IСообщение из опыта работы «Художественное конструирование из природного и бросового материала»
статья

Захарова Ольга Викторовна

Занятия по созданию игрушек из различного материала не просто вооружают ребенка умениями и навыками, но и помогают ему осознать свою силу, силу творца, способного подчинить собственной воле эти материалы, дают возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olga_doklad_konstruirovanie.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Художественное конструирование из природного и бросового

                                                        материала»      

        Мир вокруг нас… огромный, таинственный, многоцветный, удивительный. Особенно удивительный для малышей, любознательных непосед, которым все интересно, все нужно потрогать, повертеть, для которых любой предмет-объект познания.

Очень многое что, мы считаем ненужными, бесполезными вещами, может превратиться в умелых детских руках в настоящее чудо. Пластиковая упаковка, скорлупа от яиц, жестяные и пластмассовые коробочки, кусочки ткани, хозяйственная губка, шишки, макароны – это, оказывается, прекрасным материалом для изготовления уникальных поделок.

         Исходя их выше сказанного, мной была поставлена цель:

Развитие у детей эстетического восприятия, умение видеть и понимать прекрасное, формирование навыков действия с природным и бросовым материалом, через систему работы на занятиях по конструированию и ручному труду.

Для реализации этой цели я поставила следующие задачи:

- расширение представлений детей об окружающем мире;

- воспитание добрых чувств;  

-способствование развитию сенсомоторики, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий.

-развитие психических процессов: мышления, внимания, воображения.

-формирование у детей умения анализировать и давать оценку собственной деятельности.

        Свою работу по ознакомлению детей с природным материалом я начинала с младшей группы, обращала их внимание на свойства и качества объектов и явлений природы. Осенью знакомила детей с формой плодов, листьев, цветов, осенней расцветкой листвы на деревьях. Беседы и наблюдения вызывали радость от восприятия ярко расцвеченной осенней листвы, красочных деревьев.

        Учила выделять форму листьев, цветов, овощей, фруктов, обводя форму объектов природы пальчиком по контуру, называть цвета и оттенки предметов и явлений природы, складывать узор из осенних листьев.

        Для того, чтобы дети в своих работах могли передать изображения зверей, птиц, рыб, насекомых, то при знакомстве с ними  подчеркивала красоту формы их тела, движений, красоту чешуек у рыбок, перьевого покрова у птиц, меха животных.

        Вызывала у детей интерес к насекомым: жучкам, бабочкам, желание их рассматривать, яркой расцветки, радоваться их появлению.

        В младшей группе мы выполняли не очень сложные поделки: увидели веточку  на земле, пригляделись – да это же дерево, только без листиков. А давайте сделаем наше дерево красивым. Нарезали из бумаги  листья, приклеили.

        Из осенней листвы выполняли аппликации, форма и цвет листочков подсказывали нам тему или образ. Кроме целых листьев, для аппликации использовали и их части. Так получаются хвостики, ушки и лапки. В листочках можно вырезать отверстия, например, глаза зверя или иллюминаторы в космическом корабле. Получались очень красивые, красочные картины: зеленая лягушка со стрелой, жар-птица, летящая ракета в звездном небе и т.д.

        Очень интересный природный материал – тополиный пух. Он лучше всего смотрится на бархатной бумаге, клей для него не нужен. Пуху можно придать разнообразную форму. Работы из пуха, как правило получаются красивыми, легкими, воздушными.

        При уборке овощей с огорода находили овощи необычной формы. Если кабачку изогнутой формы сделать глазки-пуговки, то получится симпатичный желтенький червячок. Из кабачка и зонтиков укропа получается ежик. А из тыквы, помидора, луковицы можно сделать персонажей из сказки « Чипполино».

        В старшем дошкольном возрасте дети уже многое знают и умеют. В своей группе мы имеем несколько заветных коробочек, по которым распределили весь имеющейся у нас материал. Каждый материал сгруппировывали по происхождению, фактуре, цвету. Например, коробочка с предметами, напоминающими море. Она включает в себя ракушки, камушки, прозрачные бусинки, перламутровые бусы и т.д. По другим коробочкам распределяли шишки, кедровые орехи, солому, перья, разнообразные пуговицы и т.д. эти коробочки стоят в доступном для детей месте. Трогая, рассматривая все материалы, дети могут прочувствовать их специфику и свойства, цвет и фактуру.

        Одним из интересных вариантов работы с природным материалом, который я использовала, являлось создание игрушки или композиции по условию воспитателя и по собственному замыслу. Такие занятия имеют большое воспитательно-образовательное значение, так как учат детей самостоятельно планировать свою деятельность. Ребенок, прежде чем приступить к работе, должен предварительно наметить действия, определить их последовательность, подобрать материал, умение комбинировать природный и бросовый материал. При коллективной работе, это еще и умение обсуждать будущую работу со сверстниками, приходить к единому мнению. Например: при оформлении фото-рамки, дети использовали макаронные изделия и пластмассовые цветочки. И прежде чем остановиться на данном варианте, были предложены разные варианты узора.

        Дети с большой охотой выкладывали мозаики из природного материала. Особую радость им доставляла работа с опилками, древесными стружками, обыкновенным речным песком, камушками, бисером. Простата, новизна и декоративность радовала детей, придавала занятиям творческую направленность.

         Для изготовления картин использовали крупы и семена. Из них получаются замечательные композиции. Манную и рисовую крупу легко окрасить в разные цвета. Использовали гречневую, перловую, кукурузную крупу, пшено. Очень оригинально и красиво получаются панно из кокосовых стружек. Все эти материалы развивают навыки художественного конструирования, чутье и вкус, способствует развитию пальчиковой моторики.

        Увлекательная форма деятельности, позволяющая детям своими руками создавать объемные игрушки, фигурки, -это изготовление из яичной скорлупы различных елочных сувениров, игрушек, зверюшек, птиц, сказочных героев и забавных человечков.

        Природные материалы, используемые для поделок, настолько разнообразны, что их не возможно перечислить. А главное – они доступны детям. Работа с ними удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает у ребенка чувство удовлетворения, радость успеха. Особую радость доставляло детям видеть результат своего труда – готовую поделку, картину.

Используя бросовый материал – это коробки, пробки, пуговицы, браслеты, одноразовые тарелки и т.д,  по - своему видоизменяя их, дети создавали новые целостные композиции. Свойства и формы таких материалов близки к игрушкам – конструкторам, когда ребенок строит что – либо из коробок, он складывает и закрепляет их различными способами, и такая постройка ассоциируется у него с чем – то увиденным в действительности. Сюда же относятся бутылки – основа для объемных изображений.

        Немного фантазии, и получаются интересные поделки: соединим две одноразовые тарелки, украсим тесьмой, и вот получился красочный звонкий бубен;  стаканчик из-под йогурта превращается в колокольчик или в напольные шашки.

        Такие игрушки – самоделки мы используем в физ.уголке, музыкальном уголке, в театрализованной деятельности, для повседневных игр.

Изготовление игрушек, поделок из природного и бросового материала – труд кропотливый, увлекательный и очень приятный.

Очень интересным и приятным на ощупь для работы является хозяйственная губка. Дети с удовольствием делали из нее объемные игрушки.

           Не остаются в стороне и родители. Они с удовольствием пополняют наши заветные коробочки разнообразным природным и бросовым материалом. Сбор материала осуществляется с детьми при совместных поездках в лес, на водоемы. Часто родители вместе с детьми выполняют поделки для конкурсных выставок, елочные украшения, сувениры, подарки.

         Так же дети любят конструировать из бумаги. Бумага - один из простых, наиболее доступных и легко обрабатываемых материалов. Она встречается везде и широко используется как поделочный материал. Бумага легко режется, рвется, скручивается, сгибается, склеивается различными клеями. Изделия из нее долго не теряют форму и качество. Благодаря этим свойствам бумага незаменима в работе с детьми.

        Самоделки из бумаги известны давно и распространены повсеместно. Особенно популярны игрушки, сделанные способом складывания, вырезки и аппликации. Из бумаги можно сделать наглядные пособия, раздаточный материал, игрушки-сувениры, цветы, папье-маше и т.д.

        Особенно  в нашей группе полюбилось изготовление поделок из мятой бумаги. Весело и увлекательно  ребятишки создавали поделки, используя такое свойство бумаги, как способность сжиматься в комочки. Шарики или колбаски дети склеивали друг с другом или собирали с помощью нитки и иголки.

Разнообразие оберточной бумаги, страниц и обложек старых журналов, газет, однотонных или с тесненным рисунком дает большие возможности для изготовления игрушек.  

       Получившиеся фигурки дети дополняли элементами аппликации или фломастерами глаза, нос, усы, язык. Для оформления ножек, хвостика скручивали края бумаги в жгутики.

        Занятия по созданию игрушек из различного материала не просто вооружают ребенка умениями и навыками, но и помогают ему осознать свою силу, силу творца, способного подчинить собственной воле эти материалы, дают возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. Они будят интеллектуальную и творческую активность малыша, учат планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное. В результате этого каждая игрушка обретает индивидуальность.

        Коллективная форма занятий помогает детям создавать интересные, красочные композиции, поделки. В процессе совместной деятельности у детей воспитываются свои желания с желаниями других детей, помогать друг другу в сложных ситуациях, стремиться к общему результату труда, преодолевать трудности на пути к общей цели, радуясь при этом совместным успехам.

       

                 

                                         

                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Конструирование из природного и бросового материала"

Конструирование из природного и бросового материала необычайно увлекательное занятие.     Из природного материала получаются интересные декоративные работы. Особенность изготовлени...

Призентация "Художественное конструирование из природного и бросового материал"

Художественное конструирование из природного и бросового материал:Мастер-класс создания дерева из пластиковых бутылок.Используем пластиковые бутылки для вертикальных садов. Поделки из CD-ди...

Конспект Занятие по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» (конструирование из природного и бросового материала) с детьми средней группы (4-5 лет), в соответствии с ФГОС ДО «Прогулка в лес»

«Прогулка в лес»Цели:Учить детей изготовлению поделок из природного и бросового материала на основе определённой схемы действий.Задачи:- закреплять навыки работы с различными материалами;- развивать м...

Конструирование из природного и бросового материала с детьми

В данном материале даются практические рекомендации по конструированию из подручного природного и бросового материала с детьми старшего возраста....

Схемы по конструированию из природного и бросового материала "ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ"

Материал будет полезен педагогам в организации показа способов и вариантов моделирования животных наших лесов....

Выступление для педагогов «Конструирование из природного и бросового материала»

Выступление для педагогов«Конструирование из природного и бросового материала»...