Педсовет "Предметно-пространственная среда для воспитания экологической культуры дошкольников".
консультация
Актуальность экологических проблем в современном обществе выводит вопросы экологического воспитания на первый план. В дошкольном учреждении решается важное задание - не только раскрыть перед детьми красоту природы, но и научить их самостоятельно ее замечать и ценить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_ehkologo-razvivajushhej_sredy_v_dou.docx | 20.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание эколого-развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении является одним из важных условий экологического образования детей. В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развивающей предметно-пространственной среде эколого-развивающая предметно-пространственная среда учреждения обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства; развитие детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа с учетом особенностей их развития. Грамотно организованная предметно-развивающая среда экологического содержания обеспечивает формирование у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с объектами природы, помогает сформировать познавательное отношение к ней и обеспечивает становление ценностного отношения ко всему живому. Вот почему в работе по экологическому воспитанию дошкольников основной упор сделан на организацию эколого-развивающей среды.
Основными элементами эколого-развивающей среды в нашем детском саду являются уголки природы, мини лаборатории, живой уголок, библиотека, сад-огород, территория детского сада (ландшафтные архитектурные объекты), экологическая тропа, уголки в группах (экспериментальные, природные, выставочные).
Уголок природы. Является обязательным элементом в каждой возрастной группе, что уголок природы – это место постоянного общения малыша с растениями и животными, которое вносит разнообразие в жизнь детей. В уголке природы дети могут проводить интересные наблюдения за природными объектами, заботиться о них. В результате у детей формируются правильные представления о мире природы, воспитывается бережное, заботливое отношение к растениям и животным, чувство ответственности за них.
Содержание объектов и материалов уголка природы:
-комнатные растения;
-декоративные животные;
-календарь погоды и природы;
-альбомы, гербарии, содержащие материал природоведческого характера;
-художественная литература о природе;
-дидактические игры природоведческого содержания;
-различные природные материалы;
-оборудование для организации труда в природе;
-оборудование для организации опытнической деятельности;
Все объекты, предметы, материалы уголка природы яркие, красочные, эмоционально привлекательны, доступны детям (и содержательно, и физически). Материалы, объекты и оборудование стимулируют детей к организации детей к организации экологически-ориентированного общения в процессе реализации различных видов и форм детской деятельности (наблюдения, игр, труда, экспериментирования и пр.). В содержании уголка находятся не только разнообразные комнатные растения и декоративные животные, но и календари природы и погоды, альбомы, гербарии, художественная литература и дидактические игры экологического содержания, различные природные материалы (семена, камешки, кусочки коры и пр.), оборудование для труда в природе, модельный материал.
Мини – лаборатория. Предназначена для организации детской элементарно-исследовательской деятельности в природе. Которая обеспечивает детям не только осознание связей и зависимостей, существующих в мире природы, но и даёт возможность качественно освоить перечень трудовых умений и навыков, необходимых детям для организации экологически-грамотного ухода за выращиваемыми растениями активно использовать их в повседневной жизни. В процессе этой деятельности дошкольники осознают свою позитивную роль в жизни природы родного края, что оказывает благотворное влияние не только на развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер, но и на развитие духовности и нравственности.
В лаборатории хранятся природные материалы, предназначенные для проведения разных исследований: песок, глину, камни, семена растений.
Сад-огород. Предназначен для того, чтобы на практике показать детям, как сажают семена цветочых растений и овощей. Дошкольники учатся наблюдать за посадкой и всходами семян, ухаживать за растениями, получают знания о садовых и огородных растениях.
Территория детского сада (ландшафтные архитектурные объекты). На участке дети знакомятся с изменениями, которые происходят в природе, с ландшафтными архитектурными объектами (горки, цветники, огород), следят, как готовятся растения к смене сезонов. Прогулки по участку детского сада закрепляют умения детей правильно вести себя в природе( не ломать кустов, ветвей, не оставлять мусор, не разрушать муравейники).
Экологическая тропа. Экологическая тропа детского сада «Ромашка» – специально оборудованная в образовательных и воспитательных целях природная территория; маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную ценность, на котором дошкольники получают информацию о них.
1. Солнечная поляна»
Вместе с педагогом дети рассматривают схему тропы, для определения последовательности маршрута.
2.Правила поведения в природе.
Дети знакомятся с правилами поведения в природе . Педагог обращает внимание детей на то, что во время путешествия по тропе тоже необходимо соблюдать правила:
Запрещается срывать растения, вытаптывать траву, ломать ветки, ловить насекомых, бросать мусор.
С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни, интересные коряги и т.п.
С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!
- «Природная лаборатория»
Объект включает столы и скамейки для детей, различные материалы для проведения опытов и экспериментов (песок, вода, глина, почва, камешки, шишки и другой природный и бросовый материал), необходимое оборудование (лупы, различные емкости, мерные стаканы, ложки, весы, игрушки для игр с водой и песком, бумага, карандаши для зарисовок, папки с картотекой опытов и экспериментов с детьми разного возраста для педагогов, информационные материалы для родителей.
Дети знакомятся, расширяют и уточняют знания о свойствах объектов живой и неживой природы (вода, песок, глина, почва, камни, семена, листья шишки и т.п.); проводят совместно со взрослыми опыты, эксперименты, наблюдения.
Педагог заранее, в зависимости от возраста, интересов детей и образовательных задач, выбирает из картотеки опытов и экспериментов 1-2 задания, проверяет наличие необходимого для их проведения материала. По окончании эксперимента педагог помогает детям сделать выводы, систематизировать представления. По результатам опытов и экспериментов дети могут выполнять зарисовки.
- «Земляничная поляна»
Дети знакомятся с земляникой, наблюдают за тем как она растет, пробуют ее душистые плоды.
Педагог предлагает отгадать загадку о землянике, беседует с детьми о ней (части растения, этапы роста, польза для природы и человека), читает стихотворение про землянику.
- «Муравейники»
Дети рассматривают муравейники из хвои и веточек, фигурки муравьев, рассматривают схему муравейника.
Педагог предлагает отгадать загадки про муравьев и муравейник, рассказывает детям об устройстве муравейника, интересные факты из жизни этих насекомых, знакомит с пословицами, поговорками, народными приметами, связанными с муравьями, читает стихи и сказки про муравьев и муравейник.
- Берёза
Дети рассматривают все части дерева (ствол, листья, цветы, плоды), наблюдают за изменениями в разное время года.
Педагог, используя иллюстративный материал из «волшебного сундучка» беседует с детьми о берёзе, рассказывает об этом дереве, его строении, росте, пользе для природы и человека; знакомит с пословицами, поговорками, народными приметами, связанными с берёзой, читает стихи об этом дереве.
- «Мини-водоём»
Дети рассматривают искусственный водоем с водными растениями, насекомыми, улитками, живущими в воде, альпийскую горку с разными видами растений, фигурки лягушки, цапли, уток, наблюдают за изменениями живых объектов природы, отгадывают загадки, связанные с прудом и его обитателями.
Педагог, используя иллюстративный материал беседует с детьми об обитателях пруда (растения, животные, насекомые)..
- «Огород»
Дети рассматривают мини-грядки с овощными культурами (кабачки, огурцы, помидоры, капуста, лук, салат и др.) наблюдают за их ростом и развитием, приобретают практические навыки ухода за растениями (полив, прополка, рыхление, сбор урожая)
Педагог беседует с детьми об овощных культурах и растениях огорода, предлагает отгадать загадки о них, рассказывает о том, как человек ухаживает за растениями, инструментах, необходимых для этого; помогает сделать выводы о взаимосвязи состояния растений и динамики их развития с благоприятными или неблагоприятными условиями.
- «Цветы леса и луга»
Дети рассматривают луговые и лесные цветы (ландыш, ветреница, колокольчик, ромашка, василек и др.), наблюдают за изменениями в их росте и развитии, любуются красотой цветов и наслаждаются их ароматом.Педагог беседует с детьми о цветах луга и леса, их особенностях, помогает выделить их общие признаки и различия, загадывает загадки, читает стихи об этих растениях. В конце маршрута педагог с детьми возвращаются на « Солнечную полянку», где спрашивает детей о том, где они побывали, что нового узнали, благодарит за соблюдение правил поведения на тропинке, доброе и заботливое отношение к природе .
Дети совместно с родителями и воспитателями постоянно принимают активное участи в Международных конкурсах рисунков, плакатов в защиту редких, исчезающих животных : «Россия-родина слонов», «Амурского тигра», «Белого медведя», а также в региональном этапе Всероссийских экологических Акций «Зелёная планета глазами детей», «Дни защиты от экологической опасности», «Весна без огня». Акции «Чистое село», «С любовью к России мы делами добрыми едины», трудовой десант по благоустройству территории, посадка деревьев, уход за цветами заставляет людей выполнять природоохранные требования и уже дети вместе с родителями воспринимают эти требования, как свою внутреннюю потребность , а не обязанность.
Основными направлениями экологического образования и воспитания детей и взрослых в детском саду являются :
-организация экологического образования детей в различных видах деятельности: образовательная деятельность, игры, экскурсии, прогулки, проектная, исследовательская, опытно-экспериментальная, природоохранная, проведение развлечений и праздников на данную тематику.
- организация и проведение подготовки педагогических работников и родителей по экологическому воспитанию.
В образовательной деятельности используются фрагменты видеофильмов, видеосюжетов о природе, слайдовые презентации. Через занятия всех возрастных групп проходит тема сезонных изменений в природе. Для ознакомления подбираются животные и растения , внешний вид, которых, поведение наиболее интересны в этот период, и наиболее ярко и глубоко влияют на чувства ребёнка.
Содержание занятий по экологии подводит детей к их мировоззренческим выводам: о единстве и разнообразии природы, связях и взаимосвязях между разными объектами природы, постоянных изменениях в природе и её развитии. Занятия проводятся в различных формах:
-беседы на познавательные темы «Об овощах и фруктах», «Как лесные звери готовятся к зиме», «О домашних и диких животных», «Кто может обидеть ель и как её помочь», «Перелётные птицы», «Станем юными защитниками природы» и т.д.
-познавательные рассказы, чтение познавательной литературы (В.Бианки,
Е.Чарушин, Ю.Дмитриев, Пришвин и др.)
- в процессе опытно-экспериментальной деятельности расширяются представления детей о свойствах воды, песка, снега. Вода (льётся, переливается, нагревается, охлаждается), песок (сухой – рассыпается, влажный – лепится), снег (холодный, белый, от тепла тает).Были проделаны опыты с детьми «Вода – источник жизни», «Тает, не тает, летает, не летает», Опыт «Как обнаружили воздух?» , Игра-экспериментирование «Что в пакете?», Игра-эксперимент «Воздух работает», Эксперимент «Может ли камень издавать звук?» , Проблемная ситуация «Почему вода льется?», наблюдение «Делаем цветные льдинки».
- успешному решению задач экологического образования и воспитания дошкольников способствует технология проектной деятельности. Педагоги ДОУ совместно с детьми и родителями реализовали следующие проекты : «Покормите птиц зимой» , «Экологический калейдоскоп», «День земли», «День малых рек и водоёмов», « «День птиц», «Разноцветная планета» , «Волшебница вода» , «Волшебный песок» , познавательско-исследовательский проект «Огород на подоконнике» . Проводится организационно - методическая работа с кадрами: консультационно-практические занятия, консультации по организации проектов, экскурсий, познавательно-исследовательской деятельности, организации и проведению прогулок в детском саду .
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей используем следующие формы работы: родительские собрания, консультации, беседы, размещаем стендовую информацию. Родители с большим удовольствием принимают активное участие в совместных с детьми конкурсах рисунков, поделок, выставок.
Экологическое образование и воспитание дошкольников осуществляется в рамках реализации:
- основной общеобразовательной программы ДОУ .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание экологической культуры дошкольников через музыкальную деятельность
Воспитание ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. В нашем детском саду экологическое направление является приоритетным, поэтому формирование экологической культ...
Курсовая работа "Воспитание экологической культуры дошкольников"
В данной работе описаны основные...
Педсовет "Предметно-пространственная среда для воспитания экологической культуры дошкольников".
Актуальность экологических проблем в современном обществе выводит вопросы экологического воспитания на первый план. В дошкольном учреждении решается важное задание - не только раскрыть перед детьми кр...
Статья «Экологическая тропа как средство воспитания экологической культуры дошкольников» (из опыта работы)
Материал для педагогов из личного опыта....
презентация «Экологическая тропа как средство воспитания экологической культуры дошкольников»
презентация к статье "Экологическая тропа как средство воспитания экологической культуры дошкольников" ....
Музыкально-экологические досуги в ДОУ как средство воспитания экологической культуры дошкольников.
Этот проект музыкально-экрлогических досугов направлен на приобщение детей через интеграцию музыкального искусства и экологии к заботе об окружающей природе...
РМО. Взаимодействие с родителями по воспитанию экологической культуры дошкольников. Экологическая сказка «Приключения Травянчика»
Сегодня остро стоит вопрос защиты экологии и охраны окружающей среды. К сожалению, с развитием научно-технического прогресса и стремлением человечества создавать что-то новое, расширять добычу природн...