Паспорт мини -музея "Дорогая моя столица"
учебно-методический материал (средняя группа)

Мифтахова Марина Витальевна
 Цель создания мини -музея: Формировать представление о том, что Москва — главный город, столица нашей 
Родины. Познакомить с флагом и гербом Москвы, песнями о Москве. Показать 
детям красоту, созданную руками мастеров: храмов, архитектурных сооружений. 
Воспитывать чувство привязанности и любви к Родине.
Формировать представление , что Уфа –столица республики  Башкортостан, 
познакомить с символами нашей столицы с флагом и гербом.  Показать 
архитектурные сооружения, памятники нашей столицы республики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отдел Администрации образования муниципального района

Стерлитамакский район Республики Башкортостан

Паспорт

мини-музея

«Дорогая моя столица»

Составили и выполнили

воспитатели:

Мифтахова М.В.

МДОАУ д/с с. Октябрьское

Содержание

Сведения об авторском коллективе……………………..………………...3

Актуальность музейной деятельности………………………………….4

Программа по мини-музею………………………………………………….5

Паспортные данные мини-музея…………………........................……..8

План работы по созданию мини-музея «Дорогая моя столица»…...…9

Тематический план занятий в мини-музее……………………………...10

Перспектива развития мини-музея………………………………..……..13

Приложение………………………………………………………………..15

Список литературы………………………………………………………. 16

Сведения об авторском коллективе: Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида с. Октябрьское муниципального района, Стерлитамакский район, Республики Башкортостан

Мифтахова Марина Витальевна

Образование: средне - специальное

Должность: воспитатель

Педагогический стаж: 2 года

Актуальность.

Создавая мини - музей на базе нашего ДОУ, мы предположили, что это даст возможность практического претворения тех педагогических идей и методик,

которые реализуются в системе нравственно-патриотического воспитания. Концептуальная основа музейно – образовательной среды ДОУ – субъективный и культурологический подходы к дошкольному образованию.

  • процессе создания модели музейно – образовательного пространства мы выделяем следующие средства музейной педагогики: художественные, социально

– коммуникативные, продуктивные.

Художественные средства – это фотографии, фотоальбомы, открытки, репродукции картин, печатные издания, художественная литература, видеоматериалы о городе, области, природе родного края.

Социально – коммуникативные – включают в себя семейную среду (обычаи, традиции, коллекции домашнего музея); среду мини – музея группы, ДОУ; среду музеев города и области; субкультуру события в жизни ребенка.

Продуктивные - представляются в виде практической и краеведческой деятельности. Практическая деятельность в свою очередь включает:

  • Собственную деятельность детей, то есть различные виды художественно – творческой деятельности, размещение предметов, экспонатов. Поделок в музее группы, детского сада;
  • Совместная поисковая деятельность с педагогом и семьей, составление проектов, схем, маршрутов;
  • Экспериментальную деятельность – опыты, наблюдения (например, путешествие в прошлое предмета).

Программа по работе в мини- музее

« Дорогая моя столица»

Взаимодействие ребенка с музейным объектом предполагает проявление разных чувств, восприятие образов и формирование индивидуальных представлений.

Это взаимодействие может стать развивающим при соблюдении определенных условий:

  • определенное построение беседы взрослого с ребенком, способствующей формированию у них самостоятельного суждения;

  • развитие представлений и практических навыков;

  • учет возрастных особенностей, уровня интеллектуального развития;

  • непосредственная эмоциональная реакция на полученную информацию;

  • включение детей в создание творческих работ;

Информация успешнее усваивается ребенком, если она имеет яркую эмоциональную окрашенность. Наличие интереса уже будет свидетельствовать об эмоциональной окраске, которая выражается в любопытстве. Любопытство может стать основой любознательности, а любознательность является проявлением интереса, взаимосвязь очевидна. Поэтому важно, чтобы накопление знаний было делом приятным и занимательным. Только тогда ребенок с нетерпением будет ждать новой встречи с музеем.

Формирование самосознания дошкольника тесным образом связано со знакомством его с историей, географией, культурой Отечества. Современные психолого-педагогические исследования убеждают, что период дошкольного детства по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания начал патриотизма.

Одной из форм работы по патриотическому воспитанию дошкольников является создание мини-музея в ДОУ.

Мини-музей позволяет расширить кругозор дошкольников, сформировать проектно-исследовательские умения и навыки, организовать развивающую среду детского сада наиболее функциональным образом для более целостного

восприятия детьми дошкольного возраста исторических событий, связанных с столицей нашей Родины.

Достоинства мини-музея:

1.

2.

3.

4.


Занимает небольшое пространство;

Нет ограничений во времени;

Интерактивен;

Совместное участие детей и педагогов.

Участники программы: материал программы рассчитан для детей среднего и старшего дошкольного возраста и предполагает взаимодействие воспитателей и администрации ДОУ, активное взаимодействие педагогов и родителей воспитанников, взаимодействие и сотрудничества с ветеранами ВОВ и труда, взаимодействие с учреждениями дополнительного образования детей (детская библиотека, краеведческий музей).

Место реализации – групповая комната  детского сада.

Руководители мини-музея: Воспитатели - Салиева Рашида Шакировна , Мифтахова Марина Витальевна.

Руководители мини-музея планируют, координируют, контролируют работу в мини-музее.

Аспекты музейной деятельности:

Формы деятельности:

  • поисковая;
  • научная;
  • экспозиционная;
  • познавательная.

Формы работы:

  1. Беседы;
  2. Экскурсии к историческим местам и памятникам города;
  3. Музыкально-литературные композиции;
  4. Встреча с интересными людьми;
  5. Показ спектаклей и сценок;
  6. Продуктивная деятельность детей;
  7. Праздничные мероприятия;
  8. Выставки творческих работ детей и родителей.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывает в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

В основу решения этих задач положены следующие принципы:

  • Целостности – в работе соблюдены единство обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность, с другой;
  • Гуманизации – личностно-ориентированный подход в воспитании, учет возрастных и индивидуальных особенностей, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания;
  • Деятельного подхода – любые знания приобретаются ребенком во время активной деятельности;

  • Интеграции – этот принцип позволяет совместить в одной работе аспекты таких научных и общечеловеческих знаний, как музыка, рисование и др.;
  • Культуросообразности – основывается на ценностях региональной, национальной и мировой культуры, технологически реализуется посредством культурно-средового подхода к организации деятельности в детском объединении;
  • Возрастного и индивидуального подхода – предполагающий выбор тематики, приемов работы в соответствии с субъективным опытом и возрастом детей.

Оформление мини-музея:

музейные экспонаты:

  1. Герб Республики Башкортостан
  2. Герб столицы Уфы
  3. Флаг столицы Уфы
  4. Герб России
  5. Герб столицы Москвы
  6. Флаг столицы Москвы
  7. Альбом « Дорогая моя столица» ( достопримечательности г. Уфы)
  8. Папка – раскладушка: « Башкирская промышленность», « Башкирский мёд», « Башкирский хлеб»
  9. Панно « Достопримечательности г. Уфы»

10.    Поделка « Встреча воина»

11.     Альбом « Дорогая моя столица» ( достопримечательности г. Москвы)

12.  Папка –раскладушка: Культурно –образовательный центр « Школа Л. Н. Толстого», « Государственный исторический музей в Москве», « Музей В. И. Ленина», « Мавзолей В. И. Ленина», « Кремль»;

13.     Панно « Достопримечательности г. Москвы»

14.      Поделки « Домик с верандой», « Павлин»

15.     Открытки « Столица г. Уфа»

16.    Литература « 500 вопросов и ответов по Уфе», « Дорогая моя столица г. Москва»

Паспортные данные музея

Наименование мини-музея: « Дорогая моя столица!»

Правила поведения в нашем музее:

  1. В нашем музее многие экспонаты разрешено трогать руками.

  1. Рассмотренные экспонаты нужно положить на место.

  1. Экспонаты нельзя ломать.

  1. Можно и даже нужно задавать вопросы.

  1. Можно пополнять музей новыми экспонатами.

Цель:

Формировать представление о том, что Москва — главный город, столица нашей Родины. Познакомить с флагом и гербом Москвы, песнями о Москве. Показать детям красоту, созданную руками мастеров: храмов, архитектурных сооружений. Воспитывать чувство привязанности и любви к Родине.

Формировать представление , что Уфа –столица республики Башкортостан, познакомить с символами нашей столицы с флагом и гербом. Показать архитектурные сооружения, памятники нашей столицы республики.

Интегрированные задачи:

Воспитательные: Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за столицу;

формировать доверительные отношения, благодаря совместной деятельности;

Развивающие: Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную

инициативу детей;

Систематизировать знания, стимулирующие развитие познавательных и

творческих способностей.

Образовательные: Расширять представления детей о Москве – столице России, об Уфе – столице Башкортостана, об истории города.

Ожидаемый результат:

  • способность дошкольника описывать государственные символы (герб, флаг, гимн, возможность описать значение каждого цвета во флаге, историю происхождения гимна и герба;

  • способность дошкольника воспроизводить полученные знания, умения и навыки;

  • способность дошкольника использовать в своей речи такие слова как; патриотизм, нравственность, патриот, археолог, архитектор, ветеран, толерантность.

ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ

«Дорогая моя столица!»

п/п

Название этапа

Содержание

работы

Сроки

реализации

Ожидаемый

результат

1

Подготовительный

этап.

Педагогический

совет

сентябрь

1.Определение

темы и

названия

музея.

2. Выбор

места для

размещения.

3. Выбор

инициативной

группы.

2

Практический этап.

1. Сбор

экспонатов.

2.Оформление

выставки.

3.Индивидуальная

работа с детьми.

4. Проведение

экскурсий.

Октябрь -

ноябрь

Создания

мини-музея

«Дорогая моя

столица».

3

Подведение итогов

Заседание

инициативной

группы.

Декабрь

Альбом по

мини-музею

«Дорогая моя

столица».

Выставка

экспонатов

мини-музея

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ В МИНИ-МУЗЕЕ

Тема цикла

занятий

Образовательная область

Цель занятия

месяц

1.

Экскурсии в

мини-музей

«Дорогая

моя столица»

Познавательн

ое развитие

Формировать

представления о

достопримечательности

столицы России - Москва

сентябрь

2.

Беседа «Москва-

столица нашей

Родины»

Речевое

развитие,

Познавательное

развитие

Формировать

представления о столице,

символике города, песне о

Москве.

Октябрь

3.

Выставка детских

рисунков и

совместного

творчества «Дорогая

моя столица!»

Художественно-

эстетическое

развитие

Развивать творческое

начало, учить применять

различные способы

рисования

(карандашами,

 постелью)

4.

Экскурсии в

мини-музей

«Дорогая

моя столица»

Познавательное

развитие

Формировать

представления о

достопримечательности

столицы Республики

Башкортостана - Уфа

ноябрь

5.

Картина « Флаг

Башкортостана»

(аппликация)

Художественно-

эстетическое

развитие

Учить аккуратному

выполнению аппликации,

развивать творчество

воспитывать усидчивость

в работе

декабрь

6.

Конспект

-презентация «Дорогая моя

Москва.

Третьяковская

галерея»

Познавательное

развитие с

использованием

ИКТ

Формировать

представление к

художественному

творчеству через работы

художников

январь

7.

Символ

Российской земли

«Русская березка»

(ручной труд из

бумаги)

Художественно-

эстетическое

развитие

Формировать

представления о различных

способах выполнения

поделки

февраль

8.

Конспект

-презентация «

Дорогая моя Уфа»

Познавательное

развитие с

использованием

ИКТ

Формировать

представления о

достопримечательности

столицы Республики

Башкортостана - Уфа

март

апрель

9.

Герб Уфы

(пластилино-

графия)

Художественно –

эстетическое

развитие

Развивать умение

составлять, придумывать

рассказ, развивать

активный словарный запас

10.

Итоговая

выставка

Проведение

мониторинга. Составление

май

Мониторинг освоения темы: « Дорогая моя столица» Мониторинг проводился в старшей группе -19 детей, автор методики – Гасанова Р. Х.

Было выявлено три уровня знаний детей о культуре и быте башкирского народа:

высокий средний низкий.

высокий уровень не показал ни один ребенок.

  • высокому уровню было отнесено:

  • 2 ребенка ( преставление о символики , гербе, гимне, о столице) К среднему уровню было отнесено:

-15 детей (представления о столице, символике, геральдике) К низкому уровню было отнесено:

-2 ребенок (представления о символике, гербе )

Итак, анализируя ответы детей, можно сказать следующее:

Дети имеют представлений о прошлом и настоящем некоторых предметов быта:

утвари, жилища, одежды; о труде.

Знают название столиц, их значения, умеют использовать предметы быта в сюжетно-ролевых играх; отражать полученные художественные умения и

впечатления в рисунках, аппликациях, конструировании; описывать предметы быта; проявлять интерес к предметам материальной культуры;

Результаты диагностического этапа показали, что реализация плана работы по музейной педагогике по теме: « Дорогая моя столица!» дает результат среднего уровня. В перспективе дальнейшей работы планируется больше уделять внимание дошкольников о быте, фольклоре и традициях малой родины Башкортостан.

Перспектива развития мини-музея « Дорогая моя столица!»

  • Пополнение коллекции мини-музея новыми экспонатами.
  • Подбор детских мультфильмов, литературы и наглядного материала.
  • Проведение экскурсий для других групп детского сада.
  • Изготовление совместно с родителями коллажей о путешествиях по столицам, экскурсиях в памятные места столиц.

На базе мини-музея или с использованием его коллекций планируется проводить занятия по различным видам деятельности.

Время показало, что данный мини - музей очень актуален, многофункционален. Его экспонаты широко используем не только для теоретического ознакомления дошкольников, но и в практическом применении. Например, нередко используем на занятиях с детьми, как наглядные образцы, и т.д.

Можно с уверенностью сказать, что мини-музей «Дорогая моя столица» реально служит осуществлению инновационного направления в работе ДОУ, способствуя, тем самым, патриотическому воспитанию дошкольников.

Таким образом, экспозиции музея позволяет нам вести разноплановую работу с детьми, применять различные методики, использовать материалы для всех видов занятий.

Возникающий интерес у детей к посещению музея оказывает влияние на расширение их общего кругозора, желание узнать о других, существующих музеях. В результате пропагандисткой работы педагогов увеличилось число, совместных с родителями посещений выставок города.

Небольшой музей на территории ДОУ может стать началом большого пути человека в мир всемирной культуры. Оказать влияние на формирование его личности, воспитать достойного гражданина.

Дети экспериментируют в создании образа, расширился опыт детей в применении и сочетании разнообразных изобразительных материалов и инструментов.

  • процессе восприятия произведений искусства дети обращают внимание на средства выразительности (цвет, линию, ритм, композицию и др.).

Дети проявляют устойчивый интерес к музейной живописи.

Работа по внедрению инновационных педагогических технологий в образовательный процесс ДОУ будет продолжена.

Поэтому, в свете новых педагогических задач, наш мини-музей будет развиваться и дальше с привлечением родителей к совместным мероприятиям, проводимых в рамках действия мини- музея. В дальнейшем, мы планируем продолжить работу по обогащению и систематизации фонда музея, по созданию картотек методических разработок для организации тематических занятий и досуговой деятельности дошкольников.

Список литературы

  1. Абрамов А.В. Рассказы о Москве. М., "Ювента", 2013

  1. Р.Л. Агишева, Ф.Х. Губайдуллина, «Я познаю Башкортостан» воспитателям дошкольных образовательных учреждений, учителям начальных классов и родителям для ознакомления детей с родным краем. - Уфа -20012 г.

  1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. М., "Элизе Трейдинг", 2013

  1. И.А. Кантемирова, З.А. Тукаеева, Человек – творец рукотворного мира. Учебное пособие и демонстрационный материал - Уфа: Гуп «ГРИ Башкортостан» - 2014 г.

  1. Смирнова Т.В., Филиппова Т.Ю. Дошкольникам о Москве и родной стране. М., "Издательство "Скрипторий 2003", 2010

  1. Степанов В.А. «Моя родина Россия» - учебник для малышей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт мини-музея "Птичий двор".

В материале описаны цели и задачи мини-музея, формы работы и оформление, план работы, экспонаты, разделы мини-музея и их особенности....

Паспорт мини-музея "Мой город"

Цели:: реализация комплексного подхода к развитию ребенка и осуществление интеллектуального, нравственного, физического развития дошкольников посредством ознакомления со своей малой Родиной...

Паспорт мини -музея "Русская изба"

Средствами мини - музея  осуществляется воспитание, обучение, развитие и социализация воспитанников ДОУ....

Паспорт мини-музея "Животные мира".

Презентация о мини-музее в подготовительной группе "В мире животных"....

паспорт мини - музея "Мы милашки - куклы неваляшки"

паспорт мини - музея "Мы милашки - куклы неваляшки"...

Презентация: паспорт "Мини-музея кошек"

В презентации содержится материал, который Вам поможет сделать паспорт мини-музея....