каждой группе по знакомству дошкольников с народами других национальностей, проживающих в нашей стране, на нашем материке, на планете в целом. Такие проекты будут долгосрочными, в связи с необходимостью восприятия детьми большого объема информации.
Список литературы
- Азбука мира: программа воспитания толерантности и основ культуры у детей старшего дошкольного возраста / В. И. Ашиков и др. // Дошкольное воспитание, 2004, № 5.
- «Беседы о русском севере». Т. А. Шорыгина , М., Сфера, 2008 г.
- «История Армении», А. Э. Хачикяни изд-во «Филин», г. Ереван 2004 г.
- «История Тувы». В 3-х томах. Т 2/ Под общей редакцией В. А. Ламина, Новосибирск, Наука, 2007 г.
- Как воспитать толерантность? // Степанов П. // Народное образование, 2001, № 9.
- «Краеведение в детском саду», В. Н. Матов, Детство-пресс, 2013 г.
- «Проектная деятельность дошкольников», В. Н. Веракса, Мозаика-синтез, 2018 г.
- «Сказки народов Севера». Составитель В. В. Винокурова, Ю. А. Сем. Л., Просвещение, 1991 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Мой край- Кубань моя родная»
Воспитывать чувство уважения к труженикам Кубани, прививать чувство гордости за людей, которые сеют, выращивают и убирают хлеб, благодарность за труд хлеборобов.Знакомить детей с жизнью, традициями и ...
Конспекты занятий по нравственно – патриотическому воспитанию, раздел – «Край кубанский - дом родной»
Серия конспектов занятий по нравственно-патриотическому воспитанию...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Мой край – Кубань моя родная».
Непосредственно образовательная деятельноть направленная знакомством детей с родным краем....
"Край любимый и родной - нет тебя красивей"
Реализация регионального модуля "Мы в Мордовии живем"...
Конспект занятия в подготовительной группе Тема: «Мой край - Кубань моя родная»
Конспект занятия в подготовительной группеТема: «Мой край - Кубань моя родная»...
Край любимый и родной нет тебя красивей
Родной мой край! Тобою я живу!Я в каждом колосе, в былинке каждой.Где б ни был я – с неутолимой жаждойРодной мой край! Тобою я живу!Мне без тебя на свете жизни нет,Ты – вдохновенье, ты – мое дыханье,Т...
Проект "Край ты мой любимый, край ты мой родной"
Презентация проекта по формированию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельность....