Краткосрочный проект в средней группе "Радуга" Тема: "Святки-Колядки"
проект (средняя группа)

Сорокина Наталья Валерьевна

Описание:

Тип проекта: групповой, краткосрочный, познавательный.

По продолжительности: 1 неделя, с 14.01.2019 по 18.01.19г

Участники проекта: дети средней группы, ученики 10 класса школы №4, воспитатели, музыкальный работник, родители.

Ресурсное обеспечение проекта:

-Подбор народных загадок, пословиц, поговорок, колядок, детских гаданий;

 -мультфильм «Рождественская сказка»;

- художественная литература о рождестве;

-дидактические игры;

-музыкальные произведения: П. И. Чайковский «В церкви».

Цель проекта.

 - приобщение детей к русской традиционной культуре, ознакомление с       обрядом колядования на Руси;

 -  формирование исследовательских способностей в процессе изучения;
В соответствии с поставленной целью основные задачи проекта:

Задачи проекта:

• Поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры;

• Познакомить детей с обрядовым праздником «Колядки»;

• Разучить музыкальный фольклорный материал, использовать его в повседневной жизни;

• Побуждать детей к совместной познавательной и творческой деятельности;

• Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.

Планируемый результат: приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Колядки через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии, создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику, повышение познавательного интереса у детей к родной истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotov_kolyadki.docx32.07 КБ

Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект в средней группе "Радуга"

Тема: "Святки-Колядки"

Описание:

Тип проекта: групповой, краткосрочный, познавательный.

По продолжительности: 1 неделя, с 14.01.2019 по 18.01.19г

Участники проекта: дети средней группы, ученики 10 класса школы №4, воспитатели, музыкальный работник, родители.

Ресурсное обеспечение проекта:

-Подбор народных загадок, пословиц, поговорок, колядок, детских гаданий;

 -мультфильм «Рождественская сказка»;

- художественная литература о рождестве;

-дидактические игры;

-музыкальные произведения: П. И. Чайковский «В церкви».

Актуальность.

    В настоящее время на федеральном уровне актуализируются задачи духовно – нравственного воспитания, которые раскрыты в государственных нормативных документах: «Концепции воспитания и развития личности гражданина России», «Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования», в котором выделена предметная область «Духовно – нравственная культура народов России».

Необходимо с детства обращать внимание на душевный и духовный мир детей. Душа современного ребенка выбирает себе в пользование любовь, доброту, тепло семьи, честность, порядочность друзей, надежность, прочность общего дома – Родины. Заняться разработкой проекта нас подтолкнули наблюдения за творчеством детей, их вопросы о русских традициях и народных праздниках. И не удивительно, что тематикой проекта, я определила святки-колядки. Ведь именно рождественские колядки- очень яркий праздник. Модест Петрович Мусоргский сказал: «Утрата народом своего искусства, своих художественных ценностей - это национальная трагедия и угроза самому существованию нации».

А у нынешнего поколения детей произошла утрата духовно-нравственных ориентиров, позволяющих делать выбор между добром и злом, почти полностью утрачены идеалы и ценности, принятые в христианском обществе. Развивается опасная тенденция предпочтения материальных ценностей ценностям духовным. Естественным следствием этого являются смутные, а подчас даже искаженные представления детей и подростков о таких добродетелях как доброта, справедливость, милосердие, великодушие, любовь, гражданственность и патриотизм.  Данный проект позволяет в условиях образовательного процесса ДОУ расширить, углубить, систематизировать и творчески применить знания детей о традициях народного праздника.

Постановка проблемы:

Учитывая, что представления детей пятого года жизни о родной истории в целом ещё недостаточно устойчивы, необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с традициями народных праздников. Повышению системности в работе способствовала организация проектной деятельности «Святки- Колядки». Метод проектов даёт возможность целенаправленно и эффективно выстраивать педагогическую работу, так как проходит через все виды детской деятельности: познавательную, наблюдения, труд, игры, речевое развитие детей, продуктивную деятельность, творческую, исследовательскую, конструктивную.

Цель проекта.

 - приобщение детей к русской традиционной культуре, ознакомление с       обрядом колядования на Руси;

 -  формирование исследовательских способностей в процессе изучения;
В соответствии с поставленной целью основные задачи проекта:

Задачи проекта:

• Поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры;

• Познакомить детей с обрядовым праздником «Колядки»;

• Разучить музыкальный фольклорный материал, использовать его в повседневной жизни;

• Побуждать детей к совместной познавательной и творческой деятельности;

• Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.

Планируемый результат: приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Колядки через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии, создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику, повышение познавательного интереса у детей к родной истории

Ожидаемый результат:

• Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Колядки через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.

• Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.

  • Повышение познавательного интереса у детей к родной истории.
  • Пополнить словарный запас.
  • Сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе детей у родителей.

Участие родителей в реализации проекта: Обеспечение преемственности в воспитании ребенка в детском учреждении и в семье. Привлечение родителей к совместной вместе с детьми и педагогами деятельности. 

Этапы реализации проекта:

1 этап. Организационный.

Детям был показан календарь народных праздников, где видно, что на Руси начинаются святки. Возникает вопрос – что дети об этом знают? Где можно об этом узнать? 

1. Составление тематического плана по реализации проекта.

2. Подбор материала по теме (иллюстраций, стихов, песен, рассказов о Рождестве).

3. Подготовка методического сопровождения по проекту «святки».

4. Обогащение предметно-пространственной среды в группе.

5. Подбор дидактических игр по теме.

2 часть. Реализация проекта.

В работе с детьми использованы разнообразные методы обучения: познавательное чтение, продуктивная деятельность, рассматривание картин, занятия-беседы познавательно характера, беседы о рождественских праздниках, святочных гаданиях; расширяли представления детей о святочном празднике «коляда»; с целью эмоционального погружения детей в тему использованы просмотр мультфильма «Рождественская сказка»; пение песен и устроены пляски.

Организованы разнообразные подвижные и хороводные игры:

 «Мороз красный нос», «Плетень», «Золотые ворота», хоровод «Зимушка-зимушка, как ты хороша!»,

Хороводные игры: «Шел козел по лесу», «Бабка Ежка, костяная ножка»,

Игры с пением: «Золоченый сундучок», «Заря-заряница», «Уж я улком шла, переулком шла», «Растяпа», «Челнок», «Суп варить», «Поясок», «Тесто», «Жмурки».

Число

Время

Занятия

14 января

9.15-9.35

9.45-10.05

Физическое развитие

Тема: №18.1 (ком. План)

Задачи:

закреплять умение лазать по лесенки- приставным шагом

развивать быстроту

Цель: формирование навыков у детей

построения в шеренгу самостоятельно по ориентиру.

Ознакомление с окружающим миром/природой

Тема: Рождество Христово

Цель: - ознакомление детей с историей этого праздника, традициями, обрядами, обычаями, связанными с ним;

-расширять и активизировать словарный запас.

Беседа с детьми на тему: "зимние забавы"

П/И: "Мороз красный нос", "Плетень"

Гадание на будущее по карточкам.

15 января

9.15-9.35

9.45-10.05

Музыка

Цель: Приобщение детей к русским традициям, знакомство с обрядом колядования на Руси.

Задачи:

1) Познакомить детей с русскими народными традициями (святок, обряда колядования, гадания).

2) Разучить колядки.

3) Создать условия для возникновения положительных эмоций у детей.

4) Воспитывать любовь и уважение к русским народным традициям.

Подвижные и хороводные игры:

«Мороз красный нос», «Плетень

Хороводные игры: «Шел козел по лесу»

Игры с пением: «Золоченый сундучок», «Заря-заряница», «Уж я улком шла, переулком шла»,

Речь и речевое развитие

Тема: «Святки - Колядки»

Цель: Продолжать знакомить детей с традициями русского народа, воспитывать бережное отношение к русской культуре, развивать интерес к народному фольклору.

Задачи:

провести беседу о рождественских праздниках, святочных гаданиях;

расширять представления детей о святочном празднике «коляда»;

Сюжетно-ролевая игра  «Домашние колядки», «Встречаем гостей».

Х/И: "Бабка Ёжка, костяная ножка".

Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, прыжках на одной ноге, умению играть в коллективе.

Задачи:

совершенствовать координацию движений

способствовать обогащению эмоциональной сферы ребёнка

дать детям понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные

развивать способность ребёнка к эмпатии, сопереживанию

развивать быстроту реакции, сообразительность, внимание, умение действовать в коллективе

воспитывать инициативу, культуру поведения, творческий подход к игре

16 января

9.00-9.20

9.35-9.55

ФЭМП

Тема: Образование числа 5

Цель:

-закрепление ранее полученных навыков

Задачи:

- учить согласовывать в числе, роде и падеже числительное с существительным, различать процесс счета и его итог

Физическое развитие

Цель: формирование навыка у детей менять темп при ходьбе и направление

Задачи:

развивать выносливость

повторять технику прыжков в длину с места

Чтение художественной литературы: Воробушек летит, хвостиком вертит; Коляда пришла, пирога принесла (заучивание колядок).

Д\и: "Чудесный мешок", "Я тебе подарю..." 

Цель: совершенствовать тактильные ощущения и восприятие

Задачи:

учить детей согласованию существительных, прилагательных и местоимений в роде;

 закреплять умение составлять описание предмета, рассказывать о его внешнем виде, качествах и свойствах.

развивать восприятие

способствовать развитию операций мышления: сравнение, обобщение

содействовать речевому развитию

воспитывать культуру общения

воспитывать дружеские взаимоотношения

17 января

9.15.-9.35

9.45-10.05

Физическое развитие

Цель: закрепление ранее полученных знаний

Задачи:

- развивать выносливость

-повторять технику прыжков в длину с места

Аппликация

Тема: «Рождественская елочка».

Цель:

Задачи:

1. Продолжать развивать у детей умение вырезать треугольники из квадратов, составлять аппликацию из двух предметов, располагая их рядом по центру листа, начиная снизу.

2. Закреплять у детей умение пользоваться ножницами, правильно держать кисть, намазывать клей, прижимать на листе салфеткой, радоваться результату своей работы, узнавать и называть зелёный цвет.

3. Воспитывать у детей умение слышать и понимать воспитателя, воспитывать любознательность и интерес к аппликации.

Просмотр мультфильма «Рождественская сказка»;

Цель: развитие мыслительных способностей детей через формирование знаний о православном празднике- Рождество Христово.

Задачи: познакомить детей с историей появления праздника Рождества Христово

18 января

9.00-9.20

9.35-9.55

15.40-16.20

Рисование

Тема: «Рождественские свечи».

Цель:

создать у детей радостное ожидание праздника рождества;

Задачи

- расширять представления о символах рождества;

- упражнять в закрашивании раскрасок;

- формировать композиционные навыки (ритм, сочетание цветов).

Музыка

Цель: Приобщение детей к русским традициям, знакомство с обрядом колядования на Руси.

Задачи:

1) Познакомить детей с русскими народными традициями (святок, обряда колядования, гадания).

2) Разучить колядки.

3) Создать условия для возникновения положительных эмоций у детей.

4) Воспитывать любовь и уважение к русским народным традициям.

 подвижные и хороводные игры:

 «Золотые ворота», хоровод «Зимушка-зимушка, как ты хороша!»,

Хороводные игры: «Бабка Ежка, костяная ножка»,

Игры с пением: «Растяпа», «Челнок», «Суп варить», «Поясок», «Тесто», «Жмурки».

Итоговое интерактивное развлечение "Святки. Колядки".

Цель: Приобщение детей к русским традициям, знакомство с обрядом колядования на Руси.

Задачи:

1.Продолжать знакомить детей с народным календарём, формировать знания о рождественских традициях.

2.Создание эмоциональной комфортной обстановки.

3.развитие творческих способностей детей.

4. Воспитывать любовь и уважение к русским народным традициям.

Третий этап. Заключительный.

1. Итоговое развлечение по теме «Святки-колядки».

2. Оформление выставки поделок «Рождественские подарки».

3. Создание практического материала для родителей: памятки.

4. Выставка детских рисунков «А у нас коляда».

5.Подарки своими руками от родителей –чупа –чупс «ОЛЕНЬ»

6.Конкурс на лучшею "куклу -оберег" (изготавливают своими руками, дети и родители)

6.Подведение итогов

Результат

  Благодаря этому проекту дети получили новые знания, расширить кругозор и представления об окружающем мире. В результате реализации данного проекта у детей возросла познавательная активность и интерес к изучению истории и традиций своего народа, расширился кругозор, обогатился словарный запас, с помощью музыкально – эстетической деятельности у детей появилось чувство ритма, артистизм, они увидели и почувствовали красоту народной музыки.

   При реализации деятельности по подготовке и проведению музыкальных праздников, развлечений, посиделок отмечена её универсальность, что позволяет использовать её при организации различных видов детской деятельности, совместной деятельности взрослых и детей, а также интеграция в различные виды деятельности.

Родители заинтересовались результатами и продуктами проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект для средней группы детского сада «Мы любим театр!»

 Привить детям первичные навыки в области театрального искусства, заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми....

Краткосрочный проект в средней группе "Огород на окошке"

Интересный и увлекательный проект, который позволит детям узнать о пользе лука, его свойствах, способах его выращивания и ухода....

Краткосрочный проект для среднего возраста "Радужная сказка"

Проект способствует расширению представлений детей об окружающем мире, развитию умения бережно относиться к растительному и животному миру, воспитанию бескорыстия, добросердечности, дружелюбия....

Краткосрочный проект для средней группы Новогодний карнавал

Данный проект направлен на приобщение детей к народным праздникам, их особенностям проведения. Дети мало знают историю происхождения русских праздников, их традиции и обычаи. Родители не привлекают де...

Краткосрочный проект в средней группе "Сказка- для светлого ума закваска"

Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Для повышения интереса к книге, любви к чтению мной был разработа...

Краткосрочный проект в средней группе на тему: «Приобщение детей среднего возраста к народному творчеству»

Приобщение родителей и детей к национальной культуре, развитие интереса к народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности....

Краткосрочный проект в средней группе «Неделя безопасности» Название проекта: «Чтобы не было беды»

Маленькие дети – большие фантазеры! По количеству придуманных игр в минуту они обойдут любого, даже самого опытного массовика-затейника. Но, к сожалению, не все детские забавы безопасны. Любопыт...