Пять священных животных « Табан хушуу мал»
план-конспект занятия (старшая группа)

Тодорхоева Татьяна Викторовна

Углубить представление детей о домашних животных (пяти священных животных у бурят), учить называть этих животных на русском и бурятском языках.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pyat_svyashchennyh_zhivotnyh.docx20.01 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по бурятскому языку в старшей группе

Пять священных животных « Табан хушуу мал»

Воспитатель Тодорхоева Т.В.

Задачи:

  1. Углубить представление детей о домашних животных (пяти священных животных у бурят), учить называть этих животных на русском и бурятском языках.
  2. Учить детей отвечать на вопросы воспитателя, составлять с помощью воспитателя небольшой рассказ по картине.
  3. . Активизировать и обогащать словарный запас детей, связную речь, познавательную активность. Называть животных на бурятском языке (морин, ямаан, хонин, тэмээн, ухэр).
  4. Научить согласовывать свои действие с действиями других, развивать любознательность, творческие способности и дружелюбно выполнять работу.
  5. Воспитывать интерес и доброе отношение к животным.

Материал к занятию: ноутбук, картины из серии « Домашние животные», учебное пособие « Амар Мэндэ», конструкторы, макеты юрт,  пять священных животных (коровы, лошади, верблюды, козы, бараны).

Ход занятия:

1 часть. Организационный момент

Здравствуйте ребята! Сайн байна ухибуд! У нас сегодня занятие необычное.  Хотите отправиться в путешествие? А поедем мы с вами на паровозике в гости к домашним животным.

Едет, едет паровоз

Чух-чух-чух

Ребятишек он повез

Чух-чух-чух

А колесики стучат

Так-так-так

Будто с нами говорят

Так-так-так

У-у-у-у-у

И попали мы в степь, узнать, как жили раньше буряты! Кто скажет, где они жили? В каком доме? А почему они жили в юртах? Потому что они кочевали с места на место. Главнейшее богатство бурят – скотоводство.  

2. Основная часть.  А вот, ребята, сейчас будете отгадывать, каких пять священных животных они держали? 1. Сама пестрая, ест зеленое, дает белое (корова-ухэр). 2. Везет целый воз, очень любит овес. Ржет «И-го-го!». Догадайтесь, это кто (Лошадь-морин). 3. У кого рога, длиннее хвоста? (Коза-ямаан). 4. Кто не прядет и не ткет, а людей одевает? (овца-хонин). Зверь я горбатый, а нравлюсь всем ребятам. (верблюд-тэмээн) Все домашние животные приносят пользу в хозяйстве (кормят- молоко, одевают- шерсть, помогают в работе -  лошадь, верблюд.)А вот эти животные могут жить в лесу? Почему? А люди могут обойтись без этих животных? Делается вывод: человек заботится всегда о них, потому что эти животные приносят пользу человеку, пищу, одежду. Буряты издавна разводят пять видов скота. Давайте рассмотрим этих животных. Это животные, которые давным – давно начали разводить буряты. (Презентация)

А теперь посмотрите, у меня чудесный мешочек. Как вы думаете, что в этом мешочке? Ответы детей. В этом мешочке животные.  Вы должны вытащить из мешочка одно животное и назвать на бурятском языке. Кто желает?

- Энэ юун бэ?  Энэ ухэр. Энэ ямаан. Энэ хонин, Энэ морин. Энэ тэмээн.

3часть Физминутка  «Дээшээ-доошоо» «Табан хурган»

IV. Обогащаем словарь. - Как называются коровы, пасущиеся вместе? (стадо коров). - Как называются лошади, пасущиеся вместе? (табун лошадей).- Как называются овцы, пасущиеся вместе? (отара овец).

V.  Очень забавные, очень добрые животные просят ребят: - «Поиграйте с нами!» Давайте построим для них стайки, загоны из разных геометрических фигур. Дети, скажите, а каких геометрических фигур знаем? Дети перечисляют фигуры. Предоставляется детям право выбора из каких фигур будут делать стайки для животных. Дается задание из разных конструкторов и кубиков по подгруппам строят стайки для животных.

А теперь послушайте бурятскую пословицу:

Друга узнают, подружив с ним,

Коня узнают, поездив на нем.

Нухэрэй  hайниие ханилан танидаг,

Мориной  hайниие аялан мэдэдэг

 VI. Итог занятия. О каких животных мы говорили на занятии? Назовите их на бурятском языке? Что вам больше понравилось на занятии? Вы запомнили названия животных на бурятском языке? А вам понравилось играть с добрыми животными? Скажем им, до свидания! Баяртай!




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Священные животные.

Материал содержит информацию, которая поможет дошкольникам более полно познакомиться в домашними животными....

Комплексное занятие (для детей старшего дошкольного возраста) Тема: Медведь – священное животное народов ханты и манси

Знакомство детей с обрядовой культурой коренных народов ханты,  с обрядом медвежьего праздника. Понятие о медведе, как священном животном народов ханты и манси....

Конспект интегрированного занятия по экологии "Беседа о пяти священных животных"

Конспект интегрированного занятия по экологии "Беседа о пяти священных животных"...

6 Лепбук Медведь-священное животное

6 Лепбук Медведь-священное животное...

Тема: Табан хушуу мал. 5 священных животных.

Цель: повторение пройденного материала, ознакомление с новой лексикой  (тугал,хурьган,эшэгэн). Научить их называть на бурятском языке.Задачи: - Углубить представление детей о пяти священных живот...

Конспект занятия по бурятскому языку в средней группе Пять священных животных «Табан хушуу мал».

Цели и задачи:1. Углубить представление детей о домашних животных (пяти священных животных у бурят, учить называть этих животных на русском и бурятском языках.2.Учить детей отвечат...

5 священных животных Бурятии

5 священных животных Бурятии...