Педсовет "Предметно-пространственная среда для воспитания экологической культуры дошкольников".
консультация (старшая группа)

Темирчева Светлана Николаевна

Актуальность экологических проблем в современном обществе выводит вопросы экологического воспитания на первый план. В дошкольном учреждении решается важное задание - не только раскрыть перед детьми красоту природы, но и научить их самостоятельно ее замечать и ценить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_ehkologo-razvivajushhej_sredy_v_dou.docx20.61 КБ

Предварительный просмотр:

Создание эколого-развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении является одним из важных условий экологического образования детей. В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развивающей предметно-пространственной среде эколого-развивающая предметно-пространственная среда учреждения обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства; развитие детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа с учетом особенностей их развития. Грамотно организованная предметно-развивающая среда экологического содержания обеспечивает формирование у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с объектами природы, помогает сформировать познавательное отношение к ней и обеспечивает становление ценностного отношения ко всему живому. Вот почему в работе по экологическому воспитанию дошкольников основной упор  сделан на организацию эколого-развивающей среды.  

Основными элементами эколого-развивающей среды в нашем детском саду являются уголки природы, мини лаборатории, живой уголок, библиотека, сад-огород, территория детского сада (ландшафтные архитектурные объекты), экологическая тропа,  уголки в группах (экспериментальные, природные, выставочные).

Уголок природы. Является обязательным элементом в каждой возрастной группе, что уголок природы – это место постоянного общения малыша с растениями и животными, которое вносит разнообразие в жизнь детей. В уголке природы дети могут проводить интересные наблюдения за природными объектами, заботиться о них. В результате у детей формируются правильные представления о мире природы, воспитывается бережное, заботливое отношение к растениям и животным, чувство ответственности за них.

Содержание объектов и материалов уголка природы:

-комнатные растения;

-декоративные животные;

-календарь погоды и природы;

-альбомы, гербарии, содержащие материал природоведческого характера;

-художественная литература о природе;

-дидактические игры природоведческого содержания;

-различные природные материалы;

-оборудование для организации труда в природе;

-оборудование для организации опытнической деятельности;

Все объекты, предметы, материалы уголка природы  яркие, красочные, эмоционально привлекательны, доступны детям (и содержательно, и физически). Материалы, объекты и оборудование  стимулируют детей к организации детей к организации экологически-ориентированного общения в процессе реализации различных видов и форм детской деятельности (наблюдения, игр, труда, экспериментирования и пр.). В содержании уголка   находятся не только разнообразные комнатные растения и декоративные животные, но и календари природы и погоды, альбомы, гербарии, художественная литература и дидактические игры экологического содержания, различные природные материалы (семена, камешки, кусочки коры и пр.), оборудование для труда в природе, модельный материал.  

Мини – лаборатория.  Предназначена для организации детской элементарно-исследовательской деятельности в природе. Которая обеспечивает детям не только осознание связей и зависимостей, существующих в мире природы, но и даёт  возможность качественно освоить перечень трудовых умений и навыков, необходимых детям для организации экологически-грамотного ухода за выращиваемыми растениями активно использовать их в повседневной жизни. В процессе этой деятельности дошкольники осознают свою позитивную роль в жизни природы родного края, что оказывает благотворное влияние не только на развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер, но и на развитие духовности и нравственности.  

        В лаборатории хранятся  природные материалы, предназначенные для проведения разных исследований: песок, глину, камни, семена растений.  

Сад-огород. Предназначен для  того, чтобы на практике показать детям, как сажают семена цветочых растений и овощей. Дошкольники  учатся наблюдать за посадкой и всходами семян,  ухаживать за растениями, получают знания о садовых и огородных растениях.

 Территория детского сада (ландшафтные архитектурные объекты). На участке дети знакомятся  с изменениями, которые происходят в природе, с ландшафтными архитектурными объектами (горки, цветники, огород), следят, как готовятся растения к смене сезонов. Прогулки по  участку детского сада закрепляют умения детей правильно вести себя в природе( не ломать кустов, ветвей, не оставлять мусор, не разрушать муравейники).

Экологическая тропа. Экологическая тропа детского сада «Ромашка»  – специально оборудованная в образовательных и воспитательных целях природная территория; маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную ценность, на котором дошкольники получают информацию о них.

1.         Солнечная поляна»

Вместе с педагогом дети рассматривают схему тропы, для определения последовательности маршрута.

2.Правила поведения в природе.

Дети знакомятся с правилами поведения в природе . Педагог обращает внимание детей на то, что во время путешествия по тропе тоже необходимо соблюдать правила:

Запрещается срывать растения, вытаптывать траву, ломать ветки, ловить насекомых, бросать мусор.

С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни, интересные коряги и т.п.  

С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!

  1. «Природная лаборатория»

Объект включает столы и скамейки для детей, различные материалы для проведения опытов и экспериментов (песок, вода, глина, почва, камешки, шишки и другой природный и бросовый материал), необходимое оборудование (лупы, различные емкости, мерные стаканы, ложки, весы, игрушки для игр с водой и песком, бумага, карандаши для зарисовок, папки с картотекой опытов и экспериментов с детьми разного возраста для педагогов, информационные материалы для родителей.

Дети знакомятся, расширяют и уточняют знания о свойствах объектов живой и неживой природы (вода, песок, глина, почва, камни, семена, листья шишки и т.п.); проводят совместно со взрослыми опыты, эксперименты, наблюдения.

Педагог заранее, в зависимости от возраста, интересов детей и образовательных задач, выбирает из картотеки опытов и экспериментов 1-2 задания, проверяет наличие необходимого для их проведения материала. По окончании эксперимента педагог помогает детям сделать выводы, систематизировать представления. По результатам опытов и экспериментов дети могут выполнять зарисовки.

  1. «Земляничная поляна»  

Дети знакомятся с земляникой, наблюдают за тем как она растет, пробуют ее душистые плоды.

Педагог предлагает отгадать загадку о землянике, беседует с детьми о ней (части растения, этапы роста, польза для природы и человека), читает стихотворение про землянику.

  1. «Муравейники»

Дети рассматривают муравейники из хвои и веточек, фигурки муравьев, рассматривают схему муравейника.

Педагог предлагает отгадать загадки про муравьев и муравейник, рассказывает детям об устройстве муравейника, интересные факты из жизни этих насекомых, знакомит с пословицами, поговорками, народными приметами, связанными с муравьями, читает стихи и сказки про муравьев и муравейник.

  1. Берёза

Дети рассматривают все части дерева (ствол, листья, цветы, плоды), наблюдают за изменениями в разное время года.

Педагог, используя иллюстративный материал из «волшебного сундучка» беседует с детьми о  берёзе, рассказывает об этом дереве, его строении, росте, пользе для природы и человека; знакомит с пословицами, поговорками, народными приметами, связанными с берёзой, читает стихи об этом дереве.

  1. «Мини-водоём»

Дети рассматривают искусственный водоем с водными растениями, насекомыми, улитками, живущими в воде, альпийскую горку с разными видами растений, фигурки лягушки, цапли, уток, наблюдают за изменениями живых объектов природы, отгадывают загадки, связанные с прудом и его обитателями.

 Педагог, используя иллюстративный материал беседует с детьми об обитателях пруда (растения, животные, насекомые)..

  1. «Огород»

Дети рассматривают мини-грядки с овощными культурами (кабачки, огурцы, помидоры, капуста, лук, салат и др.) наблюдают за их ростом и развитием, приобретают практические навыки ухода за растениями (полив, прополка, рыхление, сбор урожая)

Педагог беседует с детьми об овощных культурах и растениях огорода, предлагает отгадать загадки о них, рассказывает о том, как человек ухаживает за растениями, инструментах, необходимых для этого; помогает сделать выводы о взаимосвязи состояния растений и динамики их развития с благоприятными или неблагоприятными условиями.

  1. «Цветы леса и луга»  

Дети рассматривают луговые и лесные цветы (ландыш, ветреница, колокольчик, ромашка, василек и др.), наблюдают за изменениями в их росте и развитии, любуются красотой цветов и наслаждаются их ароматом.Педагог беседует с детьми о цветах луга и леса, их особенностях, помогает выделить их общие признаки и различия, загадывает загадки, читает стихи об этих растениях. В конце маршрута педагог с детьми возвращаются на  « Солнечную полянку», где спрашивает детей о том, где они побывали, что нового узнали, благодарит за соблюдение правил поведения на тропинке, доброе и заботливое отношение к природе .

  Дети  совместно с родителями и воспитателями постоянно принимают активное участи в Международных конкурсах рисунков, плакатов в защиту редких, исчезающих животных : «Россия-родина слонов», «Амурского тигра», «Белого медведя»,  а также в региональном этапе Всероссийских экологических Акций «Зелёная планета глазами детей», «Дни защиты от экологической опасности», «Весна без огня». Акции «Чистое село»,  «С любовью к России мы делами добрыми едины», трудовой десант по благоустройству территории, посадка деревьев, уход за цветами заставляет людей выполнять природоохранные требования и уже дети вместе с родителями воспринимают эти требования, как свою внутреннюю потребность , а не обязанность.

Основными  направлениями  экологического образования и воспитания  детей и взрослых в детском саду являются :  

-организация экологического образования детей в различных видах деятельности: образовательная деятельность, игры,  экскурсии, прогулки, проектная, исследовательская, опытно-экспериментальная,  природоохранная, проведение развлечений и праздников на данную тематику.

- организация и проведение подготовки педагогических работников и родителей по экологическому воспитанию.

В образовательной деятельности используются фрагменты видеофильмов, видеосюжетов о природе, слайдовые презентации. Через занятия всех возрастных групп проходит тема сезонных изменений в природе. Для ознакомления подбираются  животные и растения , внешний вид, которых, поведение наиболее интересны в этот период, и наиболее ярко и глубоко влияют на чувства ребёнка.

Содержание занятий по экологии подводит детей к их мировоззренческим выводам: о единстве  и разнообразии природы, связях и взаимосвязях между разными объектами природы, постоянных изменениях в природе и её развитии. Занятия проводятся в различных формах:

-беседы на познавательные темы «Об овощах и фруктах», «Как лесные звери готовятся к зиме», «О домашних и диких животных», «Кто может обидеть ель и как её помочь», «Перелётные птицы», «Станем юными защитниками природы» и т.д.

-познавательные  рассказы, чтение познавательной литературы (В.Бианки,

Е.Чарушин, Ю.Дмитриев, Пришвин и др.)

  • в процессе опытно-экспериментальной деятельности расширяются представления детей о свойствах воды, песка, снега. Вода (льётся,  переливается, нагревается, охлаждается), песок (сухой – рассыпается, влажный – лепится), снег (холодный, белый, от тепла тает).Были проделаны опыты с детьми «Вода – источник жизни», «Тает, не тает, летает, не летает», Опыт  «Как обнаружили воздух?» , Игра-экспериментирование «Что в пакете?», Игра-эксперимент «Воздух работает», Эксперимент «Может ли камень издавать звук?» , Проблемная ситуация «Почему вода льется?», наблюдение «Делаем цветные льдинки».  
  • успешному решению задач экологического образования и воспитания дошкольников способствует технология проектной деятельности. Педагоги ДОУ  совместно с детьми и родителями реализовали следующие проекты :  «Покормите птиц зимой» , «Экологический калейдоскоп»,  «День земли», «День малых рек и водоёмов», « «День птиц», «Разноцветная планета» ,  «Волшебница вода» , «Волшебный песок» , познавательско-исследовательский проект   «Огород на подоконнике» .  Проводится  организационно - методическая работа с кадрами: консультационно-практические занятия, консультации по организации проектов, экскурсий, познавательно-исследовательской деятельности,  организации и проведению прогулок в детском саду . 

    В  работе  с родителями по экологическому воспитанию детей используем следующие формы работы: родительские собрания, консультации, беседы, размещаем стендовую  информацию. Родители с большим удовольствием принимают активное участие в совместных с детьми конкурсах рисунков, поделок, выставок.

Экологическое образование и воспитание дошкольников осуществляется в рамках реализации:

  • основной общеобразовательной программы ДОУ .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание экологической культуры дошкольников через музыкальную деятельность

Воспитание ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. В нашем детском саду экологическое направление является  приоритетным, поэтому формирование экологической культ...

Педсовет "Предметно-пространственная среда для воспитания экологической культуры дошкольников".

Актуальность экологических проблем в современном обществе выводит вопросы экологического воспитания на первый план. В дошкольном учреждении решается важное задание - не только раскрыть перед детьми кр...

презентация «Экологическая тропа как средство воспитания экологической культуры дошкольников»

презентация к статье "Экологическая тропа как средство воспитания экологической культуры дошкольников" ....

Музыкально-экологические досуги в ДОУ как средство воспитания экологической культуры дошкольников.

Этот проект музыкально-экрлогических досугов направлен на приобщение детей через интеграцию музыкального искусства и экологии к заботе об окружающей природе...

РМО. Взаимодействие с родителями по воспитанию экологической культуры дошкольников. Экологическая сказка «Приключения Травянчика»

Сегодня остро стоит вопрос защиты экологии и охраны окружающей среды. К сожалению, с развитием научно-технического прогресса и стремлением человечества создавать что-то новое, расширять добычу природн...