Рекомендации по речевому развитию дошкольников
материал (старшая группа)
" Игра и сказка в жизни дошкольника"
(рекомендации по речевому развитию дошкольников)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_zasedanii_metodicheskogo_obedineniya.docx | 38.25 КБ |
Предварительный просмотр:
АНО ОС школа "Город Солнца"
Московская обл., Мытищинский район
поселок Нагорное,
ул. Центральная
" Игра и сказка в жизни дошкольника"
(рекомендации по речевому развитию дошкольников)
выступление на заседании методического объединения:
(воспитатель, педагог-психолог, логопед)
подготовила
воспитатель
Даньялова Наталия Равильевна
2018г.
тема выступления:
" Игра и сказка в жизни дошкольника"
Цель собрания : Повышение уровня педагогической компетенции по вопросам использования игровых методов и приемов в
игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
Задачи
1 создать по вопросам речевого развития детей старшего дошкольного возраста. Ознакомление их с методами и приемами используемыми в в игровой деятельности дошкольников.
2. представить педегогам анализ речевого развития детей (используя результаты педагогической диагностики и анкетирования родителей).
3. Дать характеристику особенностям восприятия детьми сказок. Привлечь педагогов к обмену опытом в вопросах приобщения дошкольников к домашнему чтению воплощение прочитанного в их игровую деятельность.
4. Познакомить с играми, способствующими речевому развитию дошкольников.(игра - театр) Бибабо, настольный театр , теневой театр.
Форма проведения : круглый стол.
Предварительная работа : Анкетирование родителей дошкольников в начале учебного года (домашнее чтение), (участие родителей в в развитии , в игровой деятельности ребенка) . Педагогическая диагностика развития детей психологом и воспитателем группы.
План .
1 Вступительная часть (анализ анкетирования и диагностики)
2 .Основная часть ( Развитие речи дошкольника с особенностями развития , характерными для нашей школы( дошкольного отделения) в условиях комбинированных возрастных групп) , обогащение словарного запаса, выразительности речи ребенка с использованием сказок и сказочных персонажей., использование стихов для обогащения эмоциональности и выразительности речи)
3. Диспут (обмен мнениями и опытом по вопросам игры и чтению и обыгрыванию сказок)
4.Рекомендации по чтению, постановкам сказок и развитию игровой деятельности дошкольников с особенностями развития в условиях комбинированной возрастной группы (3,5-7 лет)
5. Подведение итогов собрания
Здравствуйте уважаемые коллеги ! Мы рады , что у вас есть время познакомиться с особенностями из важнейших умений у детей дошкольного возраста - развитием речи , развитием игровой деятельности . Так как они является основным шагом к коммуникативному общению.
особенно это необходимо детям нашего дошкольного отделения в условиях комбинированной возрастной группы, а также при наличии у д них определенных особенностей развития (логопедические , аутизм, и др)
Умение общаться это великий дар, который приходит к нам с опытом. Но этот опыт начинает формироваться в семье. Грамотная и красивая речь в общении всегда располагает собеседника . И наша задача сделать наших детей интересными собеседниками, которые умеют грамотно выражать свои мысли и передавать (пересказывать) мысли других, после ознакомления с литературными произведениями.
-Умеем ли мы пользоваться этой роскошью в своих семьях, в кругу друзей, учим ли мы этому своих детей?
-Сегодня на нашем заседании нам предстоит обсудить это, поделиться опытом, поговорить о формировании у детей традиций, способствующих развитию речи и установлению прочных психологических связей с родителями и педагогами.
.
.
-Все это является важной и неотъемлемой частью развития ребенка и установлению при этом тесных психологических связей.
-Сначала предлагаю вашему вниманию анализ диагностики проведенный в начале учебного года по развитию речи ......................
Ознакомление педагогов с особенностями игры детей дошкольного возраста (5-6 лет)
Игра в дошкольном возрасте
В дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности детей. Ребенок проводит в игре много времени. А. С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: "Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре…"
В совместных играх с игрушками у дошкольников формируются дружеские взаимоотношения, умения согласовывать действия. Игра для ребенка – очень серьезное занятие. Взрослые должны видеть в игре малыша элементы подготовки к будущим трудовым процессам и соответственно направлять их, принимая в этом участие.
Одним из крупнейших отечественных педагогов В. А. Сухомлинский писал: "Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок".
Не зря существует такое мнение: «Игра – вещь полезная, игра с взрослыми – вещь очень полезная, игра с родителями – вещь особо полезная!» Действительно, в игре ребенок развивается физически, у него воспитывается сообразительность, трудолюбие, развиваются познавательные процессы. Игра выступает как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни. Учитывая, что игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, в детском саду играм детей отводится значительное место в режиме дня. А как использовать игры в домашних условиях?
- Предлагаю знакомить родителей с игами дошкольников, развивающих речь и привлекать их к обсуждению с детьми совместной деятельности, развивая речь ребенка.
Зачастую родители не знают, что многие домашние дела можно легко превратить для детей в занимательные игры и при этом чему-то научить малышей.
-Давайте поделимся опытом проведения домашних игр с детьми и обсудим наиболее удачные моменты с вашей точки зрения....... (для этого нужно разработать памятки- рекомендации. которые можно будет раздавать родителям)
Сюжетно-ролевая игра - одна из творческих игр. В сюжетно-ролевой игре дети берут на себя те или иные функции персмонажей в создаваемых ими игровых, воображаемых условиях, воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка. Основная цель педагогического руководства - будить воображение ребенка
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Памятка
Ознакомление родителей с ролью сказки в психологическом и речевом развитии детей.
РОЛЬ СКАЗКИ
Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение, и научить, критически воспринимать окружающее.
Д. Родари
В дошкольном возрасте у детей бурно развивается воображение, которое ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Особенно детям дошкольного возраста нравятся сказки. Сказка занимает настолько прочное место в жизни ребёнка, что некоторые исследователи называют дошкольный возраст «возрастом сказок».
Сказка – это устно-поэтический рассказ, который в той или иной степени содержит фантастический вымысел. Русская народная сказка – это, прежде всего, произведение искусства; живое, увлекательное, яркое, красочное, стирающее грань между реальностью и игрой, чем чрезвычайно импонирует детям и соответствует их психологическим особенностям.
Художественное восприятие является активным для детей дошкольного возраста процессом, пробуждающим их нравственные качества, и, прежде всего, человечность. Восприятие искусства всегда связано с сопереживанием. У детей старшего дошкольного возраста сопереживание носит непосредственный характер: они представляют себя с полюбившимися героями произведений, проникают во внутренний мир, копируют их характер.
Язык сказки прост и потому доступен. Сюжет прозрачен, но загадочен, и тем самым способствует развитию детского воображения. А сказочные образы близки по своему характеру образам воображения детей. Кроме того, ни один ребёнок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую. Она «позволяет себе» намекнуть на то, как лучше поступить в той или иной ситуации. Сказки хороши тем, что в них нет длинных и утомительных рассуждений. Разнообразие и напряжённость действия создают у детей постоянный и неослабевающий интерес. Сказка способствует формированию у детей нравственных понятий, ведь почти все дети отождествляют себя с положительными героями, а сказка каждый раз показывает, что хорошим быть лучше, чем плохим, что надо стремиться делать добро людям.
Сказка играет большую роль в эстетическом развитии детей дошкольного возраста, без которого немыслимо благородство души, чуткость к чужому горю, страданию. Благодаря сказке, дети познают мир не только умом, но и сердцем, и не только познают, но и откликаются на события и явления окружающего мира, выражают своё отношению к добру и злу. Благополучный конец сказки воспитывает оптимизм, уверенность в преодолении любых трудностей. Сказ с последующим пересказом способствует развитию мышления и обогащению языка ребёнка.
Сказка помогает расширить словарный запас ребенка, а также развить связную логическую речь. Благодаря сказкам речь малыша становиться более эмоциональной, образной, красивой. Эти волшебные истории способствуют общению, формируют умение задавать вопросы, конструировать слова, предложения и словосочетания.
Читать детишкам сказки надо в правильное» время, когда они спокойны и пребывают в хорошем настроении. Но лучше всего это делать перед сном, ведь вечером, лежа в теплой и уютной постели, вы сможете, еще и обсудить сказку с ребенком. Читать сказку надо не спеша, не отвлекаясь и с удовольствием. Так она принесет малышу больше пользы и положительных эмоции.
Родителям необходимо обращать внимание на любимых и нелюбимых ребенком персонажей, что поможет им вовремя выявить психологическую проблему малыша, если она существует, и вовремя скорректировать его развитие.
Так как фантазия ребенка этого возраста пока не имеет четкого вектора, и ее легко направить как в положительное, так и в отрицательное для развития ребенка русло, важно начать чтение волшебных сказок с произведений, имеющих простой сюжет, когда в результате последовательно развивающихся событий наступает благополучный исход. Восприятие сказки должно способствовать повышению у ребенка уверенности в себе, в своем будущем, а не пугать его.
Лучше подбирать сказки с открытым сюжетом, куда родители и ребенок могут внести собственные изменения по ходу действия, что поможет ребенку в образной форме высказать свои потребности.
Таким образом, в возрасте от двух до пяти лет главное - чтобы сказка имела смысл для самого ребенка, а не сама по себе, то есть она должна обогатить его жизнь, а не испугать малыша и ограничить его развитие. Кроме того, сказка может помочь найти пути разрешения осознаваемых и не вполне осознанных семейных проблем.
Однако в фантазиях ребенка могут в гипертрофированной форме отражаться желания и потребности, которые открыто высказывать он боится. Поэтому так важно, чтобы в детско-родительских отношениях всегда присутствовали чуткость, доверие, доброжелательность, искренность и открытость. Читая или придумывая сказки, родители вместе с детьми попадают в волшебное пространство, где им предоставляется возможность проявить эти чувства и стать ближе друг к другу.
Слушая сказку, ребенок дошкольного возраста подходит к ее оценке со своеобразной реалистической позиции.
Даже там, где взрослый иногда затрудняется определить границы вымысла, ребенок-дошкольник часто высказывает очень определенные оценки, обнаруживая при этом реалистический подход к произведению.
В любом случае, сказка позволяет говорить об эмоциональном, психическом, интеллектуальном развитии ребенка. И именно родитель ответственен на этом этапе за это развитие. Правильно подобранные сказки, правильное чтение в оптимальные периоды времени, обсуждение сказки после прочтения - все это позволит вашему ребенку найти и занять свое место в окружающем мире, стать более уверенным и свободным, а такой ребенок сможет в дальнейшем не только брать какие-то блага от жизни, но и отдавать - творить добро, а значит, станет более счастливым. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Памятка
Рекомендации по чтению дома.(раздаточный материал каждому родителю)
- Определите круг читательских интересов своих детей, обдуманно подходите к выбору книг.
- Книги, которые вы читаете с детьми, должны соответствовать возрасту вашего ребенка.
- Изучайте списки рекомендованных программных произведений детской литературы для домашнего чтения
- Следите, чтобы ребенок читал книги систематически, желательно каждый день. Пользу приносит только постоянное разностороннее чтение.
- Старайтесь, по возможности, чаще беседовать с детьми о прочитанных книгах, организуйте совместное чтение вслух. Это принесет неоценимую пользу и дошкольникам, и детям более старшего возраста.
- Если Вы обнаружите у своего ребенка наклонности к музыке, рисованию, если он мастерит что-то своими руками, рекомендуйте ему обращаться в библиотеку, где он найдет в книгах, журналах ответы на все свои вопросы.
- Давайте Вашим детям читать книги по интересующей их тематике. Им нравятся животные, спорт или волшебство? Удивите их книгами или журналами, позволяющими получить наиболее полные знания по их интересам.
- Помогите создать ему небольшую, но хорошо подобранную библиотеку из произведений лучших детских писателей. Это способствует развитию любви к чтению и бережному отношению к книге.
- Прививайте детям гигиенические навыки и привычки: не позволяйте им читать лежа, во время еды. Приучайте их по окончании чтения класть книгу на место.
- Воспитывайте бережное отношение к книге. Ребенок должен твердо усвоить правила обращения с книгой: нельзя перегибать книгу, класть в нее карандаши, ручки и другие предметы - от этого портится переплет, отрываются и выпадают листы.
- Читайте Вашим детям. Старайтесь читать им ежедневно в одно и то же время.
Очень интересно рассмотреть игровую деятельность как результат чтения художественной литературы.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Памятка
Важное место в игровой деятельности дошкольников занимает театрализованная игра, т.е. разыгрывание в ролях определенного литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов.
Настольный театр игрушек. Используются игрушки, поделки, которые устойчиво стоят на столе и не создают помех при передвижении.
·Настольный театр картинок. Персонажи и декорации - картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрприза, вызывает интерес детей.
·Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда-книжки, ведущий демонстрирует различные сюжеты, изображающие события, встречи.
·Теневой театр. Для него необходим экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.
.Театральные игры, когда дети сами в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль, т.е. игры-драматизации.
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Памятка
Хочу предложить вашему вниманию примеры игр со сказками. (раздаточный материал для родителей, с целью использования его для игр с детьми дома)
«Отгадай название сказки»
Все участники по очереди бросают мяч друг другу и называют первый слог или слово задуманной сказки. Тот, кто поймал мяч, произносит полное название сказки: Сивка…….Конек…….Мороз……Гуси…….Красная…….
«Назови сказочного героя с необычным внешним видом»
Змей Горыныч (огнедышащая голова)
Чебурашка (большие расплющенные уши)
Русалочка (вместо ног хвост)
Мальвина (голубые волосы)
«Что лишнее» Ведущий называет несколько слов, которые встречаются в задуманной сказке, одно из которых не относиться к ее содержанию. Лиса, заяц, избушка, дворец, собака, петух. «Лиса и заяц» Дед, бабка, внучка, репка, огурец. «Репка»
«Узнай сказочного героя по мимике и жестам»
«Изобрази сказку символом» Каждый участник задумывает сказку и на листе изображает ее графически. - «Два жадных медвежонка»;
- «Три медведя»;
- «Волк и семеро козлят».
«Сказочная чепуха» Договорившись о выборе сказки, участники игры распределяют между собой роли. Каждому персонажу присваивается дежурная фраза, которую он произносит всякий раз по ходу рассказа сказки. Репка – «Вау!» Дед – «Я вам покажу!» Бабка – «Чтоб тебя!» Внучка – «Прикольно!» Жучка – «Сейчас спою!» Кошка – «Бубль гумм!» Мышка – «Выходи подлый трус» Рассказчик начинает рассказывать сказку, постепенно прибавляя темп.
«Перевертыши» Расшифруй названия сказок и книг. 1.Лиса и шестеро цыплят – «Волк и семеро козлят» 2.Король под фасолью – «Принцесса на горошине» 3. Собачья развалюха – «Кошкин дом» 4. Утки индюшки – «Гуси – лебеди» 5.Одетый слуга – «Голый король» 6.Падающий деревянный генерал – «Стойкий оловянный солдатик» 7.Пес без босоножек – «Кот в сапогах» 8.Семь худушек – «Три толстяка» 9.Развалюха – «Теремок» и т.д.
«Дополни имя» Кощей……. Елена…. Василиса…. Сестрица…. Мальчик…….и т. д.
«Отвечай одним словом» Способ передвижения Бабы Яги- ступа В сказках так называют лису – кумушка Гордость Марьи красы – коса. Сестрица Иванушки – Аленушка Его смерть была на конце иглы – Кощея Фрукт, которым отравили царевну – яблоко и т.д.
«Русские сказки»
1 –ый вариант
1. Этим предметом Иван пытался разбудить братьев - Рукавица 2. Эта птица иногда превращалась в кривенькую девочку – Уточка 3. На какой реке Иван бился с чудо юдом? - Смородина 4.Кличка сказочного коня - Сивка 5.Без этого животного не обходятся многие сказки - Конь 6.Жилище Бабы Яги - Избушка 7.Имя сказочного героя - Емеля 2 – ой вариант 1.Предмет, благодаря которому царевич нашел себе жену? – Стрела 2.В чем медведь нес девочку с пирогами? - Короб 3.Сестрица Иванушки - Аленушка 4.Этим подавился петушок – Зернышко 5.Посуда, из которой журавль кормил лису? - Кувшин 6.Мужское имя в сказках - Иван
«Удивительные превращения» В кого превращались или были заколдованы сказочные герои? - Князь Гвидон из сказки «Сказка о царе Салтане» - в комара, муху, шмеля. - Великан в сказке «Кот в сапогах» - в льва, мышь. - Одиннадцать братьев – принцев в «Дикие лебеди» - лебеди. - Чудовище в «Аленьком цветочке» - В принца.
«Необыкновенные путешествия» На ком или чем сказочные герои совершали необыкновенные путешествия? За медом Винни Пух? - на воздушном шаре. В Африку Доктор Айболит? – На корабле. На крышу Малыш – на Карлсоне.
«Сказочные заклинания» Кто говорил такие сказочные слова? По щучьему велению, по моему хотению. (Емеля) Раз, два, три, горшочек, вари. (Девочка) Сим, сим, открой дверь! (Али – Баба)
«Кто есть кто» Мойдодыр – умывальник; Дядя Федор – мальчик; Каа – удав; Страшила – соломенное чучело и т. д.
«Разноцветные ответы» Какое слово надо поставить вместо многоточия? Красная…. шапочка, Синяя…….борода ,Синяя…. Птица, Синие….птицы Черная…….курица, Белый…….пудель, Желтый….туман ,серая….Шейка.
«Друзья и подруги» Кто из литературных персонажей были друзьями? Карточки: Маугли; Чиполлино; Малыш; Винни – Пух; Герда; Крокодил Гена; Маркиз Барабас; Элли; Незнайка; Оля. Ответы: 1. Багира, Балу, Каа (Маугли). 2. Вишенка, Редиска (Приключения Чиполлино). 3.Карлсон. 4. Пятачок, Иа – Иа, Кролик. 5. Кай. 6. Чебурашка, Галя. 7. Кот в сапогах. 8. Тотошка, Страшила, Железный Дровосек, трусливый Лев. 9. Гунька, Знайка, Ворчун, Молчун, Авоська, Небоська, Винтик, Шпунтик, Растеряйка, Тюбик, Пилюлькин, Пончик, Сиропчик, Торопыжка. 10. Яло.
... Игра - продолжи сказку, игра - измени сказку по- своему развивает речевую активность ребенка и фантазию.
Ну и, конечно же, придумывайте сказки сами или вместе с малышом – подобное творчество станет отличным маркером и зрелости мышления и готовности к системному обучению в школе, а кроме того, доставит огромное удовольствие и сочиняющему и слушающим!
Давайте подведем итоги. :
- Детям дошкольного отделения требуется всесторонний подход в развитии их речи и возможностей речевого общения.
-благодаря работе педагогов (логопеда. психолога, воспитателей ) дети очень продвинулись в своем речевом развитии по сравнению с началом учебного года. Мы убедились в этом благодаря тем данным которые смогли сравнить ( результаты диагностики детей в начале и в середине года).
- Мы еще раз убедились в необходимости работы с родителями по чтения с детьми дома, в совместном пересказе прочитанного, обыгрывании прочитанного сюжета, ведь эти педагогические приемы доступны всем родителям
.
-Мы рассмотрели рекомендации по правильному чтению книг дошкольникам дома, что должно привести к формированию любви к книгам
-Создали памятки для родителей по организации игровой деятельности развивающей речь дошкольника
Вывод:
Тесное общение с ребенком, совместное чтение не только сказок , но и других книг, совместные игры с детьми создают атмосферу доверия и взаимопонимания между детьми и родителями, педагогами, учат коммуникабельности, а так же являются неотъемлемой частью разностороннего развития ребенка.
.
Использованная литература
1. Рыжова Н.А. Не просто сказки. Экологические рассказы, сказки и праздники. М.: - «Линка-пресс», 2002
2. Сидловская О. Сказка в развитии дошкольника //Ребёнок в детском саду, 2001.-№3.
3. Экологические сказки./ Сост. Фадеева Г.А.- Волгоград: Учитель, 2004..
4. Е.В., Мигунова. Организация театрализованной деятельности в детском саду. Великий Новгород : б.н., 2006.
5. Большева Т.В. «Учимся по сказке. Пособие для воспитателей детского сада». / С – Пб., « Детство – пресс», 2001.
6.Дьяченко О.М. «Методика развития творческого воображения под ред. Ткаченко, Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша. Пособие для воспитателей детского сада» - М.: Эксмо, 2006.
7. Бочкарева, Л.П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. Ульяновск : ИПКПРО, 1993.
8.Театрализованные игры. О., Акулова. №24, б.м. : Дошкольное воспитание, 2005.
9. Т.Н., Дронова. Играем в театр. Театрализованная деятельность детей 4-6 лет. М : Просвещение, 2005.
10. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях/Под ред. М.А. Васильевой.-М.: Просвещение, 1986.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рекомендации для родителей "Речевое развитие дошкольников"
Четкая, логичная, грамотная речь – это половина успеха в жизни. Не важно кем станет ваш малыш, учителем или дизайнером, математиком или журналистом, правильная речь пригодится ему в любой профес...
Рекомендации по речевому развитию дошкольников
Консультация подойдет в помощь воспитателям старших и подготовительных групп....
Методические рекомендации по речевому развитию дошкольников.
С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педаг...
Рекомендации по насыщению РППС по речевому развитию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО
Буклет для воспитателей...
Ребенок и книга: рекомендации по речевому развитию дошкольников.
Речевое развитие дошкольников невозможно без ознакомления детей с художественной литературой....
ЮЖНЫЙ ОСТРОВ «ГОВОРЛЯНДИЯ». Методические рекомендации к использованию универсального игрового образовательного модуля для речевого развития дошкольников
Методическое сопровождение для организации образовательного процесса с дошкольниками в рамках модуля представляет собой практический материал (игры и упражнения) направленные на речевое , познав...
Методические рекомендации.«Мнемотаблицы по речевому развитию дошкольников»
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация.Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сок...