Литературно-музыкальная композиция «У войны не детское лицо»
методическая разработка (подготовительная группа)

Оксана Александровна Максимова

Литературно-музыкальная композиция «У войны не детское лицо» Возраст с 6 до 7 лет 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальная композиция

«У войны не детское лицо»

Возраст с 6 до 7 лет

Аннотация Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. У В.П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине...»

          В нашем детском саду на протяжении ряда лет реализуются задачи патриотического воспитания подрастающего поколения. Происходит это как в ходе непосредственной образовательной деятельности, так и в других видах детской деятельности (чтение художественной литературы, просмотр видеоматериалов, экскурсии, дидактические и сюжетно-ролевые игры и др.). Используются при этом различные формы, методы и приемы.

           Одной из форм являются музыкально-литературные досуги, которые через художественное слово, воспитывают  чувство гордости, любовь и уважение к России, к ветеранам Великой отечественной войны.

Материал будет полезен для воспитателей, музыкальных руководителей ДОУ.

Пояснительная записка 

       Значение организации музыкально-литературных досугов заключается в обогащении духовного мира детей через обращение к героическому прошлому нашей страны.

Цель: воспитание патриотических чувств у старших дошкольников, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной Войне.

Задачи:

Образовательные:

- формировать представления о войне, о страданиях, которые она приносит людям;

- познакомить воспитанников с детьми,  которые участвовали  в борьбе с фашистами.

Развивающие

- развивать познавательную активность, вызывать желание больше узнать нового, интересного об истории нашей страны;

- развивать речевую активность, диалогическую речь (посредством ответов на вопросы, диалога).

Воспитательные

- воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине, уважения к ветеранам ВОВ;

 -воспитывать нравственные чувства сопереживания и благодарности.

Оборудование: иллюстрации о Великой Отечественной войне, о памятниках погибшим солдатам, ветеранах, аудиозаписи песен о войне «День Победы», «Катюша»; ИКТ – технологии (подбор иллюстраций, фотографий к занятию).

Ход мероприятия:

Звучит музыка Д Тухманова «День Победы»

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какой праздник мы с вами будем скоро отмечать? (День Победы.)

Воспитатель: А какого числа празднуем ДЕНЬ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ?

(9 мая.)

Воспитатель: В этот день и радость, и скорбь рядом. Скорбь и печаль – от воспоминаний о тех, кто погиб на войне, радость – от победы над немецкими захватчиками. Эта — самая крупная война в истории человечества. Нет в России семьи, которую бы война обошла стороной. В этот день в каждой семье вспоминают тех, кто погиб на войне. 9 Мая поздравляют ветеранов Великой Отечественной войны.

День Победы

Майский праздник —

День Победы

Отмечает вся страна.

Надевают наши деды

Боевые ордена.

 

Их с утра зовет дорога

На торжественный парад,

И задумчиво с порога

Вслед им Бабушки глядят.

Автор: Т. Белозеров

Воспитатель показывают презентацию, под тихую музыку.

(СЛАЙД №1) – Много лет назад было тихое воскресное утро, 22 июня 1941 года, ровно в 4 утра. Люди спокойно спали в своих домах. И вдруг, мирное небо озарили взрывы бомб, рёв самолётов, звуки автоматной очереди. (Звучит аудиозапись звуков бомбёжки). Началась Великая Отечественная война, которая продлилась 4 долгих, тяжелых года. Она называлась Великая Отечественная, потому, что вся страна от мала до велика поднялась на борьбу с врагом за родное Отечество.

(СЛАЙД №2) - На борьбу с врагом поднялся весь народ. Мужчины отправлялись на фронт. Молодые люди надевали шинели и прямо со школьной скамьи шли на войну. Каждый день увозили бойцов на фронт.

(СЛАЙД №3) – Но не только мужчины проявляли во время войны героизм. Многие женщины и девушки тоже ушли на фронт. Они оказывали помощь раненым бойцам, летали на боевых самолетах, были радистками, связистами, танкистами.

Импровизированная игра «Медсестры»

(СЛАЙД №4) – На войну с врагами часто вставали даже дети. Их подвиг навсегда останется в сердцах русских людей.  Детей никто не призывал воевать, никто не заставлял работать, но так случилось, что они должны были взять на себя равную со старшими меру ответственности. Дети работали на полях вместе с женщинами и стариками потому, что взрослые мужчины были на войне, а хлеб был нужен стране и армии, и его нужно было вырастить любой ценой. Поэтому ни у кого не вызывало удивления, что колоски подбирали 5-летние дети, а семилетние дети пасли коров, на которых и пахали, так как лошадей забрали на войну. Дети работали на заводах и фабриках, они становились за рабочие станки вместо ушедших на фронт взрослых. Часто из-за маленького роста дети не доставали до станков, и им под ноги ставили скамеечки. Но дети работали. Они знали, что помогают своим отцам и братьям. Помогали дети и почтальонам. В почтовых отделениях они разбирали письма с фронта и разносили их по домам. Но среди детей были и те, кто плечом к плечу со взрослыми воевали на фронтах и в партизанских отрядах.

Письма с фронта (чтение писем у партизанского костра)

Выходит ребенок в форме военного почтальона.

Письма с фронта… Они шли не в конвертах, на них не было марок. Они были сложены треугольниками. Вот так. (Показывает.) В сумке моей были и другие письма, написанные лаконичным канцелярским почерком: “Ваш муж (сын, брат) пал смертью храбрых в боях за нашу Родину”.

Первый ребенок “…нас осталось мало. К вечеру подойдет подкрепление, а до вечера будем драться до последней капли крови, но врагу своей позиции не отдадим. Береги сына”.

Второй ребенок  “…был на передовой. Излазил ее, а потом на шинели насчитал 50 пулевых дыр. Но не отлили той пули, которая сразила бы меня. Обо мне, мама, не беспокойся, я вернусь!”

Третий ребенок “Дорогая Маруся! Давно я не писал тебе, так как отправить письмо все равно не было никакой возможности. Невозможно это и сейчас…Но не могу тебе не писать, ведь живу и борюсь ради тебя, ради родных и друзей, ради земли нашей…Мы победим, я верю! Мы обязательно будем вместе”

Четвертый ребенок “Завтра я умру, мама. Ты прожила 50 лет, а лишь 24 года. Мне так хочется жить! Ведь я так мало сделала! Хочется жить, чтобы громить немецких фашистов. Они издевались надо мной, но я ничего не сказала. Я знаю – за мою смерть отомстят мои друзья – партизаны. Не плачь, мама. Я умираю, но все отдала Победе. За народ умереть не страшно! Передай девушкам, пусть идут партизанить, смелее громят оккупантов. Наша победа недалека! Мамочка, ты получишь письмо, а меня уже не будет на свете. Но ты не плачь, не убивайся… Прощайте!”

(СЛАЙД №5) Очень тяжело было выживать детям в блокадном Ленинграде. Немцы окружили город, люди умирали с голоду и от бомбежек. Я хочу вам рассказать об одной ленинградской девочке. Её звали - Таня Савичева. Таня Савичева не стреляла в фашистов, не была разведчицей у партизан. Она просто жила в родном городе в очень трудное блокадное время. Танин дневник был обнаружен в пустой, полностью вымершей квартире. Он хранится в музее Пискаревского кладбища, до сих пор волнует людей и известен всему миру. Девять страничек из ее дневника, с трудом выведенных обессиленной рукой, стали документом потрясающей силы. В её дневнике были написаны такие последние строчки:“Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня”. Когда умерла мама, Таня достала заветную тетрадь, сделала в ней последнюю запись. Затем она взяла самую дорогую вещь, картонную коробку с маминой подвенечной фатой, положила в нее несколько фотографий, писем, свой дневник и вышла из дома, тонкая как былиночка от голода. Умирающую Таню удалось вывести из блокадного Ленинграда, но спасти девочку уже было нельзя. Война – не место для детей!

Вот такой кусочек хлеба получал каждый житель города Ленинграда на целый день. Давайте осторожно, не уронив ни крошки, передадим его из рук в руки, чтобы ощутить всю его малость.

(Дети передают кусочек  хлеба из рук в руки)

Здесь нет ни книжек, ни игрушек.

Разрывы мин и грохот пушек,

Война – не место для детей!

Ребёнку нужен тёплый дом,

И мамы ласковые руки,

И взгляд, наполненный добром,

И песни колыбельной звуки.

Хоть у войны не детское лицо, но тысячи и тысячи детей воевали в этой страшной войне, порой отдавая свои жизни.

Звучит песня Ксении Гожи «Дети войны»

(СЛАЙД №6) – Лёня Голиков ушел в партизаны в 15 лет. Участвовал в 27 боевых операциях, лично уничтожил 78 фашистских солдат и офицеров. Принимал участие в подрыве 14 мостов, 9 автомашин противников.

(СЛАЙД №7) – Зина Портнова отправилась на каникулы к бабушке, где её и застала война, Она устроилась в немецкую столовую посудомойкой и когда была возможность, отравила еду фашистам.

(СЛАЙД №8) – Витя Коробков  в 12 лет уходит с отцом в партизаны и становится разведчиком. Он мал ростом, неприметен, фашисты не обращают на него внимание, он, гоняя обруч по улице все запоминает: сколько солдат, пулемётов, танков, где они стоят, а потом рассказывает все командиру.

(СЛАЙД №9) – Боре Кулешину было 12 лет, когда погиб его отец, а мать угнали фашисты в Германию. Он просится на корабль юнгой. Во время боя подает снаряды, помогает раненым. Он был ранен, но выжил. За героизм его наградили орденом.

Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, что значит пословица: «На войне детей не бывает»?

Дети: потому, что дети очень рано становились взрослыми.

Физминутка

Воспитатель: - Давайте узнаем,  «Каким должен быть воин?»

 (Дети становятся в круг, передавая звезду, называют качества воина – защитника: смелый, умный, добрый, храбрый, отважный и т.п.)

(СЛАЙД №10) Благодаря тому, что на борьбу с врагами встали взрослые и дети, наш народ победил в войне. 9 мая 1945 года считается ДНЕМ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ.

 Воспитатель: - Дети послушайте загадку:

Вдруг из темной темноты

В небе выросли кусты.

А на них - то голубые,

Пунцовые, золотые

Распускаются цветы

Небывалой красоты.

И все улицы под ними

Тоже стали голубыми,

Пунцовыми, золотыми, разноцветными.

Что же это такое?

Дети: - Салют.

Воспитатель: - Каждый год, 9 мая, в честь воинов победителей в небо взлетают искры салюта

(СЛАЙД №11) показ иллюстрации салюта.

Дети поют песню Натальи Болдыревой «Салют Победы»

(СЛАЙД №12)  Прошло уже много времени с того дня, но все люди помнят о героях, не вернувшихся с войны, помнят о партизанах, среди которых было много детей. Мы  помним  и о медсестрах, выносивших раненных солдат с поля боя, и о тех, кто в голодные и суровые годы  трудился в тылу, помогая советской  армии. Много жизней унесла война. Люди не теряли веры в победу даже в самые тяжелые времена. «Враг будет разбит, победа будет за нами» – эти слова звучали повсюду.

(СЛАЙД №13)  Ребята в нашем городе много памятников посвященных ГЕРОЯМ (показ иллюстраций с памятниками города Тамбова). Каждый год, 9 мая, мы приходим к нему, приносим цветы. И если на улице вам встретятся пожилые люди с орденами и медалями, улыбнитесь им, поздравьте их с праздником, пожелайте им крепкого здоровья.. И им будет очень приятно. Если вы, сегодняшнее поколение, будете помнить о том, что пережил наш народ в годы войны и расскажите о подвиге нашего народа своим детям, когда станете родителями. И если на вашем пути встретится это зло, я уверенна, что вы выберете верный путь.

День памяти
День памяти –
Победы праздник,
Несут венков
Живую вязь,
Тепло букетов
Красок разных,
Чтоб не терялась
С прошлым связь.
И плиты скорбные согреты
Цветов дыханьем полевым.
Прими, боец,
Как дар, всё это
Ведь это нужно
Нам, 
Живым.

Заключение

           Мероприятие проводилось в ходе подготовки празднования Дня победы.

          Основная идея литературно-музыкальной композиции «У войны не детское лицо» – показать подвиг людей, погибших во время Великой Отечественной войны, показать их любовь к Жизни, формировать представления о войне, о страданиях, которые она приносит людям.

          В ходе проведения мероприятия  задействованы все образовательные области в соответствии с ФГОС: познавательная, речевое развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.

Список используемой литературы

  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников: методические рекомендации/ Н.В. Алешина. – М.: ЦГЛ, 2011. – 205 с.
  2. Великая Отечественная война 1941 – 1945: Словарь-справочник/ М. М. Кирьянова. – М., 1985.
  3. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному :нейропедагогика — учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам / В.Д. Еремеева. – Учебная литература, 2008. – 160 с.
  4. Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/. Л.А.Кондрыкинская. – М.: ТЦ Сфера, 2006. — 192 с.
  5. Летопись Великой Отечественной. 1941 – 1945: М.: Молодая Гвардия, 1985.  
  6. Энциклопедия для детей. История России. Т. 5, Ч. 2, 3. – М.: Аванта, 1997.

Информационные ресурсы:

  1. http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/631940/
  2. https://eva.ru/forum/topic-messages.htm?print=true&topicId=3336623
  3. https://alegri.ru/prazdnik-v-dome/kalendar-prazdnikov/9-maja-den-pobedy/stihi-ko-dnyu-pobedy-dlja-detei.html

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной к школе группе Тема: «У войны не детское лицо»

Формирование интеллектуальной компетентности дошкольников на примерах жизни детей и взрослых во время Великой Отечественной войны. Познакомить детей  с  событиями   Великой...

Презентация к методической разработке на тему: "У войны не детское лицо"

Ознакомление с историей Великой Отечественной войны и героическими подвигами детей....

Презентация проекта: «У войны не детское лицо. Игрушки времен войны»

Презентация проекта: «У войны не детское лицо. Игрушки времен войны»...

У войны не детское лицо

"У войны не детское лицо,Но в бою не разглядеть лица…Щедро начиняла смерть свинцомЮные, мальчишечьи сердца."...

У войны не детское лицо.

Занятие по развитию речи в подготовительной группе....

У войны не детское лицо

при подготовке и проведении мероприятия дается представлени о жизни и быте народа и детей –их сверстников –в годы войны. воспитывается  сочувствие к «детям войны». гордость за подвиг и...

Литературно – музыкальная композиция «У войны не женское лицо»

Литературно – музыкальная композиция «У войны не женское лицо», посвященное «Дню Победы в Великой Отечественной войне»...