Программа "В семье будущий первоклассник"
методическая разработка (подготовительная группа)
Основным преимуществом детского сада является возможность для ребенка общаться со сверстниками. Не все дети имеют возможность посещать детские сады, в силу разных причин. Круг общения многих “домашних” детей ограничивается родителями и родственниками. Со сверстниками они зачастую общаться не умеют. Да и общение с незнакомыми взрослыми может быть затруднительным для таких детей. Ребенку очень важно помочь почувствовать себя членом детского сообщества, облегчить его вхождение в мир. Дети должны научиться понимать, что проживание в мире сопряжено с выполнением целого ряда правил, с учетом мнения другого, уважением его прав. Все это является важным для дальнейшего полноценного развития ребенка. Даже, если ребёнок посещает дошкольное учреждение, у некоторых родителей возникают сложности в их воспитании. Это во многом связано с недостаточной психолого-педагогической компетентностью родителей. Несмотря на большое количество существующих на сегодняшний день пособий по вопросам развития и воспитания дошкольников, они не могут решить проблемы каждой конкретной семьи, требующей индивидуального подхода. Существует проблема семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. У таких детей есть постоянная потребность в общении с другими детьми и педагогами.
Основная задача модульной программы, оказание помощи родителям и детям в подготовке к обучению в школе. Дети, не посещающие ДОУ, как правило, возможно, и подготовлены интеллектуально, но у них не сформирована мотивация обучения в школе, им сложно проявить внимательность и усидчивость, они испытывают сложности общения со сверстниками. Переход в школу и адаптация к школьной жизни у таких детей затруднена. Отсюда возникает социальный запрос родителей на получение консультативной помощи по вопросам, касающимся подготовки к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_seme_budushchiy_pervoklassnik.docx | 35.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №173 «Росинка» комбинированного вида.
РЕКОМЕНДОВАНО на заседании Методического совета Протокол № ______ от ______ _________ 20___ г. | ОБСУЖДЕНО на заседании Педагогического совета Протокол № ______ от ______ _________ 20___ г. | УТВЕРЖДЕНО Приказом по МАДОУ №173 «Росинка» комбинированного вида г. Улан-Удэ № ______ от ________20___ г. |
Модульная программа
Консультативного пункта «Диалог ПРО»
МАДОУ «Детский сад №173 «Росинка» комбинированного вида.
«В семье - будущий первоклассник"
Программа разработана
Воспитателем логопедической группы
Асеевой В.П.
Улан-Удэ
2018 г.
№ | Содержание |
1 | Целевой раздел. |
1.1. | Пояснительная записка. |
1.2. | Цель и задачи модульной программы. |
2 | Организационный раздел. |
2.1. | Модель организации взаимодействия участников образовательных отношений. |
2.2. | Модель используемой предметно-пространственной среды и материально-техническое обеспечение. |
2.3. | Порядок предоставления образовательных услуг в соответствии с модульной программой. |
3 | Содержательный раздел |
3.1. | План реализации модульной программы. |
3.2. | Список литературы, использованной для разработки модульной программы. |
4 | Приложения к модульной программе |
1. Целевой раздел:
1.1. Пояснительная записка
Основным преимуществом детского сада является возможность для ребенка общаться со сверстниками. Не все дети имеют возможность посещать детские сады, в силу разных причин. Круг общения многих “домашних” детей ограничивается родителями и родственниками. Со сверстниками они зачастую общаться не умеют. Да и общение с незнакомыми взрослыми может быть затруднительным для таких детей. Ребенку очень важно помочь почувствовать себя членом детского сообщества, облегчить его вхождение в мир. Дети должны научиться понимать, что проживание в мире сопряжено с выполнением целого ряда правил, с учетом мнения другого, уважением его прав. Все это является важным для дальнейшего полноценного развития ребенка. Даже, если ребёнок посещает дошкольное учреждение, у некоторых родителей возникают сложности в их воспитании. Это во многом связано с недостаточной психолого-педагогической компетентностью родителей. Несмотря на большое количество существующих на сегодняшний день пособий по вопросам развития и воспитания дошкольников, они не могут решить проблемы каждой конкретной семьи, требующей индивидуального подхода. Существует проблема семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. У таких детей есть постоянная потребность в общении с другими детьми и педагогами.
Основная задача модульной программы, оказание помощи родителям и детям в подготовке к обучению в школе. Дети, не посещающие ДОУ, как правило, возможно, и подготовлены интеллектуально, но у них не сформирована мотивация обучения в школе, им сложно проявить внимательность и усидчивость, они испытывают сложности общения со сверстниками. Переход в школу и адаптация к школьной жизни у таких детей затруднена. Отсюда возникает социальный запрос родителей на получение консультативной помощи по вопросам, касающимся подготовки к школе.
Модульная программа разработана на основе программы консультативного пункта «Диалог ПРО»МАДОУ «Детский сад №173 «Росинка» комбинированного вида (далее - Организация) в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, на основании Положения о консультативномпункте Организации.
Разработка Программы регламентирована нормативно-правовой и документальной основой, куда входят:
Федеральный закон 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» и приложение к нему;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
Устав МАДОУ № 173 «Росинка»
Образовательная программа МАДОУ № 173 Детский сад «Росинка».
Программа консультативного пункта «Диалог ПРО».
Содержание модульной программы обеспечивает консультативную психолого-педагогическую помощь семьям, воспитывающим детей на дому, а также посещающих образовательные организации и нуждающиеся в помощи специалистов.
1.2. Цель и задачи рабочей Программы
Обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), поддержка всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательные учреждения, в том числе от 0 до 3х.
Программа направлена на решение следующих задач:
-- оказание методической, педагогической и консультативной помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому, а также родителям (законным представителям), чьи дети обучаются в образовательных организация, реализующих образовательную программу дошкольного и общего образования;
- повышения педагогической компетентности родителей (законных представителей), воспитывающих детей дошкольного возраста от 0 до 7 лет, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.
- обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу;
- оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения;
- проведение комплексной профилактики различных отклонений в психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения;
- обеспечение взаимодействия между государственным образовательным учреждением, реализующим общеобразовательную программу дошкольного образования, и другими организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей (законных представителей).
- Ознакомление родителей с новыми информационными технологиями в воспитании и обучении детей.
2. Организационный раздел.
2.1.Модель организации взаимодействия участников образовательных отношений.
Взаимодействие участников образовательных отношений базируется на следующих принципах:
-Добровольность
-Сотрудничество
-Уважение интересов друг друга
-Соблюдение законов и нормативных актов
Образовательный процесс как взаимодействие — представляет собой многоплановое сотрудничество всех сторон: детей – педагогов — родителей, выступающих в позиции субъектов.
Взаимодействие участников образовательного процесса характеризуется активностью, осознанностью, целенаправленностью и согласованностью взаимных действий.
Взаимодействие участников образовательного процесса представляет собой следующую модель:
Ребенок – ребенок (когда дети не посещающие детский сад вливаются в группу детей, посещающих детский сад).
Педагог– дети не посещающие детский сад.
Педагог – родители детей, не посещающих детский сад.
Специалисты ОО -родителидетей, не посещающих детский сад.
Основной формой взаимодействия ребенок – ребенок является игра.
В жизни ребенка присутствуют различные виды игр(творческие (сюжетно-ролевые, театрализованные, строительно-конструктивные) и игры с правилами (дидактические, подвижные, народные, забавы)).
Игра привлекает ребенка больше, чем любое другое занятие. В ней происходит развитие эмоциональной сферы и психических процессов личности. Пережитые в игре ситуации становятся собственным эмоциональным опытом ребенка, то есть игра является мощным средством успешной его социализации. Сочетание совместной со сверстниками и индивидуальной деятельности, воспитывает у детей ответственность, умение работать в группе проявляя при этом индивидуальные особенности и творчество. Поэтому реализация программы в модели ребенок –ребенок будет реализовывается в ходе игровой деятельности.
Педагог– дети.
Были определены основные формы работы с детьми, не посещающими детский сад, это рассматривание, наблюдения, беседы, разговоры, экспериментирование, исследования.
Педагог – родители.
Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями реализуется посредством разных форм. Выделяют традиционные и нетрадиционные формы.
Традиционные формы делятся на следующие группы:
коллективные консультации, конференции, мастер-классы, тренинги, круглые столы;
индивидуальные – индивидуальные консультации, беседы;
наглядные – стенды, выставки, фото, видеоматериалы, дни открытых дверей.
К нетрадиционным формамотносятся четыре группы:
информационно-аналитические;
досуговые;
познавательные;
наглядно-информационные формы.
Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся также опрос, анкетирование.
Досуговые формы – это совместные досуги, праздники, выставки. Они призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт.
Родители становятся более открытыми для общения. На этих мероприятиях родители являются участниками, а не гостями дошкольного учреждения. Суть познавательных форм – ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у них практических навыков воспитания. Основная роль принадлежит собраниям в нетрадиционной форме, групповым консультациям.
Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы:
информационно-ознакомительная;
информационно-просветительская.
Задача информационно-ознакомительной формы – ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, педагогами.
К ним относятся: компьютерные презентации, библиотеки для родителей по основным проблемам семейной педагогики.
Задачи информационно-просветительской формы близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста, основных проблемах подготовки детей к школе.
2.2. Модель используемой предметно-пространственной среды и материально-техническое обеспечение.
Развивающая предметно-пространственная среда нашего дошкольного учреждения обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, предоставляет возможность общения и совместной деятельности взрослых и детей (в том числе детей разного возраста).
Модель предметно-пространственной среды используемой для реализации задач модульной программы.
№ п.п | Используемая предметно-пространственная среда | Субъекты образовательных отношений | Модули программы | Форма работы |
1. | Помещения групп и оборудование в соответствии с темой консультации | Родители, дети | Все модули | Консультации, практикумы, дни открытых дверей, мастер-классы Индивидуальное консультирование |
2. | Спортивный зал | Родители, дети | Физическое развитие | Консультации, практикумы, дни открытых дверей, мастер-классы. |
3. | Музыкальный зал | Родители, дети | Социально-коммуникативная | Консультации, практикумы, дни открытых дверей, мастер-классы. |
4. | Игровые площадки на участке | Родители, дети | Социально-коммуникативная, Физическое развитие | Дни открытых дверей, мастер-классы. |
5. | Сенсорная комната | Родители, дети | Социально-коммуникативная, психологическая | Индивидуальное консультирование |
6. | Бассейн | Родители, дети | Социально-коммуникативная, Физическое развитие | Дни открытых дверей |
7. | Изостудия | Родители, дети | Психологическая готовность | Индивидуальное консультирование |
2.3. Порядок предоставления образовательных услуг в соответствии с модульной программой.
Образовательные услуги в соответствии с модульной программой предоставляются 2-3 раза в неделю в утренние и вечерние часы, а также в выходные дни в соответствии с графиком, утверждённым приказом руководителя ОУ, продолжительность консультации не менее 25 минут.
Взаимоотношения между ОУ и родителями (или иными законными представителями) регулируются договором, который определяет объем и сроки оказания услуг, длительность пребывания в ОУ, обязанности и ответственности сторон и другие условия.
Методическая, диагностическая консультативная помощь по программе организуется в разных формах: групповых, подгрупповых, индивидуальных.
Индивидуальная работа с детьми организуется в присутствии родителей (законных представителей).
Организация психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) строится на основе интеграции деятельности специалистов.
Консультирование родителей (законных представителей) может проводиться одним педагогом или несколькими специалистами по модулям программы (физическая, психологическая, социально-коммуникативная, эмоционально-волевая готовность к школе) на основе анализа потребностей родителей в получении консультационной.
На заключительном этапе реализации модульной программы предполагается мониторинг изучения психологической безопасности образовательной среды, мониторинг изучения уровня удовлетворённости качеством реализации программы.
3. Содержательный раздел.
3.1. Примерный план реализации модульной программы по модулям.
№ | Модуль | Тема | Форма проведения | Дата проведения | Ответственный |
1 | Составляющее всех модулей | «Что означает понятие готовность к школе» | Консультация групповая, практическая | Декабрь | Асеева В.П. |
2 | Эмоционально-волевая | «Играя, готовимся к школе" | День открытых дверей | Декабрь | Асеева В.П. |
3 | Психологическая готовность | «Умение слушать и слышать» | Консультации групповая, практическая | Декабрь | Асеева В.П. |
4 | Социально-коммуникативная | «Влияние родительских установок на детей» | Консультации теоретического плана | Январь | Асеева В.П. |
5 | Социально-коммуникативная | «Наказание, поощрение или диалог» | Консультации | Февраль | Асеева В.П. |
6 | Психологическая | «Как помочь ребенку осознать себя» | Консультации | Февраль | Асеева В.П. |
7 | Эмоционально-волевая | «Развивающие занятий с гиперактивными детьми» | Практикум | Март | Асеева В.П.. |
8 | Психологическая | Ребенок и книга. | Консультации | Асеева В.П.. | |
9 | Социально-коммуникативная | «Как помочь ребенку преодолеть застенчивость» | Консультации | Март | Асеева В.П... |
10 | Физическая | "Компьютер и ребенок" | Тренинг | Апрель | Асеева В.П.. |
11 | Эмоционально-волевая | «Школа общения» | Консультации | Апрель | Асеева В.П.. |
12 | Физическая | Роль семьи в физическом развитии ребенка. | Практикум | Май | Асеева В.П... |
Индивидуальные консультации ежемесячно по запросам родителей |
3.2. Список литературы, использованной для разработки модульной программы:
- Антонова Т. В., Волкова Е. М., Мишина Н. С. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание, 1998, № 6.
- Арнаутова Е. П. Диалогическая позиция педагога в сотрудничестве с семьей // Наука о дошкольном детстве — традиции и современность. — М., 2000.
- Арнаутова Е. П. Сотрудничество педагога с семьей // Программа “Истоки”: Базис развития ребенка-дошкольника / Научн. ред. Л. А. Парамонова и др. — М., 2003.
- Арнаутова Е. П. Шаги к диалогу // Педагог и семья. — М., 2002.
- Закон РФ “Об образовании” от 10.07. 1992 года N3266-1 с изменениями и дополнениями.
- Зверева О. Л. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи: современные подходы. — М., 2003.
- Зверева О. Л. Идеи гуманизации в работе воспитателя с родителями // Методист детского сада / Под ред. Р. С. Буре. — М., 1994.
- Зверева О. Л. Работа детского сада с молодой семьей. — М., 1990.
- Куликова Т. А. Новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения // Семейная педагогика и домашнее воспитание. — М., 2000.
- Мясищев В. Н. Психология отношений / Под ред. А. А. Бодалева. — М.Воронеж, 1995.
- Об опыте взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений Санкт-Петербурга / Сост. Н. П. Митрошина, Т. А. Овечкина. — СПб. 2001.
- Петровская Л. А., Спиваковская А. С. Воспитание как общение — диалог// Вопросы психологии, 1983, № 2.
4. Приложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Я - будущий первоклассник"
Данная программа является логическим дополнением к любой программе обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Программа может использоваться как самостоятельная для подготовки к школе неоргани...
Программа "Я - будущий первоклассник"
Данная программа является логическим дополнением к любой программе обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Программа может использоваться как самостоятельная для подготовки к школе неоргани...
Советы родителям "В семье будущий первоклассник"
У многих родителей скоро дети пойдут в первый класс. И многие об этом переживают: готов ли их ребенок к школе, как пережить этот период и т.д. Есть родители, которые в этот период допускают много ошиб...
Советы родителям "В семье будущий первоклассник"
У многих родителей скоро дети пойдут в первый класс. И многие об этом переживают: готов ли их ребенок к школе, как пережить этот период и т.д. Есть родители, которые в этот период допускают много ошиб...
В семье будущий первоклассник
Консультация для родителей будущих первоклассников...
Дополнительная общеобразовательная программа - Дополнительная общеразвивающая программа «Школа будущего первоклассника».
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Школа будущего первоклассника» представляет собой комплекс основных характеристик дополнитель...
Рабочая программа по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школа будущего первоклассника» социально-педагогической направленности ( от 5 до7 лет)
Современные родители хотят видеть своих детей хорошо подготовленными к школе. Но наблюдения за детьми и беседы с учителями начальных классов говорят о том, что число не готовых к обучению чтению детей...