Актуальность речевого развития в дошкольном образовании
презентация
Материал представлен в форме двух презентаций., состоящих из девяти слайдов перая и тринадцати слайдов -вторая ("Части речи"). В первой части раскрывается актуальность обучения родному языку в дошкольном образовании, во торй презентации представлен материал по речевому рразвитию для дошкольников, из раздела части речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovetrechevoe_razvitie.pptx | 134.04 КБ |
pedsovet._chasti_rechi.pptx | 1.84 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Методологической основой методики обучения родному языку являются положения материалистической философии о языке, как продукте общественно-исторического развития , как важнейшем средстве общения и социального взаимодействия людей, о его связи с мышлением. - язык - продукт общественно-исторического развития ; - язык, речь возникли в деятельности и являются одним из условий существования человека и осуществления его деятельности; - важнейший принцип методики обучения родному языку – овладение языковыми формами, развитие речи и навыков общения у детей происходит в деятельности, а движущей силой развития, является потребность в общении, возникающая в процессе этой деятельности. - в процессе общения ребенок не пассивно принимает речевые модели взрослого, а активно присваивает речь как часть общечеловеческого опыта; - язык есть орудие мышления и познания. Речь рассматривается как способ формулирования мысли посредством языка. Только тот метод развития речи признается эффективным, который одновременно развивает и мышление.
Система работы по развитию речи представляет собой сложное образование, включающее такие взаимосвязанные и взаимодействующие компоненты, как: цель и задачи речевого развития детей; содержание работы по развитию разных сторон речи; общедидактические и методические принципы обучения речи; средства и организационные формы речевого воспитания; методы и приемы формирования коммуникативно-речевых умений и навыков; диагностика речевого развития детей. Исследования проблем развития речи последних лет, проведенные под руководством Ф. А. Сохина, позволили теоретически обосновать и сформулировать три аспекта характеристики задач развития речи: структурный (формирование разных структурных уровней системы языка — фонетического, лексического, грамматического); - функциональный, или коммуникативный (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции, развитие связной речи, двух форм речевого общения — диалога и монолога); - когнитивный, познавательный (формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи).
В развитии речи на первом месте стоит накопление ее содержания. Содержательность речи обеспечивается связью процесса овладения языком с процессом познания окружающего мира. Язык является средством логического познания, именно с овладением языком связано развитие мыслительных способностей ребенка. Язык – это система объективно существующих, социально закрепленных знаков, соотносящих понятийное содержание и типовое звучание, а также система правил их употребления и сочетаемости. Речь – это психофизиологический процесс, это реализация языка, который только через речь выполняет свое коммуникативное назначение. Язык – средство общения, а речь – сам процесс общения. Язык абстрактен и воспроизводим, объективен по отношению к говорящему. Речь конкретна и неповторима, материальна, состоит из артикулируемых знаков, воспринимаемых чувствами, динамична, субъективна, является видом свободной творческой деятельности индивида.
НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ Упражнение: - подражательно-исполнительское; - конструктиное ; - творческое; 2. Игры 3. Моделирование Рассказ Перессказ Беседа - предварительная; - итоговая; -обобщающая; 4. Чтение Наблюдение Рассматривание рисунков, картин, макетов 3. Просмотр видео материалов 4. Прослушивание Записей 5. Показ образца СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ
Одним из первых дошкольных учреждений в России был открывшийся в Петербурге платный детский сад А.С. Симонович (1844-1933). Он работал по системе Ф. Фребеля , т.е. все занятия и игры были строго систематизированы, построены на педантизме и шаблоне, которым славились немецкие дошкольные учреждения. Начиная со второй половины 70-х годов, многие из его прежних почитателей, находя недостатки во фребелевской системе, пытались адаптировать ее к русским условиям. В педагогической прессе того времени стали появляться публикации с критикой в адрес его системы В журнале «Детский сад», редактором которого являлась А.С.Симонович, уже в 1866 году выходит статья «Самодеятельность моего ребенка» (1866, № 8), в которой подвергаются критике детские сады работающие по системе Фребеля , так как она губит личность воспитанника, не оставляя места инициативе и развитию способностей детей. Целью детского сада, по мнению автора статьи, является развитие творчества и самодеятельности ребенка. Поэтому, убедившись в несовершенстве системы Фребеля , А.С. Симонович отказалась от практики механического перенесения его системы в свои детские сады. Она старалась приспособить педагогические идеи Фребеля , творчески обработав их, в отечественную педагогику, применительно к русским условиям. Следуя идее народности Ушинского, Симонович ввела подвижные игры, которые отражали отдельные моменты из жизни русской природы, труда и быта русского народа и сопровождались песнями с русскими мелодиями и текстами .
В отличие от многих педагогов второй половины XIX века, А.С. Симонович хорошо понимала важность планомерной и систематической работы с детьми, поэтому в своих дошкольных учреждениях считала обязательным составление воспитательно-образовательного плана. Отступление от него допускалось лишь в случае какого-либо важного события, а необходимыми требованиями организации всей работы детского сада А.С. Симонович считала следующие: 1) работа садовницы с детьми 5-7 лет должна протекать по недельному расписанию; 2) занятия в элементарном классе должны приближаться к школьно-урочной форме (предметные уроки); 3) необходимо ввести разнообразное применение методов и приемов, а также обязательное чередование игр и занятий; 4) порядок и содержание занятий должны согласовываться с сезонными явлениями природы (принцип сезонности
Самое пристальное внимание А.С. Симонович уделяла развитию речи детей дошкольного возраста, полагая, что родной язык является не только средством умственного развития, но и, что очень важно, нравственного становления личности. Интерес к проблемам изучения детской речи появился у нее еще во второй половине 1860-х годов, когда параллельно с работой в детском саду она посещала Бестужевские высшие женские курсы. Вопросам языкознания на курсах уделялось повышенное внимание, так как именно в то время возник повышенный интерес к родному языку как предмету обучения.
Новое обращение к вопросу создания системы обучения родному языку произошло в 1924 г., когда был принят документ «Основные положения педагогической работы в дошкольных учреждениях», определяющий «идеологическую сущность работы с детьми». Подтверждался тезис, высказанный ранее Р.И. Прушицкой , что «фундаментом», на основе которого организуется детский коллектив, является труд, обязательный для полноценной жизни дошкольных учреждений. В «Положения» были включены и тезисы «по вопросу о рассказывании», подтверждавшие запрет сказки с целью решения задачи формирования «реалистически мыслящих людей». В 1928 г. на IV Всероссийском съезде по дошкольному воспитанию А.В. Суровцева выступила с докладом «Принципы составления программы детского сада и связь со школой», в котором говорилось о содержании, методах и преемственности воспитательной работы в детском саду. В решениях съезда вопрос о сказке был несколько смягчен: «антропоморфизм и фантастика могут допускаться только в работе с детьми старшего дошкольного возраста (6-7лет), в младших же возрастах сказки вредны и совершенно недопустимы ».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
С Л О В А – П Р Е Д М Е Т Ы ОДУШЕВЛЁННЫЕ К Т О? НЕОДУШЕЛЁННЫЕ Ч Т О?
С Л О В А - П Р Е Д М Е Т Ы
С Л О В А - Д Е Й С Т В И Я Что без меня предметы? Лишь название, А я приду- Всё в действие придёт! Летит ракета, Люди строят здание, Цветут сады И хлеб в полях растёт
С Л О В А – П Р И З Н А К И
С Л О В А – П Р И З Н А К И
П Р И Т Я Ж А Т Е Л Ь Н Ы Е П Р И Л А Г А Т Е Л Ь Н Ы Е
П Р И Т Я Ж А Т Е Л Ь Н Ы Е П Р И Л А Г А Т Е Л Ь Н Ы Е
ИГРА «Р Ы Б О Л О В Ы» «Вылавливаем» слова . Какие слова можно «выловить» из борща, винегрета, салата?
НАЗОВИ: - ОДНИМ СЛОВОМ ( ПОСУДА, СЕРВИЗЫ ); - КАКАЯ ПОСУДА, СЕРВИЗЫ? ( СТОЛОВАЯ ПОСУДА, ЧАЙНЫЙ СЕРВИЗ, СТОЛОВЫЙ СЕРВИЗ )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуальные проблемы развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Материал презентации отражает уровень компетентности воспитателя в вопросах знания содержания образовательной программы ДОУ, а также задачи, решаемые с детьми дошкольного возраста по образ...
Актуальные проблемы развития детей дошкольного возраста в условиях реализации фгос дошкольного образования
Для группы детей дошкольного возраста 4-5 лет...
«Актуальные проблемы развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
ull;Цель программы: создание условий для формирования базовой культуры личности ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения (организации).•Задачи:•- усвоение детьми норм и ц...
Актуальность речевого развития детей дошкольного возраста
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от представителей животного мира. Речь для нас являет...
Актуальность речевого развития детей дошкольного возраста .
Актуальность речевого развития детей дошкольного возраста ....
Актуальность речевого развития в дошкольном образовании
Материал представлен в форме двух презентаций., состоящих из девяти слайдов перая и тринадцати слайдов -вторая ("Части речи"). В первой части раскрывается актуальность...
СТАТЬЯ "ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ВОСПИТАННИКОВ ДОО КАК АКТУАЛЬНАЯ ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
СТАТЬЯ "ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ВОСПИТАННИКОВ ДОО КАК АКТУАЛЬНАЯ ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"...