СЦЕНАРИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПРАВА МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ»
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)
Цель:
Расширить представления дошкольников об их правах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.89 КБ |
Предварительный просмотр:
СЦЕНАРИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«ПРАВА МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ»
Цель:
Расширить представления дошкольников об их правах
Задачи:
- закрепить знания детей об их гражданских правах и обязанностях;
- способствовать развитию правовых представлений;
- учить рассуждать, делать выводы; активизировать познавательный процесс, пополнять словарный запас детей;
- воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям, доброжелательность и контактность.
Ход образовательной деятельности.
Коммуникативная игра: «Все здесь! "
Воспитатель:
«Утром солнце в небеса поднимается,
Утром люди в домах просыпаются.
И встречаясь утром в детском саду
Вы и я – все мы видеть друг друга рады!
И Вероника, и Ульяна здесь.
Давайте поднимем руки и скажем: «Все здесь! »
Воспитатель: «Мы маленькие дети,
Имеем мы права.
Ходить учиться в школу,
Лечиться – к докторам.
Свободные, счастливые
Должны мы быть всегда.
Чтоб мы не знали горя,
А нами гордилась страна»
Ребята, как вы думаете, чтобы жить на земле мирно, счастливо, что должен делать каждый человек?
- Чтобы люди жили счастливо, нужно соблюдать права, правила поведения в обществе и обязанности. И у вас, ребята, как и у каждого человека на земле, есть свои обязанности, например, соблюдать правила гигиены, убирать игрушки, а также у вас есть и права. Кто ни будь из вас знает какие у вас есть права? Сегодня я предлагаю познакомиться с некоторыми правами ребёнка.
-Посмотрите, ребята, у меня есть конверт. Посмотрим, что в нём?
(цифра 7, знак «+», буква Я)
-Что у нас получилось? Какое слово спряталось? Произнесём его. (Семья)
Это слово каждый знает
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю Я –
Получается – семья.
-Как вы думаете, что обозначает слово - семья? Что же такое семья? (Это когда есть мама, папа и другие любящие люди)
-Семья нужна всем людям на земле. Но особенно, конечно, ребёнку. Потому, что новорожденный малыш – одно из самых беспомощных созданий. Он должен быть накормлен и защищён. А семье сделать это намного легче.
Семья- это радость, тепло и уют,
Семья – это место, где любят и ждут.
Семья – там, где верят, желают добра.
Семья – там, где любят и ценят тебя.
Семья – это люди. Семья – это дом.
Семья – это мир, обогретый теплом.
Семья – это счастье. Семья – это свет.
Дороже семьи ничего в жизни нет.
- Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы их отгадывать. Слушайте внимательно.
Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
— Всех милее наша. (мама)
Кто же трудную работу
Может делать по субботам? —
С топором, пилой, лопатой
Строит, трудится наш. (папа)
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша. (бабушка)
Кто веселый карапузик —
Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка —
Это младший мой. (братишка)
Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? —
Очень модная девчонка —
Моя старшая. (сестренка)
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед —
Мой родной, любимый. (дед)
Хорошо, когда ребенка окружают несколько поколений семьи: мама, папа, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. Знаете ли вы имена и отчества своих мам и пап? (дети называют мам и пап).
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)
Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре, пять (Прыжки на месте.)
Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)
Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)
Кошка Мурка, два котенка, (Наклоны туловища влево-вправо.)
Мой сверчок, щегол и я — (Повороты туловища влево-вправо.)
Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.)
-А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.
Колокольчик наш звонит
Всем в кружочек встать велит.
Дидактическая игра «Назови родственников»
я мама, а ты мне кто?
я папа, а ты мне кто?
я брат, а ты мне кто?
я сестра, а ты мне кто?
я бабушка, а ты мне кто?
я дедушка, а ты мне кто?
я внучка, а ты мне кто?
я внук, а ты мне кто?
-Молодцы, хорошо.
-А теперь давайте поиграем в игру кто из этих людей не является родственником.
Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
Мама, соседка, бабушка, сестра.
Бабушка, подруга, сестра, мама.
Сестра, продавец, бабушка, брат.
Дворник, папа, брат, дедушка.
-Мы с вами говорили о семье. У каждого ребёнка есть право жить и воспитываться в семье. Ребёнок имеет право знать своих родителей и право на их заботу. Запомнили, у каждого ребёнка есть право воспитываться в семье.
Семёны и Алины,
Андрюшки и Вероники –
Каждый день рождаются
Девчонки и мальчишки.
Пользуются с первых дней
Правами своими,
Ведь с пелёнок человек
Получает имя.
Дети, имена – это слова, но слова особые. Они значат очень многое. На Руси верили в могущество имён и к выбору относились очень внимательно. Древние люди считали, что с именем человека связана его дальнейшая судьба. Ребята, кто из вас знает, что значит ваше имя?
Ульяна – впечатлительная, ласковая, нежная…
Семён - добрый, мягкий и беззлобный
Вероника – добрая, щедрая, «несущая победу»
Андрей – мужественный, отважный
Алина – благородная….
-Дети, вот вам домашнее задание, узнать у родителей значение своего имени, и мы с вами завтра об этом поговорим.
-Ребята, у всех детей есть право на имя. Обращаться друг к другу надо ласково по имени. И конечно нельзя называть человека грубым словом, давать ему кличку – это нарушает его право на имя. Сразу после рождения вы получили первый в своей жизни документ – Свидетельство о рождении. В нём записано, что вы граждане своей страны, граждане – России. Здесь записаны ваша фамилия, имя, отчество, как зовут ваших родителей.
Игра «Ласковое имя»
(Дети в парах называют друг друга ласковыми именами)
-Посмотрите на эту фотографию. Это было давно. Эту девочку ласково звали Светочка. Девочка выросла, стала взрослой. Сейчас она работает воспитателем. Вы догадались, о ком я говорю? Конечно же о себе. Моя мама называет меня ласково Светочка, друзья Светик, а в саду меня называют Светлана Константиновна.
- И вас, когда вы вырастете, будут называть по имени отчеству. Отчество образуется от имени отца. Ребята, а хотите ненадолго стать взрослыми?
-Посмотрите, у меня есть волшебные ворота. Когда вы пройдёте в ворота вы станете взрослыми и ваше имя изменится, вас будут называть по имени отчеству. (Дети подходят к воротам, говорят своё имя, проходят в ворота и произносят своё полное имя)
-Следующее право с которым я хочу вас познакомить – это право на неприкосновенность жилища. У каждого человека должен быть дом или квартира, где он живёт со своей семьёй. Дом у человека был всегда, сначала пещера, потом люди научились строить себе жилище из дерева и камня. Во все времена дом очень много значил для человека. Был его крепостью, защитой, любимым местом отдыха.
- Каждый ребёнок имеет право на свой дом.
Каждый ребенок имеет право на жилье и его неприкосновенность. Никто не имеет право врываться в ваш дом и лишать тебя жилья. Ребенок должен чувствовать себя дома в полной безопасности. А еще каждый ребенок должен знать свой домашний адрес. А вы знаете свои домашние адреса? (ответы детей).
- Ребята, вы должны помнить, что в доме с тобой проживают и другие люди. И к ним нужно относиться с уважением, соблюдать правила проживания в доме. Какие правила вы знаете?
-вытирай ноги, входя в дом;
- не бросай мусор на лестнице и на лестничной площадке;
- не пиши и не черти на стенах;
- не играй и не шуми на лестнице;
- не играй дома в мяч, не кричи, не стучи по батареям, не включай звук телевизора или музыкального центра слишком громко.
-Все эти права и многие другие записаны в книге о правах ребёнка. Эта книга называется «Конвенция о правах ребёнка»
Вы сможете прочитать эту книгу, когда подрастёте, а ваши родители, конечно прочитали эту книгу. И дома с родителями можете поговорить о своих правах и обязанностях.
А, сейчас вспомним, о каких правах мы с вами сегодня говорили:
Воспитатель загадывает загадки:
Всех по-разному зовут:
Кот – Мурлыка,
Пес – Барбос,
Даже нашу козочку
Зовут красиво – Розочка
Настя, Вика и Данила
Все имеют своё …
(имя)
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям.
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная …
(семья).
Сказка учит нас, друзья
Жить без домика нельзя.
Лисе, зайке, поросенку
Даже глупому мышонку.
Ох, как нужно нам оно
Это право на …
(жильё)
Каждый ребёнок право имеет
Лечиться в больнице, если болеет,
Право на питание, на образование,
Право на внимание, на место проживания,
Право имеет на имя красивое,
На радость, на счастье, на детство счастливое.
Воспитатель: Нужно жить очень дружно, уважать и любить друг друга, помогать друг другу. Поэтому, каждый человек имеет не только права, но и обязанности перед обществом и должен вести себя так, чтобы его права и свобода не мешали правам и свободам других людей.
Мы еще раз встретимся с этой книгой – конвенцией о правах ребенка - и она познакомит нас с другими правами.
Детям вручаются медали «Мы знаем наши права», раскраски по правам детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/20/picture-180870-1542738602.jpg)
16.01.2013 Познавательный конкурс для детей старшего дошкольного возраста «Правила дорожного движения»
Познавательный конкурс для детей старшего дошкольного возраста «ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ» Цель: Закрепление знаний о правилах дорожного движения....
Сценарий спортивного праздника, для детей старшего дошкольного возраста «Правила движения — достойны уважения».
Цель: Формировать у детей представления о правилах дорожного движения.Действующие лица: Ведущий, Незнайка, Светофор, Водяной, Баба Яга, Пират, Инспектор ГИБДДВедущий: Здравствуйте , ребята...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/14/picture-1069469-1539529680.jpg)
Сценарий игрового праздника для детей старшего дошкольного возраста "Правила дорожного движения"
Праздник в игровой форме помогает закрепить знания детей о правилах поведения на улице; о дорожных знаках; о работе светофора; закрепить навыки выполнения правил дорожного движения....
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/16/picture-791330-1463417270.jpg)
Сценарий развлечения по ПДД для детей старшего дошкольного возраста «Правила дорожные детям знать положено»
Сценарий развлечения по ПДД для детей старшего дошкольного возраста «Правила дорожные детям знать положено»...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/31/picture-246386-1370015088.jpg)
Сценарий спортивного праздника для детей старшего дошкольного возраста "Правила дорожного движения"
Закрепление знаний правил дорожного движения. Формирование представления безопасного поведения на улицах города....
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/03/picture-1170297-1570085115.jpg)
Занятие по познавательному развитию, для детей старшего дошкольного возраста «Правила дорожного движения в Городе Будущего», с использованием теории решения изобретательных задач
Детский дорожно – транспортный травматизм является сейчас одной из самых больших проблем в наше время. На дорогах России каждый год совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/07/picture-1440271-1670411899.jpg)
Презентация к занятию для детей старшего дошкольного возраста "Правила безопасности на льду в осенне-зимний период"
Правила безопасного поведения на льду.Что делать если человек провалился под лёд?...