Паспорт мини -музея "Дорогая моя столица"
учебно-методический материал (средняя группа)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Отдел Администрации образования муниципального района
Стерлитамакский район Республики Башкортостан
Паспорт
мини-музея
«Дорогая моя столица»
Составили и выполнили
воспитатели:
Мифтахова М.В.
МДОАУ д/с с. Октябрьское
Содержание
Сведения об авторском коллективе……………………..………………...3
Актуальность музейной деятельности………………………………….4
Программа по мини-музею………………………………………………….5
Паспортные данные мини-музея…………………........................……..8
План работы по созданию мини-музея «Дорогая моя столица»…...…9
Тематический план занятий в мини-музее……………………………...10
Перспектива развития мини-музея………………………………..……..13
Приложение………………………………………………………………..15
Список литературы………………………………………………………. 16
Сведения об авторском коллективе: Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида с. Октябрьское муниципального района, Стерлитамакский район, Республики Башкортостан
Мифтахова Марина Витальевна
Образование: средне - специальное
Должность: воспитатель
Педагогический стаж: 2 года
Актуальность.
Создавая мини - музей на базе нашего ДОУ, мы предположили, что это даст возможность практического претворения тех педагогических идей и методик,
которые реализуются в системе нравственно-патриотического воспитания. Концептуальная основа музейно – образовательной среды ДОУ – субъективный и культурологический подходы к дошкольному образованию.
- процессе создания модели музейно – образовательного пространства мы выделяем следующие средства музейной педагогики: художественные, социально
– коммуникативные, продуктивные.
Художественные средства – это фотографии, фотоальбомы, открытки, репродукции картин, печатные издания, художественная литература, видеоматериалы о городе, области, природе родного края.
Социально – коммуникативные – включают в себя семейную среду (обычаи, традиции, коллекции домашнего музея); среду мини – музея группы, ДОУ; среду музеев города и области; субкультуру события в жизни ребенка.
Продуктивные - представляются в виде практической и краеведческой деятельности. Практическая деятельность в свою очередь включает:
- Собственную деятельность детей, то есть различные виды художественно – творческой деятельности, размещение предметов, экспонатов. Поделок в музее группы, детского сада;
- Совместная поисковая деятельность с педагогом и семьей, составление проектов, схем, маршрутов;
- Экспериментальную деятельность – опыты, наблюдения (например, путешествие в прошлое предмета).
Программа по работе в мини- музее
« Дорогая моя столица»
Взаимодействие ребенка с музейным объектом предполагает проявление разных чувств, восприятие образов и формирование индивидуальных представлений.
Это взаимодействие может стать развивающим при соблюдении определенных условий:
- определенное построение беседы взрослого с ребенком, способствующей формированию у них самостоятельного суждения;
- развитие представлений и практических навыков;
- учет возрастных особенностей, уровня интеллектуального развития;
- непосредственная эмоциональная реакция на полученную информацию;
- включение детей в создание творческих работ;
Информация успешнее усваивается ребенком, если она имеет яркую эмоциональную окрашенность. Наличие интереса уже будет свидетельствовать об эмоциональной окраске, которая выражается в любопытстве. Любопытство может стать основой любознательности, а любознательность является проявлением интереса, взаимосвязь очевидна. Поэтому важно, чтобы накопление знаний было делом приятным и занимательным. Только тогда ребенок с нетерпением будет ждать новой встречи с музеем.
Формирование самосознания дошкольника тесным образом связано со знакомством его с историей, географией, культурой Отечества. Современные психолого-педагогические исследования убеждают, что период дошкольного детства по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания начал патриотизма.
Одной из форм работы по патриотическому воспитанию дошкольников является создание мини-музея в ДОУ.
Мини-музей позволяет расширить кругозор дошкольников, сформировать проектно-исследовательские умения и навыки, организовать развивающую среду детского сада наиболее функциональным образом для более целостного
восприятия детьми дошкольного возраста исторических событий, связанных с столицей нашей Родины.
Достоинства мини-музея:
1.
2.
3.
4.
Занимает небольшое пространство;
Нет ограничений во времени;
Интерактивен;
Совместное участие детей и педагогов.
Участники программы: материал программы рассчитан для детей среднего и старшего дошкольного возраста и предполагает взаимодействие воспитателей и администрации ДОУ, активное взаимодействие педагогов и родителей воспитанников, взаимодействие и сотрудничества с ветеранами ВОВ и труда, взаимодействие с учреждениями дополнительного образования детей (детская библиотека, краеведческий музей).
Место реализации – групповая комната детского сада.
Руководители мини-музея: Воспитатели - Салиева Рашида Шакировна , Мифтахова Марина Витальевна.
Руководители мини-музея планируют, координируют, контролируют работу в мини-музее.
Аспекты музейной деятельности:
Формы деятельности:
- поисковая;
- научная;
- экспозиционная;
- познавательная.
Формы работы:
- Беседы;
- Экскурсии к историческим местам и памятникам города;
- Музыкально-литературные композиции;
- Встреча с интересными людьми;
- Показ спектаклей и сценок;
- Продуктивная деятельность детей;
- Праздничные мероприятия;
- Выставки творческих работ детей и родителей.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывает в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
- Целостности – в работе соблюдены единство обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность, с другой;
- Гуманизации – личностно-ориентированный подход в воспитании, учет возрастных и индивидуальных особенностей, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания;
- Деятельного подхода – любые знания приобретаются ребенком во время активной деятельности;
- Интеграции – этот принцип позволяет совместить в одной работе аспекты таких научных и общечеловеческих знаний, как музыка, рисование и др.;
- Культуросообразности – основывается на ценностях региональной, национальной и мировой культуры, технологически реализуется посредством культурно-средового подхода к организации деятельности в детском объединении;
- Возрастного и индивидуального подхода – предполагающий выбор тематики, приемов работы в соответствии с субъективным опытом и возрастом детей.
Оформление мини-музея:
музейные экспонаты:
- Герб Республики Башкортостан
- Герб столицы Уфы
- Флаг столицы Уфы
- Герб России
- Герб столицы Москвы
- Флаг столицы Москвы
- Альбом « Дорогая моя столица» ( достопримечательности г. Уфы)
- Папка – раскладушка: « Башкирская промышленность», « Башкирский мёд», « Башкирский хлеб»
- Панно « Достопримечательности г. Уфы»
10. Поделка « Встреча воина»
11. Альбом « Дорогая моя столица» ( достопримечательности г. Москвы)
12. Папка –раскладушка: Культурно –образовательный центр « Школа Л. Н. Толстого», « Государственный исторический музей в Москве», « Музей В. И. Ленина», « Мавзолей В. И. Ленина», « Кремль»;
13. Панно « Достопримечательности г. Москвы»
14. Поделки « Домик с верандой», « Павлин»
15. Открытки « Столица г. Уфа»
16. Литература « 500 вопросов и ответов по Уфе», « Дорогая моя столица г. Москва»
Паспортные данные музея
Наименование мини-музея: « Дорогая моя столица!»
Правила поведения в нашем музее:
- В нашем музее многие экспонаты разрешено трогать руками.
- Рассмотренные экспонаты нужно положить на место.
- Экспонаты нельзя ломать.
- Можно и даже нужно задавать вопросы.
- Можно пополнять музей новыми экспонатами.
Цель:
Формировать представление о том, что Москва — главный город, столица нашей Родины. Познакомить с флагом и гербом Москвы, песнями о Москве. Показать детям красоту, созданную руками мастеров: храмов, архитектурных сооружений. Воспитывать чувство привязанности и любви к Родине.
Формировать представление , что Уфа –столица республики Башкортостан, познакомить с символами нашей столицы с флагом и гербом. Показать архитектурные сооружения, памятники нашей столицы республики.
Интегрированные задачи:
Воспитательные: Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за столицу;
формировать доверительные отношения, благодаря совместной деятельности;
Развивающие: Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную
инициативу детей;
Систематизировать знания, стимулирующие развитие познавательных и
творческих способностей.
Образовательные: Расширять представления детей о Москве – столице России, об Уфе – столице Башкортостана, об истории города.
Ожидаемый результат:
- способность дошкольника описывать государственные символы (герб, флаг, гимн, возможность описать значение каждого цвета во флаге, историю происхождения гимна и герба;
- способность дошкольника воспроизводить полученные знания, умения и навыки;
- способность дошкольника использовать в своей речи такие слова как; патриотизм, нравственность, патриот, археолог, архитектор, ветеран, толерантность.
ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ
«Дорогая моя столица!»
№ п/п | Название этапа | Содержание работы | Сроки реализации | Ожидаемый результат |
1 | Подготовительный этап. | Педагогический совет | сентябрь | 1.Определение темы и названия музея. 2. Выбор места для размещения. 3. Выбор инициативной группы. |
2 | Практический этап. | 1. Сбор экспонатов. 2.Оформление выставки. 3.Индивидуальная работа с детьми. 4. Проведение экскурсий. | Октябрь - ноябрь | Создания мини-музея «Дорогая моя столица». |
3 | Подведение итогов | Заседание инициативной группы. | Декабрь | Альбом по мини-музею «Дорогая моя столица». Выставка экспонатов мини-музея |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ В МИНИ-МУЗЕЕ
№ | Тема цикла занятий | Образовательная область | Цель занятия | месяц |
1. | Экскурсии в мини-музей «Дорогая моя столица» | Познавательн ое развитие | Формировать представления о достопримечательности столицы России - Москва | сентябрь |
2. | Беседа «Москва- столица нашей Родины» | Речевое развитие, Познавательное развитие | Формировать представления о столице, символике города, песне о Москве. | Октябрь |
3. | Выставка детских рисунков и совместного творчества «Дорогая моя столица!» | Художественно- эстетическое развитие | Развивать творческое начало, учить применять различные способы рисования (карандашами, постелью) | |
4. | Экскурсии в мини-музей «Дорогая моя столица» | Познавательное развитие | Формировать представления о достопримечательности столицы Республики Башкортостана - Уфа | ноябрь |
5. | Картина « Флаг Башкортостана» (аппликация) | Художественно- эстетическое развитие | Учить аккуратному выполнению аппликации, развивать творчество воспитывать усидчивость в работе | декабрь |
6. | Конспект -презентация «Дорогая моя Москва. Третьяковская галерея» | Познавательное развитие с использованием ИКТ | Формировать представление к художественному творчеству через работы художников | январь |
7. | Символ Российской земли «Русская березка» (ручной труд из бумаги) | Художественно- эстетическое развитие | Формировать представления о различных способах выполнения поделки | февраль |
8. | Конспект -презентация « Дорогая моя Уфа» | Познавательное развитие с использованием ИКТ | Формировать представления о достопримечательности столицы Республики Башкортостана - Уфа | март апрель |
9. | Герб Уфы (пластилино- графия) | Художественно – эстетическое развитие | Развивать умение составлять, придумывать рассказ, развивать активный словарный запас | |
10. | Итоговая выставка | Проведение мониторинга. Составление | май |
Мониторинг освоения темы: « Дорогая моя столица» Мониторинг проводился в старшей группе -19 детей, автор методики – Гасанова Р. Х.
Было выявлено три уровня знаний детей о культуре и быте башкирского народа:
высокий средний низкий.
высокий уровень не показал ни один ребенок.
- высокому уровню было отнесено:
- 2 ребенка ( преставление о символики , гербе, гимне, о столице) К среднему уровню было отнесено:
-15 детей (представления о столице, символике, геральдике) К низкому уровню было отнесено:
-2 ребенок (представления о символике, гербе )
Итак, анализируя ответы детей, можно сказать следующее:
Дети имеют представлений о прошлом и настоящем некоторых предметов быта:
утвари, жилища, одежды; о труде.
Знают название столиц, их значения, умеют использовать предметы быта в сюжетно-ролевых играх; отражать полученные художественные умения и
впечатления в рисунках, аппликациях, конструировании; описывать предметы быта; проявлять интерес к предметам материальной культуры;
Результаты диагностического этапа показали, что реализация плана работы по музейной педагогике по теме: « Дорогая моя столица!» дает результат среднего уровня. В перспективе дальнейшей работы планируется больше уделять внимание дошкольников о быте, фольклоре и традициях малой родины Башкортостан.
Перспектива развития мини-музея « Дорогая моя столица!»
- Пополнение коллекции мини-музея новыми экспонатами.
- Подбор детских мультфильмов, литературы и наглядного материала.
- Проведение экскурсий для других групп детского сада.
- Изготовление совместно с родителями коллажей о путешествиях по столицам, экскурсиях в памятные места столиц.
На базе мини-музея или с использованием его коллекций планируется проводить занятия по различным видам деятельности.
Время показало, что данный мини - музей очень актуален, многофункционален. Его экспонаты широко используем не только для теоретического ознакомления дошкольников, но и в практическом применении. Например, нередко используем на занятиях с детьми, как наглядные образцы, и т.д.
Можно с уверенностью сказать, что мини-музей «Дорогая моя столица» реально служит осуществлению инновационного направления в работе ДОУ, способствуя, тем самым, патриотическому воспитанию дошкольников.
Таким образом, экспозиции музея позволяет нам вести разноплановую работу с детьми, применять различные методики, использовать материалы для всех видов занятий.
Возникающий интерес у детей к посещению музея оказывает влияние на расширение их общего кругозора, желание узнать о других, существующих музеях. В результате пропагандисткой работы педагогов увеличилось число, совместных с родителями посещений выставок города.
Небольшой музей на территории ДОУ может стать началом большого пути человека в мир всемирной культуры. Оказать влияние на формирование его личности, воспитать достойного гражданина.
Дети экспериментируют в создании образа, расширился опыт детей в применении и сочетании разнообразных изобразительных материалов и инструментов.
- процессе восприятия произведений искусства дети обращают внимание на средства выразительности (цвет, линию, ритм, композицию и др.).
Дети проявляют устойчивый интерес к музейной живописи.
Работа по внедрению инновационных педагогических технологий в образовательный процесс ДОУ будет продолжена.
Поэтому, в свете новых педагогических задач, наш мини-музей будет развиваться и дальше с привлечением родителей к совместным мероприятиям, проводимых в рамках действия мини- музея. В дальнейшем, мы планируем продолжить работу по обогащению и систематизации фонда музея, по созданию картотек методических разработок для организации тематических занятий и досуговой деятельности дошкольников.
Список литературы
- Абрамов А.В. Рассказы о Москве. М., "Ювента", 2013
- Р.Л. Агишева, Ф.Х. Губайдуллина, «Я познаю Башкортостан» воспитателям дошкольных образовательных учреждений, учителям начальных классов и родителям для ознакомления детей с родным краем. - Уфа -20012 г.
- Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. М., "Элизе Трейдинг", 2013
- И.А. Кантемирова, З.А. Тукаеева, Человек – творец рукотворного мира. Учебное пособие и демонстрационный материал - Уфа: Гуп «ГРИ Башкортостан» - 2014 г.
- Смирнова Т.В., Филиппова Т.Ю. Дошкольникам о Москве и родной стране. М., "Издательство "Скрипторий 2003", 2010
- Степанов В.А. «Моя родина Россия» - учебник для малышей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паспорт мини-музея "Птичий двор".
В материале описаны цели и задачи мини-музея, формы работы и оформление, план работы, экспонаты, разделы мини-музея и их особенности....
Паспорт мини-музея "Мой город"
Цели:: реализация комплексного подхода к развитию ребенка и осуществление интеллектуального, нравственного, физического развития дошкольников посредством ознакомления со своей малой Родиной...
Паспорт мини -музея "Русская изба"
Средствами мини - музея осуществляется воспитание, обучение, развитие и социализация воспитанников ДОУ....
Паспорт мини-музея "Животные мира".
Презентация о мини-музее в подготовительной группе "В мире животных"....
паспорт мини - музея "Мы милашки - куклы неваляшки"
паспорт мини - музея "Мы милашки - куклы неваляшки"...
Презентация: паспорт "Мини-музея кошек"
В презентации содержится материал, который Вам поможет сделать паспорт мини-музея....